Решение (комиссия) №ВЛ/1911/24 решение по делу № 35-ж/2024 от 8 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

5

 

решение по делу № 35-ж/2024

 

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Челябинская областная детская туберкулезная больница»

454087, г. Челябинск,

ул. Блюхера, 44

 

Индивидуальному предпринимателю

«<…>»

 

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва,

набережная Тараса Шевченко, д. 23А,

25 этаж, помещение 1

 

 

Р Е Ш Е Н И Е № 074/06/105-215/2024

по делу 35-ж/2024

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 06 февраля 2024 года

В полном объеме решение изготовлено 08 февраля 2024 года

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

Ливончик В.А.

-

заместителя руководителя управления -начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

Кулезневой Е.В.

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

Черенковой Е.Б.

 

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу Индивидуального предпринимателя «<…>» (далее – ИП «<…>», заявитель) на положения извещения об осуществлении закупки при проведении электронного аукциона на оказание услуг по проведению производственного контроля (извещение № 0369200012724000001), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:

- представителей Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Челябинская областная детская туберкулезная больница» (далее – ГБУЗ «ЧОДТБ», заказчик) «<…>», действующих на основании доверенностей №№ 37, 38, 39 от 05.02.2024;

- в отсутствие ИП «<…>», надлежащим образом уведомленного о дате и времени заседания Комиссии, в том числе публично, путем размещения информации в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Челябинское УФАС России 01.02.2024 поступила жалоба ИП «<…>» на положения извещения об осуществлении закупки при проведении электронного аукциона на оказание услуг по проведению производственного контроля (извещение №0369200012724000001) (далее — аукцион, закупка).

Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона для закупки № 0369200012724000001 размещено заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) 23.01.2024 в 15:51.

Начальная (максимальная) цена контракта 205 097,91 рублей.

Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 0369200012724000001 от 02.02.2024.

Определение поставщика (исполнителя) на основании пункта 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе признано несостоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе подана только одна заявка на участие в нем.

На момент рассмотрения жалобы контракт по итогам аукциона не заключен.

Согласно доводам жалобы ИП «<…>»заказчиком неправомерно установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии на медицинскую деятельность с видом услуг: медицинская микробиология или бактериология; лабораторная диагностика.

Представители заказчика с доводами жалобы ИП «<…>» не согласились, представили письменные пояснения, которые поддержали на заседании Комиссии, пояснили, что для проведения производственного контроля в части соблюдения санитарно-противоэпидемических требований, дезинфекционных и стерилизационных мероприятий в медицинских и иных организациях, осуществляющих медицинскую деятельность, помимо соответствующей аккредитации требуется наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинской микробиологии и лабораторной диагностике.

Считают жалобу заявителя необоснованной.

 

Заслушав пояснения, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

Частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В силу части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки.

Одним из таких требований, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе является соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Таким образом, если предметом закупки является выполнение работы или оказание услуги, для осуществления которых необходим документ в силу положений законодательства Российской Федерации, заказчик обязан установить требование к участникам закупки о необходимости соответствия таким требованиями, а также о представлении предусмотренных законодательством Российской Федерации документов, подтверждающих соответствие участников закупки установленным требованиям.

Частью 8 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 1 и 7.1, пункте 10 (за исключением случаев проведения электронных процедур) части 1 и части 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям.

Пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе закреплено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Закона о контрактной системе, должно содержать в числе электронных документов требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.

Требования к содержанию заявки на участие в закупке регламентированы статьёй 43 Закона о контрактной системе.

Так, в соответствии с подпунктом «н» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать информацию и документы об участнике закупки, в частности, документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») в силу пункта 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании отдельных видов деятельности) подлежит лицензированию.

Порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково» определяет Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 № 852.

Указанным Положением закреплено следующее: медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Министерством здравоохранения Российской Федерации утверждается классификатор работ (услуг), предусмотренных приложением к настоящему Положению. Предметом указанного классификатора является соотнесение видов работ (услуг) с видами и условиями оказания медицинской помощи, установленными соответствующими порядками оказания медицинской помощи, положениями об организации оказания медицинской помощи по видам, правилами проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных видов диагностических исследований, порядком использования вспомогательных репродуктивных технологий, порядками проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинского освидетельствования, порядками организации медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, утвержденными в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Классификатор утверждается исключительно в целях его применения при предоставлении лицензий и не устанавливает обязательных требований (пункт 4 Положения).

Пункт 11 утвержденного Приказом Минздрава России от 19.08.2021 № 866н Классификатора работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность определяет, что при проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий организуются и выполняются следующие работы (услуги): по медицинской микробиологии; по организации здравоохранения и общественному здоровью, эпидемиологии; по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям.

Правила проведения лабораторных исследований утверждены Приказом Минздрава России от 18.05.2021 № 464н «Об утверждении Правил проведения лабораторных исследований» (далее – Приказ Минздрава России от 18.05.2021 № 464н).

Согласно пункту 1 Правил проведения лабораторных исследований правила устанавливают порядок организации и проведения лабораторных исследований, включая клинические лабораторные исследования и микробиологические исследования, в медицинских и иных организациях, осуществляющих медицинскую деятельность (далее - медицинская организация) на основании лицензии, предусматривающей выполнение работ (услуг) по клинической лабораторной диагностике и (или) лабораторной генетике и (или) медицинской микробиологии и (или) бактериологии и (или) вирусологии и (или) лабораторной микологии и (или) паразитологии и (или) лабораторной диагностике.

Приложением № 5 к Правилам проведения лабораторных исследований, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18.05.2021 № 464н являются Правила проведения микробиологических исследований (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 2 Правил микробиологические исследования осуществляются в медицинских и иных организациях, осуществляющих медицинскую деятельность на основании лицензии, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинской микробиологии и (или) по бактериологии и (или) вирусологии и (или) лабораторной микологии и (или) паразитологии и (или) лабораторной диагностике.

Из содержания извещения о проведении электронного аукциона для закупки №0369200012724000001 следует, что объектом закупки является оказание услуг по проведению производственного контроля.

Техническое задание (Приложение № 1 к извещению) содержит перечень и количество услуг, необходимых к оказанию заказчику, например: исследование бактериальной обсемененности объектов внешней среды на стафилококки; исследование бактериальной обсемененности объектов внешней среды на БГКП; исследование бактериальной обсемененности воздуха с забором проб аспирационным методом на санитарно-микробиологические показатели: -общее количество микроорганизмов в 1м3 воздуха (КОЕ/м3) -количество колоний S.aureus в 1м3 (КОЕ/м3); исследование стерильного материала, инструментария на стерильность; смывы с объектов внешней среды на яйца гельминтов и цисты патогенных кишечных простейших; контроль работы дезинфекционной камеры с помощью биотестов на выявление гибели спор тест-культур B5 (9 тестов на 1 оборудование); микробиологические исследования готовых кулинарных изделий белки, жиры, углеводы, калорийность и т.д.

Приложением № 4 к извещению о закупке являются требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по её заполнению. Так, заказчиком установлено следующее: «Требования к участникам закупки. При оказании услуг: -наличие действующей лицензии согласно пункту 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Постановление Правительства РФ от 1 июня 2021 г. № 852 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»). Вид услуг: медицинская микробиология или бактериология; лабораторная диагностика 2) наличие действующей лицензии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на осуществление деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степени потенциальной опасности, осуществляемых в замкнутых системах в части диагностических исследований материала на зараженность III - IV групп патогенности, которое подтверждается действующей лицензией (с приложениями при наличии): - Экспериментальные, диагностические исследования, производственные работы, хранение простейших, их производственных, музейных штаммов и материала зараженного или с подозрением на зараженность III - IV групп патогенности; - Экспериментальные исследования, диагностические исследования (за исключением отбора проб продукции животного происхождения для лабораторных исследований и обязательной трихинеллоскопии, проводимых в рамках ветеринарно-санитарной экспертизы организациями, подведомственными уполномоченным в области ветеринарии органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации), производственные работы, хранение гельминтов, их производственных, музейных штаммов и материала зараженного или с подозрением на зараженность III - IV групп патогенности. 3) наличие аттестата аккредитация испытательного лабораторного центра «Системы аккредитации лабораторий, осуществляющих санитарно-эпидемиологические исследования, испытания» с приложением области аккредитации. Области аккредитации должны охватывать все виды исследований, измерений в отношении объектов исследования, указанных в Техническом задании (Приложении № 1 к извещению)».

Принимая во внимание, что в объект закупки по проведению производственного контроля включены лабораторные исследования, Комиссия Челябинского УФАС России не усматривает нарушения в действиях заказчика по установлению требований к участникам закупки, поскольку такие требования предусмотрены действующим законодательством.

Довод жалобы заявителя не находит подтверждения, не обоснован.

Важно отметить, что в ходе пояснений по доводам жалобы, на вопрос Комиссии антимонопольного органа об относимости к дезинфекционным и стерилизационным мероприятиям в медицинских организациях представители заказчика согласились, что производственный контроль микроклимата, шума и освещенности не относятся к санитарно-противоэпидемическим требованиям и могут выполняться лицами, не имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности. Тем самым, включение ГБУЗ «ЧОДТБ» указанных исследований в техническое задание не в полной мере отвечает требованиям действующего законодательства. Кроме того, представители заказчика пояснили, что количество исследований в год, определенное техническим заданием, с учетом положения о том, что исполнитель должен вести учет оказываемых услуг, с оформлением ежеквартального акта сдачи-приемки оказанных услуг, предполагает равномерное распределение исследований на 4 квартала. Однако, данное положение не нашло отражение в извещении о закупке, а также не по каждой позиции технического задания количество исследований, определенное заказчиком, кратно 4.

Комиссия Челябинского УФАС также обращает внимание, что в соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 21.11.2011 № 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» деятельность, лицензия на осуществление которой предоставлена лицензирующим органом одного субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях других субъектов Российской Федерации при условии предварительного уведомления в письменной форме лицензиатом лицензирующих органов субъектов Российской Федерации, на территории которых лицензиат намерен осуществлять лицензируемый вид деятельности, о таком намерении.

 

Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,

 

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ИП «<…>» на положения извещения об осуществлении закупки при проведении электронного аукциона на оказание услуг по проведению производственного контроля (извещение № 0369200012724000001) необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии

 

 

 

 

 

В.А. Ливончик

Члены комиссии:

 

 

 

 

 

 

 

Е.В. Кулезнева

 

 

 

 

 

Е.Б. Черенкова

 

 

 

 

 

2024-2219

 

 

Связанные организации

ГБУЗ "Челябинская областная детская туберкулезная больница"
ИНН 7451219768, ОГРН 1057423545629
ООО «РТС-тендер»
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
ИП Иванов Алексей Николаевич
ИНН 744701303911, ОГРН 304745129900101