Решение б/н Решение и предписание № 661-ж/2016 по жалобе ООО «Стройиндус... от 12 сентября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ № 661-ж/2016

08 сентября 2016 года                                                               г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:

Председателя Комиссии:

 

-

заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

 

-

ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

 

-

специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО «Стройиндустрия» (далее – Заявитель, Общество) на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение подрядных работ по объекту "Строительство автомобильных дорог Проектная 3, Проектная 5, Проектная 6, Проектная 7 в п. Западный Сосновского района Челябинской области (1 этап)" (извещение № 0169300005016000242) (далее – Аукцион) в присутствии:

- представителя Администрации Сосновского муниципального района (далее - Заказчик), действующего на основании доверенности б/н 16.05.2016 г;

- представителя Заказчика, действующего на основании доверенности б/н 13.06.2016 г;

- в отсутствие представителя ООО «Стройиндустрия», надлежащим образом уведомленного о дате, времени, месте рассмотрения жалобы

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России 02.09.2016 поступила жалоба ООО «Стройиндустрия» на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение подрядных работ по объекту "Строительство автомобильных дорог Проектная 3, Проектная 5, Проектная 6, Проектная 7 в п. Западный Сосновского района Челябинской области (1 этап)" (извещение № 0169300005016000242), объявленного Заказчиком путем размещения в Единой информационной системе 19.08.2016 извещения о проведении Аукциона на сайте www.zakupki.gov.ru.

Начальная (максимальная) цена контракта – 95 401 564  рублей 00 копейки.

По состоянию на 08.09.2016 контракт по результатам Аукциона не заключен, заключение контракта приостановлено антимонопольным органом до рассмотрения жалобы по существу.

Согласно доводу, изложенному в жалобе, Заявитель считает, что Заказчик в нарушение части 5 статьи 110.2 Закона о контрактной системе не установил в проекте контракта условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены контракта.

Заказчик с доводом жалобы не согласился и пояснил, что установление указанного условия в проекте контракта не требуется, поскольку сама закупка предполагает выполнение этапа работ по строительству объекта капитального строительства, что в свою очередь предполагает поэтапную оплату.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам,

Частью 5 статьи 110.2 Закона о контрактной системе установлено, что контракт, предметом которого являются строительство и (или) реконструкция объектов капитального строительства, должен содержать условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены контракта.

В соответствии с частью 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, оплата выполненных по контракту работ осуществляется в сроки и в размерах, которые установлены графиком оплаты выполненных по контракту работ с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ.

Предметом настоящей закупки является строительство автомобильных дорог Проектная 3, Проектная 5, Проектная 6, Проектная 7 в п. Западный Сосновского района Челябинской области.

Пунктом 5.2. Проекта контракта установлено, что приемка выполненных работ осуществляется ежемесячно в срок до 25 числа.

Вместе с тем, пунктом 2.5 Проекта контракта установлено условие, согласно которому оплата выполненных работ осуществляется за фактически выполненные работы на основании справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме № КС-3 и счета-фактуры/счета в течение 30 дней после их подписания.

Из совокупности указанных положений следует, что приемка выполнение работ осуществляется поэтапно, при этом оплата работ, выполненных на определенном этапе, производится в течение 30 дней после подписания справки о стоимости выполненных работ.

Таким образом, проект контракта содержит условие о поэтапной оплате выполненных работ, предусмотренное частью 5 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, Заказчиком в проекте контракта не установлен график оплаты выполненных работ, предусмотренный частью 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.

Таким образом, Заказчиком в полной мере не соблюдены требования частей 5,6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, следовательно, довод жалобы ООО «Стройиндустрия» частично обоснован.

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, проведя внеплановую проверку, выявила следующие нарушения законодательства о контрактной системе.

1.  Как следует из содержания пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 64, части 4 статьи 64  Закона о контрактной системе в документации об аукционе и проекте контракта, являющемся неотъемлемой частью документации об аукционе, должно содержаться краткое изложение условий контракта, в том числе наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных частью 1 статьи 33 настоящего Федерального закона, информация о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании объекта закупки должен использовать показатели, требования, обозначения, терминологию, касающуюся технических и функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, которые предусмотрены техническими регламентами и документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации.

Таким образом, из совокупного толкования указанных положений законодательства о контрактной системе следует, что условия исполнения контракта в части предоставления исполнителем документов, подтверждающих качество и безопасность товара, возлагают на заказчика обязанность указать в документации об аукционе, в том числе проекте контракта, исчерпывающий перечень таких документов, предусмотренных действующим законодательством.

Пунктом 4.1.3. Проекта контракта установлено, Заказчик осуществляет строительный контроль за соответствием выполненных работ  проекту, СНиП и техническим условиям, участвует в приемке объекта в эксплуатацию.

Исходя из положений документации не представляется возможным установить,  каким СНиП и ТУ должен соответствовать предмет контракта, поскольку не указаны конкретные нормативные документы, регламентирующие  требования, которые предъявляются к выполняемым работам, что не обеспечивает объективного характера описания объекта закупки в нарушение пункта 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и может привести к ненадлежащему исполнению контракта.

2. Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

В силу части 7 статьи 96 Закона о контрактной системе в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.

Пунктом 8.5. проекта контракта установлено, что в случае, если по каким-либо причинам обеспечение исполнения обязательств по контракту перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение Подрядчиком своих обязательств по контракту, Подрядчик обязуется в течение 10 банковских дней представить заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение исполнения обязательств по контракту на тех же условиях и в том же размере, что указаны в данном разделе контракта.

Законом о контрактной системе не предусмотрена обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) представлять новое обеспечение исполнения контракта на стадии исполнения обязательств по контракту.

Таким образом, установление требования в проекте контракта, предусматривающую обязанность предоставления нового обеспечения исполнения контракта противоречит положениям Закона о контрактной системе.

3. Частью 8 статьи 110.2 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик в течение десяти рабочих дней с даты приемки объекта капитального строительства и представления подрядчиком имеющихся у него документов, необходимых в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации для получения заключения органа государственного строительного надзора о соответствии построенного и (или) реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и заключения федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, направляет представленные документы в органы, уполномоченные в соответствии с законодательством Российской Федерации на выдачу указанных заключений.

Кроме того, указанной нормой также определено, что Заказчик в течение десяти рабочих дней с даты получения соответствующего заключения (заключений) и представления подрядчиком имеющихся у него документов, необходимых в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, направляет документы в органы, уполномоченные в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации на выдачу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Указанная норма регламентирует порядок приемки результатов работ, согласно которому условием ввода объекта в эксплуатацию является получение положительного заключения органа государственного строительного надзора о соответствии построенного и (или) реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и заключения федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем, как видно из проекта контракта, Заказчик в нарушение части 8 статьи 110.2 Закона о контрактной системе не предусмотрел в проекте контракта условие о необходимости получения положительного заключения органа государственного строительного надзора о соответствии построенного и (или) реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и заключения федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

4. Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Из содержания данной нормы следует, что Заказчик в проекте контракта должен максимально четко указать условия ответственности.

Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 №1063 (далее Постановление №1063) утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее — Правила).

Указанные Правила определяют размеры штрафа Заказчика и Подрядчика в случае ненадлежащего исполнения условий контракта, а также порядок начисления пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом.

Вместе с тем, Заказчик в подпункте «b» пункта 7.5 Проекта контракта установил условие, согласно которому Подрядчик несет имущественную, административную и иную ответственность перед Заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств субподрядчиками (соисполнителями) в соответствии с пунктами 7.4, 7.5.настоящего контракта.

По мнению Антимонопольного органа, пункт «b» пункта 7.5 Проекта контракта  противоречит части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе, а также Правилам, утвержденным Постановление №1063, поскольку указанное Постановление указывает, что в качестве мер привлечение к ответственности могут быть применены только штраф и пеня.

Кроме того, формулировка «несет иную ответственность» также противоречит части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе, поскольку не позволяет определить четкие условия привлечения лица к ответственности.

Исходя из изложенного, информации, представленной Заявителем, Заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

           

1. Признать довод жалобы ООО «Стройиндустрия» на действия Администрации Сосновского муниципального района при проведении электронного аукциона на выполнение подрядных работ по объекту "Строительство автомобильных дорог Проектная 3, Проектная 5, Проектная 6, Проектная 7 в п. Западный Сосновского района Челябинской области (1 этап)" (извещение № 0169300005016000242) частично обоснованным в части отсутствия в проекте контракта графика оплаты выполненных работ.

2. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1,2 части 1 статьи 33, части 4 статьи 34, пункта 1 части 1 статьи 64, частей 5, 6, 8 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.

            3. Выдать Заказчику, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

            4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 661ж/2016

об устранении нарушений законодательства

о контрактной системе

08 сентября 2016 года                                                                         г. Челябинск, пр. Ленина, 59

            Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

 

-

заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

 

-

ведущего специалиста- эксперта контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

 

-

специалиста 1 разряда  отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

на основании решения Челябинского УФАС России № 661-ж/2016 от 08.09.2016, вынесенного по итогам рассмотрения жалобы ООО «Стройиндустрия» на действия Заказчика  при проведении электронного аукциона на выполнение подрядных работ по объекту "Строительство автомобильных дорог Проектная 3, Проектная 5, Проектная 6, Проектная 7 в п. Западный Сосновского района Челябинской области (1 этап)" (извещение № 0169300005016000242), проведя внеплановую проверку, с целью устранения нарушений законодательства о контрактной системе,

 

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. Администрации Сосновского муниципального района с даты размещения в Единой информационной системе настоящего предписания обеспечить соблюдение требований законодательства о контрактной системе при направлении проекта контракта победителю закупки, а именно сформировать проект контракта с учетом решения         661-ж/2016 от 08.09.2016 путем установления следующих условий:

1.1.установить график оплаты выполненных работ по контракту;

1.2.указать конкретные СНиП, которым должны соответствовать выполненные работы;

1.3.исключить из проекта контракта условие об обязанности Подрядчика представить заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение исполнения обязательств по контракту на тех же условиях и в том же размере, что указаны в данном разделе контракта, в случае, если по каким-либо причинам обеспечение исполнения обязательств по контракту перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение контракта;

1.4.исключить из проекта контракта подпункт «b» пункта 7.5, согласно которому Подрядчик несет имущественную, административную и иную ответственность перед Заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств субподрядчиками (соисполнителями) в соответствии с пунктами 7.4, 7.5.  контракта.

  1. ООО «РТС-тендер» с 08.09.2016 обеспечить возможность исполнения пункта 1 настоящего предписания.
  2. Администрации Сосновского муниципального района в качестве подтверждения исполнения предписания в срок до 26.09.2016 г (включительно) представить в Челябинское УФАС России с сопроводительным письмом надлежащим образом заверенную копию контракта, заключенного с победителем закупки, со всеми приложениями, документами об обеспечении исполнения контракта.

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Обжалование предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает действия предписания.

За неисполнение настоящего предписания предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей на должностных лиц и в размере пятисот тысяч рублей на юридических лиц.   

Связанные организации

Связанные организации не указаны