Решение б/н Решение по делу № 65-08/2015 в отношении ПАО «Совкомбанк» от 22 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

18 ноября  2015 года                                                                                        г. Челябинск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

 

          председатель Комиссии:

<…> – заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией;

 

          члены Комиссии:

<…> – главный специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией,

 <…> –  специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией,

 

рассмотрев дело № 65-08/2015, возбужденное по признакам нарушения пункта 4 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» по факту размещения в городе Челябинске в офисах ПАО «Совкомбанк» рекламы кредита «Купи Авто», вклада «Лови момент!»,

в присутствии:

заявителя __________________________________________________________,

в отсутствие:

заявителя__________________________________________________________,

представителя публичного акционерного общества «Совкомбанк» (далее – ПАО «Совкомбанк), надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела  и  заявившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступило заявление  жителя города Челябинска гр-на <…> о распространении в кредитно-кассовом офисе «Челябинский» ПАО «Совкомбанк» филиала «Центральный» (г. Челябинск, ул. Гагарина, д. 16) рекламы потребительского кредита «Купи Авто», в которой присутствуют сведения о снижении процентной ставки по кредиту с 33 % до 22, 5 % после предоставления документов, подтверждающих право владения транспортным средством в момент оформления кредита или в течение 6 месяцев с даты оформления кредита. По мнению заявителя, указанные в рекламе сведения о снижении процентной ставки не соответствуют действительности, поскольку он оформил кредит, приобрел автомобиль, представил все необходимые документы, однако в снижении процентной ставки по кредиту ему необоснованно было отказано ввиду того, что приобретенный им автомобиль старше 10 лет. При этом в рекламе не сообщалась информация о требованиях, предъявляемых к автотранспортному средству.

 Также в Челябинское УФАС России поступило заявление жительницы города Челябинска, <…> о распространении 3 марта 2015 года в отделении ПАО «Совкомбанк»  (г. Челябинск, ул. Чичерина, д. 17) рекламы вклада «Лови момент», в которой присутствуют сведения о процентной ставке 18 %, что, по мнению заявителя, не соответствует действительности, так как фактически процентная ставка по данному вкладу составила 17 %, а не 18%.

В письменных объяснениях ПАО «Совкомбанк» указало, что распространяет рекламу посредством размещения плакатов, буклетов, листовок в офисах Банка. Пояснило, что указанная заявителями реклама кредита «Купи авто», вклада «Лови момент!» распространялась  в офисах Банка, расположенных в городе Челябинске. Указало, что в связи с отменой вклада «Лови момент» и кредита «Купи авто» данная реклама в настоящее время не размещается. В отношении рекламы вклада «Лови момент» ПАО «Совкомбанк» указало, что данный вклад с процентной ставкой 18% был отменен распоряжением Банка № 9/ОД от 27.01.2015 с 02 февраля 2015 года, новая ставка по вкладу 17 % утверждена  с 18 февраля 2015 года протоколом КУЛ № 160215 от 16 февраля 2015 года. Считает, что информация о размере процентной ставке, указанная в рекламе вклада «Лови момент»  не соответствовала действительности ввиду несвоевременной замены прежних рекламных материалов на новые. Относительно рекламы кредита «Купи авто» ПАО «Совкомбанк» пояснило, что в Банке действуют и предлагаются потенциальным заемщикам кредиты на покупку автомобиля и представило паспорт кредитного продукта «Денежный кредит «Многоцелевой». Считает, что в рекламе кредитного продукта присутствовала информация о требованиях, предъявляемых к автомобилю.

Рассмотрение заявления и материалов приводит к следующим выводам.

В городе Челябинске офисы ПАО «Совкомбанк» расположены, в том числе по адресам ул. Гагарина, д. 16 и ул. Чичерина, д. 17, что подтверждается договорами аренды нежилого помещения от 24 мая 2013 года и  от 14 июня 2012 года, заключенными Банком с  ИП Ульяновой Г.Н. и Степиной С.А. соответственно.

3 марта 2015 года в офисе ПАО «Совкомбанк» по адресу: ул. Чичерина, д. 17 распространялась реклама вклада «Лови момент!». В рекламе присутствуют сведения «Вклад Лови момент! 18% …».

18 августа 2014 года в офисе ПАО «Совкомбанк» по адресу: ул. Гагарина, д. 16 распространялась реклама кредита «Купи авто». В рекламе указаны условия кредита:

Срок кредита 12,18,24,36, 60 месяцев.

Сумма кредита 100 000 – 400 000 рублей.

Ставка 33 % снижается до 22,5% после предоставления документов, подтверждающих право владения/пользования/распоряжения транспортным средством, в момент оформления кредита или в течение 6 месяцев с даты оформления кредита.

Факт распространения рекламы вклада «Лови момент» и кредита «Купи авто» подтверждается фотоматериалами, представленными заявителями и не оспаривается ПАО «Совкомбанк».

Разработка и утверждение макетов рекламы вклада «Лови момент!» осуществлены в рамках приложения № 219 от 27.01.2015 к договору возмездного оказания услуг № 01 от 12.11.2010, заключенному ПАО «Совкомбанк» и ООО «Рекламно-консалтинговая группа «О2 Медиа». Согласно данному приложению ПАО «Совкомбанк» оказаны, в том числе услуги по изготовлению буклетов, листовок (евро формат), плакатов (А3), плакатов на бумаге (258 гр).    В соответствии с макетом реклама содержит сведения: «Лови момент! Вклад … 18 %...».

Рекламные  материалы кредита «Купи авто» изготовлены в рамках приложения № 189 от 22.05.2014 к договору возмездного оказания услуг № 307 от 15.04.2013, заключенному ПАО «Совкомбанк» и ООО «О2 Медиа», что следует, из письменных объяснений  ПАО «Совкомбанк» (вх. № 17063 от 17.11.2015).  Согласно данному приложению ПАО «Совкомбанк» оказаны, в том числе услуги по печати  плакатов (А4), буклетов, купонов, визиток.

В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»  недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

В силу части 3 статьи 2 Федерального закона «О рекламе» положения Федерального закона «О рекламе», относящиеся к изготовителю товара, распространяются также на лиц, выполняющих работы или оказывающих услуги.

В силу части 1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама должна быть достоверной. Недостоверная реклама не допускается.

Материалами дела установлено, что вклад «Лови момент»  с процентной ставкой 18% был отменен распоряжением Банка № 9/ОД от 27.01.2015 с 02 февраля 2015 года, новая ставка по вкладу 17 % утверждена  с 18 февраля 2015 года протоколом КУЛ № 160215 от 16 февраля 2015 года.

3 марта 2015 года между ПАО «Совкомбанк» и физическими лицами заключены, в том числе  договоры срочного банковского вклада «Лови момент» № 466372397, № 466283671. В пункте 1.6. договоров указано, что процентная ставка по вкладу на день подписания договора составляет 17,00% годовых.

Поскольку на дату распространения рекламы вклада «Лови момент», а именно на 03 марта 2015 года  процентная ставка по договору срочного банковского вклада «Лови момент»  составила 17,00% годовых, достоверность указанных в рекламе сведений «…18 %...», распространявшейся 3 марта 2015 года не находит документального подтверждения.

С учетом изложенного, указанные в рекламе вклада «Лови момент» сведения «…18 %...» не соответствуют действительности, а реклама нарушает пункт 4 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе». 

Паспортом продукта «Денежный кредит «Многоцелевой» ПАО «Совкомбанк» (приложение № 3 к распоряжению № 129/ОД от 27.06.2014) (далее - Паспорт продукта) предусмотрен субпродукт «Денежный кредит «Купи авто». Согласно пункту 1.1. Паспорта продукта при предоставлении (Заемщиком) подтверждающих документов в течении 6-ти месяцев возможно снижение процентной ставки по кредиту (при условии отсутствия просроченной задолженности в указанном периоде).  В соответствии с пунктом 3.1. Паспорта продукта  процентная ставка 22, 5 % (годовых) - по субпродукту с первоначальным предоставлением подтверждающих документов право владения /пользования/ распоряжения транспортным средством, 33 % (годовых)- по субпродукту с последующим предоставлением подтверждающих документов (при предоставлении последних в течении первых шести месяцев пользования кредитом – возможно снижение процентной ставки до 22, 5 % (при условии отсутствия просроченной задолженности в указанном периоде. Пунктом 2.4. Паспорта продукта предусмотрены требования к транспортному средству, а именно легковой автомобиль российского или иностранного производства не старше 10 лет.

В рекламе кредита «Купи авто» присутствуют сведения «Ставка 33 % снижается до 22,5% после предоставления документов, подтверждающих право владения/пользования/распоряжение транспортным средством, в момент оформления кредита или в течение 6 месяцев с даты оформления кредита».  Каких либо сведений о требованиях к сроку изготовления транспортного средства реклама не содержит, что подтверждается фотоматериалами с рекламой, представленными заявителем.

Таким образом, реклама кредита «Купи авто» содержала предложение о заключении кредитного договора именно на изложенных условиях, то есть без указания требований к сроку изготовления транспортного средства.

Требования к сроку изготовления транспортного средства являются существенной информацией, отсутствие которой способно ввести в заблуждение потребителей рекламы относительно условий заключения договора.

 Так, гр-н <…> воспользовавшись рекламной информацией, заключил 18 августа 2014 года договор потребительского кредита № <…>. Согласно договору купли-продажи от 19 августа 2015 года гр-н <…> приобрел автомобиль марки  <…> 1994 года выпуска, то есть старше 10 лет.  20 августа гр-н <…> обратился в банк с письменным заявлением о снижении размера процентной ставки по кредиту. Обращение по данному заявлению было рассмотрено, заемщик проинформирован СМС-оповещением по номеру <…> : «Уважаемый клиент! Ваше обращение  рассмотрено, Согласно условиям продукта, авто должно быть годом выпуска не старше 10 лет, поэтому снижение процентной ставки не представляется возможным. Ваш Совкомбанк, 8-800-1000006» (согласно  письменных объяснений ПАО «Совкомбанк» вх. № 14423 от 28.09.2015).

Таким образом, отсутствие в рекламе сведений о требованиях к сроку изготовления транспортного средства  фактически вводит потребителей, желающих заключить договор потребительского кредита на условиях, указанных в рекламной информации, в заблуждение относительно требований, предъявляемых к транспортному средству, что в последующем приводит к отказу в снижении процентной ставки по кредиту и необходимости оплаты процентной ставки по договору в размере 33 %,  то есть на условиях наибольшего размера процентной ставки.

В силу части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Отсутствие в рекламе сведений о требованиях к сроку изготовления транспортного средства нарушает право потребителей на получение предусмотренной законом информации относительно условий предлагаемой услуги, то есть на получение достоверной информации, что установлено статьей 5 Федерального закона «О рекламе».

Реклама кредита «Купи авто», распространявшаяся 18 августа 2014 года в офисе ПАО «Совкомбанк» в г. Челябинске   без указания требований, предъявляемых к сроку изготовления транспортного средства для возможного последующего снижения процентной ставки по кредиту нарушает требования  части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Доводы ПАО «Совкомбанк» об указании в рекламе всех требований,  предъявляемых к транспортному средству, Комиссией не принимаются по следующим основаниям.

Фотоматериалами заявителя подтверждается факт размещения плакатов с рекламой кредита «Купи авто» в офисе Банка, в которой не указана информации о требованиях, предъявляемых к автомобилю.

 Из материалов дела следует, что гр-н <…> заключил договор на условиях, указанных в рекламе. Изложенные в данной рекламе сведения о размерах процентных ставок,  а именно  «33 %»,  «снижается до 22,5%» полностью соответствуют размерам процентных ставок, предусмотренных  Паспортом продукта «Денежный кредит «Многоцелевой».

Таким образом, факт распространения рекламных плакатов кредита «Купи Авто» с данным  содержанием (то есть без указания условия о сроке изготовления транспортного средства) подтвержден документально.

ПАО «Совкомбанк» представило в материалы дела ксерокопию рекламной листовки, которая содержит сведения «…Ставка 33 % снижается до 24,9%...» и требования, предъявляемые к сроку изготовления транспортного средства.  При этом указанная в ксерокопии рекламы ставка 24,9% не предусмотрена Паспортом продукта «Денежный кредит «Многоцелевой». Кроме того, документов, достоверно свидетельствующих об изготовлении и распространении 18 августа 2014 года в офисах Банка, то есть на момент заключения договора потребительского кредита с гр-ном <…> именно данных  рекламных материалов, от ПАО «Совкомбанк» в материалы дела не поступило.

В соответствии с частями 6,7 Федерального закона «О рекламе»    ответственность за нарушение требований пункта 4 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5  Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель.

Статьей 3 Федерального закона «О рекламе» установлено, что рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Исходя из понятия рекламодателя, изложенного в статье 3 Федерального закона «О рекламе», рекламодатель - заказчик рекламы, то есть то лицо, в чьих интересах осуществляется распространение и размещение рекламы. Соответственно, таким лицом могут выступать изготовитель, продавец, фирма, оказывающая услуги, государственный или общественный орган, частное лицо и так далее.

Рекламодателем рекламы является ПАО «Совкомбанк», поскольку в рекламной информации указывается на услуги, оказываемые данным юридическим лицом и такая информация направлена на формирование и поддержание интереса к услугам данной организации.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Федерального закона «О рекламе»  антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Поскольку распространение рекламы вклада «Лови момент» и кредита «Купи авто» прекращено в связи с отменой вклада «Лови момент» и кредита «Купи авто», что подтверждается объяснениями ПАО «Совкомбанк» и представленными материалами, необходимость в выдаче предписания отсутствует.

В силу части 2 статьи 38 Федерального закона «О рекламе»  лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, вправе обращаться в установленном порядке в суд или арбитражный суд, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, о возмещении вреда, причиненного здоровью физических лиц и (или) имуществу физических или юридических лиц, о компенсации морального вреда.

   Руководствуясь  частью  2  пункта  1  статьи  33,  частью  1  статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42  Правил рассмотрения   антимонопольным   органом  дел,  возбужденных  по  признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

                                                       РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу:

вклада «Лови момент», в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения « 18 %...», распространявшуюся 3 марта 2015 года в офисе ПАО «Совкомбанк» по адресу: ул. Чичерина, д. 17, поскольку в ней нарушены требования пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»;

  кредита «Купи авто», в которой отсутствует существенная информация о требованиях, предъявляемых транспортному средству для снижения процентной ставки по кредиту, распространявшуюся 18 августа 2014 года в офисе ПАО «Совкомбанк» по адресу: ул. Гагарина, д. 16, что нарушает требования  части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Челябинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ПАО «Совкомбанк» и его должностного лица

Решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение изготовлено в полном объеме 18 декабря 2015 года.

Связанные организации

Связанные организации не указаны