Решение б/н РЕШЕНИЕ по жалобе № 074/07/3-3455/2022 от 29 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по жалобе № 074/07/3-3455/2022 г. Челябинск Резолютивная часть решения оглашена «26» декабря 2022 года В полном объеме решение изготовлено «29» декабря 2022 года Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в составе: Председателя Комиссии: Членов Комиссии: С.А. Копылова – заместителя руководителя — начальника отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России; Р.У. Гузаировой – ведущего специалиста-эксперта отдела к антимонопольного контроля Челябинского УФАС России; А.Р. Тукмаковой – ведущего специалиста-эксперта отдела к антимонопольного контроля Челябинского УФАС России, рассмотрев жалобу ООО ЧОО «Никс» (далее – Заявитель) (вх. № 16622/22 от 15.12.2022) на действия заказчика - ФГУП «РФЯЦ – ВНИИТФ им. академ. Е.И. Забабахина» при проведении закрытого запроса котировок в электронной форме без предварительного квалификационного отбора на право заключения договора на оказание 2022-17868 2 услуг контроля въезда-выезда на объект (извещение № 220113800128). УСТАНОВИЛА: В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО ЧОО «Никс» (далее – Заявитель) (вх. № 16622/22 от 15.12.2022) на действия заказчика - ФГУП «РФЯЦ – ВНИИТФ им. академ. Е.И. Забабахина» при проведении закрытого запроса котировок в электронной форме без предварительного квалификационного отбора на право заключения договора на оказание услуг контроля въезда-выезда на объект (извещение № 220113800128). В силу части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов. В силу части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке. Жалоба ООО ЧОО «Никс» на отмену закупки поступила в Челябинское УФАС России 15.12.2022. Таким образом, сроки для подачи жалобы в антимонопольный орган соблюдены, следовательно, Заявитель был вправе подать жалобу на действия Заказчика. 1. Заявитель утверждает, что Заказчиком неправомерно принято решение об отмене закупки в связи с наличием обстоятельств непреодолимой силы, поскольку такие обстоятельства отсутствовали. Кроме того, извещение об отмене закупки подписано не руководителем, отсутствует документальное подтверждение таких обстоятельств. Заказчик с доводом жалобы не согласился, представил письменные пояснения, которые приобщены к материалам жалобы. В письменных возражениях Заказчика указано следующее. В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Законом о 2022-17868 3 закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятым в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки. Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Единым отраслевым стандартом закупок Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», утвержденным решением наблюдательного совета Госкорпарации «Росатом» от 07.02.2012 № 37 (далее — Положение о закупках). Согласно части 6 статьи 6.2.2 Положения о закупках к извещению об отмене закупки при размещения прикладывается обоснование отмены закупки, содержащее подтвержденную документально причин принятого решения. Однако указанные положения свидетельствуют о необходимости Заказчика иметь документы, подтверждающие причину принятого решения, но не размещать их вместе с извещением. Подписание извещения об отмене закупки заместителем директора Заказчика по безопасности не является нарушением, поскольку основывается на передаче последнему соответствующих полномочий руководителем Заказчика. В соответствии с требованиями Закона о закупках, Положения о закупках Заказчиком была осуществлена отмена закупки в связи с наличием обстоятельств непреодолимой силы. Для обеспечения выполнения услуг контроля въезда-выезда на объект РФЯЦВНИТФ осуществляется строительство поста контроля с обеспечением всех необходимых условий для несения службы. Так, Приложением № 1 к проекту договора отмененной закупки, предусматривалось, в том числе, оказание Исполнителем услуг по выводу сигналов от технических средств охраны с поста контроля на пульт охраны, оповещение пожарной охраны в случае пожара, обслуживание технических средств поста контроля. Заказчик при проведении закупки полагал, что все необходимые коммуникации, линии связи, электроснабжения будут функционировать к началу срока оказания услуг по планируемому к заключению договору. Вместе с тем, в соответствии с письменным уведомлением АО «Трансэнерго», являющимся единственным поставщиком соответствующих услуг по месту нахождения Заказчика как естественный монополист, Заказчику стало известно о невозможности завершения подготовительных работ к сроку начала оказания услуг по планируемому к заключению договору. Указанные причины не зависят от воли или действий Заказчика носят чрезвычайный характер. В связи с переносом на неопределенный срок обустройства сетей связи, электроснабжения по не зависящим от Заказчика причинам, своевременный ввод поста контроля в эксплуатацию, а также исполнение обязательств по договору стало невозможным, что влияет на целесообразность закупки. Изучив материалы по жалобе, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к следующим выводам. Согласно части 4 статьи 6.2.2 Положения о закупках, организатор по решению Заказчика может отменить закупку до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок по следующим причинам в том числе и при возникновении обстоятельств непреодолимой силы, подверженных соответствующими документом и влияющих на целесообразность закупки. В соответствии с частью 6 статьи 6.2.2 Положения о закупках, в случае принятия решения об отмене закупки извещения об отмене закупки подписывается руководителем Заказчика, направляется организатору и размещается организатором на официальном сайте и ЭТП в день принятия решения Заказчиком. К извещению об отмене закупки при 2022-17868 4 размещении прикладывается обоснование отмены закупки, содержащее подтвержденную документально причину принятия такого решения. В данном случае, извещение об отмене закупки подписано заместителем директора Заказчика по безопасности, что не является нарушением, поскольку основывается на передаче последнему соответствующих полномочий руководителем Заказчика, что подтверждается соответствующими доверенностями и материалами жалобы Также Положение о закупках обязывает Заказчика иметь документы, подтверждающие причину принятого решения от отмене закупки, однако требования о размещении таких документов вместе с извещением об отмене закупки не содержит. Часть 7 статьи 3.2 Закона о закупках устанавливает, что по истечении срока отмены конкурентной закупки в соответствии с частью 5 названной статьи и до заключения договора заказчик вправе отменить определение поставщика (исполнителя, подрядчика) только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством. Согласно пункту 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 в силу пункта 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации для признания обстоятельств непреодолимой силы, необходимо, чтобы оно носило чрезвычайны и непредотвратимый при данных условиях характер. Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей. В данном случае, причиной отмены закупки послужил перенос на неопределенный срок обустройства сетей связи его контрагентом - АО «Трансэнерго» по договору от 03.11.2022 № ТП-69/22, электроснабжения по не зависящим от Заказчика причинам, своевременный ввод поста контроля в эксплуатацию. По указанному договору срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению декабрь 2022 г. При этом предельной датой заключения договора с участником закупки является 5 января 2023 года. Решение об отмене закупки принято 9 декабря 2022 года. Также в материалах жалобы имеется акт об осуществлении технологического присоединения № 173 от 12.12.2022 по указанному договору, представленный АО «Трансэнерго», что само по себе исключает наличие обстоятельства непреодолимой силы, которое явилось основанием для отмены закупки Заказчиком и на которое Заказчик ссылается в письменных пояснениях. Неисполнение или ненадлежащее исполнение АО «Трансэнерго» обязательств перед Заказчиком в силу положений Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 не может быть признано обстоятельством непреодолимой силы. Наличие обстоятельств непреодолимой силы в ходе рассмотрения жалобы не установлено, Заказчиком не доказано. Таким образом, Комиссия Челябинского УФАС России полагает, что Заказчик преждевременно, без наличия на то объективных причин и оснований, при наличии срока для проведения закупки и заключения договора в 27 календарных дней, принял решение об 2022-17868 5 отмене закупки. Следовательно, Комиссия Челябинского УФАС России считает, что жалоба ООО ЧОО «Никс» является обоснованной, а действия Заказчика содержат нарушения требований пункта 2 части 1 статьи 3, частей 5, 7 статьи 3.2 Закона о закупках. С учетом выявленных нарушений, Комиссией принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений. Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия, РЕШИЛА: 1. Признать доводы жалобы ООО ЧОО «Никс» обоснованными. 2. Признать действия ФГУП «РФЯЦ – ВНИИТФ им. академ. Е.И. Забабахина» нарушением пункта 2 части 1 статьи 3, частей 5, 7 статьи 3.2 Закона о закупках. 3. Выдать ФГУП «РФЯЦ – ВНИИТФ им. академ. Е.И. Забабахина» предписание об устранении нарушений порядка организации и проведения закупки. Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны