Решение б/н Решение по делу № 68-07/14 в отношении Министерства социальн... от 31 декабря 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 68-07/14 о нарушении антимонопольного

законодательства

 

Резолютивная часть решения оглашена «05» декабря 2014 года.

В полном объеме решение изготовлено «19» декабря 2014 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя

Комиссии:

«…»

-

заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

«…»

-

ведущий специалист-эксперт отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

 

«…»

-

ведущий специалист-эксперт отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

 

рассмотрев дело № 68-07/14, возбужденное по признакам нарушения Министерством социальных отношений Челябинской области (далее – Министерство) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), Министерством и ООО «Триумф» пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Челябинского УФАС поступили материалы, направленные ГУ МВД России по Челябинской области, по вопросу заключения в 2013 году Министерством социальных отношений Челябинской области (далее — Министерство) 4 государственных контрактов на поставку средств реабилитации инвалидов с единственным поставщиком без проведения торгов.

Из указанных материалов следует, что Министерством без проведения торгов заключен государственный контракт № 2.259 от 03.12.2013 с ООО «ТРИУМФ» на поставку технических средств реабилитации (колясок для детей, страдающих ДЦП, кресла-коляски с электроприводом, кресла-стулья с санитарным оснащением, кресла-коляски активного типа для взрослых, кресла-коляски с ручным приводом от обода колеса универсальные) на сумму 37 857 000,00 рублей. В связи с чем ГУ МВД России по Челябинской области обратилось в антимонопольный орган с целью проверки соответствия указанных действий органа местного самоуправления Закону о защите конкуренции, в том числе наличия в действиях Министерства и ООО «ТРИУМФ» антиконкурентных действий.

При рассмотрении настоящего дела Министерством даны следующие пояснения.

Решение о заключении государственного контракта № 2.259 от 03.12.2013 с единственным поставщиком без проведения торгов связано с длительными сроками размещения заказов (поступлением запросов от участников размещения заказа, жалоб в антимонопольный орган и судебные органы), необходимостью освоения бюджетных средств в рамках очередного финансового года, наличием очередности получателей и большой потребностью в технических средствах реабилитации, наличие жалоб от получателей средств реабилитации в судебные органы и органы прокуратуры.

Основанием для определения ООО «ТРИУМФ» единственным поставщиком по государственному контракту № 2.259 от 03.12.2013 на поставку технических средств реабилитации послужили результаты проведения мониторинга цен, в ходе которого была определена наименьшая цена, приложенная ООО «Копания Интехпрод». Однако из-за отсутствия объемов технических средств реабилитации у ООО «Копания Интехпрод» данной организацией была рекомендована компания ООО «ТРИУМФ» - поставщик аналогичных товаров на данном рынке, без изменения цены.

На основании изложенного, Министерство полагает, что заказчик действовал законно и обоснованно при заключении рассматриваемого муниципального контракта с соблюдением условий, предусмотренных пунктами 6 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов, и в действиях Министерства и общества отсутствуют нарушения Закона о защите конкуренции.

ООО «ТРИУМФ» письменные пояснения не представлены, явку представителя на заседание комиссии не обеспечило.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив письменные пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Министерством без проведения торгов заключен государственный контракт № 2.259 от 03.12.2013 с ООО «ТРИУМФ» на поставку технических средств реабилитации (колясок для детей, страдающих ДЦП, кресла-коляски с электроприводом, кресла-стулья с санитарным оснащением, кресла-коляски активного типа для взрослых, кресла-коляски с ручным приводом от обода колеса универсальные) на сумму 37 857 000,00 рублей.

Указанный государственный контракт заключен с единственным поставщиком на основании пункта 6 части 2 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о размещении заказов).

Министерством представлены сведения об обосновании начальной (максимальной) цены государственного контракта в табличной форме. Источниками информации о ценах на товары, используемыми заказчиком, являются:

1) коммерческое предложение ООО «Компания «Итехпрод» от 22.08.2013 № 112;

2) коммерческое предложение ООО «ПрофМед» от 15.07.2013 № 47;

3) сайт Интернет-магазина www.domachnixlopot.net.

Кроме того, Министерством представлены коммерческие предложения ООО «Компания «Итехпрод» от 04.07.2013 № 59, ООО «ПрофМед» от 02.07.2013 № 54, а также распечатки с сайтов в сети Интернет (www.meyra.ru, www.e-kislorod.ru, www.ottobock-shop.ru).

После заключения контракта № 2.259 от 03.12.2013 Министерством направлена информация об его заключении в Главное контрольное управление Челябинской области (исх. от 06.12.2013 № 6388-У), из которой следует, что в деятельности Министерства имеют место нарушения законодательства, связанные с обеспечением инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе ввиду отказа в их предоставлении и нарушению сроков обеспечения средствами реабилитации данной категории граждан. Указанные нарушения вызваны необходимость проведения процедуры торгов, на своевременность проведения которой влияет изменяющиеся потребности в средствах реабилитации. В результате растет социальная напряженность среди инвалидов Челябинской области. Кроме того, в своем обращении Министерство указывает, что в соответствии с бюджетным законодательствам неиспользованные межбюджетные трансферты в форме субвенций из федерального бюджета, имеющие целевое назначение, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были представлены. На основании изложенного Министерство посчитало сложившиеся обстоятельства чрезвычайными и непредвиденными и заключило государственный контракт на поставку технических средств реабилитации с ООО «ТРИУМФ».

На основании указанного уведомления Главным контрольным управлением Челябинской области проведена внеплановая проверка.

Согласно Акту внеплановой проверки № 06-10/1 от 14.01.2014 в действиях заказчика при заключении государственного контракта № 2.259 от 03.12.2013 признаны нарушения части 2 статьи 10 и пункта 6 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов.

Так, согласно части 1 статьи 10 Закона о размещении заказов размещение заказа может осуществляться:

1) путём проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;

2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах.

В соответствии с частью 2 статьи 10 Закона о размещении заказов, во всех случаях размещение заказа осуществляется путём проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных Законом о размещении заказов.

Частью 2 статьи 55 Закона о размещении заказов предусмотрен исчерпывающий перечень обстоятельств, при которых государственные и муниципальные заказчики вправе заключать контракты и иные гражданско-правовые договоры без проведения торгов с единственным исполнителем (поставщиком, подрядчиком).

Под размещением заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) понимается способ размещения заказа, при котором заказчик предлагает заключить контракт, а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов, контракт либо иной гражданско-правовой договор только одному поставщику (исполнителю, подрядчику) (часть 1 статьи 55 Закона о размещении заказов).

Согласно пункту 6 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов, размещение заказа у единственного поставщика осуществляется заказчиком в случае, если возникла потребность в определенных товарах вследствие непреодолимой силы, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить контракт на выполнение работ в объёме, необходимом для ликвидации последствий непреодолимой силы.

К обстоятельствам непреодолимой силы относят стихийные бедствия (землетрясения, наводнения и т.д.) общественные явления (гражданские войны, забастовки и тому подобное), которые нарушают нормальную работу транспорта, связи и прочее, а также случаи воздействия государственных органов и монопольных организаций.

Необходимо отметить, что основанием для заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) является не столько отсутствие времени для проведения иных процедур размещения заказа, сколько наступление такого обстоятельства как непреодолимая сила.

Термин «непреодолимая сила» положениями Закона о размещении заказов не закреплен. Однако это понятие определено в гражданском законодательстве, являющемся нормативной основой для отношений в сфере размещения заказов.

Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса РФ, непреодолимая сила характеризуется признаками чрезвычайности и непредотвратимости наступивших обстоятельств.

Под чрезвычайностью следует понимать необычность явления для повседневности, отсутствие его систематичности. Второй признак непреодолимой силы характеризуется невозможностью собственными усилиями его предотвратить.

Правоприменительная практика относит к непреодолимой силе явления стихийного характера: землетрясения, сильные снегопады, цунами и т. д.

Признаки чрезвычайности и непредотвратимости наступления последствий должны присутствовать в совокупности.

Обстоятельства, указанные в письме Министерства в адрес Главного контрольного управления Челябинской области исх. от 06.12.2013 № 6388-У, в пояснениях Министерства, представленных при рассмотрении настоящего дела, вх. от 21.11.2014 № 18026, не могут являться основаниями для заключения государственного контракта без проведения торгов с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) в соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов, поскольку не являются обстоятельствами непреодолимой силы и вызваны необеспечением Министерством своевременного проведения конкурентных процедур в порядке, установленном законодательством о размещении заказов.

Соответственно, такие обстоятельства, как длительные сроки размещения заказов, необходимость освоения бюджетных средств в рамках очередного финансового года, наличие очередности получателей и большая потребность в технических средствах реабилитации, наличие жалоб от получателей средств реабилитации в судебные органы и органы прокуратуры, не относятся к обстоятельствам непреодолимой силы. В свою очередь, закупка средств реабилитации для инвалидов, являющихся предметом контракта, не направлены на ликвидацию последствий обстоятельств непреодолимой силы. В связи с чем отсутствовали законные основания для заключения рассматриваемого контракта без проведения торгов.

Кроме того, довод Министерства о том, что заключение государственного контракта № 2.259 от 03.12.2013 без проведения торгов связано с поступлением жалоб в антимонопольный орган, документально не подтвержден, в том числе отсутствуют документы, подтверждающие поступление жалоб в антимонопольный орган на порядок проведения торгов на поставку технических средств реабилитации (колясок для детей, страдающих ДЦП, кресла-коляски с электроприводом, кресла-стулья с санитарным оснащением, кресла-коляски активного типа для взрослых, кресла-коляски с ручным приводом от обода колеса универсальные), принятие антимонопольным органом решений об отмене торгов, протоколов и т.д.

При этом Министерство имело возможность обеспечить требования действующего законодательства.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12.2012 № 2413-р утвержден размер субвенций, предоставляемых бюджету Челябинской области в 2013 году из федерального бюджета на осуществление переданных Российской Федерацией полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, 525 303 400, 00 рублей.

Распоряжением Правительства РФ от 08.10.2013 № 1819-р внесены изменения в распоряжение Правительства РФ от 17.12.2012 N 2413-р, и размер субвенций составил 593 461 500, 00 рублей.

Указанные денежные средства в размере 525 303 400, 00 рублей и 68 158 100, 00 рублей поступили в Министерство 14.01.2013 и 18.10.2013.

19.01.2013 Министерство на официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru размещен План-график государственных закупок на 2013 год, из которого следует, что на 2013 год запланированы следующие закупки технических средств реабилитации (колясок для инвалидов):

 

Способ размещения заказа

Срок размещения извещения

Ориентировочная начальная (минимальная) цена, рублей

Аукцион

февраль 2013 года

Не определена

Аукцион

март 2013 года

12 650 000, 00

Аукцион

март 2013 года

8 487 000,00

Запрос котировок

март 2013 года

440 200,00

Аукцион

апрель 2013 года

28 999 022, 73

Запрос котировок

апрель 2013 года

242 600,00

 

При этом в первоначальную редакцию Плана-графика государственных закупок неоднократно вносились изменения (около 40 раз, в том числе в феврале, марте, апреле, мае и т.д.) в результате чего вышеуказанные закупки не осуществлены в установленные сроки, дата публикации извещений переносилась.

Так, извещения о проведении первых конкурентных процедур – запросов котировок, опубликованы на официальном сайте размещения заказов только в конце мая 2013 года.

 

Публикация извещения на официальном сайте размещения заказов

Способ размещения заказа

Начальная (минимальная) цена, рублей

29.05.2013

Запрос котировок

248 750,00

29.05.2013

Запрос котировок

36 063,00

23.08.2013

Запрос котировок

226 163, 27

13.09.2013

Аукцион

570 990,00

24.09.2013

Аукцион

5 692 619, 76

16.10.2013

Аукцион

4 936 533, 44

11.10.2013

Аукцион

3 586 687,50

18.10.2013

Аукцион

634 399,98

18.10.2013

Аукцион

10 269 651,57

09.12.2013

Запрос котировок

240 000,57

 

Таким образом, первоначально было запланировано осуществление закупок колясок для инвалидов на общую сумму более 50 миллионов рублей.

Однако фактически закупка средств реабилитации путем проведения конкурентных процедур была реализована на сумму 26 441 859,09 рублей, что составило 40,86 % от общей стоимости поставки указанных средств реабилитации в 2013 году, так как без торгов средства реабилитации приобретены на сумму 38 267 960 рублей, в том числе на сумму 37 857 000,00 у ООО «ТРИУМФ» и на сумму 410 690 рублей у единственных поставщиков (сумма по договорам с которыми не превышала 100 тысяч рублей).

При этом в I квартале 2013 года конкурентные процедуры размещения заказов на поставку средств реабилитации для инвалидов Министерством не проводились.

В конце II квартала были опубликованы извещения о проведении конкурентных процедур на малую сумму денежных средств (1,08 % от суммы проведенных в 2013 году конкурентных процедур).

В III квартале 2013 года конкурентные процедуры размещения заказов на поставку средств реабилитации для инвалидов Министерством реализованы на сумму 6 489 773,03, что составило 24,5 % от суммы проведенных в 2013 году конкурентных процедур.

На большую сумму заказов от суммы проведенных конкурентных процедур извещения были опубликованы только в IV квартале 2013 года - 19 667 273,06 (74,4 % от суммы проведенных в 2013 году конкурентных процедур).

С учетом сроков, необходимых для проведения торгов, основанная часть контрактов была заключена в октябре-декабре 2013 года, при этом средства реабилитации должны быть переданы инвалидам в 2013 году.

Указанное свидетельствует, что потребность в приобретении технических средств реабилитации существовала с начала 2013 года, что было отражено в соответствующем плане-графике закупок, а также имелась возможность осуществить закупки средств реабилитации в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов. Однако Министерство в течение длительного времени не обеспечивало своевременное осуществление запланированных процедур государственных закупок в соответствии с законодательством о размещении заказов. Неоднократные изменения, вносимые в план-график государственных закупок, привели к тому, что значительный объем закупок технических средств реабилитации осуществлялся только с III-начала IV кварталов 2013 года и в существенно меньшем объеме, чем требовалось.

Порядок размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков и формы планов-графиков размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков утверждены Приказом Минэкономразвития России N 761, Казначейства России N 20н от 27.12.2011. В соответствии с указанным нормативно-правовым актом в утвержденный План-график размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков могут вноситься изменения, при этом в столбце 14 утвержденной формы указывается обоснование такого изменения.

Однако Министерством при изменении Плана-графика закупок на 2013 год правовое обоснование таких изменений не указано.

Кроме того, законодательство о размещении заказов предусматривало возможность проведения процедуры «короткого» аукциона, в таком случае срок подачи заявок составляет не менее 7 дней с даты публикации извещения о проведении торгов на официальном сайте согласно части 2 статьи 41.5 Закона о размещении заказов. Таким образом, у Министерства имелась возможность осуществить закупку технических средств реабилитации в соответствии с действующим в 2013 году законодательством путем проведения торгов.

В соответствии с Положением, структуры и штатной численности Министерства социальных отношений Челябинской области, утвержденным Постановлением Губернатора Челябинской области от 09.08.2004 № 406, основной задачей Министерства социальных отношений является выработка и реализация на территории Челябинской области единой государственной социальной политики в сфере предоставления мер социальной поддержки, оказания различных видов государственной социальной помощи и социального обслуживания населения Челябинской области.

Министерство в соответствии с возложенной на него задачей осуществляет функции по организации обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и услугами, включенными в федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду (в случае передачи отдельных полномочий Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации), а также размещает в установленном порядке заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд и заключает государственные контракты на поставку товаров, оказание услуг, выполнение работ для государственных нужд в целях реализации возложенных на Министерство социальных отношений полномочий, в том числе для обеспечения нужд Министерства социальных отношений (Постановление Губернатора Челябинской области от 09.08.2004 № 406 в редакции, действовавшей в 2013 году).

Так, именно Министерству надлежало обеспечить своевременное обеспечение отдельных категорий граждан техническими средствами реабилитации путем размещения в установленном порядке заказов на поставки товаров для государственных нужд.

Таким образом, действия Министерства, выразившиеся в принятии решения о размещении заказа на поставку технических средств реабилитации (колясок для детей, страдающих ДЦП, кресла-коляски с электроприводом, кресла-стулья с санитарным оснащением, кресла-коляски активного типа для взрослых, кресла-коляски с ручным приводом от обода колеса универсальные) без проведения торгов, противоречат части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, поскольку указанные действия могли привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции при размещении государственного заказа, созданию отдельному хозяйствующему субъекту необоснованных преимуществ при осуществлении деятельности по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, работающими с ним на одном товарном рынке, поскольку такие лица лишаются доступа к поставке рассматриваемого товара.

Министерство и общество, достоверно зная об отсутствии обстоятельств непреодолимой силы, тем не менее заключили государственный контракт без проведения торгов на сумму более 37 миллионов рублей. В результате общество в отсутствие конкуренции и в нарушение требований федерального законодательства получило право на поставку товаров по цене, которая не была определена в условиях конкуренции хозяйствующих субъектов путем проведения аукциона в электронной форме.

Так, среднее снижение начальной (максимальной) цены по государственным контрактам на поставку технических средств реабилитации (колясок для инвалидов) в 2013 году составило 32,84 %.

Публикация извещения на официальном сайте размещения заказов

Способ размещения заказа

Начальная цена, рублей

Цена контракта, рублей

Снижение цены контракта, в %

среднее снижение цены, в %

29.05.2013

Запрос котировок

248750

214000

13,97

32,84

 

 

 

 

 

 

 

 

 

29.05.2013

Запрос котировок

36063

21000

41,77

23.08.2013

Запрос котировок

226163,27

199500

11,79

13.09.2013

Аукцион

570990

196991,55

65,50

24.09.2013

Аукцион

5692619,76

2419363,08

57,50

16.10.2013

Аукцион

4936533,44

4122005,12

16,50

11.10.2013

Аукцион

3586687,5

986161

72,50

18.10.2013

Аукцион

634399,98

602700

5,00

18.10.2013

Аукцион

10269651,57

5802072

43,50

09.12.2013

Запрос котировок

240000,57

239000

0,42

 

Таким образом, экономия денежных средств по государственному контракту№ 2.259 от 03.12.2013, в случае его заключенния по итогам аукциона (запроса котировок) по начальной (максимальной) цене определенной в размере 37 857 000,00 рублей, могла составить 12 434 104,10 рублей.

Заключая государственный контракт № 2.259 от 03.12.2013 на поставку технических средств реабилитации (колясок для детей, страдающих ДЦП, кресла-коляски с электроприводом, кресла-стулья с санитарным оснащением, кресла-коляски активного типа для взрослых, кресла-коляски с ручным приводом от обода колеса универсальные), как Министерство, так и ООО «ТРИУМФ» должны руководствоваться положениями федерального законодательства.

ООО «ТРИУМФ», не располагало документами и информацией, подтверждающими наличие непреодолимой силы, вследствие которой у Министерства возникла потребность в поставке технических средств реабилитации, допускающими в соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов возможность заключить рассматриваемый государственный контракт с единственным поставщиком.

При этом непосредственно перед заключением государственного контракта Министерством не проводился анализ цен. Так, Министерство руководствовалось коммерческими предложениями, представленными организациями в июле, августе и распечатками с сайтов в сети Интернет, сделанными в мае, августе, октябре 2013 года.

Министерством также не был сделан запрос коммерческого предложения в адрес ООО «ТРИУМФ», соответственно, и данным хозяйствующим субъектом коммерческое предложение на поставку колясок для лиц с ограниченными возможностями заказчику не направлялось.

Кроме того, ООО «ТРИУМФ» зарегистрировано в качестве юридического лица только 16.10.2013, то есть за два месяца до заключения государственного контракта № 2.259 от 03.12.2013. Каких-либо договорных отношений Министерство с данным обществом не имело. Министерству рекомендовано общество в качестве поставщика организацией ООО «Компания «Итехпрод».

Необходимо отметить, что по результатам проведения конкурентных процедур на поставку технических средств реабилитации (кресел-колясок) в 2013 году государственные контракты заключены с такими хозяйствующими субъектами как: ООО НПП «Инкар-Сервис», ООО «Роттекс», ООО «Уральское представительство «ЮЮ Медикал», ООО «Владимир», ИП Приходкин И.Г. Участие указанных хозяйствующих субъектов в аукционах и запросах котировок свидетельствуют о наличии у них интереса к поставке указанных товаров и отсутствии у них возможности предложить к поставке средства реабилитации, которые приобретались в рамках государственного контракта № 2.259 от 03.12.2013.

Министерством также не направлялись запросы коммерческих предложений данным организациям, а анализ цены производился на основе только двух предложений: ООО «Компания «Итехпрод» и ООО «ПрофМед» (зарегистрировано в качестве юридического лица 05.02.2013, в 2013 году участия в торгах, проводимых Министерством, не принимало).

Данные выводы также подтверждаются материалами, представленными ГУ МВД по Челябинской области.

Из указанных материалов следует, что сотрудники ООО «Компания «Итехпрод» при проведении торгов в соответствии с законодательством о размещении заказов также выступали от имени ООО «ПрофМед» и ООО «Интерметресурс», располагали печатями, электронными ключами и иными финансово-хозяйственные документами обществ. ООО «Компания «Итехпрод» по государственному контракту № 2.259 от 03.12.2013 поставлялись в адрес ООО «ТРИУМФ» технические средства реабилитации.

По просьбе представителя ООО «Компания «Итехпрод» были подготовлены все необходимые документы для регистрации юридического лица ООО «ПрофМед» и открытия расчетного счета на имя гражданина, который согласился зарегистрировать на себя данную организацию за денежное вознаграждение. Все указанные документы в последующем переданы ООО «Компания «Итехпрод». При этом руководство ООО «ПрофМед» данный гражданин не осуществлял.

Из материалов, представленных ГУ МВД по Челябинской области, также следует, что Главным контрольным управлением дан отрицательный ответ на уведомление о заключении указанного контракта с единственным поставщиком. При подготовке документов по государственному контракту № 2.259 от 03.12.2013 формирование начальной (максимальной) цены контракта аукциона осуществлялось на основе коммерческих предложений и на основе технических заданий ООО «Компания «Итехпрод», ООО «ПрофМед» и ООО «Интерметресурс», которые ранее поступили на электронную почту Министерства с электронного адреса ООО «Компания «Итехпрод». Изначально по данному контракту в качестве контрагента было указано ООО «Компания «Итехпрод», однако, в последующем контрагент был изменен на ООО «ТРИУМФ». Согласно пояснениям представителей Министерства, если бы при подготовке документов имелась бы возможность провести мониторинг цен в сети Интернет не под конкретные коммерческие предложения и технические задания, то стоимость средств реабилитации была бы значительно меньше. Несмотря на то, что обоснованием заключения указанного контракта было действие непреодолимой силы, комиссия по данному факту не создавалась, сотрудники Министерства не выезжали на склад организации и не осматривали наличие необходимого товара до заключения контракта.

Таким образом, заключением государственного контракта Министерством и Обществом обеспечена возможность ООО «ТРИУМФ» в отсутствие конкурентных процедур осуществлять поставку товара (технических средств реабилитации для инвалидов) в целях обеспечения государственных нужд и получать от этого доход, что создает преимущественные условия доступа к поставке товаров для государственных нужд указанному хозяйствующему субъекту.

С учетом изложенного, государственный контракт № 2.259 от 03.12.2013 на поставку технических средств реабилитации (колясок для детей, страдающих ДЦП, кресла-коляски с электроприводом, кресла-стулья с санитарным оснащением, кресла-коляски активного типа для взрослых, кресла-коляски с ручным приводом от обода колеса универсальные), заключенный между Министерством и ООО «ТРИУМФ», в отсутствие конкуренции нарушает пункт 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, поскольку его заключение обусловлено интересом каждого из участников указанного соглашения, результатом указанного соглашения явилось недопущение, ограничение, устранение конкуренции при размещении государственного заказа, в том числе ограничение доступа иным хозяйствующим субъектам, намеренным осуществлять поставку товаров в целях обеспечения государственных нужд в порядке, предусмотренном Законом о размещении заказов.

Материалами дела установлено, что поставка товаров по государственному контракту № 2.259 от 03.12.2013 осуществлена, что подтверждается подписанными сводными актами о приема-передачи товара, в связи с чем не представляется возможным выдать предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции действия Министерства, выразившиеся в принятии в декабре 2013 года решения о размещении заказа на поставку технических средств реабилитации (колясок для детей, страдающих ДЦП, кресла-коляски с электроприводом, кресла-стулья с санитарным оснащением, кресла-коляски активного типа для взрослых, кресла-коляски с ручным приводом от обода колеса универсальные) без проведения торгов, что привело к ограничению, устранению, недопущению конкуренции при размещении государственного заказа.

2. Признать государственный контракт № 2.259 от 03.12.2013 на поставку технических средств реабилитации для инвалидов между Министерством и ООО «Триумф», заключенный без проведения торгов и в нарушение положений Закона о размещении заказов, соглашением нарушающим требования пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

3. Министерству и ООО «Триумф» предписание, предусмотренное частью 3 статьи 23 Закона о защите конкуренции, не выдавать.

4. Передать соответствующему должностному лицу Челябинского УФАС России материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным признакам административного правонарушения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны