Решение б/н Решение по делу № 91-04/10 от 11 августа 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

г. Челябинск

 

Резолютивная часть решения оглашена «17» мая 2011 года

 

В полном объеме решение изготовлено «07» июня 2011 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

Семёнова Е.Г. - заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии:

Конькова О.В. - специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

Тараскина А.И. - специалист 1 разряда отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

в присутствии представителей:

 

- ОАО «Фортум» - <…> (доверенность от 01.01.2011 № 1260);

 

- ОАО «Челябинскгоргаз» - <…> (доверенность от 04.03.2011 б/н);

 

- ОАО «Челябинскгоргаз» - <…> (доверенность от 31.12.2010 б/н);

 

рассмотрев дело № 91-04/10 по признакам нарушения ОАО «Челябинскгоргаз» (454087, г. Челябинск, ул. Рылеева, д. 8) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон «О защите конкуренции»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России поступило заявление ОАО «Фортум» на действия ОАО «Челябинскгоргаз», выразившиеся в ущемлении интересов заявителя посредством непредоставления справки, подтверждающей техническую возможность транспортировки необходимого потребителю объема газа по газораспределительным сетям с целью заключения договора транспортировки газа на 2011-2015 годы.

 

Из анализа документов (информации), а также устных и письменных пояснений участвовавших в рассмотрении дела лиц установлено следующее.

 

14.05.2010, 25.05.2010 ОАО «Фортум» с целью заключения договора на транспортировку газа направило в адрес ОАО «Челябинскгоргаз» обращения за подтверждением технической возможности транспортировки газа ОАО «НОВАТЭК», ОАО «Нефтегазовая компания «ИТЕРА» для предприятий ОАО «Фортум» по газораспределительным сетям города Челябинска в 2011 - 2015 годах сопроводительными письмами соответственно от 14.05.2010 исх. № 091/1383, от 25.05.2010 исх. № 091/1551. Запрашиваемые к транспортировке объемы газа, указанные в письмах, были определены с разбивкой по поставщикам и распределением по кварталам.

 

25.06.2010 ОАО «Фортум» повторно направило в адрес ОАО «Челябинскгоргаз» письма исх. № 091/2161, № 091/2162 о подтверждении технической возможности транспортировки газа ОАО «НОВАТЭК», ОАО «Нефтегазовая компания «ИТЕРА» для предприятий ОАО «Фортум» по газораспределительным сетям.

 

Официальный ответ ОАО «Челябинскгоргаз» на указанные письма в адрес ОАО «Фортум» не поступал. При этом ОАО «Челябинскгоргаз» в письменных пояснениях от 10.09.2010 вх. № 03-4/799 отрицает факт поступления в свой адрес вышеуказанных писем заявителя, ссылаясь на отсутствие таких сведений согласно учёту входящей корреспонденции.

15.07.2010 ОАО «Челябинскгоргаз» направило в адрес ОАО «Фортум» письмо за исх. № 03-3/625, в котором сообщило, что возможность выдачи справки, подтверждающей техническую возможность транспортировки газа, будет рассмотрена только после предоставления общих запрашиваемых объемов с разбивкой по поставщикам и распределением по кварталам.

 

20.07.2010 ОАО «Фортум» направило в адрес ОАО «Челябинскгоргаз» информацию о запрашиваемых к транспортировке объемах газа с разбивкой по поставщикам и распределением по кварталам сопроводительным письмом исх. № 09/2735. Согласно оттиску регистрационного штампа указанное письмо поступило в адрес ОАО «Челябинскгоргаз» 20.07.2010 вх. № 2321.

 

Несмотря на предоставление запрошенной информации подтверждение технической возможности ОАО «Челябинскгоргаз» транспортировки газа по газораспределительным сетям города Челябинска в 2011-2015 годах заявителю выдано не было.

 

29.07.2010 в адрес заявителя посредством факсимильной связи поступило письмо ОАО «Челябинскгоргаз» от 27.07.2010 № 04-1/672, в котором указывалось на необходимость предоставления теплотехнического расчёта действующего газопотребляющего оборудования с разбивкой по объектам и топливным режимам для определения технической возможности транспортировки газа по потокам ГРС – 1, ГРС – 3 и ГРС - 4, а также действующих топливных режимов для согласования объемов транспортировки газа.

 

ОАО «Фортум» не представило запрашиваемые в указанном письме документы.

 

13.09.2010 в адрес ОАО «Фортум» поступило письмо ОАО «Челябинскгоргаз» исх. № 03-3-801, согласно которому возможность выдачи справки о технической возможности транспортировки газа по собственным газораспределительным сетям в 2011 году будет рассмотрена только после предоставления общих запрашиваемых объемов с разбивкой по поставщикам и распределением по месяцам (а не по кварталам, как запрашивалось ОАО «Челябинскгоргаз» ранее), а также топливных режимов на всё газопотребляющее оборудование ОАО «Фортум».

 

Информация и документы, запрошенные ОАО «Челябинскгоргаз», заявителем представлены не были.

 

По состоянию на момент подачи заявления ОАО «Фортум» в Челябинское УФАС России - 09.08.2010 - справка, подтверждающая техническую возможность транспортировки газа, либо отказ в её выдаче ввиду отсутствия свободной мощности заявителю предоставлены не были.

 

20.09.2010 ОАО «Фортум» сопроводительным письмом за исх. № МП-77-091/4117 направило в адрес ОАО «Челябинскгоргаз» заявку на заключение договора транспортировки природного газа по газораспределительным сетям ОАО «Челябинскгоргаз» для предприятий ОАО «Фортум» на 2011-2015 годы из ресурсов ОАО «НОВАТЭК» и ОАО «НГК «ИТЕРА» в связи с окончанием действия договора на транспортировку газа № 01-157-28 от 12.01.2004 для предприятий ОАО «Фортум» и

договора на транспортировку газа от 11.12.2007 № 1048/08/1014-«П» для предприятий ОАО «УТСК» г. Челябинска. Письмо получено ОАО «Челябинскгоргаз» 22.09.2010.

 

К указанному письму ОАО «Фортум» приложило заявку на транспортировку газа, а также копии договоров поставки газа с ОАО «НОВАТЭК», ООО «НК «ИТЕРА».

 

20.09.2010 в адрес ОАО «Фортум» сопроводительным письмом б/н и б/д поступил перечень документов, необходимых для заключения договора на транспортировку природного газа, направленный ОАО «Челябинскгоргаз» в связи с предстоящей договорной компанией 2011 года.

 

01.10.2010 за исх. № 03-3/866 ОАО «Челябинскгоргаз» в ответ на указанное письмо ОАО «Фортум» сообщило, что для заключения долгосрочных договоров транспортировки газа необходимо представить документы, предусмотренные Положением об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 № 1370, а также разрешение на использование газа, поскольку договорные объемы поставки газа не должны превышать объемы, указанные в разрешении на использование газа в силу пункта 4 Правил поставки газа в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 № 162.

 

В письме исх. от 08.10.2010 № 01/888, поступившем в адрес ОАО «Фортум» 15.10.2010, ОАО «Челябинскгоргаз» подтвердило техническую возможность

транспортировки газа для предприятий ОАО «Фортум» по собственным газораспределительным сетям в 2011 году в пределах действующих разрешений на использование газа.

 

При этом объемы газа, указанные в данном письме, не соответствовали запрошенным ОАО «Фортум».

 

В ответе исх. от 19.10.2010 № СА-00-072/4855 на данное письмо, поступившем в адрес ОАО «Челябинскгоргаз» согласно регистрационному штампу 21.10.2010 за вх. № 3594, заявитель сообщил, что объемы транспортировки газа, подтвержденные ОАО «Челябинскгоргаз», не соответствуют потребности ОАО «Фортум». Техническая возможность транспортировки газа из ресурсов ООО «НГК «ИТЕРА» не подтверждена.

В силу пункта 10.1 договора поставки газа от 01.06.2010 № 10-110/10, заключенного между ОАО «Фортум» и ООО «НГК «ИТЕРА», права и обязанности сторон по договору возникнут с 01 января 2011 года при условии получения Поставщиком доступа к газотранспортной системе ОАО «Газпром».

 

ОАО «Фортум» получило положительное заключение ООО «Фирма Курганский инженерный центр технической диагностики экспертизы объектов Госгортехнадзора «Фирма Техцентр» о наличии технической возможности транспортировки газа для строящего энергоблока № 3 Челябинской ТЭЦ-3. Экспертиза промышленной безопасности зарегистрирована в Уральском Управлении Ростехнадзора за № 56-ПД 035 72 2009.

 

02.11.2010 за вх. № 3775 в адрес ОАО «Челябинскгоргаз» сопроводительным письмом исх. от 01.11.2010 № 072-501/осз повторно поступила заявка ОАО «Фортум» на заключение договора транспортировки газа на 2011-2015 годы.

 

ОАО «Челябинскгоргаз» в ответе на заявку ОАО «Фортум», направленном в адрес ОАО «Фортум» сопроводительным письмом исх. от 08.11.2010 за № 03-3/956 и поступившем в адрес заявителя 28.11.2010, сообщило со ссылкой на положения действующего законодательства о газоснабжении о готовности рассмотреть заявку ОАО «Фортум» на заключение договора транспортировки газа в случае предоставления заявителем разрешения на использования газа в качестве топлива по точкам подключения, что обусловлено необходимостью проверки того, чтобы общий объём транспортировки газа не превысил разрешённого объёма.

 

Представитель ОАО «Фортум» на заседаниях Комиссии поддержал позицию, изложенную в письменных пояснениях (вх. от 09.08.2010 № 8716, 22.09.2010 № 10440, 09.09.2010 № 9950, исх. от 27.10.2010 № 072-492/ос 31.01.2011 № 965, вх. от 15.02.2011 № 1612,вх. от 14.04.2011 № 4216, от 13.05.2011 № 5536), а также уточнил, что ущемление интересов последнего произошло в результате непредставления ОАО «Фортум» справки, подтверждающей готовность к приёму газа в заявленном объёме на период транспортировки газа с 2011 по 2015 годы, а также отказа в заключении договора транспортировки газа на 2011-2015 годы.

 

Представитель заявителя отметил, что ОАО «Челябинскгоргаз» уклоняется от выдачи справки, подтверждающей готовность к приёму газа в заявленном объёме, и от заключения договора транспортировки газа, ссылаясь на необходимость представления не предусмотренных действующим законодательством документов: разрешения на использование газа, подтверждения доступа к газотранспортной системе ОАО «Газпром».

 

При этом, в случае получения своевременного отказа ОАО «Челябинскгоргаз» в предоставлении справки, подтверждающей готовность к приёму газа в заявленном объёме, по причине отсутствия технической возможности транспортировки газа, ОАО «Фортум» имело бы возможность оперативно проверить обоснованность отказа и до окончания 2010 года урегулировать вопрос заключения договоров транспортировки газа путём обжалования действий ОАО «Челябинскгоргаз» либо, в случае законности отказа, иным способом.

 

Техническая возможность транспортировки газа в 2011 году в объёмах, запрашиваемых ОАО «Фортум», подтверждена заключением экспертизы промышленной безопасности ООО «Фирма Курганский инженерный центр технической диагностики экспертизы объектов Госгортехнадзора «Фирма Техцентр» от 01.12.2009 № 56-ПД 03574, предметом проверки которой явилось определение пропускной способности газопроводов г. Челябинска для пропуска дополнительного объёма газа для энергоблока № 3 Челябинской ТЭЦ-3, принадлежащей ОАО «Фортум». Экспертиза промышленной безопасности зарегистрирована в Уральском Управлении Ростехнадзора за № 56-ПД 035 72 2009 и соответствует предъявленным требованиям.

 

Также в обоснование позиции о наличии технической возможности транспортировки газа ОАО «Фортум» представило заключение ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» от 03.02.2009 № 01-10/27-50 о технической возможности подачи дополнительного объёма природного газа для энергоблока ТЭЦ-3.

 

ОАО «Фортум» в рамках инвестиционного проекта по соглашению с Правительством Челябинской области осуществляет строительство третьего энергоблока Челябинской ТЭЦ-3, ввод которого запланирован на май 2011 года.

 

В результате действий ОАО «Челябинскгоргаз» существует угроза нарушения ОАО «Фортум» сроков ввода в эксплуатацию третьего энергоблока Челябинской ТЭЦ-3, что повлечёт возникновение у ОАО «Фортум» убытков в виде выплаты штрафов на ОРЭМ.

 

09.03.2011 за вх. № 2399 в адрес Челябинского УФАС России поступило ходатайство ОАО «Фортум» об отзыве заявления о нарушении антимонопольного законодательства и прекращении производства по делу, в связи с достижением договорённости с ОАО «Челябинскгоргаз» о выдаче справки, подтверждающей готовность к приёму газа в заявленном ОАО «Фортум» объёме на 2011 год, и об условиях транспортировки газа для ОАО «Фортум» на 2011 год.

 

Согласно позиции ОАО «Фортум», в действиях ОАО «Челябинскгоргаз» отсутствует состав нарушения антимонопольного законодательства.

 

В подтверждение данного довода заявитель сослался на подписание дополнительного соглашения о пролонгации договора транспортировки газа, а также приложил копии справок, выданных ОАО «Челябинскгоргаз» и подтверждающих готовность к приёму газа в заявленном ОАО «Фортум» объёме.

 

С учётом изменённой позиции, заявитель признал факт отсутствия у ОАО «Челябинскгоргаз» технической возможности транспортировки газа в период с мая 2010 по март 2011 года.

 

Возможность транспортировки дополнительных объёмов газа появилась в связи с обращением ОАО «Фортум» в Министерство экономического развития РФ за получением нового топливного режима для Челябинской ТЭЦ-3.

 

Представитель ОАО «Челябинскгоргаз» на заседаниях Комиссии поддержал позицию, изложенную в письменных пояснениях (вх. от 10.09.2010 № 995, исх. от 27.10.2010 б/н, вх. от 10.12.2010 № 13989, 15.02.2011 б/н, от 15.03.2011 № 2716, 11.04.2011 № 180, 10.05.2011 № 5371), а также пояснил, что документы, запрашиваемые ОАО «Челябинскгоргаз» для выдачи справки, подтверждающей техническую возможность транспортировки газа, а также для заключения договора транспортировки газа, предусмотрены пунктами 4, 5 Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 № 1370.

 

ОАО «Челябинскгоргаз» пояснило, что в действующем законодательстве о газоснабжении не содержится положений, которые бы устанавливали определённый порядок выдачи и получения технической возможности транспортировки газа. Обязанность подтверждения технической возможности транспортировки газа нормативно не предусмотрена.

 

Предоставление доступа к газораспределительным сетям допускается только при наличии разрешений на использование газа.

 

Возможность обеспечения доступа ОАО «Фортум» к газораспределительной сети ОАО «Челябинскгоргаз» в период с мая 2010 по март 2011 года отсутствовала, что подтверждают выводы, изложенные в пояснительной записке ОАО «ГИПРОНИИГАЗ» № 9142-0-0-ПЗ: существующая схема газоснабжения не позволяет транспортировать запрашиваемый объём газа по газопроводам высокого давления от ГРС-1 и ГРС-4. Пропускная способность задействованных ГРС-1, ГРС-4 с давлением 1,2 Мпа с учётом резерва на ОАО «Мечел» исчерпана.

 

ОАО «Челябинскгоргаз» отметило, что факт отсутствия технической возможности транспортировки газа в объёме, заявленном ОАО «Фортум», был известен последнему с 2007 года, что подтверждают представленные ОАО «Челябинскгоргаз» протоколы совещаний с ОАО «Фортум» (ранее - ТГК-10) по вопросу наличия/отсутствия пропускной способности местной газопраспределительной сети на дополнительный объём газа, запрашиваемый ОАО «Фортум».

 

В связи с пересмотром топливного режима газопотребления ОАО «Фортум», ОАО «Челябинскгоргаз» выдало ОАО «Фортум» справки от 03.03.2011 № 6, 7, 8, подтверждающие техническую возможность транспортировки дополнительного объёма газа для объекта «энергоблок № 3 на ТЭЦ-3» в г. Челябинск в объёме 58 тыс. куб. м./час, для объекта «ТЭЦ-1» в объёме 80 тыс. куб. м./час., для объекта «ТЭЦ-2» в объёме 84 тыс. куб. м./час.

 

Основанием изменения топливного режима послужило перераспределение ОАО «Фортум» объёмов потребления газа по объектам – ТЭЦ-1, ТЭЦ-2.

 

Изучив материалы дела, заслушав доводы и пояснения участвующих в рассмотрении дела лиц, Комиссия пришла к выводу об отсутствии в действиях ОАО «Челябинскгоргаз» нарушения части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» по следующим основаниям.

 

В силу пункта 4 Положения об обеспечении доступа организации к местным газораспределительным сетям, утверждённого постановлением Правительства РФ от 24.11.2998 № 1370 (далее - Положение об обеспечении доступа организации к местным газораспределительным сетям), доступ организаций к местным газораспределительным сетям предоставляется при наличии, в том числе, свободной мощности в местных газораспределительных сетях (от места подключения до места отбора газа) на заявленный период транспортировки газа; разрешений у потребителей на использование газа в качестве топлива.

 

Процедура предоставления газораспределительными организациями информации о наличии свободных мощностей в газораспределительных сетях действующим законодательством не урегулирована.

 

Пунктом 5 Положения об обеспечении доступа организации к местным газораспределительным сетям установлен перечень документов, прилагаемых к заявке на доступ к газораспределительным сетям:

- реквизиты поставщика и покупателя газа;

- объемы и условия транспортировки газа (включая режим и периодичность), а также предлагаемый порядок расчетов;

- сроки начала и окончания транспортировки газа;

- объем транспортировки газа по месяцам на первый год транспортировки, а на последующий срок - с разбивкой по годам;

- наименование организации - производителя газа, качество и параметры поставляемого газа (представляются в случае транспортировки газа от местных производителей);

- место подключения к местной газораспределительной сети подводящего газопровода;

- место отбора газа или передачи для дальнейшей его транспортировки по сетям других организаций;

- подтверждения покупателей и газораспределительных организаций о готовности к приему газа в указанном объеме на период транспортировки.

 

Предоставление подтверждения о готовности к приёму газа в указанном объёме на период транспортировки связано с необходимостью получения газораспределительной организацией гарантий, что предполагаемый к транспортировке газ будет отобран потребителем в заявленном объёме.

 

При этом пунктом 4 Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям установлены не требования к заявке на заключение договора на транспортировку газа по газораспределительным сетям, а условия её удовлетворения, то есть условия, при которых оказание соответствующей услуги возможно, а при их отсутствии газораспределительная организация вправе отказать в заключении договора (п. 3 ст. 426 ГК РФ). В связи с этим возможны случаи наличия условий для удовлетворения заявки (свободной мощности в сети), но отсутствуют основания для её удовлетворения.

 

Поставщики и покупатели газа имеют право на подключение газопроводов - отводов и подводящих газопроводов к местной газораспределительной сети при наличии свободной мощности на ее соответствующих участках (пункт 11 Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям).

 

Газораспределительные организации обязаны предоставлять по запросу Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации, поставщиков и покупателей газа информацию о наличии свободных мощностей в местной газораспределительной сети в определенные периоды времени и на отдельных участках сети, а также информацию о принятых заявках на транспортировку газа по этим участкам (пункт 14 Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям).

  

Учитывая, что возможность выдачи справки, подтверждающей техническую возможность транспортировки необходимого потребителю объема газа, обусловлена наличием пропускной способности газораспределительной сети, а также, принимая во внимание довод ОАО «Челябинскгоргаз» об отсутствии свободной мощности для пропуска дополнительного объёма газа на Челябинскую ТЭЦ-3 от ГРС-4 по состоянию на момент поступления соответствующей заявки ОАО «Фортум», Комиссией Челябинского УФАС России исследовался вопрос о причинах длительного непредоставления ОАО «Челябинскгоргаз» справки, подтверждающей техническую возможность транспортировки запрошенного ОАО «Фортум» объема газа, и их обоснованности, в связи с чем к участию в деле в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, было привлечено Уральское Управление федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Уральское управление Ростехнадзора).

 

По итогам сравнительного анализа заключения экспертизы промышленной безопасности № 56-ПД-035-72-2009 проектной документации «г. Челябинск. Схема газоснабжения промпредприятий для пропуска дополнительного объёма природного газа для строящегося энергоблока № 3 Челябинской ТЭЦ-3 без учёта резерва на ОАО «Мечел», представленного ОАО «Фортум», и проверочного гидравлического расчёта газопровода высокого давления рН 1,2 Мпа в промзоне г. Челябинска, предоставленного ОАО «Челябинскгоргаз», Уральское управление Ростехнадзора указало, что выводы, сделанные в данных документах, противоречат друг другу, так как исходные данные, принятые для расчётов, значительно различаются.

 

Выводы экспертизы промышленной безопасности № 56-ПД-035-27-2009 указывают на возможность пропуска дополнительного объёма газа для строящегося энергоблока № 3 Челябинской ТЭЦ-3 без учёта резерва на ОАО «Мечел», при этом возможность пропуска дополнительного объёма газа с учётом резерва на ОАО «Мечел» рассмотрена не была.

 

С учётом позиции Уральского управления Ростехнадзора, заключение экспертизы промышленной безопасности № 56-ПД-035-72-2009, а также проверочный гидравлический расчёт газопровода высокого давления рН 1,2 Мпа в промзоне г. Челябинска, содержащие противоположные выводы, не были приняты Комиссией Челябинского УФАС России в качестве доказательств наличия/отсутствия свободной мощности для пропуска дополнительного объёма газа для строящегося энергоблока № 3 Челябинской ТЭЦ-3.

 

В целях проведения независимых расчётов для установления факта наличия/отсутствия технической возможности для пропуска дополнительного объёма газа рассматривался вопрос о необходимости проведения в рамках рассматриваемого дела экспертизы.

 

Однако стороны отклонили предложение Челябинского УФАС России о проведении экспертизы по делу для получения независимого экспертного заключения о фактическом наличии/отсутствии достаточных мощностей газораспределительной сети ОАО «Челябинскгоргаз» для транспортировки запрашиваемого ОАО «Фортум» объёма газа в период с мая 2010 по март 2011 года, настаивая на выводах, изложенных в заключении экспертизы промышленной безопасности № 56-ПД-035-72-2009, а также в проверочном гидравлическом расчёте газопровода высокого давления рН 1,2 Мпа в промзоне г. Челябинска.

 

Проанализировав и оценив доказательства, представленные ОАО «Фортум», ОАО «Челябинскгоргаз» в обоснование заявленных доводов, а также пояснения Уральского управления Ростехнадзора, в их совокупности, Комиссия считает, что однозначный вывод о наличии свободной мощности газораспределительной сети для пропуска дополнительного объёма газа для строящегося энергоблока № 3 Челябинской ТЭЦ-3 в период с мая 2010 года по март 2011 года сделать невозможно.

 

Отстутствие свободной мощности от места подключения до места отбора газа является основанием для отказа в доступе к местным газораспределительным сетям (пункт 4 Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям).

Согласно статье 26 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» организациям - собственникам систем газоснабжения, поставщикам газа или уполномоченным ими организациям запрещается совершать действия, нарушающие антимонопольное законодательство, в том числе такие действия, как необоснованные отказы от заключения договоров с отдельными потребителями при наличии ресурсов газа и возможностей его транспортировки.

 

Комиссией Челябинского УФАС России установлено, что в 2007 году в присутствии представителей от Правительства Челябинской области, ОАО «ТГК-10» и ОАО «Челябинскгоргаз» были проведены совещания по вопросам развития генерации ОАО «ТГК-10» (с 24.04.2009 – ОАО «Фортум») в Челябинской области, а также строительства газопровода для топливообеспечения объектов ОАО «ТГК-10».

 

Соответственно, с 2007 года ОАО «Фортум» было известно о необходимости увеличения пропускной способности транспортировки газа для топливообеспечения объектов ОАО «ТГК-10» - энергоблока № 3 Челябинкой ТЭЦ-3 - за счёт строительства дополнительного газопровода. Тем не менее, на заседаниях Комисии заявитель настаивал, что запуск в 2011 году энергоблока № 3 Челябинской ТЭЦ-3 не потребует увеличения пропускной способности газораспределительной сети.

 

Комиссия отклоняет доводы заявителя о том, что ОАО «Челябинскгоргаз» отказало в предоставлении справки, подтверждающей техническую возможность транспортировки газа, а также в продлении договора транспортировки газа на 2011-2015 годы, поскольку ответы, предоставленные ОАО «Челябинскгоргаз» на обращения ОАО «Фортум», содержат не отказ в предоставлении справки и пролонгации договора, а мотивированное требование предоставить необходимые документы, предусмотренные действующим законодательством.

 

ОАО «Фортум», в пояснениях, поступивших в Челябинское УФАС России от 14.04.2011 за вх. № 4216, признало факт отсутствия у газораспределительной организации технической возможности транспортировки газа на момент обращения заявителя в адрес ОАО «Челябинскгоргаз».

 

В целях снижения нагрузки потребителей на газораспределительную систему г. Челябинска и в результате переговоров с ОАО «Челябинскгоргаз», ОАО «Фортум» приняло решение о снижении газопотребления по Челябинской ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 и внесении изменений в топливные режимы.

 

В результате чего вопрос газоснабжения объектов ОАО «Фортум» полностью урегулирован.

 

Исходя из изложенного, с учётом невозможности в отсутствие независимого экспертного заключения сделать однозначный вывод о наличии свободной мощности газораспределительной сети для пропуска дополнительного объёма газа для строящегося энергоблока № 3 Челябинской ТЭЦ-3 в период с мая 2010 года по март 2011 года, что является основанием для выдачи справки, подтверждающей техническую возможность транспортировки необходимого потребителю объема газа по газораспределительным сетям, Комиссия приходит к выводу об отсутствии в действиях ОАО «Челябинскгоргаз» состава нарушения антимонопольного законодательства.

 

Челябинское УФАС России, реализуя свои полномочия в целях защиты конкуренции, в том числе пресечения и предупреждения монополистической деятельности, возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства и в случае установления факта нарушения хозяйствующим субъектом антимонопольного законодательства привлекает данного хозяйствующего субъекта к административной ответственности, выдает обязательные для исполнения предписания.

 

Согласно пункту 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, абзацу 2 пункта 3.41 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы

по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС РФ от 25.12.2007 № 447, Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе в

случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, пунктом части 1, частью 2 статьи 48 Закона «О защите конкуренции», Комиссия

 

 

РЕШИЛА:

 

Прекратить производство по делу по признакам нарушения ОАО «Челябинскгоргаз» части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях ОАО «Челябинскгоргаз».

 

Председатель Комиссии Е.Г. Семёнова

 

Члены Комиссии О.В. Конькова

 

А.И. Тараскина

  

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его получения.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны