Решение б/н решение от 7 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по жалобе № 074/07/3-3283/2022 07 декабря 2022 года г. Челябинск Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в составе:

рассмотрев жалобу № 074/07/3-3283/2022 ИП Кочиной И.А. (далее – Заявитель) вх. № 15262-ЭП/22 от 18.11.2022 10:49 на действия АО «ЧАП» (далее – Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание услуг по стирке, сушке, глажке и химчистке спецодежды и форменной одежды (извещение № 32211814791),

УСТАНОВИЛА:

В Челябинское УФАС России поступила жалоба ИП Кочиной И.А. на действия АО «ЧАП» при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание услуг по стирке, сушке, глажке и химчистке спецодежды и форменной одежды (извещение № 32211814791)

Заявитель указывает на неправомерные действия заказчика, выразившиеся: 1. в установлении в документации критерия оценки «снижение налоговой нагрузки для Заказчика»; 2. приложение № 3 к документации противоречит приложению № 2 к техническому заданию. Заказчик с доводами жалобы не согласен, представил письменные пояснения, которые приобщены к материалам по жалобе. Изучив материалы по жалобе, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к следующим выводам.

1. В силу части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 11 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке. Из толкования указанной нормы и сложившейся практики антимонопольного органа следует, что жалобы на положения документации о закупке могут быть поданы до окончания сроков подачи заявок на участие в закупке.

Жалоба ИП Кочиной И.А. поступила в Челябинское УФАС России 18.11.20212 в 10:49. Дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика) 18.11.2022 17:00 (МСК+2). Таким образом, жалоба правомерно подана в Челябинское УФАС России.

2. В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).

2.1 Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся в установлении в документации критерия оценки «снижение налоговой нагрузки для Заказчика». Заказчик пояснил, что установленный критерий оценки не приводит к необоснованному ограничению участников закупки и установлен в соответствии с Законом о закупках. Комиссия Челябинского УФАС России, рассмотрев доводы сторон, сообщает следующие.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки. В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В силу пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны: критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке; порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Оценка заявок участников закупки осуществляется в соответствии с критериями, установленными пункте 25 Приложения № 1 к закупочной документации (Информационная карта)

Рейтинг заявки на участие в закупке по каждому критерию представляет собой оценку в процентах, получаемую по результатам оценки по критериям, указанным в п. 25 настоящей Информационной карты. Согласно приложению № 2 к закупочной документации при заполнении заявки по критерию оценки «Снижение налоговой нагрузки для Заказчика» участник закупки должен выбрать один из вариантов - Участник закупки применяет общую систему налогообложения. либо - Участник закупки не применяет общую систему налогообложения, но принимает на себя обязательство, в соответствии с ч.5 ст. 173 Налогового кодекса РФ, выставить Заказчику счет-фактуру (УПД) при поставке товара (-ов) / оказании услуги (-г) с выделением суммы налога, предусмотренного главой 21 Налогового кодекса РФ и уплатить в бюджет указанную сумму налога. либо - Участник закупки не применяет общую систему налогообложения и не принимает на себя обязательство выставить Заказчику счет-фактуру (УПД) при поставке товара (-ов) / оказании услуги (-г) с выделением суммы налога, предусмотренного главой 21 Налогового кодекса РФ.

Как разъясняется в пунктах 4, 6, 8 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018, использование заказчиком оценочных критериев выбора поставщика не является нарушением, если эти критерии носят измеряемый характер и соответствие участника закупки названным критериям может быть установлено объективно; при этом уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции; вместе с тем, установление заказчиком невыполнимых требований для участников закупки ограничивает конкуренцию и противоречит положениям Закона о закупках.

Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в 10 закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.

При этом сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.

Законом о закупках заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки, направленные в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности (определение Верховного Суда Российской Федерации от 31.07.2017 № 305-КП 7-2243).

Комиссией Челябинского УФАС России не установлено, что оспариваемый критерий включен в документацию о закупке для того, чтобы обеспечить необоснованные преимущества конкретному хозяйствующему субъекту.

Данное обстоятельство не доказано Заявителем. Критерий «снижение налоговой нагрузки для Заказчика» не ограничивает конкуренцию, является измеряемым и не противоречит действующему законодательству.

Кроме того, критерий является всего лишь одним из 3 критериев, по которым оцениваются заявки участника закупки.

Сам по себе спорный критерий оценки участников закупок не является критерием допуска к участию в закупке, он является объективно измеримым и в этом смысле может быть объективно оценен, при этом он в равной степени относится ко всем участникам закупки. Комиссией Челябинского УФАС России установлено, что критерий оценки «снижение налоговой нагрузки для Заказчика» установлен в закупочной документации правомерно, в действиях Заказчика отсутствует нарушение Закона о закупках, Закона о защите конкуренции. 2.2 Заявитель считает, что приложение № 3 к документации противоречит приложению № 2 к техническому заданию.

Согласно Приложения № 3 к документации «Техническое задание» единицей измерения установлена «Условная единица» и объем составляет «23», однако согласно Приложения № 2 к техническому заданию указано, что перечень спецодежды и форменной одежды состоит из 28 позиций. Заказчик пояснил, что документация не противоречит требованиям Закона о закупках. Комиссия Челябинского УФАС России, рассмотрев доводы сторон, сообщает следующие.

Согласно приложению № 3 к документации (техническое задание) оказание услуг по стирке, сушке, глажке и химчистке спецодежды и форменной одежды единицей измерения установлена «условная единица», объем составляет «23». В приложении № 2 к техническому заданию перечислена спецодежда и форменная одежда, подлежащая стирке, сушке, глажке и химчистке, перечень состоит из 28 позиций. Согласно техническому заданию исполнитель оказывает услуги по заявкам Заказчика. Срок оказания услуг по заявке в течение не более 14 календарных дней со дня получения Исполнителем заявки от Заказчика.

Дата подачи Заказчиком Исполнителю последней заявки - не позднее 23 месяцев с даты подписания Сторонами Договора (пункт 7). Прием-сдача вещевого имущества осуществляется в рабочие дни с 8.30 ч. до 16 ч. местного времени.

Заказчик передает Исполнителю изделия партиями. Периодичность выставления Заказчиком заявок ориентировочно 1 раз в квартал в течение 23 месяцев с даты подписания договора. Изделия принимаются на складе Заказчика по счету (в штуках). По факту передачи Заказчиком каждой партии изделий сторонами составляются накладные.

В накладной указываются наименования передаваемых Исполнителю изделий, их количество.

При принятии Заказчиком изделий от Исполнителя, стороны подписывают Акт сдачи-приемки оказанных услуг (пункт 6 технического задания). 23 условные единицы подразумевает количество месяцев оказания услуг. В приложении № 2 к закупочной документации, перечислена спецодежда и форменная одежда, подлежащая стирке, сушке, глажке и химчистке, перечень состоит из 28 позиций, с указанием цены по каждой позиции, для выставления документов на оплату после оказания услуг.

Следовательно, Заказчик заказывает услуги по заявкам из перечня спецодежды, перечисленной в приложении № 2 к документации, в течении 23 месяцев. Комиссией Челябинского УФАС России установлено, что приложение № 3 к документации, приложение № 2 к техническому заданию не противоречат требованиям Закона о закупках. Т

аким образом, Комиссией Челябинского УФАС России установлено, в действиях Заказчика отсутствуют нарушения закона о закупках, Закона о защите конкуренции. На основании изложенного, Челябинское УФАС России считает, что жалоба ИП Кочиной И.А. является необоснованной.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия,

РЕШИЛА:

Признать жалобу ИП Кочиной И.А. на действия АО «ЧАП» при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание услуг по стирке, сушке, глажке и химчистке спецодежды и форменной одежды (извещение № 32211814791), необоснованной. Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны