Решение б/н Решение № 647-ж/2017 по жалобе ООО «СМС-Комплект» на действи... от 18 октября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 647-ж/2017

21 сентября 2017 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:

 

Председателя Комиссии:

 

-

заместителя руководителя Челябинского УФАС России,

Членов Комиссии:

 

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

 

 

-

специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО «СМС-Комплект» (далее – Общество, Заявитель) на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на ремонт водопровода в д. Маскайка Чебаркульского района, Челябинской области (извещение №0169300019317000007) в присутствии:

- представителя МУ «Администрация «Травниковского сельского поселения» (далее - Заказчик), действующего на основании доверенности №1018 от 20.09.2017;

- директора ООО «СМС-Комплект», действующего на основании Протокола № 1 общего собрания учредителей ООО «СМС-Комплект» от 11.11.2014,

УСТАНОВИЛА:

В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО «СМС-Комплект» на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на ремонт водопровода в д. Маскайка Чебаркульского района, Челябинской области (извещение №0169300019317000007) (далее - закупка).

Согласно представленным документам Заказчиком объявило о проведении электронного аукциона 04.09.2017.

Начальная (максимальная) цена контракта определена в размере 509 636,00 рублей.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 13.09.2017 №0169300019317000007-1, на участие в Аукционе подано 2 заявки, 1 допущена до участия в закупке.

В соответствии с доводами Заявителя, ООО «СМС-Комплект» неправомерно отказали в допуске к участию в электронном аукционе, поскольку первая часть заявки ООО «СМС-Комплект» полностью соответствовала требованиям документации об электронном аукционе.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии Челябинского УФАС России с доводами Заявителя не согласился, пояснил, что действия аукционной комиссии соответствовали требованиям документации об электронном аукционе и Закону о контрактной системе.

Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, проведя внеплановую проверку закупки, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

Согласно части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

В силу пункта 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации.

Согласно подпункту «б» пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар: согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

В пункте 21 «Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе» Информационной карты документации об электронном аукционе указано: «Первая часть заявки на участие в электронном аукционе на выполнение работ должна содержать следующую информацию: согласие, участника электронного аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе (Информационной картой), а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара».

Заявка ООО «СМС-Комплект» состоит только из согласия участника закупки на выполнение работ на условиях документации об электронном аукционе, что подтверждается материалами дела.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 13.09.2017 №0169300019317000007-1, участнику с порядковым номером заявки 2 отказано в допуске к участию в электронном аукционе с формулировкой «Отсутствие документов, предоставляемых в составе первой части заявки».

Согласно доводам Заявителя, объектом закупки является выполнение работ, а не поставка товара, следовательно, участнику закупки достаточно дать свое согласие на выполнение указанных работ в соответствии с проектом и сметой, что и сделало ООО «СМС-Комплект» в первой части заявки.

Комиссия Челябинского УФАС России, изучив документацию об электронном аукционе, заявку участника закупки, протокол рассмотрения заявок участников закупки, принимая во внимание тот факт, что указание требования о наличии конкретных показателей используемого при выполнении работ товара в составе первой части заявки участника закупки является правом Заказчика, предусмотренным подпункту «б» пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, приходит к выводу о том, что действия аукционной комиссии по отказу в допуске ООО «СМС-Комплект» к участию в электронном аукционе соответствуют требованиям Закона о контрактной системе, поскольку в пункте 21 Информационной карты документации об электронном аукционе установлено требование о наличии в первой части заявки конкретных показателей характеристик используемого при выполнении работ товара. Вместе с тем, указанные сведения отсутствуют в заявке Заявителя.

 

По результатам проведения внеплановой проверки в действиях Заказчика выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе.

 

1. Согласно пункту 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются: условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

1.1. Согласно пункту 7 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом).

Таким образом, в нарушение пункта 7 статьи 42, части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона не установлен порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок.

1.2. Согласно пункту 8 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.

Таким образом, в нарушение пункта 8 статьи 42, части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона не установлен порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информация о банковском сопровождении контракта.

 

2. В силу пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

В извещении о проведении электронного аукциона в требованиях к участникам установлено: «Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 cтатьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ). Дополнительная информация к требованию отсутствует».

В нарушение части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона не конкретизированы единые требования к участникам, а также не установлен перечень документов, которые должны быть представлены участниками в подтверждение соответствия требованиям, предусмотренным частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Более того, в нарушение указанных норм в извещении о проведении электронного аукциона Заказчиком не установлены требования к участникам закупки в соответствии с требованиями пунктов 3-5, 7, 7.1, 9, 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

 

3. В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В таблице «Требования к материалам (функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики)» Технического задания, являющимся неотъемлемой частью документации об электронном аукционе приведены требованиям к материалам (функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики).

Таким образом, в нарушение пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчиком в Техническом задании отсутствует указание неизменяемых показателей, а также максимальных и (или) минимальных значений показателей, которые позволят участникам закупки предложить используемый для выполнения работ товар.

 

4. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.

В пункте 22 «Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе» Информационной карты документации об электронном аукционе указано: «Заявки на участие в электронном аукционе подаются только участниками закупки, получившими аккредитацию на электронной площадке. Участник закупки вправе подать только одну заявку на участие в электронном аукционе. Заявка на участие в электронном аукционе направляется участником закупки оператору электронной площадки в форме двух электронных документов, содержащих предусмотренные пунктом 21 настоящей документацией об аукционе части заявки. Обе части заявок на участие в электронном аукционе подаются одновременно. Все документы, входящие в состав заявки на участие в электронном аукционе, должны иметь четко читаемый текст. Сведения, содержащиеся в заявке на участие в электронном аукционе, не должны допускать двусмысленных толкований. Несоблюдение указанных требований является основанием для принятия аукционной комиссией решения о признании заявки участника не соответствующей требованиям, установленным настоящей документацией об аукционе».

Так, в Техническом задании документации об электронном аукционе в описании товара «Труба ПЭ 63 SDR 17,6(С)» Заказчик указывает: «цвет: черный, черный с синей полосой», вместе с тем не ясно, в первой части заявки участнику необходимо указать один из двух представленных цветов трубы или же потребностям Заказчика отвечает использование при выполнении работ товара обоих цветов.

Таким образом, раздел «Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе» Информационной карты документации об электронном аукционе не дает участнику представление о принципах заполнения документации, правилах чтения знаков препинания и иной информации, необходимой участнику закупки для корректного заполнения первой части заявки на участия в электронном аукционе, что свидетельствует о фактическом отсутствии инструкции по заполнению заявки в документации об электронном аукционе и нарушении пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

 

5. Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.

В силу части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

В пункте 17 «Порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации» указано: «В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса Заказчик размещает в единой информационной системе контрактной системы в сфере закупок разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее, чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе, а именно с «04» сентября 2017 года по «07» сентября 2017 года».

Вместе с тем, учитывая тот факт, что дата окончания подачи заявок 12.09.2017, то запросы могут поступать до 08.09.2017, а датой окончания дачи разъяснений будет 10.09.2017 (воскресение), однако согласно статьи 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Так, днем окончания дачи разъяснений положений документации об электронном аукционе является 11.09.2017. Вместе с тем, в документации об электронном аукционе указано «07.09.2017».

Таким образом, заказчиком нарушен пункт 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

 

Утверждение документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, является составом административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.

 

6. Согласно пункту 2 части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию: о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер <...> к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 13.09.2017 №0169300019317000007-1, участнику с порядковым номером заявки 2 отказано в допуске к участию в электронном аукционе с формулировкой «Отсутствие документов, предоставляемых в составе первой части заявки».

Таким образом, аукционной комиссией при формировании протокола рассмотрения первых частей заявок в обосновании отклонения заявки участника закупки под номером 2 не сделана ссылка на положения документации, которым не соответствует заявка на участие закупки, положения заявки на участие в аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документации об электронном аукционе, что нарушает пункт 2 части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, указанное нарушение не повлияло на результаты электронного аукциона и права участника закупки с заявкой под номером 2, поскольку принятое аукционной комиссией решение об отклонении данной заявки правомерно и соответствует Закону о контрактной системе.

 

Комиссия Челябинского УФАС России считает возможным не выдавать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, поскольку выявленные нарушения не повлияли на ход закупки и законные интересы и права участников закупки.

 

Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

РЕШИЛА:

1. Признать доводы жалобы ООО «СМС-Комплект» на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на ремонт водопровода в д. Маскайка Чебаркульского района, Челябинской области (извещение №0169300019317000007) необоснованными.

2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 5 статьи 31, пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пунктов 7, 8 статьи 42, пункта 6 части 5, части 5 статьи 63, пунктов 1, 2, 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. Признать в действиях аукционной комиссии нарушение пункта 2 части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе.

4. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе Заказчику, Уполномоченному органу и электронной торговой площадке ЗАО «Сбербанк-АСТ» не выдавать.

5. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии Члены комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны