Решение б/н Решение и предписание № 64-07/18.1/16 по жалобе ООО «УралСтр... от 9 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 64-07/18.1/16

03 ноября 2016 года                                                                 г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 - ФЗ «О защите конкуренции»  (далее - Закон о защите конкуренции; Комиссия), в составе:

Председателя

Комиссии:

<…>

-

руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<…>

-

начальника отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;

 

<…>

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

при рассмотрении жалобы ООО «УралСтройЩебень»  (далее – Заявитель)  на неправомерные действия Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области (далее – Министерство, организатор торгов)

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО «УралСтройЩебень»   на неправомерные действия Министерства при организации  и проведении аукционов на право пользования недрами с целью разведки и добычи магматических и метаморфических пород (кроме используемых для производства огнеупорных, кислотоупорных материалов, каменного литья минеральной ваты и волокон, минеральной подкормки  животных и птиц, декоративно-поделочных камней, в цементной промышленности) на Западном и Восточном участке Полетаевского месторождения, расположенном в Сосновском муниципальном районе Челябинской области (далее - участки недр), извещения № 150916/1780621/01, 150916/1780621/02 (далее – Аукционы, торги).

 

 В качестве доводов Заявитель в жалобе указал, что организатором торгов в документации по торгам  не указаны сведения о земельных участках, расположенных в пределах участков недр, а также гарантиях  беспрепятственного предоставления в пользование данных земельных участков для пользователей недр. При этом указанные земельные участки находятся в собственности ряда физических лиц, что может создать в последующем препятствия победителям торгов при реализации права пользования недрами. В связи с этим Заявитель просит признать жалобу обоснованной и принять решение о выдаче предписания об аннулировании торгов.

 

Министерством представлены письменные пояснения, а также на заседании Комиссии  указано следующее.

Предметом торгов, проводимых Министерством, являются участки недр, а не земельные участки. При проведении аукциона на предоставление права пользования участками недр местного значения не требуется получения согласия правообладателей земельных участков на предоставление их пользователю недр, определенному по результатам торгов. Более того, победитель торгов вправе обратиться в уполномоченный орган с ходатайством об изъятии земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами. При этом в соответствии с требованиями действующего законодательства такое изъятие может быть осуществлено только при наличии лицензии на пользование недрами.

На основании изложенного Министерство полагает, что доводы Заявителя являются необоснованными.

 

Изучив представленные материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле,  Комиссия пришла к следующим выводам.

Порядок организации и проведения аукциона на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи участков недр местного значения определяется: Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах); Законом Челябинской области от 29.03.2012 № 294-ЗО «О пользовании недрами на территории Челябинской области»; Порядком проведения аукционов на право пользования участками недр местного значения, включенными в перечень участков недр местного значения, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, расположенных на территории Челябинской области, утвержденным Приказом Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области от 18.03.2013 № 36-П (далее – Порядок).

Распоряжениями Министерства  № 2524-р от 15.09.2016 и  № 2524-р от 15.09.2016 приняты решения о проведении аукционов на предоставление  права пользования недрами с целью разведки и добычи магматических и метаморфических пород (кроме используемых для производства огнеупорных, кислотоупорных материалов, каменного литья минеральной ваты и волокон, минеральной подкормки  животных и птиц, декоративно-поделочных камней, в цементной промышленности) на Западном и Восточном участках Полетаевского месторождения, расположенных в Сосновском муниципальном районе Челябинской области, а также утверждены Порядки и условия проведения аукционов (далее - Порядки и условия проведения аукционов).

15 сентября 2016 года на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов – www. torgi.gov.ru, опубликованы извещения о проведении торгов (извещения № 150916/1780621/01 и № 150916/1780621/02). Извещения о  проведении Аукционов 15.09.2016 также размещены на официальном сайте Министерства  в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» -www.imchel.ru.

Дата  окончания приема заявок 14.11.2016. Проведение  Аукциона назначено на 30.11.2016.

 

1. Комиссией антимонопольного органа при рассмотрении жалобы установлено следующее.

В соответствии с  Законом о недрах недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Частью 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Согласно статье 25.1 Закона о недрах земельные участки, в том числе лесные участки, водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и Законом о недрах.

В соответствии со статьей 25.2 Закона о недрах прекращение прав граждан и юридических лиц на земельные участки и водные объекты, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, осуществляется в соответствии с гражданским, земельным, водным законодательством и настоящим Законом. Допускается осуществлять изъятие для государственных или муниципальных нужд земельных участков, в том числе лесных участков, если такие земельные участки необходимы для ведения работ, связанных с пользованием недрами.

Согласно статье 56.2 ЗК РФ изъятие земельных участков необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения, для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

При этом  принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд должно быть обосновано  лицензией на пользование недрами (в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя; подпункт 3 пункта 2 статьи 56.3 ЗК РФ).

Решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято на основании ходатайств об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, с которыми в уполномоченные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления, вправе обратиться организации, являющиеся недропользователями, в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователей.

Кроме того, в соответствии с подпунктом 9 части 3 статьи 23 ЗК РФ на земельные участки могут устанавливаться публичные сервитуты для временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ.

Из системного толкования норм следует, что действующее законодательство не содержит требований о необходимости указания в документации по торгам сведений о земельных участках и порядке их использования при проведении торгов на  предоставление  права пользования участками недр местного значения.

В данном случае лицо, которому предоставлен участок недр по результатам торгов, определяет условия пользования земельным участком с собственником самостоятельно, в том числе посредством установления сервитута, обращения в уполномоченный орган с ходатайством об изъятии земельного участка.

Таким образом, довод Заявителя о необходимости урегулирования вопроса, связанного с предоставлением земельного участка победителю торгов, в конкурсной документации  отклонен Комиссией.

 

2. Комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов на предмет соблюдения порядка организации и проведения торгов. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, конкурсной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений (часть 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

 В соответствии с подпунктом 12 пункта 5  Порядка условия проведения аукциона разрабатываются по каждому участку недр в зависимости от вида пользования недрами, степени изученности и включают в том числе  размер, срок и порядок внесения задатка или условия выполнения иных обязательств, обеспечивающих уплату участниками аукциона разового платежа за пользование участками недр, форма договора о задатке.

В соответствии с пунктом 7.4 Порядков и условий проведения аукционов документы на участие в торгах подаются заявителем к регистрации (после уплаты задатка и сбора за участие в аукционе) до 17:30 14 ноября 2016 года.

Пунктом 6.2 Порядков и условий проведения аукционов предусмотрено внесения денежных средств в качестве задатка в размере 14 397 702 рублей и 18 897 976 рублей. При этом указано, что договор о задатке должен быть заключен в срок не позднее 01 ноября 2016 года, в такой же срок должен быть внесен заявителем на счет Министерства задаток.

В случае если заявка на предоставление лицензии подана с нарушением установленных требований, в том числе если ее содержание не соответствует объявленным условиям аукциона, в соответствии с подпунктом 1 пункта 17 Порядка, подпунктом 1 пункта 7.8 Порядков и условий проведения аукционов может последовать отказ в приеме заявки на участие в аукционе на право пользования участками недр.

Из буквального толкования положений Порядков и условий проведения аукционов следует, что последний день  внесения денежных средств в качестве задатка и заключения договора о задатке – 01.11.2016, при условии, что дата окончания подачи заявок - 14.11.2016. В связи с этим организатором торгов сокращен установленный срок приема заявок на участие в торгах на 13 календарных дней.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции  при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Таким образом, установление в пункте  6.2 Порядков и условий проведения аукционов сроков внесения денежных средств в качестве задатка и заключения договора о задатке – 01.11.2016, при условии, что дата окончания подачи заявок - 14.11.2016, может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции при проведении торгов,  в том числе ввиду сокращения  установленного срока подачи заявок на участие в торгах и, следовательно, сокращению количества участников торгов,  что противоречит части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

 

На основании изложенного, Комиссия Челябинского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «УралСтройЩебень»   необоснованной.
  2. Признать нарушением части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции действиях Министерства по установлению в пункте  6.2 Порядков и условий проведения аукционов сроков внесения денежных средств в качестве задатка и заключения договора о задатке, которые могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции при проведении торгов,  в том числе к ограничению количества участников торгов ввиду сокращения  установленного срока подачи заявок на участие в торгах.
  3. Выдать организатору торгов в лице Министерства в порядке части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 64-07/18.1/16

о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов

 

03 ноября 2016 года                                                                    г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 - ФЗ «О защите конкуренции»  (далее - Закон о защите конкуренции; Комиссия), в составе:

Председателя

Комиссии:

<…>

-

руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<…>

-

начальника отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;

 

<…>

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, на основании решения № 64-07/18.1/16 от 03.11.2016 по жалобе ООО «УралСтройЩебень»   на неправомерные действия Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области (далее – Министерство, организатор торгов)

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

  1. Министерству в срок по 10 ноября 2016 года совершить действия, направленные на устранение нарушений порядка организации и проведения аукционов  на право пользования недрами с целью разведки и добычи магматических и метаморфических пород (кроме используемых для производства огнеупорных, кислотоупорных материалов, каменного литья минеральной ваты и волокон, минеральной подкормки  животных и птиц, декоративно-поделочных камней, в цементной промышленности) на Западном и Восточном участке Полетаевского месторождения, расположенном в Сосновском муниципальном районе Челябинской области, извещения № 150916/1780621/01, 150916/1780621/02 (далее – Аукционы, торги), а именно:

- внести изменения  в пункт  6.2 Порядков и условий проведения аукционов, утвержденных Распоряжениями Министерства  № 2524-р от 15.09.2016 и  № 2524-р от 15.09.2016,  в части приведения сроков внесения денежных средств в качестве задатка и заключения договора о задатке в соответствие со сроками подачи заявок на участие в торгах;

- разместить на официальном сайте торгов www.torgi.gov.ru решения о внесении изменений в Порядки и условия проведения аукционов, утвержденные Распоряжениями Министерства  № 2524-р от 15.09.2016 и  № 2524-р от 15.09.2016.

2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Челябинское УФАС России в срок до 18 ноября 2016 года, с приложением подтверждающих документов (решения о внесении изменений в Порядки и условия проведения аукционов, утвержденные Распоряжениями Министерства  № 2524-р от 15.09.2016 и  № 2524-р от 15.09.2016,  распечатку изменений, размещенных на официальном сайте торгов www.torgi.gov.ru с указанием сайта и даты размещения).

 

Документы, представленные в доказательство исполнения предписания, должны быть заверены печатью организации и подписью должностного лица, прошиты и пронумерованы, представлены с сопроводительным письмом и описью документов.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны