Решение б/н Решение № 66-08/2015 от 8 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

26 ноября  2015 года                                                                                 г. Челябинск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушениях законодательства РФ о рекламе в составе (далее - Комиссия):
        председатель Комиссии:

        

         члены Комиссии:    <…> – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;
<…> – специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией;
<…> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией,
рассмотрев дело № 66-08/2015, возбужденное по признакам нарушения требований пункта 2 части 3, части 7 статьи 5, части 1, пунктов 1, 2 части 2 статьи 28  Федерального закона «О рекламе» Федерального закона «О рекламе» по факту размещения в информационно-рекламном еженедельнике «Соседи» № 24 (832) от 25.06.2015 рекламы «Сберегательный фонд Демидовъ», в присутствии представителя кредитного потребительского кооператива граждан «Сберегательный фонд Демидовъ» (далее – КПКГ «СФ Демидовъ»), в отсутствие представителя общества с ограниченной ответственностью «Газета Соседи» (далее – ООО «Газета Соседи»), надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела и не заявившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие,

УСТАНОВИЛА:

в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) поступило заявление физического лица по факту размещения в информационно-рекламном еженедельнике «Соседи» № 24 (832) от 25.06.2015 рекламы «Сберегательный фонд Демидовъ», которая, по мнению заявителя, нарушает рекламное законодательство.
Челябинским УФАС России установлено, что рекламодателем рекламы «Сберегательный фонд Демидовъ» является КПКГ «СФ Демидовъ», что подтверждается копией договора на размещение рекламных материалов от 17.06.2015 в информационно-рекламном еженедельнике «Соседи» и копией платежного поручения № 65 от 24.06.2015.
Из контекста рекламы, размещенной в информационно-рекламном еженедельнике «Соседи», следует, что «Сберегательный фонд Демидовъ» осуществляет финансовую услугу по привлечению денежных средств во вклады, что не соответствует действительности, поскольку в соответствии с нормами законадательства Российской Федерации указанную финансовую услугу может предоставлять только лицензированная организация – банк, и является нарушением  пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
Условия, на которых пайщики могут вступить в КПКГ «СФ Демидовъ» и полное наименование лица, предоставляющего финансовую услугу, выполнены мелким нечитаемым шрифтом и доступны для восприятия только с использованием технических средств. Таким образом, в рекламе «Сберегательный фонд Демидовъ» фактически отсутствует часть существенной информации об условиях, на которых осуществляется прием личных сбережений, и информация о полном наименовании лица, предоставляющего финансовую услугу, что является нарушением части 7 статьи 5 и части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».
Сведения: «25% годовых… гарантированная выплата дохода..», размещенные в рекламе «Сберегательный фонд Демидовъ» в центре рекламного поля и выполненные крупным и контрастным шрифтом, могут быть восприняты потребителем как гарантия выплаты дохода в размере 25% годовых, что не соответствует требованиям рекламного законодательства к рекламе финансовых услуг.
Информация о процентной ставке 25% годовых является одним из условий получения дохода, однако иные условия его получения в рекламе «Сберегательный фонд Демидовъ» отсутствуют, что также нарушает требования Федерального закона «О рекламе».     
На заседании Комиссии представитель КПКГ «СФ Демидовъ» пояснил, что факт нарушения рекламного законодательства со стороны КПКГ «СФ Демидовъ» был и его не отрицает, однако в результате данного нарушения не было причинено ущерба потребителям, рекламная формулировка о гарантии дохода не нарушает права граждан, а также после возбуждения дела КПКГ «СФ Демидовъ» были приняты меры по устранению выявленных нарушений, что подтверждается представленными экземплярами газет «Соседи».
Рассмотрение материалов дела приводит к следующим выводам.
В информационно-рекламном еженедельнике «Соседи» № 24 (832) от 25.06.2015 размещена реклама следующего содержания: «Сберегательный фонд Демидовъ…принимаем вклады 25% годовых…гарантированная ежемесячная выплата дохода…».
Согласно пункту 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
Пунктами 1, 2 части 1 статьи 4 Федерального закона «О кредитной кооперации» предусмотрено, что кредитный кооператив привлекает денежные средства своих членов на основании договоров займа, заключаемых с юридическими лицами или договоров передачи личных сбережений, заключаемых с физическими лицами в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Пунктом 1 статьи 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» определено, что к банковским операциям относится привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок).
С учетом приведенных норм КПКГ «СФ Демидовъ» в силу закона не может осуществлять деятельность по привлечению денежных средств во вклады, таким образом, рекламная информация, размещенная в информационно-рекламном еженедельнике «Соседи», нарушает пункт 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Часть 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» предусматривает, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
В силу пунктов 1, 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама финансовых услуг не должна содержать гарантии или обещания в будущем эффективности деятельности (доходности вложений), в том числе основанные на реальных показателях в прошлом, если такая эффективность деятельности (доходность вложений) не может быть определена на момент заключения соответствующего договора, и умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
С учетом изложенного, реклама «Сберегательный фонд Демидовъ» содержит сведения о полном наименовании лица, предоставляющего финансовую услугу, об условиях, на которых пайщики могут вступить в КПКГ «СФ Демидовъ», которые выполнены мелким нечитаемым шрифтом и доступны для восприятия только с использованием технических средств. Следовательно, в указанной рекламе фактически отсутствует часть существенной информации, что является нарушением требований части 7 статьи 5 и части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».
Также Комиссией установлено, что в рекламе «Сберегательный фонд Демидовъ» содержатся сведения о гарантированном доходе и одно из условий, которое влияет на сумму такого дохода, однако иные условия, влияющие на размер получаемого дохода, в рекламе отсутствуют. Таким образом, в рекламе «Сберегательный фонд Демидовъ» усматриваются признаки нарушения пунктов 1, 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».
Анализ материалов дела показал, что в период с 27 августа 2015 года по 11 ноября 2015 года КПКГ «СФ Демидовъ» были заключены аналогичные договоры передачи личных сбережений, пункт 4.1 указанных договоров содержит сведения о компенсации за пользование личными сбережениями (процентная ставка). Так, в пункте 4.1 договора передачи личных сбережений «Бриллиант» от 27.08.2015 № 270815001000019 указана компенсация за пользование личными сбережениями в размере 25% годовых, в том же пункте договора передачи личных сбережений «Пенсионер» от 15.09.2015 № 15091500100017 компенсация – 19% годовых, пунктом 4.1 в договоре передачи личных сбережений «Бриллиант» от 08.10.2015 № 0810150010022 определена компенсация за пользование личными сбережениями 20,5% годовых. Таким образом, сведения, размещенные в рекламе «Сберегательный фонд Демидовъ», о гарантии выплаты потребителям дохода в размере 25% годовых не находят полного подтверждения, поскольку наряду с указанным в рекламе доходом в 25% КПКГ «СФ Демидовъ» заключает договоры передачи личных сбережений по ставкам ниже, чем заявлено в рекламе, следовательно, фонд не может гарантировать тот размер доходности, который указывает в рекламе в информационно-рекламном еженедельнике «Соседи» № 24 (832) от 25.06.2015.
Комиссия также отмечает, что с 06.08.2015 КПКГ «СФ Демидовъ» внесены изменения в рекламу «Сберегательный фонд Демидовъ», а именно в рекламном слогане термин «вклад» был заменен на термин «личные сбережения».
Довод представителя КПКГ «СФ Демидовъ» о том, что председатель КПКГ «СФ Демидовъ», размещая в информационно-рекламном еженедельнике «Соседи» рекламу «Сберегательный фонд Демидовъ», не знал о требованиях Федерального закона «О рекламе» Комиссией не принимаются, поскольку председатель фонда является лицом, который несет ответственность за действия/бездействие общества.
Довод представителей ООО «Газета Соседи», что сведения, выполненные мелким шрифтом, читаемы, а их доступность напрямую зависит от того, каким образом осуществляется эксплуатация и хранение печатного издания, не принят во внимание, поскольку ООО «Газета Соседи» должны приниматься все возможные меры для выпуска качественных тиражей печатного издания «Соседи», доступных для прочтения всех категорий граждан.   
В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» несет рекламораспространитель.
Частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» предусмотрена ответственность рекламодателя за нарушение требований пункта 2 части 3, части 7 статьи 5, части 1, пунктов 1, 2 части 2 статьи 28  Федерального закона «О рекламе».
 В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
На основании пункта 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом в любой форме и с использованием любых средств.
Рекламораспространителем указанной рекламы является ООО «Газета Соседи» как лицо, осуществившее распространение рекламы «Сберегательный фонд Демидовъ» в информационно-рекламном еженедельнике «Соседи» в период с 25.06.2015 по 03.09.2015.
Рекламодателем рекламы «Сберегательный фонд Демидовъ» является КПКГ «СФ Демидовъ», как лицо определившее объект рекламирования и содержание рекламы.
Пунктом 4 статьи 3 Закона «О рекламе» предусмотрено, что реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу «Сберегательный фонд Демидовъ», распространенную в информационно-рекламном еженедельнике «Соседи» в период с 25.06.2015 по 03.09.2015, поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 3, части 7 статьи 5, части 1, пунктов 1, 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».
2. Выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Газета Соседи», КПКГ «СФ Демидовъ» и их должностных лиц.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 


Председатель Комиссии                                                                      <…>
Члены комиссии                                                                                   <…>
                                                                                                                <…>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исп. <…>
(351) 266 68 85
02.12.2015

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны