Решение б/н Решение по делу № 67-07/15 о нарушении антимонопольного зако... от 29 марта 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена «11» марта 2016 года
В полном объеме решение изготовлено «25» марта 2016 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
Председатель
Комиссии:    «<…>»    -    заместитель руководителя Челябинского УФАС России;
Члены
Комиссии:    «<…>»    -    ведущий специалист-эксперт отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;
    «<…>»    -    ведущий специалист-эксперт отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,
рассмотрев дело № 67-07/15 по признакам нарушения Министерством сельского хозяйства Челябинской области (454126, г. Челябинск, ул. С. Кривой, д. 75, далее - Министерство) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в отказе обществу с ограниченной ответственностью «ЮРПартнер» (далее – ООО «ЮРПартнер», Общество) в заключении договора пользования водными биологическими ресурсами, общий допустимый улов которых не устанавливается, по заявлению Общества от 15.12.2014 (вх. № 16615) при отсутствии у Министерства данных научных исследований о возможности (отсутствии возможности) добычи (вылова) артемии на испрашиваемом водоеме в испрашиваемых объемах, а также по основаниям, не предусмотренным действующим законодательством, в присутствии индивидуального предпринимателя «<…>» (далее – Заявитель, Предприниматель), представителя Министерства – «<…>», представителя Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству (далее – Управление) – «<…>», в отсутствии иных лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России обратился Предприниматель с заявлением о неправомерных действиях Министерства, выразившихся в необоснованном отказе в принятии подготовленных им отчетов по определению запасов допустимых объемов вылова водных биологических ресурсов (далее – ВБР) в качестве обоснования испрашиваемых объемов добычи (вылова) ВБР при заключении договоров пользования водными биологическими ресурсами, общий допустимый улов которых не устанавливается (далее – Договор ВБР).
Из заявления следует, что Предпринимателем осуществляется деятельность по исследованию водоемов на предмет возможности добычи (вылова) видов ВБР и их допустимых объемов. Данные заключения используются хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на рынке добычи (вылова) ВБР, для подтверждения возможности добычи (вылова) определенных видов ВБР на водоемах при подаче заявлений о заключении Договоров ВБР.
Указанные научные исследования, по мнению Заявителя, являются надлежащим подтверждением возможности добычи (вылова) ВБР, однако Министерство неоднократно отказывало хозяйствующим субъектам, представившим с заявлением о заключении Договора ВБР отчеты Предпринимателя, в заключении Договоров ВБР на испрашиваемые объемы. В обоснование отказов Министерство указало на то, что подготовленные индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, не подведомственными Федеральному агентству по рыболовству (далее – Росрыболовство), заключения о возможности добычи (вылова) ВБР не являются основанием для заключения Договоров ВБР.
Указанные действия Предприниматель считает противоречащими антимонопольному законодательству, поскольку такими действиями ему создаются необоснованные препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг по проведению научных исследований о возможности добычи (вылова) ВБР.
ООО «ЮРПартнер», привлеченным к участию в деле в качестве заинтересованного лица, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с рассмотрением дела, представлены следующие письменные пояснения (вх. № 13265 от 03.09.2015).
Постановлением Правительства РФ от 25.08.2008 № 643 «О подготовке и заключении договора пользования водными биологическими ресурсами, общий допустимый улов которых не устанавливается» утверждены Правила подготовки и заключения договора пользования водными биологическими ресурсами, общий допустимый улов которых не устанавливается (далее – Правила).
Правила не содержат запрета на заключение Договоров ВБР, общий допустимый улов которых не устанавливается, в объеме, превышающем данные научных исследований о рекомендованных объемах добычи (вылова) водных биоресурсах, соответственно,  заявитель самостоятельно определяет вид водных биоресурсов, объем, район и сроки добычи (вылова) такого вида биоресурсов. Данные выводы подтверждаются письмом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации исх.№ 22-Л-3681/05 от 03.06.2015.
Ввиду принятия Министерством отказов в заключении Договоров ВБР на основании научных исследований Заявителя ООО «ЮрПартнер» вынуждено было обратиться в Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Государственный научно-производственный центр рыбного хозяйства» (далее с учетом переименования - ФГБНУ «Госрыбцентр») для заключения договора на выполнение научно-исследовательских работ по изучению запасов цист артемии в оз. Соленое (с. Барсучье) и оз. Коммунарское Октябрьского района Челябинской области, стоимость которых составляет 200 тыс. руб., и нести дополнительные финансовые затраты.
Министерством представлены следующие письменные пояснения и документы (вх. № 6204 от 22.04.2015, 11355 от 28.07.2015, 13253 от 03.09.2015, 16983 от 16.11.2015, 322 от 15.01.2016, 2848 от 10.03.2016).
В соответствии с пунктом 33.4 Постановления Губернатора Челябинской области от 09.08.2004 № 407 «Об утверждении Положения, структуры и штатной численности Министерства» Министерство подготавливает и заключает договоры пользования ВБР, общий допустимый улов которых не устанавливается, в отношении ВБР внутренних вод Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации.
Приказом Росрыболовства от 18.04.2013 № 287 «Об организации работ по предоставлению в пользование водных биологических ресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается, а также организации контроля за освоением объемов их добычи (вылова)» (далее – Приказ) установлено, что Управление организации рыболовства ежегодно, в срок не позднее 1 декабря направляет в Управление контроля, надзора и рыбоохраны, в территориальные управления Росрыболовства рекомендованные объемы добычи (вылова) ВБР, общий допустимый объем которых не устанавливается, на следующий год. Руководители территориальных управлений Росрыболовства после получения рекомендованных объемов добычи (вылова) ВБР, общий допустимый объем которых не устанавливается, в течение 2-х рабочих дней направляют данную информацию в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в пределах зон своей ответственности).
Министерство после получения указанной информации размещает ее в свободном доступе на сайте www.chelagro.ru в разделе «Рыбоводство и рыболовство».
При рассмотрении заявлений Общества о заключении Договоров ВБР в части невозможности заключения Договора ВБР с превышением рекомендованных объемов и при отсутствии научных исследований Росрыболовства или подведомственных ему научно-исследовательских организаций Министерство руководствовалось письмами Росрыболовства и Управления, в том числе письмом Росрыболовства от 08.12.2014 (исх. № У05-1095), направленным в адрес Министерства Управлением письмом от 09.12.2014 (исх. № 05-06/6234).
Управлением, привлеченным к участию в деле в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах,  представлены следующие письменные пояснения (вх. № 17025 от 16.11.2015, 459 от 18.01.2016).
Частью 6 статьи 16 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее – Закон о рыболовстве) на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации возложена обязанность заключать договор (договоры) с объемом добычи (вылова) ВБР, общий допустимым улов которых не устанавливается, определенным заявителем, у которого возникает право на добычу (вылов) ВБР при условии, что заявленный объем не превышает рекомендованный Росрыболовством.
Понятие «рекомендованные объемы добычи (вылова) ВБР, общий допустимым улов которых не устанавливается» используется в Приказе.
Согласно пункту 1 Приказа рекомендованным объемом добычи (вылова) ВБР, общий допустимый улов которых не устанавливается, являются данные, подготовленные на основании научных исследований, рассматриваемыми на Ученом совете ФГБНУ «ВНИРО» и одобренными Отраслевым советом по промысловому прогнозированию, организатором проведения которых является Росрыболовство (Управление науки и образования).
Для заключения Договора ВБР, общий допустимый объем которых не устанавливается, орган исполнительной власти должен получить сведения о рекомендованных объемах добычи (вылова) ВБР в пресноводных водных объектах. При этом органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не вправе заключать договоры пользования ВБР, общий допустимый улов которых не устанавливается, с превышением рекомендованных объемов (подготовленных на основании научных исследований, рассмотренных на Ученом совете Центра и одобренных Отраслевым советом по промысловому прогнозированию), направляемых Управлением в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе на водные объекты, которые отсутствуют в данных научных исследованиях.
Поскольку полномочия по заключению Договоров ВБР, общий допустимый объем которых не устанавливается, отнесены к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, то Министерство должно руководствоваться при заключении договоров пользования водными биоресурсами, общий допустимый улов которых не устанавливается, на основании научных исследований Росрыболовства или подведомственных ему научно-исследовательских организаций.
Прокуратурой Челябинской области, привлеченной к участию в деле в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, представлены следующие письменные пояснения (вх. № 16934 от 13.11.2015).
Прокуратура Челябинской области поддерживает позицию Управления о том, что Министерство должно при заключении договоров пользования водными биоресурсами, общий допустимый улов которых не устанавливается, руководствоваться научными исследованиями Росрыболовства или подведомственных ему научно-исследовательских организаций, и не вправе заключать такие договоры с превышением рекомендованных объемов.
На основании изложенного, по исковому заявлению Прокуратуры Челябинской области в Арбитражном суде Челябинской области возбуждено производство по делу № А76-17445/2015.
ФГБНУ «Госрыбцентр», привлеченным к участию в деле в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, представлены следующие письменные пояснения (вх.№ 17157 от 18.11.2015, 17471 от 25.11.2015).
ФГБНУ «Госрыбцентр» поддерживает позицию Управления, считает, что у органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на заключение Договоров ВБР, общий допустимый улов которых не устанавливается, отсутствует возможность распределения (выделения) объемов добычи ВБР в размере, превышающем рекомендованные объемы ВБР, определяемые ФГБНУ «Госрыбцентр».
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей Заявителя и ответчика, Комиссия пришла к следующим выводам.
15.12.2014 Общество обратилось в Министерство с заявлениями о заключении Договоров ВБР с приложением, в том числе подготовленного индивидуальным предпринимателем отчета по обследованию водоема, определению запасов и допустимых объемов вылова артемии (на стадии цист).
В ответ на данные обращения Министерством направлены письма, из содержания которых следует, что Обществу отказано в заключении Договоров ВБР, в связи с отсутствием возможности добычи (вылова) ВБР в объеме и районе добычи (вылова) ВБР, указанных в заявлениях, на основании данных научных исследований, а также в связи с наличием в представленных документах недостоверной, искаженной или неполной информации, ввиду того, что отчеты (заключения) подготавливаемые индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, не подведомственными Росрыболовству, не являются основанием для заключения Договоров ВБР.
В обоснование данных отказов Министерство указало на письмо Управления от 18.12.2014 № 05-06/6444, в соответствии с которым:
 - на территории Челябинской области предусматривается добыча (вылов) артемии на стадии цист в объеме 12,95 тонн в озерах области без ссылки на распределение объемов возможного (рекомендованного) объема добычи (вылова) артемии на стадии цист между озерами;
- распределение объема добычи (вылова) артемии между озерами Челябинской области обосновывается ФГБНУ «Госрыбцентр»;
- с целью повышения эффективности работ по определению возможного вылова промысловых беспозвоночных, приказом ФГБНУ «Госрыбцентр» от 13.11.2014 № 36 утвержден Регламент ежегодных работ по определению возможного вылова цист артемии, их сезонной корректировке и установлению норм хозяйственного вылова (далее – Регламент), которым предусмотрено, что заключение о распределении возможного вылова цист артемии, установленного суммой по каждому субъекту Российской Федерации, между конкретными озерами выдается только после мониторинга состояния водоемов в текущем промысловом сезоне. Сроки, установленные Регламентом, не препятствуют своевременному началу работ по добыче, поскольку, согласно Правилам рыболовства Западно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна, вылов цист артемии до 1 июня запрещен.
Письмо Росрыболовства от 08.12.2014 (исх. № У05-1095), направленное в адрес Министерства Управлением письмом от 09.12.2014 (исх. № 05-06/6234), не содержит сведений об объемах добычи (вылова) артемии на озере Соленое (поселок Барсучье) Октябрьского района Челябинской области (далее – Озеро) и Обществом представлен отчет по обследованию Озера по определению запасов и допустимых объемов вылова цист артемии (далее – Отчет), подтверждающий возможность добычи (вылова) артемии (на стадии цист) в испрашиваемых Обществом объемах.
Письмо Росрыболовства от 08.12.2014 (исх. № У05-1095) не содержит указаний на невозможность добычи (вылова) артемии (на стадии цист) на Озере, в том числе в испрашиваемых Обществом объемах.
Согласно письму от 09.12.2014 № 3688 ФГБНУ «Госрыбцентр» Росрыболовством доведены до Управления рекомендации по объемам добычи (вылова) ВБР в 2015 году, которые требуют корректировки в части нераспределения объемов возможного вылова по виду «Артемия» (на стадии цист).
Отношения, возникающие в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, регулируются Законом о рыболовстве.
В соответствии с частью 3.1 статьи 19 Закона о рыболовстве для осуществления промышленного рыболовства в отношении видов ВБР, общий допустимый улов которых не устанавливается, указанные ВБР предоставляются в пользование на основании решений органов государственной власти или договоров, предусмотренных статьями 33.3 и 33.4 Закона о рыболовстве.
Согласно части 1 статьи 33.4 Закона о рыболовстве Договор ВБР заключается в целях осуществления промышленного и прибрежного рыболовства в отношении видов ВБР, общий допустимый улов которых не устанавливается.
При этом частью 6 статьи 16 Закона о рыболовстве установлено, что объем добычи (вылова) ВБР, общий допустимый улов которых не устанавливается, определяется по заявлению лица, у которого возникает право на добычу (вылов) ВБР.
Согласно части 5 статьи 33.4 Закона о рыболовстве порядок подготовки и заключения договора пользования водными биоресурсами, форма примерного договора пользования водными биоресурсами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Требования к заявлению о заключении договора пользования ВБР и приложенным к нему документам установлены пунктами 4, 4(1), 5 Правил, в том числе предусмотрено, что в заявлении о заключении договора пользования ВБР, общий допустимый улов которых не устанавливается, указываются вид водных биоресурсов, объем, район и сроки добычи (вылова) такого вида биоресурсов.
Положений, исключающих возможность заключения Договоров ВБР, общий допустимый улов которых не устанавливается, в объеме, превышающем данные научных исследований о рекомендованных объемах добычи (вылова) водных биоресурсах, действующее законодательство не содержит.
Указанное позволяет сделать вывод, что заявитель самостоятельно определяет вид водных биоресурсов, объем, район и сроки добычи (вылова) такого вида биоресурсов.
Пунктом 7 Правил установлен перечень оснований для отказа в заключении договора пользования ВБР:
а) отсутствие в заявлении сведений, предусмотренных пунктом 4 Правил, а также несоответствие сведений, указанных в заявлении, правилам и ограничениям рыболовства, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) представление не всех документов, предусмотренных пунктом 5 Правил;
в) наличие в представленных документах недостоверной, искаженной или неполной информации;
г) совершение заявителем в предшествующем и текущем календарных годах 2 или более нарушений правил рыболовства, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, в результате чего был причинен крупный ущерб водным биоресурсам;
д) отсутствие указанных в заявлении водных биоресурсов в перечне, предусмотренном подпунктом «б» пункта 2 Правил;
е) отсутствие возможности добычи (вылова) водных биоресурсов в объеме и районе добычи (вылова) водных биоресурсов, указанных в заявлении, на основании данных научных исследований.
Данный перечень оснований является исчерпывающим.
В целях реализации Правил Росрыболовством издан Приказ, пунктами 1, 3, 4 которого возложено:
- на управление науки и образования - ежегодно, после утверждения объемов общий допустимый объем водных биоресурсов, не позднее 20 ноября направлять в Управление организации рыболовства подготовленные на основании научных исследований, рассмотренных на ученом совете ФГУП «ВНИРО» и одобренных Отраслевым советом по промысловому прогнозированию, рекомендованные объемы добычи (вылова) водных биоресурсов, ОДУ которых не устанавливается;
- на Управление организации рыболовства - ежегодно, в срок не позднее 1 декабря направлять в территориальные управления Росрыболовства рекомендованные объемы добычи (вылова) водных биоресурсов, общий допустимый объем которых не устанавливается, на следующий год;
- на руководителей территориальных управлений Росрыболовства - после получения от Росрыболовства рекомендованных объемов добычи (вылова) водных биоресурсов, общий допустимый объем которых не устанавливается, в течение 2-х рабочих дней направлять данную информацию в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в пределах зон своей ответственности).
Вступившим в законную силу Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2016 № 18АП-903/2016, 18АП-904/2016 установлено, что основанием для принятия решения о заключении договора должно служить не любое научное исследование, а только то, которое будет рассмотрено на Ученом совете ФГБНУ «Госрыбцентр» и одобрено Отраслевым советом по промысловому прогнозированию и направлено Росрыболовством территориальным органам, то есть Министерством не вправе заключать Договоры ВБР на основании подготовленных индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, не подведомственными Росрыболовству научных исследований (отчетов, заключений).
Указанный судебный акт вынесен с учетом Приказа Росрыболовства и разъяснений Управления.
Вместе с тем, действующим законодательством не предусмотрена необходимость разработки указанных рекомендованных объемов ВБР, в том числе органами Росрыболовства.
Согласно позиции Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, изложенной в письме исх. № 22-а-3830-ог от 22.08.2014, № 22-л-3681 от 03.06.2015, заключение договора ВБР, общий допустимый улов которых не устанавливается, с одним заявителем на весь объем, рекомендованный к освоению Росрыболовством, не является основанием для отказа в заключении аналогичного договора с иными заявителями.
Однако согласно пояснениям Управления для заключения Договора ВБР, общий допустимый улов которых не устанавливается, орган исполнительной власти РФ должен получить сведения о рекомендованных объемах добычи (вылова) ВБР в пресноводных водных объектах. При этом органы исполнительной власти субъектов РФ не вправе заключать договоры пользования ВБР, общий допустимый улов которых не устанавливается, с превышением Рекомендованных объемов, направляемых Управлением в их адрес, в том числе на водные объекты, которые отсутствуют в данных научных исследованиях.
Действующее законодательство не содержит положений, позволяющих прийти к выводу о недопустимости использования подготовленных индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не подведомственными Росрыболовству, научных обоснований возможности добычи (вылова) ВБР в целях подтверждения возможности добычи (вылова) ВБР при заключении Договоров ВБР.  
Соответственно, указанные действия Росрыболовства и Управления могут содержать признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Частью 3 статьи 7.3 Закона о рыболовстве установлено, что при осуществлении научной деятельности в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В материалы дела № 67-07/15 ФГБНУ «Госрыбцентр» представлено государственное задание ФГБНУ «Госрыбцентр» на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденное Росрыболовством 30.06.2015, в раздел 4 которого включены работы по разработке (корректировке) материалов, обосновывающих общие допустимые уловы (ОДУ) ВБР и материалов, обосновывающих возможные объемы добычи (вылова) ВБР, общий допустимый улов которых не устанавливается (возможного улова). Исполнение указанного задания может обеспечиваться путем заключения соглашения о предоставлении субсидий за счет бюджетных средств.
Таким образом, подготовка научного обоснования возможности осуществления добычи (вылова) водных биоресурсов в определенных объемах и определенных районах добычи (вылова) ВБР осуществляется ФГБНУ «Госрыбцентр» на основании государственного задания, то есть исполнитель услуг определен Росрыболовством без соблюдения законодательства РФ о контрактной системе, что может содержать признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Поскольку Росрыболовство является федеральным органом исполнительной власти, Управление осуществляет деятельность на территории нескольких субъектов Российской Федерации, Комиссией принято решение о передаче в ФАС России рассмотрение вопроса о соответствии требованиям антимонопольного законодательства действий Росрыболовства по принятию Приказа, выдаче государственных заданий ФГБНУ «Госрыбцентр» и заключению соглашений о предоставлении субсидий, а также разъяснений Управления о необходимости заключения договоров на добычу (вылова) водных биоресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается, исключительно в пределах рекомендованных объемов ВБР.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 7 статьи 39.1, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Прекратить рассмотрение дела № 67-07/15, возбужденное по признакам нарушения Министерством сельского хозяйства Челябинской области части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.
2. Передать в ФАС России рассмотрение вопроса о соответствии требованиям антимонопольного законодательства действий Росрыболовства по принятию Приказа, выдаче государственных заданий ФГБНУ «Госрыбцентр» и заключению соглашений о предоставлении субсидий, а также разъяснений Управления о необходимости заключения договоров на добычу (вылова) водных биоресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается, исключительно в пределах рекомендованных объемов ВБР.
3. Иные меры по устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции не принимать ввиду отсутствия оснований для их принятия.

 

Председатель Комиссии                            «<…>»

 

Члены Комиссии                                                                               «<…>»

 

«<…>»

Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания, в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа в течение месяца со дня их вынесения.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
 (351) 265-93-79

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны