Решение №ВЛ/2545/22 по делу 102-ж/2022 от 14 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

5

 

по делу 102-ж/2022

 

Областное государственное казенное учреждение «Центр экологического мониторинга Челябинской области» 454074, г. Челябинск, ул. Механическая, дом 65, офис 33 ogku-m@mail.ru ООО «РТС-Тендер» 121151, г. Москва, Набережная Тараса Шевченко, д. 23А, эт. 25, пом. № 1 ko@rts-tender.ru ИП Меньшиков Роман Анатольевич РФ, Свердловская область, г. Артемовский, ул. Достоевского дом 12 ip.menshikov66@yandex.ru

 

 

 

 

Р Е Ш Е Н И Е № 074/06/105-505/2022

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Резолютивная часть решения оглашена 09 марта 2022 года

В полном объеме решение изготовлено 14 марта 2022 года

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

 

Председателя Комиссии:

  "..."

-

заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

  "..."

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

  "..."

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ИП Меньшикова Р.А. (далее – заявитель) на действия ОГКУ «ЦЭМ» (далее – заказчик) при проведении электронного аукциона на разработку проектной и рабочей документации по объекту «Восстановление и экологическая реабилитация реки Миасс в черте города Челябинска» (извещение № 0869500000522000039) при участии посредством видеоконференц-связи:

- представителя ОГКУ «ЦЭМ»   "...", действующего на основании доверенности от 04.03.2022;

- представителя ОГКУ «ЦЭМ»   "...", действующего на основании доверенности от 04.03.2022,

в отсутствие заявителя и/или его представителя, надлежащим образом уведомленного месте и времени заседания Комиссии,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России 02.03.2022 поступила жалоба ИП Меньшикова Р.А. на действия ОГКУ «ЦЭМ» при проведении электронного аукциона на разработку проектной и рабочей документации по объекту «Восстановление и экологическая реабилитация реки Миасс в черте города Челябинска» (извещение №0869500000522000039) (далее – аукцион, закупка).

Согласно представленным документам заказчик объявил о проведении аукциона путем опубликования 22.02.2022 в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru извещения об осуществлении закупки 0869500000522000039.

Закупка размещена в рамках национального проекта «Экология» (КБК 0090406433G843210244)

Начальная (максимальная) цена контракта (изв. 0869500000522000039) определена в размере 12 570 787,55 рублей.

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе – 02.03.2022 10:15.

Контракт по итогам проведения аукциона не заключен.

Согласно доводам жалобы заявитель считает, что при проведении аукциона неправомерно установлены требования к участникам закупки ввиду отсутствия дополнительных требований в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения (от 04.03.2022 исх. № 212-1-13), согласно которым предусмотренные объектом закупки работы не предполагают осуществление градостроительной деятельности.

 

Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, рассмотрев доводы, изложенные в жалобе, проведя внеплановую проверку закупки, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

В силу пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе информацию о требованиях, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).

Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона (часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе).

Согласно системному толкованию положений Закона участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки.

  1. Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Таким образом, в случае если предметом закупки является поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, для осуществления которых необходима соответствующая лицензия, свидетельство или иной документ в силу положений законодательства Российской Федерации, заказчик устанавливает требование к участникам закупки о наличии соответствующего документа.

Требования к лицам, осуществляющим строительные работы установлены Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ).

Согласно части 1 статьи 55.8 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Частью 3 статьи 55.8 ГрК РФ предусмотрено, что член саморегулируемой организации имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:

1) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 настоящего Кодекса;

2) если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом настоящей части договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 5.2 статьи 48 ГрК РФ договором подряда на подготовку проектной документации может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий. Этим договором также может быть предусмотрено обеспечение получения указанным физическим или юридическим лицом технических условий.

С учетом изложенного, в случае, если предметом закупки являются работы на выполнение инженерных изысканий, заказчик обязан установить требование о наличии у участника членства саморегулируемой организации в области инженерных изысканий; если объектом закупки являются работы по разработке проектной документации и выполнению инженерных изысканий, по результатам которых будет разработана проектная документация, необходимо устанавливать требования к участникам закупки о наличии членства в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования.

Таким образом, в случае, если объект закупки включает в себя выполнение работ по проектированию и/или изысканию, то единым требованием к участнику закупки является членство в саморегулируемой организации в соответствующей области. Требованием к составу заявки участника закупки является предоставление выписки из реестра членов саморегулируемой организации.

В извещении об осуществлении закупки, а также приложениях к нему требование к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе не установлено. Из пояснений представителей заказчика следует, что объект закупки не предполагает выполнение работ в сфере градостроительной деятельности.

Объектом рассматриваемой закупки является разработка проектной и рабочей документации по объекту «Восстановление и экологическая реабилитация реки Миасс в черте города Челябинска». Описание объекта закупки содержится в приложении к извещению «Техническое задание».

Согласно техническому заданию содержание работ включает в себя:

- выполнение рекогносцировочного натурного обследования в границах проектирования

- выполнение инженерных изысканий, в том числе инженерно-геологических, инженерно-экологических инженерно-геодезических и др;

- разработку проектной документации;

- разработку сметной документации;

- прохождение экспертизы проектной документации.

В соответствии с требованиями к выполнению работ (пункт 12 технического задания) принятые проектные решения должны соответствовать требованиям установленным: Градостроительным кодексом РФ от 29.12.2004 №190-ФЗ; Водным кодексом РФ от 03.06.2006 №7-ФЗ; Земельным кодексом РФ от 25.10.2001 №136-ФЗ; СП 11-105-97. Инженерно-геологические изыскания для строительства; СП 42.13330.2016 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений и др.

Более того, исходя из подпункта 7 пункта 17 технического задания результатом выполнения работ является проектная документация с разделами в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 (ред. от 01.12.2021) «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», получившая положительное заключение государственного органа, уполномоченного но проведение государственной экспертизы (организации по проведению государственной экспертизы), о проверке достоверности определения сметной стоимости, или иного документа от государственного органа, уполномоченного на проведение государственной экспертизы (организации по проведению государственной экспертизы), содержащего выводы о соответствии сметной документации сметным нормативам, включенным в федеральный реестр сметных нормативов, физическим объемам работ, конструктивным, организационно-технологическим и другим решениям, предусмотренным проектной документацией (в 4-х экз. на бумажном носителе и в электронном виде).

Таким образом, исходя из наименования и описания объекта закупки заказчику требуется выполнение проектных и изыскательских работ в сфере градостроительной деятельности, что предполагает наличии у участников закупки членства в саморегулируемой организации. Отсутствие в извещении об осуществлении закупки данных требований свидетельствует о нарушении заказчиком пункта 12 части 1 статьи 42, пункта 1 части 1, части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.


 

  1. Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.

Как уже отмечалось ранее объектом рассматриваемой закупки является разработка проектной и рабочей документации по объекту «Восстановление и экологическая реабилитация реки Миасс в черте города Челябинска».

Позицией 6 Приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 № 2571 установлены дополнительные требования к участникам закупок на выполнение работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности: наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Цена выполненных работ по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя)

Частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что с случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

Однако извещение об осуществлении закупки данных требований не содержит. При этом довод заказчика, согласно которому объект закупки не предполагает разработку проекта в сфере градостроительной деятельности не принимается Комиссией во внимание, поскольку помимо разработки проектной документации, заказчику требуется выполнить изыскательские работы, которые являются отдельным основанием для установления дополнительных требований.

Таким образом, извещение о проведении аукциона опубликовано с нарушением требований частей 4, 5 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, позиции 6 Приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 № 2571, так как не содержит дополнительных требований к участникам закупки.

В связи с чем, оператором электронной площадки в распоряжение аукционной комиссии не представлены документы, подтверждающие соответствие участников, подавших заявки на участие в аукционе, дополнительным требованиям согласно позиции 6 Приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 №2571 (пункт 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе).

Вместе с тем, Комиссия отмечает, что исходя из документов, представленных в материалы дела участники закупки являются членами саморегулируемых организаций. Победитель закупки (ООО ПКФ «АГРОИНВЕСТСТРОЙ») имеет соответствующий опыт выполнения работ (Государственный контракт от 03.03.2021 № 1-2021/ЭА, заключенный по результатам проведения аукциона извещение № 0869200000221000148; Муниципальный контракт от 07.09.2021 № 77, заключенный по результатам проведения аукциона извещение № 0168300008721000077).

Отсутствие установленных требований к участникам закупки не повлияло на права и интересы заявителя, поскольку согласно сведениям, размещенным в едином реестре членов саморегулируемых организаций на сайте ассоциации саморегулируемых организаций Общероссийская негосударственная некоммерческая организация – общероссийское межотраслевое объединение работодателей «Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, и саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации» НОПРИЗ (https://reestr.nopriz.ru/), ИП Меньшиков Р.А. не является членом саморегулируемой организации в области архитектурного проектирования и изыскания. Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии у заявителя специальной правоспособности, которая позволила бы ему принять участие в закупке и претендовать на заключение контракта, что свидетельствует об отсутствии у заявителя материально-правовой заинтересованности участия в закупки.

 

Действия заказчика могут быть квалифицированы по главе 7 КоАП РФ.


 

Исходя из информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией, Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений, утвержденными постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576,

 

РЕШИЛА:

 

 

  1. 1. Признать жалобу ИП Меньшикова Р.А. на действия ОГКУ «ЦЭМ» при проведении электронного аукциона на разработку проектной и рабочей документации по объекту «Восстановление и экологическая реабилитация реки Миасс в черте города Челябинска» (извещение №0869500000522000039) обоснованной.

  1. 2. Признать в действиях заказчика нарушения пункта 12 части 1 статьи 42, пункта 1 части 1, частей 2, 4, 5, 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, позиции 6 Приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 № 2571.

  1. 3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, поскольку выявленные нарушение не повлияли на результаты определения поставщика.

  2. Передать материалы дела должностному лицу для принятия решения о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии  "..."

 

 

Члены комиссии   "..."

 

 

  "..."

 

 

 

 

 

2022-2771

 

 

Связанные организации

ООО «РТС-тендер»
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
ИП Меньшиков Роман Анатольевич
ИНН 660205916409, ОГРН 321665800144022
ОГКУ "ЦЭМ"
ИНН 7447269156, ОГРН 1177456002679