Решение б/н Решение и предписание по делу № 66-08/2016 в отношении ООО М... от 2 декабря 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ
16 ноября 2016 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Председатель Комиссии: <…> – заместитель
руководителя Управления -
начальник отдела контроля за рекламой и
недобросовестной конкуренцией;
члены Комиссии: <…>, главный специалист-эксперт
отдела контроля за рекламой и
недобросовестной конкуренцией;
<…>, специалист-эксперт
отдела контроля за рекламой и
недобросовестной конкуренцией,
рассмотрев дело № 66-08/2016, возбужденное в отношении ООО МО «Центр Кредитования и сбережений» по факту распространения на Интернет-ресурсе www.prokartaly.ru рекламы со сведениями «вклады…застрахованы» с признаками нарушения пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»,
в присутствии представителя ООО МО «Центр Кредитования и сбережений» <…> по доверенности от 01 ноября 2016 года,
в отсутствие заявителя, отделение по Челябинской области Главного управления
Центрального Банка Российской Федерации, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) поступило заявление отделения по Челябинской области Главного управления Центрального Банка Российской Федерации о ненадлежащей информации ООО МО «Центр кредитования и сбережений», размещенной на Интернет-ресурсе www.prokartaly.ru.
Заявитель указал, что на официальном Интернет-сайте общества www.prokartaly.ru присутствует информация: «вклады и займы застрахованы». По мнению заявителя, слово «вклад» может ввести потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств предлагаемых услуг, в том числе гарантированности возвратности денежных средств со стороны Фонда обязательного страхования вкладов.
Челябинское УФАС России возбудило дело в отношении ООО МО «Центр кредитования и сбережений» по признакам нарушения пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
ООО МО «Центр кредитования и сбережений» в письменных объяснениях вх. № 15469 о. 10.11.2016 указало, что реклама на Интернет-ресурсе www.prokartaly.ru размещена обществом в октябре 2014 года в соответствии с правилами сайта и с согласия администратора сайта. Считает, что общество может привлекать деньги во вклады согласно пункту «б» части 2 статьи 12 Федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». Фактически слово «вклад» в рекламе указывало на услугу, которая могла быть оказана обществом в будущем. Информация о страховании вкладов была размещена заранее, поскольку договор страхования планировалось заключить позже. ООО МО «Центр кредитования и сбережений» пояснило, что после размещения рекламы 01.11.2014 заключило агентский договор со страховым отрытым акционерным общество «ВСК».
Рассмотрев заявление и материалы дела, заслушав ООО МО «Центр Кредитования и сбережений», Комиссия приходит к следующим выводам.
Интернет-ресурс www.prokartaly.ru является информационным порталом города Карталы. На Интернет-ресурсе www.prokartaly.ru 02 сентября 2016 года в разделе «Услуги города» - «Микрофинансирование» присутствует информация: «ООО Центр Кредитования и сбережений» и рекламный баннер со сведениями: «Как быстро и просто получить деньги!...Микрозаймы-Выгодно!». Ниже размещен текст следующего содержания: Принимаем деньги во вклады под 25 % годовых. Вклады и займы застрахованы!.». Здесь же размещена копия свидетельства о внесении ООО «Центр кредитования и сбережений» в государственный реестр микрофинансовых организаций.
Факт размещения рекламы подтверждается актом осмотра № 127-2016 от 02 сентября 2016 года.
Размещение рекламы осуществлено администратором сайта prokartaly.ru на основании письменной заявки ООО МО «Центр кредитования и сбережений» (ранее - ООО «Центр кредитования и сбережений») от 25 октября 2014 года.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
В рекламе присутствуют сведения «деньги во вклады», «Вклады и займы застрахованы».
По данным, размещенным на Интернет сайте Центрального банка Российской Федерации www.cbr.ru по состоянию на 23.09.2016 Общество с ограниченной ответственностью микрофинансовая организация «Центр кредитования и сбережений» (ОГРН 1147458000689) включено в реестр микрофинансовых организаций.
Согласно свидетельству о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций дата включения ООО МО «Центр Кредитования и сбережений» (ранее - ООО «Центр Кредитования и сбережений») в реестр 20 октября 2014 года.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2010 N 151-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» микрофинансовыми организациями предоставляются микрозаймы на основании договора микрозайма.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 13 «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» микрофинансовая организация вправе страховать возникающие в ее деятельности риски, в том числе риск ответственности за нарушение договора, в обществах взаимного страхования и страховых организациях, за исключением страховых организаций, в которых микрофинансовая организация является учредителем (участником, акционером). Выбор общества взаимного страхования и (или) страховой организации осуществляется решением органа управления микрофинансовой организации. Микрофинансовая организация может формировать целевые фонды, порядок формирования и использования которых определяется внутренними нормативными документами микрофинансовой организации.
Пунктом 1 статьи 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» определено, что к банковским операциям относится привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок).
Согласно статьи 39 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» банки имеют право создавать фонды добровольного страхования вкладов для обеспечения возврата вкладов и выплаты доходов по ним.
С учетом приведенных норм, ООО МО «Центр кредитования и сбережений» в силу действующего законодательства не вправе осуществлять деятельность по привлечению денежных средств во вклады и, соответственно страховать вклады. Таким образом, рекламная информация «Вклады», «вклад», «застрахованы» размещенная на Интернет-ресурсе www.prokartaly.ru, нарушает пункт 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
Доводы ООО МО «Центр кредитования и сбережений» о том, что общество может привлекать денежные средства во вклады на основании пункта «б» части 2 статьи 12 Федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» Комиссией не принимаются по следующим основаниям.
Согласно пункту «б» части 2 статьи 12 Федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» микрофинансовая компания помимо ограничений, установленных частью 1 настоящей статьи, не вправе привлекать денежные средства физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей. Данное ограничение не распространяется на привлечение денежных средств физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, предоставляющих денежные средства в рамках заключенного одним займодавцем с микрофинансовой компанией договора займа на сумму один миллион пятьсот тысяч рублей и более, при условии, что сумма основного долга микрофинансовой компании перед таким займодавцем не должна составлять менее одного миллиона пятисот тысяч рублей в течение всего срока действия указанного договора.
По смыслу указанной нормы, микрофинансовая компания может заключать с физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями только договоры займа.
Из материалов дела усматривается, что между ООО МО «Центр Кредитования и сбережений» и страховым отрытым акционерным обществом «ВСК» 01 ноября 2014 года заключен агентский договор № 14200UA0007.
Согласно пункту 1.1. договора Принципал поручает, а Страховой агент (ООО МО «Центр Кредитования и сбережений») совершает от имени и за счет Принципала посреднические действия по страхованию, включающие в себя комплекс мероприятий, направленных на организацию, совершение и сопровождение сделок по страхованию в интересах Приницпала, в порядке и на условиях, определенных настоящим Договором, правилами страхования и внутренними нормативным актами Принципала. Страховой агент обязуется осуществлять для Принципала поиск потенциальных клиентов для заключения договоров страхования (пункт 2.1.1 договора); проводить переговоры с физическими и юридическими лицами с целью последующего заключения договора страхования с Принципалом (пункт 2.1.2) и т.п.
В рамках данного договора ООО МО «Центр Кредитования и сбережений» является страховым агентом, посредником между страхователем (Страховым отрытым акционерным общество «ВСК») и заемщиками общества.
ООО МО «Центр Кредитования и сбережений» не представлены, Челябинским УФАС России не получены документы о том, что ООО МО «Центр кредитования и сбережений» осуществляет прием вкладов, которые застрахованы, а также о страховании займов, выданных обществом заемщикам, страховыми организациями.
Таким образом реклама ООО МО «Центр Кредитования и сбережений» нарушает пункт 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
Согласно части 6 статьи 38 ответственность за нарушение требований пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель.
Согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержания рекламы лицо.
Рекламодателем рекламы надлежит признать ООО МО «Центр кредитования и сбережений», как лицо, в интересах которого распространялась реклама на Интернет-ресурсе www.prokartaly.ru.
Согласно пункту 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе при добровольном устранении лицом совершенного нарушения антимонопольный орган вправе не выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
Сведения о прекращении размещения на Интернет-ресурс www.prokartaly.ru не соответствующих действительности сведений «деньги во вклады», «Вклады и займы застрахованы» у антимонопольного органа отсутствуют, ООО МО «Центр кредитования и сбережений» не представлены, в связи с чем Комиссия считает необходимым выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу ООО МО «Центр кредитования и сбережений», размещенную на Интернет-ресурсе www.prokartaly.ru 02 сентября 2016 года, в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения «деньги во вклады», «Вклады и займы застрахованы», поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона РФ «О рекламе».
2. Выдать ООО МО «Центр кредитования и сбережений» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Челябинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ООО МО «Центр кредитования и сбережений» и его должностного лица.
Решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
16 ноября 2016 года г. Челябинск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии: |
<…> – заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией;
|
члены Комиссии: |
<…> – главный специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией; <…> – специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией; |
на основании своего решения от 16.11.2016 по делу № 66-08/2016 о признании ненадлежащей рекламы ООО МО «Центр кредитования и сбережений», размещенной 02 сентября 2016 года на Интернет-ресурсе www.prokartaly.ru, в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения «деньги во вклады», «Вклады и займы застрахованы», поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона РФ «О рекламе», и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ООО МО «Центр кредитования и сбережений» незамедлительно со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение требований пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», а именно исключить из рекламы ООО МО «Центр кредитования и сбережений», размещенной на Интернет-ресурсе www.prokartaly.ru не соответствующие действительности сведения «деньги во вклады», «Вклады и займы застрахованы».
2. ООО МО «Центр кредитования и сбережений» представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 30 декабря 2016 года (скрин-шоты Интернет-сайта www.prokartaly.ru).
Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Челябинское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях привлечь виновное лицо к административной ответственности.