Решение б/н Решение и предписание № 655-ж/2016 по жалобе САО «ВСК» от 30 сентября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Р Е Ш Е Н И Е № 655-ж/2016

 

07 сентября 2016 года                                                                  г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:

 

Председателя Комиссии:

 

 -

заместителя руководителя Челябинского УФАС России,

Членов Комиссии:

 

-

специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

 

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу САО «ВСК» на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона № 0369100003516000048 на страхование автогражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) (далее - аукцион), в присутствии:

- представителя Федерального государственного казенного учреждения комбинат «Наша марка» Управления федерального агентства по государственным резервам по Уральскому федеральному округу, действующего на основании доверенности от 05.09.2016;

- представителя ПАО СК «Росгосстрах», действующего на основании доверенности от 15.04.2016,

            в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы,

 

УСТАНОВИЛА:

 

 В Челябинское УФАС России поступила жалоба САО «ВСК» на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона № 0369100003516000048 на страхование автогражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) (далее – аукцион).

Согласно представленным документам Федеральное государственное казенное учреждение комбинат «Наша марка» Управления федерального агентства по государственным резервам по Уральскому федеральному округу 11.08.2016 объявило о проведении электронного аукциона путем опубликования на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещения о проведении открытого аукциона в электронной форме.

 Начальная (максимальная) цена контракта – 40 782 рублей 68 копеек.

 Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе – 19.08.2016 в 23:59.

 На дату рассмотрения жалобы САО «ВСК» контракт не заключен.

 В жалобе указано, что в документации об аукционе расчет цены контракта произведен в соответствии с Указанием Банка России от 19 сентября 2014 г. N 3384-У  "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств".

            Однако ПАО СК «Росгосстрах» предложило цену контракта не в соответствии с порядком расчета страховой премии, установленным в Указании Банка России, в связи с чем комиссия должна была отклонить указанную заявку.

            Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения по доводам жалобы, а также пояснил, что действия аукционной комиссии соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе, так как цена контракта формируется участниками закупок в ходе проведения аукциона и комиссия не обязана оценивать данное ценовое предложение при рассмотрении и оценки заявок.

            Таким образом, действия аукционной комиссии соответствуют требования законодательства о контрактной системе, так как указанным участником предложена наименьшая цена контракта, в связи с чем он признан победителем аукциона.

 

Заслушав пояснения заказчика и заинтересованного лица, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь  статьями 99,106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

Исходя из анализа части 1 статьи 67, части 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые и вторые части заявок на участие в электронном аукционе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

Согласно части 2 статьи 66 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.

В соответствии с частью 8 статьи 66 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе направляется участником такого аукциона оператору электронной площадки в форме двух электронных документов, содержащих части заявки, предусмотренные частями 3 и 5 настоящей статьи. Указанные электронные документы подаются одновременно.

При этом в частях 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлены требования к составу первой и второй части заявки, перечень которых является исчерпывающим и, следовательно, требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи, не допускается.

В соответствии частью 4 статьи 68 Закона о контрактной системе электронный аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении такого аукциона, в порядке, установленном настоящей статьей.

Частью 18 статьи 68 Закона о контрактной системе протокол проведения электронного аукциона размещается на электронной площадке ее оператором в течение тридцати минут после окончания такого аукциона. В этом протоколе указываются адрес электронной площадки, дата, время начала и окончания такого аукциона, начальная (максимальная) цена контракта, все минимальные предложения о цене контракта, сделанные участниками такого аукциона и ранжированные по мере убывания с указанием порядковых номеров, присвоенных заявкам на участие в таком аукционе, которые поданы его участниками, сделавшими соответствующие предложения о цене контракта, и с указанием времени поступления данных предложений.

С учетом изложенного, цена, предложенная участником закупки, не является предметом оценки аукционной комиссии при рассмотрении первой и второй частей заявок, так как определяется по итогам проведения аукциона и указывается в протоколе проведения аукциона по результатам его проведения.

Как следует из представленных документов объектом закупки является оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, что требует от участника закупки предоставления в первой части заявки исключительно согласия на оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе (пункт 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе).

Аналогичные требования к составу первой части заявки предусмотрены в пункте 2.2 раздела 2 документации об аукционе.

В составе первой части заявки ПАО СК «Росгосстрах» содержится согласие на оказание услуг, предусмотренных документацией об аукционе, что соответствует требованиям пункта 2.2 раздела 2 документации об аукционе и пункту 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, что свидетельствует о правомерности действий аукционной комиссии по допуску к участию в аукционе указанного участника закупки.

При рассмотрении вторых частей заявок заявка, указанного участника также правомерно признана аукционной комиссией соответствующей требованиям документации об аукционе.

На основании изложенного, решение аукционной комиссии о признании ПАО СК «Росгосстрах» победителем аукциона, является правомерным, ввиду отсутствия оснований для отклонения такой заявки в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Кроме того, представитель ПАО СК «Росгосстрах» на заседании Комиссии пояснил, что снижение начальной (максимальной) цены контракта обусловлено тем, что в ходе аукциона участником применен коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - КБМ).

Как пояснил представитель общества значение коэффициента КБМ уменьшено на «0,5» с учетом следующего периода страхования, тогда как указанный в документации о закупке коэффициент КБМ рассчитан за предшествующий период страхования как следует из сведений, представленных в автоматизированной информационной системе обязательного страхования по транспортным средствам (далее - база РСА).

 

В ходе проведения внеплановой проверки в рамках статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее.

 

1. Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частями 2, 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

При этом, в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника закупки должны находить отражение в том числе документы, подтверждающие соответствие его единым требованиям, указанным в статье 31 Федерального закона.

Указанные единые требования к участникам закупки и вытекающие их них требования к составу второй части заявки продиктованы необходимостью указания  как в документации, так и извещении о проведении электронного аукциона,  максимально четких и прозрачных сведений, позволяющих участнику закупки надлежащим образом оформить заявку и принять участие в аукционе на конкурентных началах, основанных на принципах открытости, прозрачности и обеспечения конкуренции, предусмотренных статьями 7, 8 Закона о контрактной системе.

В извещении, сформированном в электронном виде, указано требование о наличии у участника закупки лицензии на осуществление страхования (вид страхования – ОСАГО) (далее - лицензия), тогда как в пункте 25 извещения, сформированного заказчиком, отсутствует конкретное требование о соответствии участника такого аукциона пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в части предоставления лицензии в нарушение части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.

В нарушение части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении закупки, сформированном в электронном виде, не указаны требования о соответствии участника закупки пунктам 3-5,7,9,10 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также в извещении, сформированном заказчиком, отсутствует обязательное требование к участнику закупки по пункту 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

В нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в требованиях к составу второй части заявки указано на предоставление участником закупки декларации о его соответствии пункту 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

 

2. Как следует из пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.

            Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

С учетом изложенного, в документации об аукционе должна содержаться дата окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации об аукционе с учетом того, что запрос от участника закупки должен поступить не позднее, чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

В нарушение пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в пункте 36 документации об аукционе не указаны даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.

 

3. В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.

Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

Аналогичные требования должны находить отражение в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Согласно Указу Президента РФ от 28.11.2015 N 583 «О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики» в целях защиты национальной безопасности и национальных интересов Российской Федерации, защиты граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и в соответствии с федеральными законами от 30.12.2006 N 281-ФЗ «О специальных экономических мерах» и от 28.12.2010 N 390-ФЗ «О безопасности» Правительство Российской Федерации должно утвердить прилагаемый перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года.

 Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 № 1457 утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года. В указанный перечень входит выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона предметом закупки является оказание услуг по страхованию автогражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Таким образом, в нарушение пункта 7 части 5 статьи 63, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ от 29.12.2015 № 1457 в извещении и документации о проведении электронного аукциона заказчиком не установлен запрет на оказание услуг организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.

 

4. Согласно пункту 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать информацию о размере обеспечения исполнения контракта, сроке и порядке предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.

В  силу части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Таким образом, заказчик в документации о закупке наряду со сроком и порядком предоставления обеспечения исполнения контракта должен указать требования к самому обеспечению, в том числе о сроке действия обеспечения исполнения контракта.

В пункте 12.1 проекта контракта указано, что настоящий контракт действителен до 31.10.2016, а в части обеспечения контракта до 15.01.2017.

При этом, в пункте 12.2 проекта контракта указано, что срок действия контракта в части оказания услуг – до окончания срока действия страховых полисов, что свидетельствует о наличии нескольких сроков, в том числе обусловленного событием, которое неизбежно должно наступить.

Таким образом, отсутствие в проекте контракта конкретной даты, обуславливающей срок действия контракта, является нарушением части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, поскольку не позволяет определить срок действия банковской гарантии, превышающий на один месяц срок действия контракта.           

 

5. В пункте 4.3 проекта контракта указано, что максимальное значение цены контракта составляет 40 782 рубля 68 копеек, рассчитанное в соответствии с Указанием Банка России № 3384-У по формулам, приведенным в приложении № 2 к контракту, однако в пункте 4.6 указано, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта.

Вместе с тем, в нарушение части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе условие проекта контракта о том, что цена является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта неприменимо в указанном случае, так как цена определяется путем указания формулы цены и максимального значения цены контракта.

 

6. Согласно пункту 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 64, части 4 статьи 64  Закона о контрактной системе в извещении о закупке, документации об аукционе и проекте контракта, являющемся неотъемлемо часть документации об аукционе, должно содержаться краткое изложение условий контракта, в том числе наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

При этом, документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.

Таким образом, документация об аукционе должна содержать единообразные и непротиворечивые условия исполнения контракта, в том числе сведения о правах и обязанностях сторон по контракту.

Вместе с тем, в нарушение пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 64, части 4 статьи 64  Закона о контрактной системе в пункте 5.2.5 проекта контракта не содержится информация сроках проведения страховщиком независимой экспертизы транспортных средств, что может привести к заключению контракта не на условиях документации об  аукционе в нарушение части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе.

 

7. В нарушение частей 2, 6 статьи 31 Закона о контрактной системе в извещении о проведении закупки, сформированном в электронном виде, установлены дополнительные требования к участнику закупки о наличии у него опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, тогда как указанное условие допустимо при проведении конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, что не соответствует предмету обжалуемой закупки.

 

Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года № 727/14 «Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

РЕШИЛА:

 

1. Признать доводы жалобы САО «ВСК» на действия аукционной комиссии необоснованными.

2. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения частей 2,5,6 статьи 31, пунктов 6,7 части 5 статьи 63, пунктов 1,2,11 части 1 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66, части 3 статьи 96, части 2 статьи 34, пункта 2 статьи 42, части 4 статьи 64 частей 2, 6 статьи 31 Закона о контрактной системе

3. Выдать заказчику, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности не передавать.

 

            Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

                                                                                                                                

              

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 655-ж/2016

об устранении нарушений законодательства

о контрактной системе

07 сентября 2016 года                                                                      г. Челябинск, пр. Ленина, 59

           Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

 

-

заместителя руководителя Челябинского УФАС России,

 

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

-

 

 

 

специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России

 на основании решения Челябинского УФАС России от 07.09.2016, вынесенного по итогам рассмотрения жалобы САО «ВСК» на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона № 0369100003516000048 на страхование автогражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) (далее - аукцион), с целью устранения нарушений законодательства о контрактной системе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Федеральному государственному казенному учреждению комбинат «Наша марка» Управления федерального агентства по государственным резервам по Уральскому федеральному округу со дня размещения предписания в единой информационной системе в сфере закупок (далее - единая информационная система) направить проект контракта победителю аукциона, сформировав проект контракта с учетом решения № 655-ж/2016 от 07.09.2016, а именно:

- предусмотреть в проекте контракта срок действия контракта, позволяющий определить срок действия банковской гарантии, в соответствии с требованиями действующего законодательства;

- указать в проекте контракта информацию о сроках проведения страховщиком независимой экспертизы транспортных средств;

- исключить из проекта контракта условие о том, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта;

- проверить при заключении контракта лицо, с которым заключается контракт, на соответствие требованиям Постановления Правительства РФ от 29.12.2015 №1457.

 

2. ЗАО «Сбербанк-АСТ» с 12.09.2016 обеспечить Федеральному государственному казенному учреждению комбинат «Наша марка» Управления федерального агентства по государственным резервам по Уральскому федеральному округу возможность исполнения данного предписания.

 

3. Федеральному государственному казенному учреждению комбинат «Наша марка» Управления федерального агентства по государственным резервам по Уральскому федеральному округу в подтверждение исполнения предписания в течение трех рабочих дней с момента исполнения пункта 1 настоящего предписания представить в Челябинское УФАС России с сопроводительным письмом надлежащим образом заверенную копию направленного участнику закупки контракта.

               Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

               Обжалование предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает действия предписания.

               За неисполнение настоящего предписания предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей на должностных лиц и в размере пятисот тысяч рублей на юридических лиц.

Связанные организации

Связанные организации не указаны