Решение б/н Решение и предписание по делу № 66-03-18.1/2014 по жалобе ЗА... от 21 января 2015 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Р Е Ш Е Н И Е
г. Челябинск, пр. Ленина, 59
Резолютивная часть решения оглашена 14 января 2015 года.
В полном объеме решение изготовлено 16 января 2015 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров в составе:
Председатель Комиссии: Члены Комиссии: |
«…» - заместитель руководителя Челябинского УФАС России; «…» – начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России; |
|
«…» — ведущий специалист - эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России, |
рассмотрев дело № 66-03-18.1/2014 по жалобе ЗАО «Водоканалстрой» на действия (бездействие) МУП «ЧКТС»:
в присутствии представителей МУП «ЧКТС», действующих по доверенностям, в отсутствие представителя ЗАО «Водоканалстрой», надлежаще извещенного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступила жалоба ЗАО «Водоканалстрой» на действия (бездействие) МУП «ЧКТС», выразившиеся в нарушении порядка формирования плана закупок товаров (работ, услуг) на 2014 год, в размещении в единой информационной системе информации о закупке не в полном объеме, в неуказании в извещении о закупке № 31401872203 сведений о начальной (максимальной) цене договора, в установлении необоснованно короткого срока для подачи заявки на участие в запросе предложений.
В жалобе (вх. № 20146 от 29.12.2014) указано, что МУП «ЧКТС» провело закупку в форме запроса предложений на право заключения договора на выполнение работ по техническому обслуживанию, выполнению аварийно-восстановительных работ, капитальных ремонтов, модернизации и реконструкции, обеспечению надежного теплоснабжения на тепловых сетях, сооружениях и оборудовании МУП «ЧКТС», находящихся в хозяйственном ведении и переданных в эксплуатацию как бесхозяйных, расположенных в Металлургическом административном районе г. Челябинска, общая протяженность 121.8 кв.м. при среднем диаметре 250 мм.
По мнению подателя жалобы, МУП «ЧКТС» при проведении закупки совершило следующие нарушения:
1. В плане закупок МУП «ЧКТС» на 2014 год отсутствует указанная закупка;
2. В извещении о закупке отсутствуют сведения о начальной (максимальной) цене договора;
3. Согласно документации запроса предложений дата начала подачи заявок – 26.12.2014, дата окончания подачи заявок – 29.12.2014.
В соответствии с пунктом 11 информационной карты запроса предложений к заявке на участие в запросе предложений участнику необходимо приложить выписку из ЕГРЮЛ и документы об отсутствии задолженности по платежам и бюджетам всех уровней.
Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса РФ представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам и справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов на основании данных налогового органа. Справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам передается (направляется) указанному лицу (его представителю) в течение пяти дней, справка об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов - в течение десяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего запроса.
Пунктом 18 приказа Министерства Финансов РФ «Об утверждении порядка ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений и документов» от 23.11.2011 № 158н предусмотрен пятидневный срок предоставления сведений содержащихся в ЕГРЮЛ.
Таким образом, установление заказчиком четырехдневного срока для представления сведений предоставляемых государственным органом и невозможностью предоставления участниками закупки в сжатые сроки запрашиваемой заказчиком информации, свидетельствует о нарушении заказчиком принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки и отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки;
- В единой информационной системе заказчиком не размещена необходимая информация о закупке, в частности не размещены следующие документы: перечень обслуживаемого имущества, схема тепловых сетей с нанесенными теплотрассами с определением границ балансовой принадлежности, акта технического состояния и паспортов сетей.
Указанные документы являются приложением к договору на оказание услуг и необходимы для установления объема и стоимости работ, а также для формирования соответствующего предложения.
На заседании Комиссии Челябинского УФАС России представители МУП «ЧКТС» пояснили следующее.
В связи передачей КУИиЗО города Челябинска на обслуживание МУП «ЧКТС» бесхозяйных тепловых сетей в декабре 2014 года (приказ от 22.12.2014 № 1202), предприятием была проведена незапланированная срочная закупка на обслуживание переданных теплотрасс.
Приказом от 25.12.2014 № 143а было утверждено проведение запроса предложений на дополнительную закупку.
В соответствии с приказом от 25.12.2014 № 143 внесены изменений в план-график закупок.
Согласно пункту 14 раздела III Постановления Правительства РФ от 10.09.2012 № 908 «Об утверждении Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке», размещение плана закупки товаров, работ, услуг, информации о внесении в него изменений на официальном сайте осуществляется в течение 10 календарных дней с даты утверждения плана или внесения в него изменений.
Изменения, внесенные в план-график в виду срочности проведения закупки, размещены на официальном сайте zakupki.gov.ru 12.01.2015 в полном соответствии с положениями действующего законодательства РФ.
В документации запроса предложений в полном объеме отражены количественные и качественные характеристики объема работ, необходимые для составления калькуляции затрат на оказание услуг данной закупки, а именно указаны:
- средний диаметр тепловых сетей -250 мм;
- протяженность тепловых сетей - 121,8 км;
- количество ЦТП и насосных стандартных - 9 штук;
- минимальная необходимая численность и специализация персонала;
- необходимое минимальное количество техники и материально-технических ресурсов.
Таким образом, МУП «ЧКТС» в полной мере соблюдены требования пункта 9 статьи 10 Федерального закона от 18.07.2011 № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках).
В документации о закупке также указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора, которая составляет 118 000 000, 00 рублей (с НДС).
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей МУП «ЧКТС», Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов, запроса котировок или заказчиками деятельности его участников;
2) создание участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок;
4) участие организаторов торгов, запроса котировок или заказчиков и (или) работников организаторов торгов, запроса котировок или работников заказчиков в торгах, запросе котировок.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
МУП «ЧКТС» провело закупку в форме запроса предложений на право заключения договора на выполнение работ по техническому обслуживанию, выполнению аварийно-восстановительных работ, капитальных ремонтов, модернизации и реконструкции, обеспечению надежного теплоснабжения на тепловых сетях, сооружениях и оборудовании МУП «ЧКТС», находящихся в хозяйственном ведении и переданных в эксплуатацию как бесхозяйных, расположенных в Металлургическом административном районе г. Челябинска, общая протяженность 121.8 кв.м. при среднем диаметре 250 мм.
При организации и проведении запроса предложений заказчик руководствовался Законам о закупках и Положением о закупках МУП «ЧКТС».
Документация запроса предложений размещена на официальном сайте www.zakupki.gov.ru
Довод заявителя о том, что отсутствие в плане закупок МУП «ЧКТС» на 2014 год указанной закупки противоречит положениям Закона о закупках, Комиссия не считает обоснованным по следующим основаниям.
Согласно статье 4 Закона о закупках Заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения в единой информационной системе такого плана, требования к форме такого плана устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с требованиями к форме плана закупки товаров (работ, услуг), утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.02.2012 № 932 «Об утверждении правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана» план закупки товаров формируется заказчиком по установленной форме и должен включать в себя, в том числе сведения: о предмете договора с указанием идентификационного кода закупки в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД) с обязательным заполнением разделов, подразделов и рекомендуемым заполнением классов, подклассов, групп, подгрупп и видов и Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) с обязательным заполнением разделов, подразделов и рекомендуемым заполнением групп и подгрупп видов экономической деятельности, классов и подклассов продукции и услуг, а также видов продукции и услуг; сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота); планируемая дата или период размещения извещения о закупке (год, месяц); срок исполнения договора (год, месяц); способ закупки; минимально необходимые требования, предъявляемые к закупаемым товарам (работам, услугам), предусмотренным договором, включая функциональные, технические, качественные характеристики и эксплуатационные характеристики предмета договора, позволяющие идентифицировать предмет договора (при необходимости); сведения о количестве (объеме) закупаемых товаров (работ, услуг) в натуральном выражении и др.
Пункт 8 Правил формирования плана закупок товаров (работ, услуг), утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.02.2012 № 932 «Об утверждении правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана», предусматривает возможность заказчика производить корректировку плана закупок в случае изменения потребности заказчика.
В связи передачей КУИиЗО города Челябинска на обслуживание МУП «ЧКТС» бесхозяйных тепловых сетей в декабре 2014 года (приказ от 22.12.2014 № 1202), предприятием была проведена незапланированная срочная закупка на обслуживание переданных теплотрасс.
Приказом от 25.12.2014 № 143а было утверждено проведение запроса предложений на дополнительную закупку.
В соответствии с приказом от 25.12.2014 № 143 внесены изменений в план-график закупок.
В соответствии с пунктом 14 раздела III постановления Правительства РФ от 10.09.2012 № 908 «Об утверждении Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке», размещение плана закупки товаров, работ, услуг, информации о внесении в него изменений на официальном сайте осуществляется в течение 10 календарных дней с даты утверждения плана или внесения в него изменений.
Таким образом, изменения, внесенные в план закупок в виду срочности проведения закупки, размещены на официальном сайте zakupki.gov.ru 12.01.2015 в полном соответствии с положениями действующего законодательства.
Довод подателя жалобы о том, что в извещении о закупке № 31401872203 не указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора, Комиссия также считает необоснованным, поскольку в извещении о проведении запроса предложений содержится информация о начальной (максимальной) цене договора, которая составляет 118 000 000, 00 рублей (с НДС).
Кроме того, информация о начальной (максимальной) цене договора содержится в пункте 4 информационной карты запроса предложений.
Более того, неуказание начальной (максимальной) цены договора не является нарушением положений Закона о закупках.
Довод ЗАО «Водоканалстрой» о том, что заказчиком неправомерно установлен короткий срок для подачи заявки на участие в запросе предложений, не обоснован по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Положения о закупках МУП «ЧКТС» срок подачи заявок на участие в запросе предложений устанавливается от 4 до 10 календарных дней.
Согласно документации запроса предложений дата начала подачи заявок – 26.12.2014, дата окончания подачи заявок – 29.12.2014.
В соответствии с пунктом 11 информационной карты запроса предложений к заявке на участие в запросе предложений участнику необходимо приложить выписку из ЕГРЮЛ и документы об отсутствии задолженности по платежам и бюджетам всех уровней.
При этом заказчик не устанавливает обязанность участника запроса предложений представлять справку об отсутствии задолженности по платежам из налоговой службы.
Требование заказчика о представлении выписки из ЕГРЮЛ является также обоснованным, поскольку любая коммерческая организация использует в своей деятельности актуальные выписки из ЕГРЮЛ для подтверждения своей правоспособности.
Таким образом, установленный заказчиком четырехдневный срок представления необходимых документов для участия в запросе предложения является разумным и не влечет необоснованного ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Кроме того, следует отметить, что участники закупки имеют право обратиться к заказчику за разъяснениями положений конкурсной документации. Однако ЗАО «Водоканалстрой» за таким разъяснением не обращалось.
Довод ЗАО «Водоканалстрой» о том, что заказчиком размещена неполная информация о закупке, Комиссия считает обоснованным по следующим основаниям.
Согласно пункту 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке.
В единой информационной системе заказчиком размещен проект договора. Приложениями к указанному проекту договора в том числе являются:
- схема тепловых сетей с нанесенными теплотрассами с определением границ балансовой принадлежности;
- акта технического состояния;
- паспорт сетей.
Указанные документы являются неотъемлемой частью проекта договора, необходимы для установления объема и стоимости работ, а также для формирования соответствующего предложения, однако заказчиком не размещены в единой информационной системе.
Таким образом, действия МУП «ЧКТС», выразившиеся в неразмещении в единой информационной системе указанных документов о закупке, являются нарушением Закона о закупках.
На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Порядком рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, утвержденным Приказом ФАС России № 17/13 от 18.01.2013, Комиссия
РЕШИЛА:
- Признать жалобу ЗАО «Водоканалстрой» обоснованной в части действий (бездействий) МУП «ЧКТС», выразившихся в размещении в единой информационной системе информации о закупке не в полном объеме, а именно не размещены:
- схема тепловых сетей с нанесенными теплотрассами с определением границ балансовой принадлежности;
- акта технического состояния;
- паспорт сетей.
2. Признать действия МУП «ЧКТС», выразившиеся в размещении в единой информационной системе информации о закупке не в полном объеме, противоречащими части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
3. Выдать МУП «ЧКТС» предписание об устранении нарушений порядка организации и проведения торгов.
ПРЕДПИСАНИЕ № 1
по делу № 66-03-18.1/2014
14 января 2015 года
г. Челябинск, пр. Ленина, 59
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров в составе:
Председатель Комиссии: Члены Комиссии: |
«…» - заместитель руководителя Челябинского УФАС России; «…» - начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России; |
|
«…» - специалист - эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 14.01.2015 № 66-03-18.1/2014 по жалобе ЗАО «Водоканалстрой» на действия (бездействие) МУП «ЧКТС», выразившиеся в размещении в единой информационной системе информации о закупке не в полном объеме (извещение № 31401872203),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
МУП «ЧКТС» прекратить нарушение части 1 статьи 3, пункта 5 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», выразившееся в размещении в единой информационной системе информации о закупке не в полном объеме (извещение № 31401872203);
2. МУП «ЧКТС» в срок до 23 января 2015 года отменить результаты запроса предложений на право заключения договора на выполнение работ по техническому обслуживанию, выполнению аварийно-восстановительных работ, капитальных ремонтов, модернизации и реконструкции, обеспечению надежного теплоснабжения на тепловых сетях, сооружениях и оборудовании МУП «ЧКТС», находящихся в хозяйственном ведении и переданных в эксплуатацию как бесхозяйных, расположенных в Металлургическом административном районе г. Челябинска (извещение № 31401872203), отменить протоколы, составленные в ходе проведения данного запроса предложений, вернуться на стадию размещения извещения о проведении закупки;
3. МУП «ЧКТС» разместить на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.zakupki.gov.ru) полную информацию о закупке в соответствии с требованиями пункта 5 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в том числе проект договора со всеми приложениями к проекту договора;
4. МУП «ЧКТС» в срок до 10 февраля 2015 года представить доказательства исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания, а именно: надлежащим образом заверенную копию решения об отмене результатов запроса предложений, а также скриншоты с официального сайта www.zakupki.gov.ru, подтверждающие размещение: решения об отмене результатов запроса предложений; документации о закупке, в том числе проекта договора со всеми приложениями к проекту договора.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.