Решение б/н Решение по жалобе № 65-07/18.1/15 от 28 декабря 2015 г.
Текст документа
Сохранить как PDF«17» декабря 2015 года г. Челябинск, пр. Ленина, д. 59
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению жалобы на нарушение процедуры проведения торгов и порядка определения победителя аукциона (далее – Комиссия), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:
Председатель
Комиссии: ˂…˃ - заместитель руководителя Челябинского УФАС России;
Члены Комиссии: ˂…˃ - начальник отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;
˂…˃ - специалист-эксперт отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,
рассмотрев жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Челябинский областной центр реабилитации» (далее – ГБУЗ «ЧОЦР», Заявитель) на неправомерные действия Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба Заявителя на неправомерные действия Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области (далее – Министерство, организатор торгов) при организации и проведении открытого аукциона № 155 по приобретению права на заключение договора водопользования, извещение № 021015/1780621/01 (далее – Аукцион, торги).
В качестве доводов Заявитель указал следующее (вх. № 18238 от 08.12.2015).
07.12.2015 Заявителем получено уведомление от Министерства о том, что ГБУЗ «ЧОЦР» отказано в допуске к участию в Аукционе, данное решение Заявитель считает неправомерным ввиду следующего.
Согласно подпункту «в» пункта 5 Правил проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.04.2007 № 230 «О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона» (далее – Правила), при проведении аукциона не допускается необоснованное ограничение доступа к участию в аукционе.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе № 155 от 02.12.2015 ГБУЗ «ЧОЦР» отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с несоответствием заявки требованиям, предусмотренным документацией (документы, прилагаемые к заявке, представлены не в полном объеме). При этом в протоколе не указано, какие именно документы не представлены Заявителем.
Приказ о назначении главного врача прилагался к пакету документов при подаче заявления на заключение договора водопользования. Таким образом, документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявку (главного врача), имеется в распоряжении Министерства, в связи с чем отсутствует необходимость представления данного документа.
На основании изложенного, Заявитель приходит к выводу о неправомерности принятия Министерством решения об отказе в допуске к участию в Аукционе ГБУЗ «ЧОЦР», так как в заявке представлены все необходимые документы, предусмотренные документацией об Аукционе.
Министерством представлены следующие возражения и пояснения по доводам жалобы (вх. № 18622 от 15.12.2015).
Документация об Аукционе, разработанная Министерством, содержит требования к содержанию заявки, инструкцию по ее заполнению, перечень документов, прилагаемых к заявке, соответствующий пункту 29 Правил.
Согласно подпункту «в» пункта 8 и пункту 22 Правил до окончания установленного срока подачи заявок организатор аукциона дает разъяснения по подлежащим предоставлению документам. Заявитель не позднее 5 рабочих дней до окончания срока подачи заявок вправе направить в письменной или электронной форме организатору аукциона запрос о разъяснении положений документации.
ГБУЗ «ЧОЦР» в Министерство таких запросов не подавал.
02.12.2015 аукционной комиссией при вскрытии конверта было установлено, что заявка на участие в Аукционе от ГБУЗ «ЧОЦР» и другие представленные документы подписаны главным врачом ˂…˃.
При этом в качестве документа, подтверждающего полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя, к заявке была приложена только доверенность от 11.12.2015 на ˂…˃.
Таким образом, документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявку и прилагаемые к ней документы – главного врача ˂…˃, на осуществление действий от имени Заявителя (приказ, распоряжение и т.п.) в прилагаемых к заявке документах отсутствовал.
На основании изложенного, аукционной комиссией было выявлено несоответствие заявки требованиям, предусмотренным документацией, и, в соответствии с подпунктом «а» пункта 33 Правил, Заявителю отказано в допуске к участию в Аукционе.
В протоколе рассмотрения заявок на участие в Аукционе Министерством все требования пункта 38 Правил соблюдены, при этом обоснование принятого решения указано в соответствии с формулировкой основания для отказа в допуске к участию в аукционе согласно пункту 33 Правил.
Документы, находящиеся в распоряжении Министерства, не должны учитываться при рассмотрении заявок на участие в Аукционе.
Изучив представленные материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.
09.10.2015 Министерством на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов по адресу www.torgi.gov.ru размещено извещение о проведении Аукциона.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в Аукционе до окончания срока подачи заявок подана 1 заявка от ГБУЗ «ЧОЦР». По результатам рассмотрения указанной заявки принято решение об отказе в допуске ГБУЗ «ЧОЦР» к участию в Аукционе ввиду несоответствия требованиям, предусмотренным документацией. В связи с этим Аукцион признан несостоявшимся.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Водного кодекса РФ водные объекты предоставляются в пользование для использования акватории водных объектов на основании договора водопользования.
На основании части 2 статьи 16 Водного кодекса РФ договор водопользования в части использования акватории водного объекта заключается по результатам аукциона в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, а также в случае, если имеется несколько претендентов на право заключения такого договора.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 г. № 230 «О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона» право на заключение договора водопользования в части использования акватории водного объекта приобретается на аукционе в случаях, когда договором водопользования предусматриваются разметка границ акватории водного объекта, размещение на ней зданий, строений, плавательных средств, других объектов и сооружений, а также в случаях, предусматривающих иное обустройство акватории водного объекта в соответствии с водным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
В соответствии с пунктом 4 Правил, физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заинтересованные в предоставлении им акватории водного объекта в пользование, обращаются с заявлением о предоставлении акватории водного объекта в пользование в исполнительный орган государственной власти. Форма заявления о предоставлении акватории водного объекта в пользование утверждена Приказом МПР России от 22.05.2007 № 128, согласно которой к заявлению прилагается, в том числе, документ о предоставлении в пользование земельного участка, необходимого для осуществления водопользования.
Согласно пункту 8 Правил организатор аукциона:
а) определяет порядок, место, дату и время начала и окончания приема заявок на участие в аукционе;
б) организует подготовку и размещение извещения и документации, извещений о признании аукциона несостоявшимся, завершении аукциона или его отмене. Не позднее 60 дней до начала проведения аукциона организатор аукциона размещает извещение и документацию на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов по адресу www.torgi.gov.ru;
в) дает разъяснения по подлежащим представлению документам до окончания установленного срока приема заявок;
г) заключает договоры о задатке;
д) обеспечивает хранение зарегистрированных заявок и прилагаемых к ним документов, а также конфиденциальность содержащихся в них сведений;
е) формирует действующую на период проведения аукциона комиссию по проведению аукциона, утверждает ее персональный состав и назначает ее председателя;
ж) осуществляет организационное и техническое обеспечение деятельности комиссии;
з) совершает иные действия, связанные с организацией аукциона.
Согласно пункту 15 Правил в извещении о проведении аукциона должны быть указаны: организатор аукциона; предмет аукциона, в том числе сведения о водном объекте, срок договора водопользования и его условия; место, дата и время начала и окончания срока подачи заявок; место, дата и время проведения аукциона; начальная цена предмета аукциона и "шаг аукциона"; банковские реквизиты счета для перечисления необходимых средств; размер средств, внесенных в качестве обеспечения заявки, и условия их внесения.
Согласно пункту 17 Правил документация разрабатывается и утверждается организатором аукциона и кроме сведений, указанных в извещении, должна содержать следующую информацию:
а) требования к содержанию и форме заявки, инструкция по заполнению заявки;
б) порядок отзыва заявок и внесения изменений в них;
в) формы, порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений, содержащихся в документации;
г) порядок проведения осмотров предоставляемого в пользование водного объекта заинтересованными лицами и заявителями;
д) место, дата и время вскрытия конвертов с заявками, а также место, дата и время рассмотрения комиссией этих заявок;
е) срок и порядок внесения задатка, банковские реквизиты счета для перечисления необходимых средств.
1. В соответствии с пунктом 29 Правил заявитель к заявке прилагает:
а) документ с указанием наименования, организационно-правовой формы, места нахождения, почтового адреса, номера телефона юридического лица;
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 28.09.2015 N 1024)
б) документ с указанием фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность, места жительства, номера контактного телефона (для физического лица) индивидуального предпринимателя;
в) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя (в случае необходимости);
г) реквизиты банковского счета для возврата задатка;
е) документы, подтверждающие внесение задатка;
ж) опись представленных документов, подписанная заявителем.
В силу пункта 33 Правил основаниями для отказа в допуске к участию в аукционе являются:
а) несоответствие заявки требованиям, предусмотренным документацией;
б) несоответствие заявителя требованиям, предусмотренным пунктом 25 настоящих Правил.
Отказ в допуске к участию в аукционе по основаниям, не предусмотренным пунктом 33 Правил, неправомерен (пункт 34 Правил).
Комиссия рассматривает заявки и определяет соответствие их требованиям, предусмотренным документацией, и соответствие заявителей требованиям, предусмотренным пунктом 25 Правил.
На основании результатов рассмотрения заявок комиссия принимает решение о допуске заявителя к участию в аукционе и о признании его участником аукциона или об отказе в допуске заявителя к участию в аукционе. Протокол рассмотрения заявок размещается организатором аукциона на официальном сайте в день окончания рассмотрения заявок.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 02.12.2015 ГБУЗ «ЧОЦР» отказано в допуске к участию в Аукционе ввиду несоответствия заявки требованиям, предусмотренными документацией (документы, прилагаемые к заявке, представлены не в полном объеме). Из пояснений Министерства следует, что заявка ГБУЗ «ЧОЦР» не содержит документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявку и прилагаемые к ней документы – главного врача на осуществление действий от имени ГБУЗ «ЧОЦР» (приказ, распоряжение и т.п.).
Согласно приложению 2 к документации об Аукционе «Заявка на участие в аукционе на право заключения договора водопользования» к заявке прилагается документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя (при необходимости).
Тогда как, заявка ГБУЗ «ЧОЦР» подписана главным врачом, но не содержит приказа о назначении его на данную должность, что не соответствует требованиям, предусмотренным документацией, и подпункту «в» пункта 29 Правил.
Таким образом, аукционной комиссией решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе принято в соответствии с подпунктом «а» пункта 29 Правил. В связи с этим доводы заявителя о неправомерном отказе в допуске к участию в Аукционе являются необоснованными.
Доводы Заявителя о необходимости рассмотрения документов, находящихся в распоряжении Министерства, не могут быть приняты во внимание, так как комиссия должна оценить исключительно документы, находящиеся в составе заявки на участие в Аукционе (пункт 29 Правил).
2. В соответствии с пунктом 38 Правил протокол рассмотрения заявок должен содержать:
а) все зарегистрированные заявки с указанием имен (наименований) заявителей;
б) дату подачи заявок;
в) сведения о внесенных задатках;
г) все отозванные заявки;
д) имена (наименования) заявителей, признанных участниками аукциона;
е) имена (наименования) заявителей, которым было отказано в признании их участниками аукциона, с указанием причин такого отказа.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе № 155 от 02.12.2015, основанием для отказа в допуске к участию в Аукционе ГБУЗ «ЧОЦР» является несоответствие заявки требованиям, предусмотренным документацией (документы, прилагаемые к заявке, представлены не в полном объеме).
Указанные сведения невозможно отнести к причинам отказа в допуске к участию в Аукционе, поскольку протокол рассмотрения заявок не содержит сведений о наименовании документов, которые представлены ГБУЗ «ЧОЦР» не в полном объеме.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о признании доводов жалобы Заявителя об отсутствии в протоколе сведений о документах, которые представлены не в полном объеме, обоснованными и наличии в действиях Министерства по неуказанию в протоколе рассмотрения заявок причин отказа в признании ГБУЗ «ЧОЦР» участником аукциона нарушения подпункта «е» пункта 38 Правил.
3. Согласно пункту 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Комиссией при рассмотрении жалобы установлено следующее.
3.1. Документация разрабатывается и утверждается организатором аукциона и кроме сведений, указанных в извещении, должна включать требования к содержанию и форме заявки, инструкцию по заполнению заявки (подпункт «а» пункта 17 Правил). В соответствии с подпунктом «в» пункта 29 Правил к заявке на участие в аукционе необходимо прилагать документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя (в случае необходимости).
Согласно приложению 2 к документации об Аукционе «Заявка на участие в аукционе на право заключения договора водопользования» к заявке прилагается документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя (в случае необходимости).
Однако документация об Аукционе, в том числе приложение 3 «Общие требования к оформлению Заявки на участие в открытом аукционе на право заключения договора водопользования», не содержит информации о случаях, при которых претендент должен представить данный документ в составе заявки на участие в торгах, и перечне возможных документов, которые могут быть представлены в качестве данного документа. Отсутствие указанной информации не позволяет подготовить надлежащим образом заявку на участие в торгах, что может привести к отказу претенденту в допуске к участию на торгах.
Таким образом, в документации об Аукционе отсутствуют требования, позволяющие определить содержание заявки в части наличия (отсутствия) необходимости представления с заявкой документа, подтверждающего полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя (например, копия приказа о назначении на должность), в том числе лица, подписавшего заявку, что не соответствует подпункту «а» пункта 17 Правил.
3.2. В соответствии с пунктом «д» пункта 17 Правил документация должна содержать указание места, даты и времени вскрытия конвертов с заявками, а также места, даты и времени рассмотрения комиссией этих заявок. Документация об Аукционе не содержит информации о времени вскрытия конвертов с заявками, что является нарушением пункта «д» пункта 17 Правил.
3.3. Пункт 29 Правил содержит исчерпывающий перечень документов, прилагаемых к заявке на участие в аукционе. Согласно пункту 30 Правил организатор аукциона не вправе требовать от заявителя представления документов, не указанных в пункте 29 Правил.
Тогда как пункт 5 приложения 3 «Общие требования к оформлению Заявки на участие в открытом аукционе на право заключения договора водопользования» документации об Аукционе содержит требования о представлении нотариально заверенных копий следующих документов: документа с указанием наименования, организационно-правовой формы, места нахождения, почтового адреса, номера телефона юридического лица; учредительных документов; документа с указанием фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность, места жительства, номер контактного телефона (для физического лица) индивидуального предпринимателя; документа, подтверждающего полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя (в случае необходимости).
Также, согласно приложению 2 к документации об Аукционе «Заявка на участие в аукционе на право заключения договора водопользования» к заявке необходимо прилагать копии учредительных документов, заверенные в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Тогда как, пунктом 29 Правил не предусмотрено приложение к заявке учредительных документов, а также нотариально заверенных копий иных документов.
Действия Министерства по установлению в документации об Аукционе требований о представлении в составе заявки на участие в аукционе документов, не указанных в пункте 29 Правил, не соответствуют пункту 30 Правил.
На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.
2. Признать в действиях Министерства при организации и проведении Аукциона нарушение подпунктов «а» и «д» пункта 17, пункта 30, подпункта «е» пункта 38 Правил.
3. Выдать в порядке части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Министерству предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения открытого аукциона № 155 по приобретению права на заключение договора водопользования путем принятия решения об отмене протокола рассмотрения заявок, внесения изменений в документацию об Аукционе (извещение № 021015/1780621/01), а также продления срока подачи заявок на участие в торгах не менее чем на 30 дней с даты внесения указанных изменений.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии ˂…˃
Члены Комиссии: ˂…˃
˂…˃
(351) 265-93-79
ПРЕДПИСАНИЕ № 65-07/18.1/15
о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов
17 декабря 2015 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов (далее - Комиссия), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135 - ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:
Председатель
Комиссии: ˂…˃ - заместитель руководителя Челябинского УФАС России;
Члены Комиссии: ˂…˃. - начальник отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;
˂…˃ - специалист-эксперт отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,
руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, на основании решения № 65-07/18.1/15 от 17.12.2015 по жалобе Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Челябинский областной центр реабилитации» (далее – ГБУЗ «ЧОЦР», Заявитель) на неправомерные действия Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области (далее – Министерство)
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Министерству, в лице аукционной комиссии, в срок до 14.01.2016 совершить действия, направленные на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов по приобретению права на заключение договора водопользования, извещение № 021015/1780621/01 (далее – Аукцион, торги), а именно: принять решение об отмене протокола рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе № 155 от 02.12.2015.
2. Министерству в срок до 14.01.2016 совершить действия, направленные на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, а именно:
1) внести в документацию об Аукционе изменения в части приведения ее в соответствие с требованиями подпунктов «а», «д» пункта 17, пункта 30 Правил проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.04.2007 № 230 «О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона» (далее – Правила), а именно:
- указать сведения о случаях, при которых у претендента имеется (отсутствует) необходимость приложения к заявке документа, подтверждающего полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя, и перечень возможных документов, которые могут быть представлены в качестве данного документа;
- указать время вскрытия конвертов с заявками;
- исключить из приложения 2 «Заявка на участие в аукционе на право заключения договора водопользования» документации об Аукционе требования о приложении к заявке копий учредительных документов, заверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
- исключить из приложения 3 «Общие требования к оформлению Заявки на участие в открытом аукционе на право заключения договора водопользования» документации об Аукционе пункт 5 в части требований о представлении нотариально заверенных копий документов;
2) принять решение о продлении сроков подачи заявок на участие в торгах не менее чем на 30 дней с даты размещения на официальном сайте торгов www.torgi.gov.ru изменений в документацию об Аукционе;
3) разместить на официальном сайте торгов www.torgi.gov.ru решение о внесении изменений в документацию об Аукционе и продлении срока подачи заявок;
4) уведомить участника, подавшего заявку на участие в торгах, об отмене протокола рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе № 155 от 02.12.2015, внесении изменений в документацию об Аукционе, продлении срока подачи заявок и возможности изменить или отозвать заявку до окончания срока подачи заявок.
3. О выполнении настоящего предписания сообщить в Челябинское УФАС России в срок до 15 января 2016 года с приложением подтверждающих документов (решения об отмене протокола рассмотрения заявок, внесении изменений в документацию об аукционе и продлении срока подачи заявок, распечатку изменений утвержденной документации об аукционе, размещенных на официальном сайте торгов www.torgi.gov.ru с указанием сайта и даты размещения).
Каждый пакет документов, представленный в доказательство исполнения предписания, должен быть заверен печатью организации и подписью должностного лица, прошит и пронумерован, представлен с сопроводительным письмом и описью документов.
Председатель Комиссии ˂…˃
Члены Комиссии: ˂…˃
˂…˃
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.