Решение №13904/09 1. Признать жалобуИП «<…>»на действия заказчика при проведен... от 6 ноября 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Областная психоневрологическая больница № 5»

455048, г. Магнитогорск,

ул. Рабочая, 53

Индивидуальный предприниматель

«<…>»

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва,

набережная Тараса Шевченко, д. 23А

 

Р Е Ш Е Н И Е № 074/06/105-2491/2020

по делу (№1158-ж/2020)

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 02ноября 2020 года

В полном объеме решение изготовлено 06ноября 2020 года

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

«<…>»

-

«<…>»

Членов Комиссии:

«<…>»

-

«<…>»

 

«<…>»

-

«<…>»

руководствуясь частью 15 статьи 99,статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобуИндивидуального предпринимателя «<…>» (далее – ИП «<…>», заявитель) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг по вывозу мусора (извещение №0369200020120000100),в присутствии посредством видеоконференцсвязи:

- представителяГосударственного бюджетного учреждения здравоохранения «Областная психоневрологическая больница № 5» (далее –ГБУЗ ОПБ № 5, заказчик) «<…>»;

- в отсутствие ИП «<…>», уведомленного о времени и месте заседания комиссии, заявлений, ходатайств не представлено.

У С Т А Н О В И Л А:

В Челябинское УФАС России27.10.2020поступилажалобаИП «<…>».на действия заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг по вывозу мусора (извещение №0369200020120000100)(далее – аукцион, закупка).

Согласно представленным документамизвещение о проведении электронного аукциона опубликованозаказчикомна официальном сайте Единой информационной системыв сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС)23.10.2020 в 11:07.

Начальная (максимальная) цена контрактана оказание услуг по вывозу мусора–60333,35рублей.

Протокол о признании электронного аукциона №0369200020120000100 несостоявшимсяот 02.11.2020.

На момент рассмотрения жалобыконтракт по итогам аукционане заключен.

Согласно доводам жалобы ИП «<…>»заказчиком неправомерно в техническом задании указано автотранспортное средство конкретной марки, а именно, «а/м Синегорец». Кроме того, не указаны количество вывозимого мусора в кубических метрах, указано лишь количество рейсов, отсутствуетпорядок вывоза мусора.

ПредставительГБУЗ ОПБ № 5с доводами жалобыИП «<…>»согласился.

Заслушав пояснения, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Как следует из пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии (пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе).

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика. При этом, указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.

Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в аукционе.

Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности осуществления закупки, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.

Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении подрядчика.

Извещением о проведении электронного аукциона для закупки №0169300000319002790 объект закупки определен как оказание услуг по вывозу мусора.

Пунктом 2.1 информационной карты документации об аукционе установлено, что описание объекта закупки указано в приложении №1 к информационной карте документации об электронном аукционе «Техническом задании».

Приложением № 1 к информационной карте документации об электронном аукционе(Техническим заданием») установлены:

- наименование оказываемых услуг - Вывоз а/м «Синегорец» мусора с территории больницы адрес г. Магнитогорск. Рабочая 53 до свалки;

- период - с момента заключения договора до 31 декабря 2020г.- 5 рейсов (усл.ед.).

1.1.Комиссия Челябинского УФАС России считает необходимым отметить, что «СИНЕГОРЕЦ» является зарегистрированным товарным знаком (№337877) владельца Акционерное общество «Златоустовский машиностроительный завод», ожидаемая дата окончания срока действия свидетельства 01.09.2026.

Следовательно, в документации об аукционе рассматриваемой закупки содержится информация о названии автомобиля, указывающая на конкретного производителя, что свидетельствует о допущенном заказчиком нарушениипункта 1 части 1 статьи 64, пунктов 1, 2 части 1, части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки.

Довод жалобы заявителя обоснован.

1.2. В соответствии с пунктом 1 статьи 766 Гражданского кодекса Российской Федерации государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.

Согласно пункту 1.4 проекта контракта срок оказания услуги: с момента заключения контракта до полного исполнения в соответствии с Таблицей 1 приложения №1 к контракту «Техническое задание», но не позднее 31.12.2020.

Вместе с тем, техническое задание предусматривает в качестве условной единицы количество рейсов, которые необходимо осуществить исполнителю для оказания заказчику услуги. При этом, объем требуемого к вывозу мусора документацией рассматриваемой закупки не определен.

Таким образом, в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе объем требуемых к оказанию услуг заказчиком не определен.

Довод жалобы заявителя обоснован.

Действия должностного лица заказчика могут быть квалифицированы по главе 7 КоАП РФ.

При проведении внеплановой проверки в действиях Заказчика антимонопольным органом выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе.

1. В случае, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить, заказчик с учетом установленных в соответствии со статьей 19 Закона о контрактной системе требований к закупаемым заказчиком товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов определяет начальную цену единицы товара, работы, услуги, начальную сумму цен указанных единиц, максимальное значение цены контракта, а также обосновывает в соответствии с настоящей статьей цену единицы товара, работы, услуги. При этом положения Закона о контрактной системе, касающиеся применения начальной (максимальной) цены контракта, в том числе для расчета размера обеспечения заявки или обеспечения исполнения контракта, применяются к максимальному значению цены контракта, если Законом о контрактной системе не установлено иное.

Пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе определено, что в извещении об осуществлении закупки должно содержатьсякраткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информация о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. ... В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе, указываются начальная цена единицы товара, работы, услуги, а также начальная сумма цен указанных единиц и максимальное значение цены контракта. ... При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата поставки товара, выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы товара, работы, услуги исходя из количества товара, поставка которого будет осуществлена в ходе исполнения контракта, объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта, указанного в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Пунктом 4.4.1 проекта контракта установлена обязанность исполнителя качественно выполнить все услуги согласно Приложению № 1 к контракту (Спецификация).

Следует отметить, что спецификация к проекту контракта идентична по содержанию техническому заданию.

Как пояснил на заседании Комиссии представитель заказчика, вывоз мусора исполнителем будет осуществляться в телефонном режиме по заявке заказчика, которая формируется по мере необходимости.

Однако указанное положение не находит отражение в документации об аукционе.

Кроме того, рассматриваемая закупка не проводится ГБУЗ ОПБ № 5 за единицу товара, работы, услуги и не предполагает расчета единицы услуги, оплаты оказанных услуг по цене единицы услуги, исходя их фактически оказанных услуг.

Указанное обстоятельство свидетельствует о неопределенности условий контракта, нарушении ГБУЗ ОПБ № 5 пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

2. Пунктом 9 Приказа Минприроды России от 30.09.2011 № 792 «Об утверждении порядка ведения государственного кадастра отходов» (далее – каталог отходов) одиннадцатый знак 11-значного кода используется для кодирования класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду: 0 - для блоков, типов, подтипов, групп, подгрупп и позиций классификации отходов; 1 - I-й класс опасности; 2 - II-й класс опасности; 3 - III-й класс опасности; 4 - IV-й класс опасности; 5 - V-й класс опасности.

Однако класс опасности указанных отходов, в документации о закупке не определен, что свидетельствует о неполноте описания объекта закупки, в нарушение части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Более того, Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 (далее – Приказ) утвержден Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО), в соответствии с которым выделяются различные виды отходов.

Подпунктом «а» пункта 5 Положения, утвержденного Постановлением № 1062, предусмотрено, что для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление, оформленное в соответствии с частями 1 и 2 статьи 13 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», в котором указывает для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности - перечень конкретных видов отходов I - IV классов опасности, содержащий их наименования, классы опасности и коды согласно федеральному классификационному каталогу отходов, а также перечень работ, составляющих деятельность в области обращения с отходами, которые соответствуют наименованиям конкретных видов отходов I - IV классов опасности.

В соответствии с абзацами 1, 2 пункта 70 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного Приказом Минприроды России от 01.07.2016 № 379, в приказ территориального органа Росприроднадзора о предоставлении лицензии и лицензию включаются сведения, предусмотренные частью 1 статьи 15 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Приказ территориального органа Росприроднадзора о предоставлении лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, и сама лицензия имеют приложение, в котором указываются виды отходов I - IV классов опасности и виды деятельности, соответствующие этим видам отходов.

Поскольку объектом рассматриваемой закупки является вывоз мусора, который может относиться к различным классам отходов, что повлияет на класс опасности, отсутствие такой информации в документации об аукционе может привести к неустановлению требований к участникам закупки и к составу второй части заявки по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, что будет не соответствовать пункту 6 части 5 статьи 63, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Следовательно, отсутствие информации о классе опасности отходов в документации о закупке могло повлиять на объективное установление в документации об аукционе требования к участнику закупки и к составу второй части заявки по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобуИП «<…>»на действия заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг по вывозу мусора (извещение №0369200020120000100) обоснованной.

2. Признать в действиях заказчика нарушениепунктов 1, 2 части 1,части 3 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. По результатам проведенной внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

4. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, поскольку закупка не состоялась.

5. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии «<…>»

Члены Комиссии «<…>»

«<…>»

Связанные организации

Связанные организации не указаны