Решение б/н Решение № 678-ж/2018 по жалобе на действия аукционной комисс... от 22 ноября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 678-ж/2018

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 01.11.2018

В полном объеме решение изготовлено 07.11.2018

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

<…>

-

начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<…>

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

<…>

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО «Агентство «ЛЭК» на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на приобретение в муниципальную собственность жилых помещений (благоустроенных квартир) на территории Копейского городского округа Челябинской области путем инвестирования с целью переселения в них граждан из аварийного жилищного фонда (извещение № 0169300025318000728) в присутствии:

- представителя ООО «Агентство «ЛЭК» (далее – заявитель) <…>, действующего на основании доверенности от 01.12.2017;

- представителей Управления по имуществу и земельным отношениям администрации Копейского городского округа Челябинской области (далее - заказчик) <…>., действующих на основании распоряжения администрации Копейского городского округа Челябинской области от 15.10.2018 № 510-р, доверенности от 01.11.2018 № 22/18;

- представителя Администрации Копейского городского округа Челябинской области (далее – уполномоченный орган) <…> (член аукционной комиссии), действующего на основании доверенности от 10.01.2018 № 7-ДВ;

- представителей АО «Фармацевтическая фабрика» (далее – заинтересованное лицо) <…>, действующих на основании доверенности от 30.10.2018 № 12,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Челябинское УФАС России 26.10.2018 поступила жалоба заявителя на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на приобретение в муниципальную собственность жилых помещений (благоустроенных квартир) на территории Копейского городского округа Челябинской области путем инвестирования с целью переселения в них граждан из аварийного жилищного фонда (извещение № 0169300025318000728) (далее - аукцион).

Согласно представленным документам 01.10.2018 уполномоченный орган объявил о проведении аукциона путем опубликования на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru извещения № 0169300025318000728 об осуществлении закупки.

Начальная (максимальная) цена контракта – 112 459 703 рубля 20 копеек.

Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 17.10.2018 09:00.

На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен.

По мнению заявителя, аукционной комиссией неправомерно принято решение об отказе в допуске к участию в аукционе участнику закупки с идентификационным номером заявки № 103919436.

Представители заказчика, с доводами, изложенными в жалобе, не согласились и пояснили, что при рассмотрении заявок аукционная комиссия отклонила заявку заявителя на основании непредставления конкретного значения такого показателя товара, как «Требования энергетической эффективности бытовых энергопотребляющих устройств (класс энергетической эффективности)».

 

Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

В силу части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

Согласно части 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.

В соответствии с частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.

В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.

Согласно части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:

а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Пунктом 30 Информационной карты аукционной документации предусмотрено, что в первой части заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара необходимо указать следующие сведения:

1. Согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки).

2. Конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

При этом, конкретные показатели должны соответствовать значениям, установленным в Приложении № 1 к информационной карте документации об аукционе в электронной форме.

В соответствии с Протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе № 0169300025318000728 от 19.10.2018 аукционной комиссией отказано в допуске к участию в электронном аукционе заявителю (участник закупки с идентификационным номером заявки № 103919436).

Так, основанием для отказа в допуске к участию в электронном аукционе послужило то обстоятельство, что в первой части заявки участника по позиции «Требования энергетической эффективности бытовых энергопотребляющих устройств (класс энергетической эффективности)» не указан конкретный показатель предлагаемого товара, соответствующий значению, установленному в Приложении № 1 к информационной карте документации об аукционе в электронной форме «Спецификация (описание объекта закупки)», а именно: не указан класс энергетической эффективности.

Как следует из содержания жалобы, инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе (пункт 31 Информационной карты аукционной документации) не содержит конкретных указаний и разъяснений в отношении показателя «Требований энергетической эффективности бытовых энергопотребляющих устройств (класс энергетической эффективности)».

Вместе с тем, согласно той же инструкции «В случае применения заказчиком в приложении №1 к документации об электронном аукционе» Спецификация» перечислений характеристик через союз «и», знаки «,», «;», «/» - участник указывает характеристики всех перечисленных значений.

При использовании союзов «или», «либо» - участники выбирают одно из значений».

Указанный заказчиком показатель «Требования энергетической эффективности бытовых энергопотребляющих устройств (класс энергетической эффективности)» не содержит формулировок с использованием союзов «или», «либо», что предполагает отсутствие возможности выбора участником конкретного класса энергетической эффективности в виде одного обозначения.

Представители заказчика, аукционной комиссии на заседании Комиссии пояснили, что в соответствии с инструкцией по заполнению заявки на участие в электронном аукционе при предоставлении участниками конкретных значений показателей необходимо исключить употребление слов и словосочетаний: «или», «либо», «и (или)», «должен быть/иметь», «должна быть/иметь», «должны быть/иметь», «может», «в основном», «и другое», «в пределах», «ориентировочно», «не более», «не менее», «не ранее», «не хуже», «не выше», «не ниже», «до», «от», «более», «менее», «выше», «ниже», «возможность» за исключением случаев, когда рядом с установленным показателем заказчиком указано «значение является неизменным» или характеристика товара указана в колонке «Неизменяемое (точное) значение показателя, установленное заказчиком».

Однако заявителем по позиции «Требования энергетической эффективности бытовых энергопотребляющих устройств (класс энергетической эффективности)» указан показатель предлагаемого товара со словом «не ниже».

В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Спецификация (описание объекта закупки) по позиции «Требования энергетической эффективности бытовых энергопотребляющих устройств (класс энергетической эффективности)» содержит следующее:

 

Требования энергетической эффективности бытовых энергопотребляющих устройств

(класс энергетической эффективности)

Наличие класса энергетической эффективности не ниже первых двух наивысших классов, согласно Постановлению Правительства РФ от 31.12.2009 № 1221 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в следующем обозначении (А,А+,А++,В,В+, В++).

 

 

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом, не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Следует отметить, что в силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Пунктом 31 Информационной карты аукционной документации предусмотрена инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе (далее – Инструкция).

В соответствии с Инструкцией при предоставлении участниками конкретных значений показателей необходимо исключить употребление слов и словосочетаний: «или», «либо», «и (или)», «должен быть/иметь», «должна быть/иметь», «должны быть/иметь», «может», «в основном», «и другое», «в пределах», «ориентировочно», «не более», «не менее», «не ранее», «не хуже», «не выше», «не ниже», «до», «от», «более», «менее», «выше», «ниже», «возможность» за исключением случаев, когда рядом с установленным показателем заказчиком указано «значение является неизменным» или характеристика товара указана в колонке «Неизменяемое (точное) значение показателя, установленное заказчиком».

Заявителем в содержании первой части заявки по позиции «Требования энергетической эффективности бытовых энергопотребляющих устройств (класс энергетической эффективности)» указан показатель с использованием слов «не ниже».

Таким образом, решение аукционной комиссии об отказе участнику закупки с идентификационным номером заявки № 103919436 в допуске к участию в электронном аукционе правомерно.

Следует отметить, что согласно Протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе № 0169300025318000728 от 19.10.2018 к участию в электронном аукционе допущена заявка с идентификационным номером 103908430.

Однако указанная заявка не соответствует требованиям Инструкции по следующим основаниям.

Как следует из содержания Инструкции, помимо требования о предоставлении значений показателей из столбца «Минимальные и/или максимальные значения показателей» точными значениями без двойных, неоднозначных предложений, Инструкция предусматривает, что в случае применения заказчиком в Приложении № 1 к документации об электронном аукционе «Спецификация» перечислений характеристик через союз «и», знаки «,» «;», «/» - участник указывает характеристики всех перечисленных значений.

Вместе с тем, участником закупки с идентификационным номером заявки № 103908430 показатель по позиции «Требования энергетической эффективности бытовых энергопотребляющих устройств (класс энергетической эффективности)» определен не в соответствии с требованиями Инструкции, поскольку не указаны характеристики всех перечисленных значений А,А+,А++,В,В+, В++, а именно:

 

Требования энергетической эффективности бытовых энергопотребляющих устройств

(класс энергетической эффективности)

Класс А

 

Доводы представителя заинтересованного лица относительно взаимосвязи таких значений показателя, как «Наличие класса энергетической эффективности не ниже первых двух наивысших классов, согласно Постановлению Правительства РФ от 31.12.2009 № 1221 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и «А,А+,А++,В,В+, В++», Комиссией антимонопольного органа не принимаются во внимание, поскольку ни Инструкция, ни Спецификация аукционной документации не содержат пояснений, указаний и разъяснений каким именно образом необходимо конкретизировать значение показателя «Требования энергетической эффективности бытовых энергопотребляющих устройств (класс энергетической эффективности)», в том числе о взаимосвязи указанных значений показателя.

Более того, из аукционной документации также не следует, что одни положения Инструкции имеют преимущественное значение перед другими. Следовательно, при конкретизации значений показателя по позиции «Требования энергетической эффективности бытовых энергопотребляющих устройств (класс энергетической эффективности)» в первой части заявки участниками закупки, а также при рассмотрении заявок аукционной комиссией необходимо руководствоваться всеми положениями Инструкции.

Однако в рассматриваемом случае не представляется возможным одновременно соблюсти и положения Инструкции, и представить конкретные значения показателя по позиции «Требования энергетической эффективности бытовых энергопотребляющих устройств (класс энергетической эффективности)». Данное обстоятельство привело к ненадлежащему заполнению первых частей заявок участниками закупки и неправомерному допуску аукционной комиссией к участию в электронном аукционе участника закупки с идентификационным номером заявки № 103908430.

На основании изложенного, Инструкция сформирована заказчиком в нарушение части 2 статьи 8, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

 

Комиссия Челябинского УФАС России отмечает, что в действиях виновного должностного лица усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

 

Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать доводы жалобы ООО «Агентство «ЛЭК» на действия аукционной комиссии необоснованными.

2. По результатам внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение части 2 статьи 8, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику, уполномоченному органу, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 678-ж/2018

об устранении нарушений законодательства

Российской Федерации о контрактной системе

 

01 ноября 2018 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

<…>

-

начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<…>

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

<…>

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

на основании решения Челябинского УФАС России от 01.11.2018, по итогам рассмотрения жалобы ООО «Агентство «ЛЭК» на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на приобретение в муниципальную собственность жилых помещений (благоустроенных квартир) на территории Копейского городского округа Челябинской области путем инвестирования с целью переселения в них граждан из аварийного жилищного фонда (извещение № 0169300025318000728) (далее - аукцион) в целях устранения нарушений законодательства о контрактной системе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1 Управлению по имуществу и земельным отношениям администрации Копейского городского округа Челябинской области с даты размещения настоящего предписания на официальном сайте в сети «Интернет» не заключать контракт по итогам проведения Аукциона до полного исполнения пункта 2 настоящего предписания.

2. Аукционной комиссии в срок до 09.11.2018 принять решение об отмене протоколов, составленных в ходе проведения аукциона, и передать указанное решение Администрации Копейского городского округа Челябинской области для размещения в единой информационной системе.

3. Управлению по имуществу и земельным отношениям администрации Копейского городского округа Челябинской области в срок до 19.11.2018 внести изменения в документацию об аукционе с учетом положений законодательства о контрактной системе и с учетом решения Челябинского УФАС России № 678-ж/2018 от 01.11.2018, в том числе:

- исключить из инструкции по заполнению заявки участника закупки требования, влекущие за собой ограничение количества участников аукциона или ограничение доступа к участию в аукционе;

- продлить срок подачи заявок на участие в аукционе не менее чем на 5 дней с даты размещения в единой информационной системе документации с внесенными изменениями;

- передать документацию с внесенными изменениями Администрации Копейского городского округа Челябинской области для размещения в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru.

4. Администрации Копейского городского округа Челябинской области:

4.1. в срок до 21.11.2018 разместить решение, указанное в пункте 2 настоящего предписания, в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru и направить его оператору электронной площадки ООО «РТС-тендер»;

4.2. в срок до 23.11.2018 разместить аукционную документацию с изменениями, указанными в пункте 3 настоящего предписания, в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru.

5. ООО «РТС-тендер» с 07.11.2018 обеспечить Администрации Копейского городского округа Челябинской области, аукционной комиссии, Управлению по имуществу и земельным отношениям администрации Копейского городского округа Челябинской области возможность исполнения данного предписания.

6. Управлению по имуществу и земельным отношениям администрации Копейского городского округа Челябинской области в подтверждение исполнения предписания в срок 30.11.2018 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения настоящего предписания, а именно: сведения о незаключении контракта по итогам аукциона согласно пункту 1 настоящего предписания (в случае заключения контракта представить надлежащим образом заверенную копию контракта со всеми приложениями), решения об отмене протоколов, составленных в ходе проведения аукциона, документацию с внесенными изменениями (информацию предоставить на электронном носителе (например, диск) для приобщения к материалам дела) либо сведения о неисполнении настоящего предписания.

7. Администрации Копейского городского округа Челябинской области в подтверждение исполнения предписания в срок до 30.11.2018 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения настоящего предписания, а именно: документы, подтверждающие размещение документации с внесенными изменениями, решения об отмене протоколов, составленных в ходе проведения аукциона в единой информационной системе (информацию предоставить на электронном носителе (например, диск) для приобщения к материалам дела) либо сведения о неисполнении настоящего предписания.

8. ООО «РТС-тендер» в подтверждение исполнения предписания в срок до 30.11.2018 представить в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области доказательства исполнения пункта 5 настоящего предписания.

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Обжалование предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает действия предписания.

За неисполнение настоящего предписания предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей на должностных лиц и в размере пятисот тысяч рублей на юридических лиц.

Связанные организации

Связанные организации не указаны