Решение б/н Признать ненадлежащей рекламу, распространяемую ООО «Ярдус» ... от 17 июня 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Челябинской области (Управление Роскомнадзора по Челябинской области)

454080, г. Челябинск,

ул. Энгельса, д. 44-Д,

 

ООО «Ярдус»

 

456010, Челябинская область,

Ашинский район, г. Аша,

ул. Озимина, д.1, оф. 9

 

 

РЕШЕНИЕ

 

2 июня 2020 года                                                                                             г. Челябинск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушениях законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:

председателя Комиссии:

<…> – руководителя Челябинского УФАС России;

членов Комиссии:

 

 

 

<…>– главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;

<…>– специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

рассмотрев дело № 074/05/15-582/2020, возбужденное по факту превышения 15 января 2020 года нормативов продолжительности вещания рекламы в эфире радиоканала «Аша FM» относительно общей продолжительности суточного вещания, с признаками нарушения требований части 2 статьи 15 Федерального Закона № 38-ФЗ от 13.03.2006 «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

 

УСТАНОВИЛА:

В Челябинское УФАС России обратилось Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Челябинской области (далее – Управление Роскомнадзора по Челябинской области) с заявлением по факту превышения 15 января 2020 года нормативов продолжительности вещания рекламы в эфире радиоканала «Аша FM»  относительно общей продолжительности суточного вещания, с признаками нарушения требований части 2 статьи 15 Закона о рекламе.

Из заявления следует, что за период с 00 часов 00 минут 15 января 2020 года по 23 часа 59 минут 15 января 2020 года в эфир радиоканала «Аша FM»  выходили рекламные ролики общей продолжительностью 47 минут 35 секунды (84,07 % по отношению к вещанию СМИ в сутки, составляющему 56 минут 36 секунд).

В подтверждение указанного факта Управлением Роскомнадзора по Челябинской области представлена аудиозапись эфира СМИ «Аша FM»  за период с 00 часов 00 минут 15 января 2020 года по 23 часа 59 минут 15 января 2020 года, а также справка о результатах анализа записей эфира на частоте 104,3 МГц в г. Сим Челябинской области за период с 00 часов 00 минут 15 января 2020 года по 23 часа 59 минут 15 января 2020 года.

Управлением Роскомнадзора по Челябинской области совместно с заявлением представлено свидетельство о регистрации средства массовой информации серия Эл № ТУ74-01160 от 2 февраля 2015 года, подтверждающее регистрацию радиоканала «Аша FM» в качестве средства массовой информации (далее – СМИ), согласно которому учредителем данного радиоканала является Общество с ограниченной ответственностью «Ярдус» (далее – ООО «Ярдус») (ОГРН 1127401000066, ИНН: 7401016498, КПП: 745701001, дата регистрации: 27.01.2012, адрес регистрации: 456010, Челябинская область, Ашинский район, г. Аша, ул. Озимина, д. 1, оф. 9).

Челябинским УФАС России сделан запрос ООО «Ярдус» о представлении необходимых документов и информации.

В ответ на запрос представитель ООО «Ярдус» представил лицензию на осуществление радиовещания серия РВ №25761 от 19 августа 2014 года (далее – лицензия), предоставленная ООО «Ярдус» г. Аша (ОГРН 1127401000066, ИНН: 7401016498, КПП: 745701001, дата регистрации: 27.01.2012, адрес регистрации: 456010, Челябинская область, Ашинский район, г. Аша, ул. Озимина, д. 1, оф. 9).

Согласно приложению № 1 к лицензии СМИ «Аша FM» (ООО «Ярдус») вправе осуществлять следующие направления вещания: информационное (новости о погоде или иные сообщения), развлекательное (программы с участием радиослушателей, музыкальные приветы, песни по заявкам и т.п.).

ООО «Ярдус» также представлены: таблица эфира вещания радиоканала СМИ «Аша FM» за 15.01.2020, акт о неисправности и приказ о дисциплинарном взыскании, Письмо Роскомнадзора от 4 февраля 2014 года № 05КМ-3178: разъяснения о порядке подсчета объема вещания телеканала (радиоканала), акт систематического наблюдения ООО «Ярдус» А-74/5/2, справка о результатах записей эфира, ходатайство к Управлению Роскомнадзора по Челябинской области, дополнительное соглашение к договору № Р-АР-16-12 от 01 июля 2016 года (далее – дополнительное соглашение), структура программы «Прогноз погоды».

Согласно пункту 1.1. дополнительного соглашения ООО «Ярдус» обязуется передавать в эфир на Территории Сетевые рекламные блоки в составе Сообщения Сетевой программы в следующие периоды:

      1. На 15-й минуте каждого часа – хронометраж каждого Сетевого рекламного блока составляет не более 5 минут;
      2. На 33-й минуте каждого часа – хронометраж каждого Сетевого рекламного блока составляет не более 4 минут;
      3. На 45-й минуте каждого часа – хронометраж каждого Сетевого рекламного блока составляет не более 4 минут;
      4. На 55-й минуте каждого часа – хронометраж каждого Сетевого рекламного блока составляет не более 2 минут.

Согласно пункту 1.2. ООО «Ярдус» вправе передавать в эфир на Территории Местные рекламные блоки в составе Программы собственного производства в следующие периоды:

1.2.1. На 15-й минуте каждого часа в период с 07:00 до 22:59 (местного времени) – хронометраж каждого Местного рекламного блока составляет не более 30 (Тридцати) секунд. Хронометраж каждого Местного рекламного блока в обозначенный промежуток времени, согласно действующего закона о рекламе, должен составлять не более 20 % от общего объема вещания. Согласно действующей лицензии на вещание для ООО «Ярдус» такой объем составляет не более 8 минут в сутки.

При этом, самого договора № Р-АР-16-12 от 01 июля 2016 года не представлено.

На запрос Челябинского УФАС России ООО «Ярдус» предоставило  письменные пояснения, согласно которым превышение нормативов суточного вещания СМИ «Аша FM» 11 января 2020 года произошло в результате ошибки в обслуживании программного вещательного комплекса вследствие событий человеческого фактора.

Акт о неисправности и приказ о дисциплинарном взыскании приложены в качестве доказательств данного факта.

Так, ООО «Ярдус» указывает, что данное событие привело к замене, частичной утрате и фрагментарному изменению имен  файлов, в том числе и оформления эфира. В данном случае, - это джингл «Авторадио» без возрастных ограничений, который служит «маркером» для подсчета эфирного времени Роскомнадзором.

В указанных пояснениях указано, что в период с 00 ч. 00 мин. 13 января 2020 года по 23 ч. 59 мин. 19 января 2020 года Управление Роскомнадзора по Челябинской области, в отношении ООО «Ярдус» проводит «систематическое наблюдение», в результате которого выявляется увеличение времени СМИ «Аша FM» на 31 минуту 33 секунды.

В качестве доказательств представлен акт о неисправности и приказ о дисциплинарном взыскании от 21 января 2020 года.

ООО «Ярдус» указывает, что в период с 11 по 17 января 2020 года из эфира временно был удален «маркер» «Авторадио» без возрастных ограничений», что привело к несогласованности выводов ведомства и реального положения эфирных событий СМИ «Аша FM».

Задача джингла «Авторадио» без возрастных ограничений» - разделить вещание на «сетевой эфир и региональный», чего не было сделано в обозначенный период (с 11 по 17 января 2020 года). Но 18 и 19 января рекламное время во всех блоках относится к СМИ «Авторадио».

Рассмотрев материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

Управлением Роскомнадзора по Челябинской области в ходе проведения мероприятия систематического наблюдения в отношении радиоканала «Аша FM»  выявлено превышение нормативов вещания общей продолжительности рекламы относительно общей продолжительности суточного вещания.

Челябинским УФАС России осуществлено прослушивание аудиозаписи эфира СМИ «Аша FM» за период с 00 часов 00 минут 15 января 2020 года по 23 часа 59 минут 15 января 2020 года.

Из анализа прослушанной аудиозаписи следует, что продолжительность вещания радиоканала «Аша FM» в сутки 15 января 2020 года составила 56 минут 36 секунд.

При этом объем рекламы в указанный период составил 47 минут 35 секунд, что составляет 84,07 % по отношению к вещанию СМИ в сутки.

Согласно положениям статьи 3 Закона о рекламе под рекламой следует понимать информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (пункт 1); объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2); товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 3).

Информация, распространенная ООО «Ярдус» в эфире СМИ «Аша FM», была адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, следовательно, является рекламой.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Закона о рекламе в радиопрограммах, не зарегистрированных в качестве средств массовой информации и специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, продолжительность рекламы не может превышать двадцать процентов времени вещания в течение суток.

Понятие радиопрограммы содержится в статье 2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее – Закон о СМИ), в соответствии с которой под радиопрограммой понимается совокупность периодических аудиосообщений и материалов (передач), имеющая постоянное наименование (название) и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год.

Под радиоканалом понимается сформированная в соответствии с сеткой вещания (программой передач) и выходящая в свет (эфир) под постоянным наименованием (названием) и с установленной периодичностью совокупность радиопрограмм и (или) соответственно иных звуковых сообщений и материалов. Правила для радиопрограммы, применяются в отношении радиоканала.

При этом нормы статьи 31 Закона о СМИ предусматривают возможность осуществления радиовещания на основании лицензии на вещание, выданной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

В случае вещания на одной частоте двух и более радиопрограмм, на вещание которых выдана соответствующая лицензия, объем рекламы в радиопрограмме рассчитывается для каждой радиопрограммы, исходя из времени вещания данного средства массовой информации в сутки.

Соответственно, объем рекламы в каждой радиопрограмме как средстве массовой информации, не должен превышать 20 процентов времени вещания данной радиопрограммы в сутки (за исключением случая, если такая радиопрограмма зарегистрирована как специализирующаяся на сообщениях и материалах рекламного характера).

При этом в объем рекламы, транслирующийся в радиопрограмме, включается любая реклама, распространявшаяся в период трансляции данной радиопрограммы, в том числе региональная реклама, размещавшаяся региональным партнером в федеральном средстве массовой информации (по соответствующему договору между ними).

Анализ норм Закона о СМИ показывает, что расчет объема транслируемой рекламы осуществляется только с учетом выходов региональной рекламной информации.

Радиоканал СМИ «Аша FM» вещает на одной частоте с радиоканалом «Авторадио» ввиду чего при расчете объема рекламы относительно всей программы вещания в сутки Челябинское УФАС России исходило из объема суточного вещания для радиоканала СМИ «Аша FM» отдельно, исключая время вещания радиоканала «Авторадио».

Таким образом, в период с 00 часов 00 минут  15 января 2020 года по 23 часа 59 минут 15 января 2020 года объем рекламы на радиоканале СМИ «Аша FM» составил 84,07 % вещания в сутки, что превышает 20 % вещания рекламы в сутки, а, следовательно, является нарушением требования части 2 статьи 15 Закона о рекламе.

Частью 7 статьи 38 Закона о рекламе предусмотрена ответственность рекламораспространителя, в том числе за нарушение требований части 2 статьи 15 Закона о рекламе.

Рекламораспространителем в силу пункта 7 статьи 3 Закона о рекламе является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Рекламораспространителем рекламы с превышением допустимого объема относительно общего объема суточного вещания является ООО «Ярдус» (ОГРН 1127401000066, ИНН: 7401016498, КПП: 745701001, дата регистрации: 27.01.2012, адрес регистрации: 456010, Челябинская область, Ашинский район, г. Аша, ул. Озимина, д. 1, оф. 9), как лицо, осуществляющее радиовещание на основании лицензии: серия РВ №25761 от 19 августа 2014 года.

Согласно пункту 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе при добровольном устранении лицом совершенного нарушения антимонопольный орган вправе не выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

Поскольку в настоящее время распространение ненадлежащей рекламы прекращено, необходимость выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе отсутствует.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи  33,  частью  1  статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 - 42  Правил рассмотрения   антимонопольным   органом  дел,  возбужденных  по  признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать ненадлежащей рекламу, распространяемую ООО «Ярдус» (ОГРН 1127401000066, ИНН: 7401016498, КПП: 745701001, дата регистрации: 27.01.2012, адрес регистрации: 456010, Челябинская область, Ашинский район, г. Аша, ул. Озимина, д. 1, оф. 9) 15 января 2020 года, с превышением предельно допустимого объема – 20 % времени вещания в течение суток, что противоречит требованиям части 2 статьи 15 Закона о рекламе.
  2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Челябинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ООО «Ярдус» и его должностного лица.

Решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                                      <…>

 

Члены Комиссии                                                   <…>                                                                                                                                                                                                                              

                                                                                                            <…>

Исп.: <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны