Решение б/н Решение № 67-04-18.1/16 по жалобе ФГУП ГПИ и НИИ ГА «Аэропро... от 26 апреля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 Р Е Ш Е Н И Е

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Резолютивная часть решения оглашена 22 апреля 2016 года.

В полном объеме решение изготовлено 26 апреля 2016 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской  области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

- <...> – заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

- <...> – начальника отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

- <...> – ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

 

            рассмотрев жалобу № 67-04-18.1/16 ФГУП ГПИ и НИИ ГА «Аэропроект» (далее — Заявитель) от 18.04.2016 вх. № 4898 на действия (бездействие) ОАО «Челябинское авиапредприятие» (далее — Заказчик) при проведении конкурентных процедур на право заключения договора на выполнение проектных работ по объекту проектирования «Новый аэровокзальный комплекс внутренних (международных) воздушных линий Международного аэропорта «Баландино-Челябинск (СЕК)» (извещение № 31603376761), в присутствии представителей Заказчика; Заявитель о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом, 21.04.2016 представил ходатайство вх. № 5147 о рассмотрении данной жалобы в отсутствие представителя Заявителя,

 

  УСТАНОВИЛА:

           

            01.03.2016 Заказчик на сайте www.zakupki.gov.ru разместил извещение                                № 31603376761 и документацию о проведении конкурентных переговоров на право заключения договора на выполнение проектных работ по объекту проектирование «Новый аэровокзальный комплекс внутренних (международных) воздушных линий Международного аэропорта «Баландино — Челябинск (СЕК)» (далее — документация).

            Конкурентные переговоры на право заключения договора на выполнение проектных работ по объекту проектирование «Новый аэровокзальный комплекс внутренних (международных) воздушных линий Международного аэропорта «Баландино — Челябинск (СЕК)» проводится в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках).

            Заказчик при проведении конкурентных переговоров руководствовался Положением «Об организации закупочной деятельности ОАО «Челябинское авиапредприятие», утвержденным решением Совета директоров от 07.04.2016 (далее — Положение о закупке).

            Предмет договора - выполнение комплекса проектных и изыскательских работ в отношении объекта проектирования «Новый аэровокзальный комплекс внутренних (международных) воздушных линий Международного аэропорта «Баландино – Челябинск (CEK)».

            Начальная (максимальная) цена договора — не более 120 000000 (сто двадцать миллионов) рублей 00 копеек.

            Дата и время размещения извещения — 01.03.2016.

            Дата и время окончания подачи заявок — 25.04.2016 в 16:00 (время местное).

            Дата подведения итогов  - 29.04.2016 в 18:00 (время местное).

            В соответствии с уведомлением от 18.04.2016 по жалобе № 65-04-18.1/16 проведение конкурентных переговоров на право заключения договора на выполнение проектных работ по объекту проектирование «Новый аэровокзальный комплекс внутренних (международных) воздушных линий Международного аэропорта «Баландино — Челябинск (СЕК)» на этапе подачи заявок Заказчиком приостановлено.

            На участие в конкурентных переговоров на право заключения договора на выполнение проектных работ по объекту проектирование «Новый аэровокзальный комплекс внутренних (международных) воздушных линий Международного аэропорта «Баландино — Челябинск (СЕК)» подано 9 заявок от участников.

 

            Из материалов жалобы от 18.04.2016 вх. № 4898 и письменных пояснений от 21.04.2016 вх. № 5147 Заявителя следует, что Заказчик в документации установил ряд требований, которые по мнению Заявителя, нарушают положения Закона о закупках и статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции).

            1. В подпункте 3.2 пункта 3 раздела 7 Информационной карты указано, что участник закупки в качестве документов, подтверждающих опыт участника конкурентных переговоров, в составе заявки должен представить копии 4 (четырех) договоров (полный комплект, включая техническое задание) и актов на выполнение работ по разработке проектной документации для строительства зданий и сооружений авиационной инфраструктуры, включающей аэровокзальный комплекс площадью не менее 20 000 кв.м, относящихся к зданиям и сооружениям повышенного уровня ответственности (включая особо опасные и технически сложные объекты капитального строительства), а также организации работ по проведению соответствующих инженерных изысканий и выполнению авторского надзора на объектах, строящихся по проектной документации, ранее разработанной участником Закупки, за последние 5 (пять) лет, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в конкурентных переговорах.

            Заявитель указал, что в справочном руководстве по развитию аэропортов Международной ассоциацией воздушного транспорта (IATA) установлено, что основным технологическом параметром при проектировании аэровокзальных комплексов является их пропускная способность.

            В основных технологических параметрах будущего аэровокзального комплекса внутренних/международных воздушных линий Международного аэропорта «Баландино - Челябинск (СЕК)» (пункт 2.1 главы 4 технического задания) заказчиком указана пропускная способность аэровокзального комплекса.

            В связи с чем, Заявитель считает, что указанное требование к участникам, а именно - установление требования по представлению копий 4 (четырех) договоров за последние 5 (пять) лет на выполнение работ по проектированию зданий и сооружений авиационной инфраструктуры, включающей аэровокзальный комплекс площадью не менее 20 000 кв.м, является необоснованным и ограничивает конкуренцию участников данной процедуры закупки.

 

            2. В подпункте 3.5 пункта 3 раздела 7 Информационной карты указано, что в качестве оценки по критерию «Квалификация персонала» участнику закупки в качестве подтверждающих документов необходимо представить документы, подтверждающие наличие в штате 20 (двадцати) и более специалистов, привлекаемых к выполнению работ по предмету договора, имеющих квалификацию (наличие индивидуального опыта специалистов за последние 5 (пять) лет до даты окончания приема заявок по разработке проектной документации (3D проектирование, BIM-проектирование, проектирование особо опасных, технически сложных и уникальных объектов) для строительства зданий и сооружений авиационной инфраструктуры, включающей аэровокзальный комплекс площадью не менее 20 000 кв.м., относящихся к зданиям и сооружениям повышенного уровня ответственности (включая особо опасные и технически сложные объекты капитального строительства), а также организации работ по проведению соответствующих инженерных изысканий и выполнению авторского надзора на объектах, строящихся по проектной документации, ранее разработанной участником закупки):

·        сведения о наличии специалистов, привлекаемых для выполнения работ, оформленные по форме 1.4;

·        реестр дипломов о высшем профессиональном образовании в сфере строительства и архитектурно-строительного проектирования, заверенный кадровой службой участника;

·        реестр, заверенный кадровой службой участника, аттестационных и квалификационных документов;

·        реестр трудовых договоров и трудовых книжек с отметкой кадровой службы о работе в настоящее время.

            Заявитель считает, что из приведенного выше перечня документов неясно, какими именно документами будет подтверждаться и как оцениваться индивидуальный опыт специалистов участника конкурентных переговоров по проектированию особо опасных, технически сложных и уникальных объектов для строительства зданий и сооружений авиационной инфраструктуры, включающей аэровокзальный комплекс площадью не менее 20 000 кв.м.

            3. В пункте 2 раздела 8 информационной карты указано, что участники закупки, подавшие заявки в установленный документацией о закупке срок, должны обеспечить явку своих уполномоченных представителей (паспорт для руководителя, доверенность для уполномоченного лица) по адресу: г. Челябинск, аэропорт, для проведения конкурентных переговоров в период с «20» апреля 2016 года 9-00 час. по «22» апреля 2016 года 14-00 час. местного времени. О графике проведения конкурентных переговоров участниками, допущенными до основного этапа рассмотрения заявок, будут уведомлены путем направления письма на электронный адрес, указанный участником в заявке.

            Однако в указанном пункте не указаны дата и время, до которого участники закупки будут уведомлены о графике проведения конкурентных переговоров, что ставит в заведомо неравные условия иногородних и местных участников.

            Заказчик считает необходимым помимо уведомления участников закупки путем направления письма на электронный адрес, указанный участником в заявке, предусмотреть дублирование информации о графике проведения конкурентных переговоров другим способом связи (телефон, факс и т.д.), в связи с возможными сбоями в работе информационно-телекоммуникационной сети Интернет и не своевременным получением письма, отправленного на электронный адрес участника закупки.

            4. В пункте 2 раздела 10 Информационной карты указано, что «Тендерная комиссия вправе привлекать к процессу оценки экспертов, при этом Тендерная комиссия должна обеспечить конфиденциальность процесса оценки и соблюдение коммерческой тайны потенциальных участников конкурентных переговоров».

            Однако, и в документации о проведении конкурентных переговоров, и в  Положении о закупке отсутствует четкое определение понятия «эксперт», то есть в данном случае непонятно, каких именно специалистов и из каких организаций Тендерная комиссия вправе привлекать к процессу оценки заявок участников.

            5. В пункте 1 раздела 12 Информационной карты указано, что «по окончании конкурентных переговоров участник закупки подает окончательное предложение в письменной форме (которая составляется в той же форме, что и первоначальная заявка участника) на участие в конкурентных переговорах. Как указывает Заявитель, документация и Положение о закупке не содержат четкого описания порядка подачи окончательного предложения участника закупки.

            6. В пункте 1 раздела 6 Информационной карты, а также в Положении о закупке указано, что заказчик вправе внести изменения в условия конкурентных переговоров, изложенные в извещении и закупочной документации. В случае, если изменения вносятся позднее, чем за 4 (четыре) рабочих дня до даты окончания подачи предложений, то срок подачи предложений должен быть продлен так, чтобы со дня размещения в Единой информационной системе внесенных в Извещение и закупочную документацию изменений до даты окончания подачи предложений такой срок составлял не менее, чем 4 четыре рабочих дня.

            На основании запроса на разъяснения положений документации конкурентных переговоров от 12.04.2016 № 1.55/1291 Заявителя, Заказчик внес изменения в  документацию и разместил 13.04.2016 новую редакцию документации на сайте www.zakupki.gov.ru, не изменив при этом срок подачи заявок на участие в конкурентных переговорах, что является нарушением срока внесения изменений в условия конкурентных переговоров, предусмотренных Положением о закупке.

            Представители Заказчика на заседании Комиссии и в письменных пояснениях от 21.04.2016 вх. № 5177 пояснили, что конкурентные переговоры на право заключения договора на выполнение проектных работ по объекту проектирование «Новый аэровокзальный комплекс внутренних (международных) воздушных линий Международного аэропорта «Баландино — Челябинск (СЕК)» проводятся в рамках реализации инвестиционного проекта «Реконструкция аэропортного комплекса «Баландино» (г. Челябинск)» в соответствии с Порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует РФ», утв. постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 № 594, а также в соответствии с подпрограммой «Гражданская авиация» Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы) и федеральной адресной инвестиционной программой.

            В соответствии с указанными документами 20.01.2016 между Федеральным агентством воздушного транспорта, Правительством Челябинской области и ОАО «Челябинское авиапредприятие» заключено соглашение № с-08-14 о реализации инвестиционного проекта «Реконструкция аэропортового комплекса «Баландино»                 (г. Челябинск)», которым утверждены положения о сроках и целевых натуральных показателях реализации проекта, составе и размере источников финансового обеспечения его реализации.

            Согласно пункту 2.2.2 указанного соглашения ОАО «Челябинское авиапредприятие» обеспечивает финансирование строительства аэровокзального комплекса с учетом проектно-изыскательских работ за счет собственных средств.

            Представитель Заказчика также указал, что в рамках подготовки к проведению в г. Челябинске саммитов глав государств ШОС и БРИКС в 2020 году, Правительством  Челябинской области утверждена дорожная карта строительства и реконструкции аэропорта «Челябинск», в которой существенно увеличены обязательства, принятые на себя частным инвестором — ОАО «Челябинское авиапредприятие». Дорожная карта составлена в режиме жестких лимитов по времени исполнения каждой задачи и смещение начала проектирования аэровокзала может существенно повлиять на сроки подготовки к проведению встречи глав государств ШОС и БРИКС в 2020 году.

 

            Представители Заказчика не согласны с доводами Заявителя, изложенными в жалобе, исходя из следующего.

 

            1. Заказчик 12.04.2016 получил от Заявителя запрос исх. № 1-55/1291 о разъяснении положений документации. В сроки, установленные документацией, 13.04.2016 Заказчик направил Заявителю разъяснение положений документации по предмету запроса, а также разместил разъяснение в Единой информационной системе.

            Содержание запроса во многом идентично содержанию обжалуемых действий Заказчика согласно пунктам 1-5 Жалобы.

            Пунктом 1.13 Технического задания (глава 4 документации) предусмотрено,  что справочным материалом в целях дополнительной информации проектной организации (участников закупки) является «Схема перспективного развития. Аэропорт «Баландино» (г. Челябинск) А-3578, выполненная в 2013 г. ФГУП НИИ ГА «Аэропроект» для ОАО «Челябинское авиапредприятие».

            Пропускная способность является для Заказчика основным технологическим параметром при проектировании аэровокзального комплекса, используя данные предпроектной проработки, согласно пункту 2.1 Технического задания указаны основные технологические параметры АВК.

            Заказчик указал, что с целью повышения экономической эффективности и снижения затрат на проектирование и строительство объекта, в пункте 2.1 Технического задания (Основные технологические параметры АВК) предусмотрено, что удельный показатель площади: на 1 пикового пассажира должно приходиться не более 2,0-2,1 кв. м. Любое увеличение должно быть обосновано и согласовано, т.е. суммарная площадь АВК в среднем должна составлять 20-22 тыс. кв.м (любое превышение площади АВК должно быть обосновано и согласовано с Заказчиком, что строго соответствует рекомендациям мировых отраслевых нормативов для региональных (не узловых) аэропортов.

            2. Заказчик указал, что в подпункте 3.5 части 3 раздела 7 Главы 2 закупочной документации установлен закрытый перечень документов, требуемых для оценки и сопоставления заявок по критерию оценки "Квалификация персонала", который отражает сведения об индивидуальном опыте каждого сотрудника.

            Оценка и сопоставление заявок по критерию оценки «Квалификация персонала» происходит в соответствии с системой критериев оценки, установленной  согласно главе 2 документации.

            3. Заказчик указал, что оспариваемое положение (пункт 2 раздела 8 главы 2 документации), впервые размещенное в составе закупочной документации в Единой информационной системе 07.04.2016, (а впоследствии - 11.04.2016 скорректированное по срокам следующим образом: «в период с 27 апреля 2016 года 9-00 час. по 29 апреля 2016 года 14-00 час.»), по мнению Заказчика, является способом заблаговременного извещения всех потенциальных участников закупки о сроках проведения конкурентных переговоров, позволяющим заранее предусмотреть возможность явки полномочных представителей, включая заказ билетов, бронирование гостиницы и т.д.

            4. Заказчик указал, что Заявитель не может оспаривать право тендерной комиссии Заказчика привлекать экспертов для оценки и сопоставления заявок участников.

            5. Исправленная закупочная документация в редакции № 12 размещена на сайте www.zakupki.gov.ru 13.04.2016 (до даты подачи Заявителем жалобы в антимонопольный орган), в которой оспариваемое положение закупочной документации изложено в следующей редакции: По окончании конкурентных переговоров участник закупки подает окончательное предложение в письменной форме (которая составляется в той же форме, что и первоначальная заявка участника на участие в конкурентных переговорах). Форма первоначальной заявки является приложением к извещению к документации о закупке.

            6. Заказчик указал, что 13.04.2016 размещены изменения в закупочную документацию в результате удовлетворения некоторых разделов запроса ФГУП НИИ ГА «Аэропроект».

            С целью скорейшего информирования всех потенциальных участников об изменениях, а также имея в виду то, что законная возможность изменения сроков подачи заявок в сторону увеличения у заказчика есть всегда, и имеющейся необходимости заказчика разрешить организационные вопросы (наличие всех членов Тендерной комиссии на новые даты проведения переговоров, уведомление координаторов проекта подготовки к проведению саммитов ШОС и БРИКС, возможность предоставления участникам достойных ресурсов для демонстрации заявок (проекторы, компьютеры, и т.д.), заказчиком принято решение внести изменения в (закупочную документацию и опубликовать без изменения срока подачи заявок 13 апреля 2016 года, до окончания текущего срока подачи заявок принять решение о новой дате окончания подачи заявок и опубликовать изменение в течение установленных Положением о закупке 3 рабочих дней.

            Решение об изменении срока окончания подачи принято Тендерной комиссией 15.05.2016. Исправленная закупочная документация в редакции № 13 размещена в Единой информационной системе 18.04.2016, в которой оспариваемые положения закупочной документации изложены в следующей редакции:

            Дата окончания срока подачи заявок «25 апреля 2016 года в 16 часов 00 минут (время местное). Конкурентные переговоры в период с 27 апреля 2016 года 9-00 час. по 29 апреля 2016 года 14-00 час. Дата подведения итогов закупки: 29 апреля 2016 года 18 часов 00 минут (время местное)».

 

            Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей Заказчика,  Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.

 

            1. Согласно статье 1 Закона о закупках целями регулирования указанного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в  настоящей статьи, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

            В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

            1) информационная открытость закупки;

            2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

            3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение  товаров,  работ,  услуг (с   учетом  при   необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

            4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

            Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

            Остальные вопросы, касающиеся условий и порядка проведения конкретных процедур закупки, должны быть урегулированы в утвержденном самим заказчиком положении о закупке, соответствующем Гражданскому кодексу РФ и иным обязательным нормативным актам.

            Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).

            В ОАО «Челябинское авиапредприятие» утверждено Положение о закупке.

            На основании части 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

            Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

            2. В подпункте 3.2 пункта 3 раздела 7 Информационной карты указано, что участник закупки в качестве документов, подтверждающих опыт участника конкурентных переговоров, в составе заявки должен представить копии 4 (четырех) договоров (полный комплект, включая техническое задание) и актов на выполнение работ по разработке проектной документации для строительства зданий и сооружений авиационной инфраструктуры, включающей аэровокзальный комплекс площадью не менее 20 000 кв.м, относящихся к зданиям и сооружениям повышенного уровня ответственности (включая особо опасные и технически сложные объекты капитального строительства), а также организации работ по проведению соответствующих инженерных изысканий и выполнению авторского надзора на объектах, строящихся по проектной документации, ранее разработанной участником Закупки, за последние 5 (пять) лет, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в конкурентных переговорах.

            Комиссия отмечает, что пунктом 1.13 технического задания предусмотрено, что справочным материалом в целях дополнительной информации проектной организации (участников закупки) является «Схема перспективного развития. Аэропорт «Баландино» (г. Челябинск) А-3578, выполненная в 2013 году ФГУП НИИ ГА «Аэропроект» для ОАО «Челябинское авиапредприятие».

            Согласно отчету в рамках исполнения вышеуказанной работы ФГУП НИИ ГА «Аэропроект» прогноз ежегодного роста пассажиропотока на 5% (пессимистический сценарий) был использован при расчете базовых характеристик Аэровокзального комплекса по направлениям MBЛ.

            Комиссия отмечает, что пропускная способность является для Заказчика основным технологическим параметром при проектировании аэровокзального комплекса, используя данные предпроектной проработки, поскольку, согласно пункту 2.1 Технического задания указаны основные технологические параметры АВК: годовая пропускная способность пассажиропоток 2.5млн. пасс/год.

            Пропускная способность АВК:

  • 1030 (300/730) пасс/час - совмещенный пик МВЛ+ВВЯ (прилет/ вылет);
  •  300 (300/300) пасс/час - совмещенный пик MBЛ(прилет/ вылет):
  •  730 (600/450) пасе/час - совмещенный пик ВВЛ(прилет/ вылет).

            Вышеуказанные требования соответствуют данным отчета ФГУП НИИ ГА «Аэропроект» от 2013 года.

            С учетом изложенного были рассчитаны параметры нового аэровокзального комплекса, включая параметр общей площади. Более того, в Техническом задании указано, что генеральный проектировщик должен предусмотреть резервы площадей 20%, что сопоставимо с ожидаемым ростом пассажиропотока в 2,5 млн (согласно отчету ФГУП НИИ ГА «Аэропроект» при 5% росте годовой пассажиропоток составляет 1650 тыс. пассажиров - площадь АВК 18 200 кв м, при 7% - 1 700 тыс. пассажиров - площадь АВК 20 000 кв.м). Таким образом, расчеты показывают необходимость строительства нового объекта аэровокзала площадью не менее 20 000 кв. м, т.к. такая характеристика с учетом заданной пропусной способности и имеющейся инфраструктуры терминалов позволяет выполнить объемы прогнозируемых перевозок в границах 2020-2030 годов.

            Заказчик на заседании Комиссии указал, что с целью повышения экономической эффективности и снижения затрат на проектирование и строительство объекта, в пункте 2.1 Технического задания (Основные технологические параметры АВК) предусмотрено, что удельный показатель площади: на 1 пикового пассажира должно приходиться не более 2,0-2,1 кв. м. Любое увеличение должно быть обосновано и согласовано, т.е. суммарная площадь АВК в среднем должна составлять 20-22 тыс. квадратных метров (любое превышение площади АВК должно быть обосновано и согласовано с Заказчиком, что строго соответствует рекомендациям ТАТА и мировых отраслевых нормативов для региональных (не узловых) Аэропортов).

            Таким образом, Заявителем самостоятельно в схеме перспективного развития Аэропорт «Баландино» (г. Челябинск) А-3578, выполненной в 2013 году ФГУП НИИ ГА «Аэропроект» для ОАО «Челябинское авиапредприятие» установлен основной технологический параметр при проектировании аэровокзального комплекса - пропускная способность.

            Комиссия приходит к выводу, что требование о наличии у участника закупки опыта работ по разработке проектной документации для строительства сооружений авиационной инфраструктуры, включающей аэровокзальный комплекс площадью не менее 20 000 кв.м, обусловлено установленными Заказчиком требованиями к проектируемому Объекту в части соответствия установленной в Техническом задании величины пропускной способности во взаимосвязи с требуемой площадью аэровокзального комплекса, поскольку существует линейная зависимость между пропускной способностью терминала и его площадью, и показатель площади терминала к суммарной пропускной способности, является общемировым профессиональным показателем производственной характеристики терминала.

            Комиссия отмечает, что указанное требование не является критерием допуска к участию к конкурентным переговорам, а следовательно, не ограничивает конкуренцию.

            Кроме того, Комиссия отмечает, что объем работ определяется самим заказчиком в документации о закупке. Участник закупки в таком случае не сам предлагает свои условия, а соглашается выполнить за определенную цену, предъявляемые заказчиком. Соответствующее правовое регулирование позволяет участникам закупки своевременно воспринять предмет договора и решить вопрос относительно своего участия либо неучастия в закупке в силу определенных нормативных, технических требований, условий заказчика и своих экономических интересов. Наличие дополнительных рекомендуемых требований (параметров оценки) исключает возможность участия в процедуре выбора некомпетентных организаций по выполнению проектных работ. Указанная позиция подтверждается судебной практикой (№ А07-24905/2015).

            В связи с чем, довод Заявителя относительно установления Заказчиком требования о представлении копий 4 (четырех) договоров за последние 5 (пять) лет на выполнение работ по проектированию зданий и сооружений авиационной инфраструктуры, включающей аэровокзальный комплекс площадью не менее 20 000 кв.м, является необоснованным и не ограничивает конкуренцию.

            3. В подпункте 3.5 пункта 3 раздела 7 Информационной карты указано, что в качестве оценки по критерию «Квалификация персонала» участнику закупки в качестве подтверждающих документов необходимо представить документы, подтверждающие наличие в штате 20 (двадцати) и более специалистов, привлекаемых к выполнению работ по предмету договора, имеющих квалификацию (наличие индивидуального опыта специалистов за последние 5 (пять) лет до даты окончания приема заявок по разработке проектной документации (3D проектирование, BIM-проектирование, проектирование особо опасных, технически сложных и уникальных объектов) для строительства зданий и сооружений авиационной инфраструктуры, включающей аэровокзальный комплекс площадью не менее 20 000 кв.м., относящихся к зданиям и сооружениям повышенного уровня ответственности (включая особо опасные и технически сложные объекты капитального строительства), а также организации работ по проведению соответствующих инженерных изысканий и выполнению авторского надзора на объектах, строящихся по проектной документации, ранее разработанной участником закупки):

  • сведения о наличии специалистов, привлекаемых для выполнения работ, оформленные по форме 1.4;
  • реестр дипломов о высшем профессиональном образовании в сфере строительства и архитектурно-строительного проектирования, заверенный кадровой службой участника;
  • реестр, заверенный кадровой службой участника, аттестационных и квалификационных документов;
  • реестр трудовых договоров и трудовых книжек с отметкой кадровой службы о работе в настоящее время.

            Комиссия отмечает, что Заказчик в пункте 3.5 пункта 3 раздела 7 Информационной карты установил закрытый перечень документов, требуемых для оценки и сопоставления заявок по критерию оценки «Квалификация персонала», которыми и будет подтверждаться индивидуальный опыт каждого сотрудника организации, иных документов для подтверждения индивидуального опыта сотрудников не требуется.

            Оценка и сопоставление заявок по критерию оценки «Квалификация персонала» происходит путем системы критериев оценки, установленной главой 2  документации.

            Таким образом, Заявителю необходимо представить только документы, указанные в подпункте 3.5 пункта 3 раздела 7 Информационной карты для подтверждения индивидуального опыта сотрудников.

            В связи с чем, довод Заявителя относительно отсутствия в документации требований, подтверждающих наличие индивидуального опыта сотрудника организации, является необоснованным.

            4. В пункте 2 раздела 8 информационной карты указано, что участники закупки, подавшие заявки в установленный документацией о закупке срок, должны обеспечить явку своих уполномоченных представителей (паспорт для руководителя, доверенность для уполномоченного лица) по адресу: г. Челябинск, аэропорт, для проведения конкурентных переговоров в период с 27 апреля 2016 года 9-00 час. по 29 апреля 2016 года 14-00 час. местного времени (сроки скорректированы с учетом изменений, внесенных Заказчиком в документацию). О графике проведения конкурентных переговоров участниками, допущенными до основного этапа рассмотрения заявок, будут уведомлены путем направления письма на электронный адрес, указанный участником в заявке.

            Комиссия отмечает, что законодательством РФ не предусмотрена обязанность Заказчика указывать дату и время, до которого участники закупки будут уведомлены о графике проведения конкурентных переговоров.

            Комиссия отмечает, что указанное требование является способом заблаговременного извещения всех потенциальных участников закупки о сроках проведения конкурентных переговоров, позволяющего заранее предусмотреть возможность явки полномочных представителей, включая заказ билетов, бронирование гостиницы и прочее.

            Рассматриваемое условие не нарушает основные принципы и положения Закона о закупках и действующее законодательство в целом, не ограничивает права и законные интересы участников закупки, поскольку указанное требование применяется в равной степени ко всем участникам закупки.

            Довод Заявителя о том, что Заказчик помимо уведомления участников закупки путем направления письма на электронный адрес, указанный участником в заявке, должен предусмотреть дублирование информации о графике проведения конкурентных переговоров другим способом связи (телефон, факс и т.д.), в связи с возможными сбоями в работе информационно - телекоммуникационной сети Интернет и несвоевременным получением письма, отправленного на электронный адрес участника закупки, является необоснованным, поскольку сам Заказчик определяет способ и форму направления указанной информации в адрес участников конкурентных переговоров.

            5. В пункте 2 раздела 10 «Сведения о порядке вскрытия конвертов и рассмотрения заявок на участие в закупке» Информационной карты указано, что тендерная комиссия вправе привлекать к процессу оценки экспертов, при этом Тендерная комиссия должна обеспечить конфиденциальность процесса оценки и соблюдение коммерческой тайны потенциальных участников конкурентных переговоров.

            Комиссия не принимает, довод Заявителя о том, что документация и Положение о закупке должно раскрывать понятие «эксперт», поскольку в данном случае не понятно, каких именно экспертов вправе привлекать тендерная комиссия по следующим основаниям.

            Действующим законодательством РФ не запрещено Заказчику привлекать при проведении закупки экспертов (специалистов) для разъяснения каких-либо вопросов, возникающих при проведении закупки.

            Однако, ответственность за действия (бездействия) эксперта (специалиста), привлекаемого к закупке, несет непосредственно Заказчик.

            Комиссия отмечает, что Заявитель не может оспаривать право тендерной комиссии Заказчика привлекать экспертов для оценки и сопоставления заявок участников, поскольку указанное право предусмотрено действующим законодательством.

            В соответствии понятием, содержащимся в современном экономическом словаре (6-е издание, 2011 года, издательство ООО «ИНФРА-М»), экспертом является квалифицированный специалист в определенной области, привлекаемый для исследования, консультирования, выработки суждений, заключений, предложений, проведения экспертизы.

            Поскольку раздел 10 документации называется «Сведения о порядке вскрытия конвертов и рассмотрения заявок на участие в закупке», то Заказчик вправе привлекать экспертов для разъяснения технических предложений участников конкурентных переговоров».

            Комиссия отмечает, что нераскрытие Заказчиком понятия «эксперт» в Положении о закупке и (или) документации не нарушает прав и законных интересов участников конкурентных переговоров и не ограничивает конкуренцию, обратного заявителем не представлено, а следовательно, довод Заявителя признается необоснованным.

            6. Комиссия не принимает довод Заявителя о том, что документация и Положение о закупке не содержат четкое описание порядка подачи окончательного предложения участника закупки по следующим основаниям.

            В пункте 1 раздела 12 Информационной карты указано, что «по окончании конкурентных переговоров участник закупки подает окончательное предложение в письменной форме (которая составляется в той же форме, что и первоначальная заявка участника) на участие в конкурентных переговорах».

            Комиссия отмечает, что форма первоначальной заявки содержится в приложении к извещению (документации) о закупке.

            Порядок проведения основного этапа конкурентных переговоров установлен пунктами 6.8.34-6.8.43 Положения о закупке и разделом 12 документации (информационной карты). Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.

            7. В пункте 1 раздела 6 Информационной карты и в пункте 6.8.10 Положения о закупке указано, что заказчик вправе внести изменения в условия конкурентных переговоров, изложенные в извещении и закупочной документации. В случае, если изменения вносятся позднее, чем за 4 (четыре) рабочих дня до даты окончания подачи предложений, то срок подачи предложений должен быть продлен так, чтобы со дня размещения в Единой информационной системе внесенных в Извещение и закупочную документацию изменений до даты окончания подачи предложений такой срок составлял не менее ,чем 4 четыре рабочих дня.

            Заказчик 12.04.2016 получил от Заявителя запрос иск. № 1-55/1291 о разъяснении положений документации. В сроки, установленные документацией, 13.04.2016 Заказчик направил Заявителю разъяснение положений документации по предмету запроса и в этот же день Заказчик внес изменения в документацию и разместил 13.04.2016 новую редакцию документации на сайте www.zakupki.gov.ru.

            Материалами жалобы установлено, что решение об изменении срока окончания подачи принято Заказчиком 15.05.2016, а исправленная закупочная документация в редакции № 13 размещена в Единой информационной системе 18.04.2016.

            Согласно документации (редакция № 13) дата окончания срока подачи заявок перенесена на 25 апреля 2016 года 16 часов 00 минут (время местное), а дата подведения итогов закупки перенесена на 29 апреля 2016 года 18 часов 00 минут (время местное).

            Таким образом, 13.04.2016 Заказчиком внесены изменения в документацию, а 18.04.2016 Заказчиком продлен срок подачи заявок до 25.04.2016 (продлен на 5 рабочих дней). В связи с чем, с даты размещения в Единой информационной системе внесенных в извещение и документацию изменений (с 13.04.2016) до даты окончания подачи заявок на участие в конкурентных переговорах (25.04.2016) - 9 рабочих дней.

            Таким образом, пункт 1 раздела 6 Информационной карты и пункт 6.8.10 Положения о закупке Заказчиком не нарушены, а довод Заявителя признается Комиссией необоснованным.

 

            руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

    

РЕШИЛА:

            Признать доводы жалобы ФГУП ГПИ и НИИ ГА «Аэропроект» от 18.04.2016 вх. № 4898 на действия (бездействие) ОАО «Челябинское авиапредприятие» при проведении конкурентных переговоров на право заключения договора на выполнение проектных работ по объекту проектирования «Новый аэровокзальный комплекс внутренних (международных) воздушных линий Международного аэропорта «Баландино-Челябинск (СЕК)» (извещение № 31603376761) необоснованными.

Связанные организации

Связанные организации не указаны