Постановление б/н Постановление по делу № 64А-03/15 в отношении ООО «Еткульски... от 25 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о прекращении дела об административном правонарушении

64А-03/15

 

19 ноября 2015 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) ***, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении № 64А-03/15, возбужденного в отношении ООО «Еткульский районный водоканал», зарегистрированного по адресу: 456560, Челябинская область, Еткульский район, с. Еткуль, пер. 17, дом 5, ИНН 7430014840, КПП 743001001, по части 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее − КоАП РФ),

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) поступило заявление гр. *** на действия ООО «Еткульский районный водоканал», выразившиеся в необоснованном взимании платы за прием и очистку сточных вод.

По результатам рассмотрения данного заявления установлено следующее.

В связи с вводом в эксплуатацию очистных сооружений канализационных стоков в Еткульском сельском поселении Челябинской области Главой Еткульского сельского поселения было принято распоряжение от 05.06.2014 № 74 «Об упорядочении слива ЖБО в Еткульском сельском поселении», в соответствии с которым все предприятия, организации независимо от форм собственности, осуществляющие вывоз ЖБО, должны производить вывоз и слив ЖБО только на очистные сооружения.

В письме от 12.03.2015 № 33 ООО «Еткульский районный водоканал» сообщает, что для проведения комплекса мероприятий по обкатке оборудования и инженерных коммуникаций очистных сооружений было привлечено ООО «Еткульский районный водоканал», сотрудники которого производили непосредственное обслуживание комплекса очистных сооружений.

Затраты на текущее содержание и заработную плату сотрудников комплекса очистных сооружений несло ООО «Еткульский районный водоканал», затраты по теплу и электроэнергии несла администрация Еткульского сельского поселения. Для функционирования комплекса очистных сооружений ООО «Еткульский районный водоканал» было принято решение установить временную плату за прием и очистку ЖБО от юридических лиц в размере 30 (тридцати) рублей 00 копеек.

ООО «Еткульский районный водоканал» заключило с юридическими лицами, осуществляющими вывоз ЖБО, договоры на прием и очистку сточных вод, в соответствии с которыми общество предоставляет услугу по приему и очистке сточных вод посредством комплекса очистных сооружений. Стоимость указанных услуг по договорам составляла 30 (тридцати) рублей 00 копеек за 1м3 сточных вод.

При этом постановлением ГК «ЕТО Челябинской области» от 20.12.2013 № 59/204 утвержден тариф на транспортировку сточных вод для ООО «Еткульский районный водоканал», оказывающего услуги водоотведения потребителям Еткульского сельского поселении Еткульского муниципального района Челябинской области.

Материалами по заявлению также установлено, что ООО «Еткульский районный водоканал» в 2014 году не обращалось для установления тарифов на услуги по очистке сточных вод в ГК «ЕТО Челябинской области». Взимание платы по договору на прием и очистку сточных вод производилось по цене, установленной ООО «Еткульский районный водоканал».

Приказом Челябинского УФАС России от 06.05.2015 № 133 в отношении ООО «Еткульский районный водоканал» возбуждено дело по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На заседании Комиссии представитель ООО «Еткульский районный водоканал» пояснил, что плата за услугу по приему и очистке сточных вод посредством комплекса очистных сооружений взималась только с ООО «Еткульсервис ЖКХ». С 01.06.2015 общество не оказывает данные услуги, так как комплекс очистных сооружений был передан по договору аренды ООО «Еткульский водоканал».

Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения представителя ответчика, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях ООО «Еткульский районный водоканал» нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции по следующим основаниям.

Считаю, что Комиссия правомерно квалифицировала указанные действия ООО «Еткульский районный водоканал», как злоупотребление доминирующим положением по следующим основаниям.

1. Законом о защите конкуренции устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (статья 1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (статья 5 Закона о защите конкуренции).

Доминирующим в силу законодательства также признается положение хозяйствующего субъекта, являющегося субъектом естественной монополии на товарном рынке.

В силу статьи 4 Закона о естественных монополиях к сферам деятельности субъектов естественных монополий относятся услуги по водоснабжению и водоотведению.

ООО «Еткульский районный водоканал» оказывает услуги по водоснабжению и водоотведению на территории Еткульского сельского поселения Челябинской области.

Следовательно, ООО «Еткульский районный водоканал» является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по водоснабжению и водоотведению на территории Еткульского сельского поселения Челябинской области.

В статье 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» дано определение понятия водоотведение – прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.

Таким образом, очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения является составной частью деятельности по водоотведению.

Следовательно, общество подпадает под сферу регулирования Закона о защите конкуренции.

В силу своего доминирующего положения на указанном рынке ООО «Еткульский районный водоканал» обязано соблюдать запреты, установленные статьей 10 Закона «О защите конкуренции», в том числе не допускать действий, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

2. Согласно пункту 7 статьи 31 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» очистка сточных вод относится к регулируемым видам деятельности в сфере водоотведения.

Пунктом 6 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 (далее – Основы ценообразования), предусмотрено, что к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся тарифы: на холодную воду; на горячую воду; на водоотведение; на очистку сточных вод; тарифы на услуги по утилизации твердых бытовых отходов.

В соответствии с пунктом 3 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520, для установления тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса представляют документы до 1 мая текущего года в орган регулирования, уполномоченный на установление соответствующих тарифов, отдельно по видам деятельности, включающим в себя производство и реализацию товаров и услуг, тарифы и надбавки к тарифам на которые подлежат регулированию в соответствии с Основами ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса.

По результатам рассмотрения дел об установлении тарифов и надбавок орган регулирования принимает решение об установлении соответствующих тарифов и надбавок.

В соответствии с Постановлением Губернатора Челябинской области от 31.12.2014 № 300 «О положении, структуре и штатной численности Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области» органом исполнительной власти Челябинской области, осуществляющим реализацию единой государственной ценовой (тарифной) политики и государственный контроль (надзор) за соблюдением порядка ценообразования на территории Челябинской области, является Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (до 31.12.2014 – ГК «ЕТО Челябинской области»).

В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено, что ООО «Еткульский районный водоканал» в 2014 году не обращалось для установления тарифов на услуги по очистке сточных вод в ГК «ЕТО Челябинской области». Взимание платы по договору на прием и очистку сточных вод производилось по цене, установленной приказом директора ООО «Еткульский районный водоканал» от 16.06.2014 № 25 в размере 30 рублей за 1 куб.м.

Кроме того, в письме Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 09.04.2015 № 09/1281 указано, что постановление ГК «ЕТО Челябинской области» от 20.12.2013 № 59/204 утвержден тариф на транспортировку сточных вод для ООО «Еткульский районный водоканал», оказывающего услуги водоотведения потребителям Еткульского сельского поселения Еткульского муниципального района Челябинской области. В данном тарифе не предусматривались расходы на очистку сточных вод, так как ООО «Еткульский районный водоканал» на момент установления тарифов на 2014 год не владело на законном основании комплексом очистных сооружений.

Следовательно, ООО «Еткульский районный водоканал» оказывало услуги по очистке сточных вод в 2014 году без утвержденного в установленном законом порядке тарифа.

С учетом изложенного, Комиссия обоснованно пришла к выводу о том, ООО «Еткульский районный водоканал» в нарушение требований антимонопольного законодательства злоупотребило своим доминирующим положением и необоснованно взимало плату за прием и очистку сточных вод на территории Еткульского сельского поселения Еткульского муниципального района Челябинской области в отсутствие утвержденного тарифа.

Согласно части 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, является принятие решения комиссией антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 49 Закона о защите конкуренции дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.

Закон о защите конкуренции не устанавливает, что датой вступления в силу решения антимонопольного органа является иная дата нежели дата принятия этого решения (то есть дата его изготовления в полном объеме).

Решение Челябинского УФАС России вступило в законную силу 3 августа 2015 года, что в соответствии со статьей 28.1 КоАП РФ является основанием для возбуждения дела об административном правонарушении по статье 14.31 КоАП РФ.

В силу части 6 статьи 4.5 КоАП РФ с 3 августа 2015 года исчисляется годичный срок давности привлечения к административной ответственности по части 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

Таким образом, ООО «Еткульский районный водоканал» совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, т.е. совершило действия, признанные злоупотреблением доминирующим положением и недопустимые в соответствии с антимонопольным законодательством.

Документы, на основании которых построены доказательства, подтверждающие наличие административного правонарушения:

  • решение Челябинского УФАС России по делу № 14-03/15 от 3 августа 2015 года;

  • материалы дела № 14-03/15.

07.10.2015 главным специалистом-экспертом отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России *** по делу об административном правонарушении № 64А-03/15 в отношении ООО «Еткульский районный водоканал» был составлен протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

Протокол составлен в присутствии директора ООО «Еткульский районный водоканал» *** (протоколом № 1 участников ООО «Еткульский районный водоканал»).

На рассмотрение дела ООО «Еткульский районный водоканал» заявлено ходатайство о применении малозначительности и освобождении от административной ответственности виду того, что обществом добровольно возмещен ущерб, причиненный правонарушением.

Рассмотрение материалов дела приводит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

У ООО «Еткульский районный водоканал» отсутствовали препятствия и имелась возможность для соблюдения Закона о защите конкуренции. Однако общество не приняло необходимых и достаточных мер по соблюдению требований предусмотренных законодательством Российской Федерации, регулирующим ценообразование в сфере деятельности организаций коммунального комплекса.

При таких обстоятельств ООО «Еткульский районный водоканал» признается виновным в совершении административного правонарушения.

Рассмотрев дело об административном правонарушении, а также ходатайство, должностное лицо Челябинского УФАС России приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения ходатайства и о признания правонарушения, совершенного ООО «Еткульский районный водоканал», малозначительным и освобождения от административной ответственности в силу следующего.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В силу пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учётом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющих существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При рассмотрении дела установлено, что ООО «Еткульский районный водоканал» произвело перерасчет платы за услуги по очистке сточных вод.

Таким образом, указанное действие общества, хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения. Тем не менее, учитывая добровольное возмещение ущерба, причиненного правонарушением, отсутствие существенной угрозы нарушения охраняемых общественных отношений, отсутствие обстоятельств отягчающих ответственность (статья 4.3 КоАП РФ), то, что данное правонарушение совершено не умышлено, действие не содержит иных составов административных правонарушений, руководствуясь статьей 2.9, частью 1 статьи 29.9 КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Прекратить производство по делу № 64А-03/15 об административном правонарушении, возбужденному в отношении ООО «Еткульский районный водоканал», в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

2. В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения объявить ООО «Еткульский районный водоканал» за нарушение части 2 статьи 14.31 КоАП РФ устное замечание.

В соответствии с частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд в течение 10 (десяти) суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2015 года в присутствии:

- *** - директора ООО «Еткульский районный водоканал»,

- *** – защитника, действующего по доверенности,

- *** – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области.

Постановление в полном объеме изготовлено 19.11.2015.

Связанные организации

Связанные организации не указаны