Решение №СК/18177/23 решение от 28 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

<…>

РЕШЕНИЕ

г. Челябинск, ул. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена «18» декабря 2023 года

В полном объеме решение изготовлено «27» декабря 2023 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела № 074/01/10-1546/2023 о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

<…>

-

заместителя руководителя управления- начальника отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<…>

-

главного специалиста - эксперта отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

 

<…>

-

ведущего специалиста - эксперта отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

       

рассмотрев дело № 074/01/10-1546/2023, возбужденное в отношении ООО Котельная поселка Увильды» (далее – Ответчик) по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», в присутствии:

представителя Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области <…> по доверенности;

представителя ООО «МЦМиР «Курорт Увильды» <…> по доверенности;

в отсутствие представителей ООО «Котельная поселка Увильды», ООО «НОВАТЭК-Челябинск», Администрация Аргаяшского мунипального района Челябинской области, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС) поступило обращение Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее – Министерство) на действия ООО «Котельная поселка Увильды», выразившиеся в оказании услуг по теплоснабжению (поставка тепловой энергии посредством централизованной системы теплоснабжения) потребителям в поселке Увильды Аргаяшского района Челябинской области без установления в предусмотренном законодательством порядке цен (тарифов), с нарушением антимонопольного законодательства.

В обращении указано, что ранее постановлением № 05-09/2022 от 29.07.2022 Министерства ООО «Котельная поселка Увильды» было привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ и ему назначен административный штраф в размере 100 000 рублей. Однако ООО «Котельная поселка Увильды» не прекратило осуществлять противоправные действия и продолжает осуществлять деятельность по теплоснабжению без установления в предусмотренном законодательством порядке цен (тарифов), о чем стало известно Министерству из письма ООО «НОВАТЭКЧелябинск» от 20.03.2023 исх. № 01392 в адрес Министерства.

Открытие дела об установлении цен (тарифов) для организации в отношении которой ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов) возможно только по заявлению ООО «Котельная поселка Увильды». Общество в Министерство с заявлением об установлении цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую посредством централизованной системы теплоснабжения потребителям в поселке Увильды Аргаяшского района Челябинской области, не обращалось.

От Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области также поступили письменные пояснения вх. № 6079/23 от 10.05.2023, № 13022/23 от 02.10.2023, № 15359/23 от 17.11.2023.

Приказом руководителя Челябинского УФАС России № 96/23 от 07.07.2023 в отношении ООО «Котельная поселка Увильды» возбуждено дело № 074/01/10-1546/2023 по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», создана Комиссия по рассмотрению указанного дела.

Определением о назначении дела № 074/01/10-1546/2023 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению (исх. № АК/9049/23 от 10.07.2023), определениями исх. № АК/12556/23 от 15.09.2023, исх. № СК/14218/23 от 16.10.2023, исх. № СК/15609/23 от 13.11.2023 рассмотрение дела № 074/01/10-1546/2023 откладывалось в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств по делу от ООО «Котельная поселка Увильды».

От ООО «Котельная поселка Увильды» запрошенная информация не поступила, в связи с этим Челябинским УФАС России в отношении общества возбуждено административное дело № 074/04/19.8-2416/2023 по части 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по факту не представления информации и документов, запрошенных Челябинским УФАС России.

От ООО «НОВАТЭК-Челябинск» поступили письменные пояснения вх. № 11096- ЭП/23 от 22.08.2023, вх. № 12847/23 от 28.09.2023, в которых указано, в том числе следующее.

ООО «Котельная поселка Увильды» имеет задолженность перед ООО «НОВАТЭКЧелябинск» более 33 календарных месяца в сумме 7 822,7 тыс. рублей за поставку и транспортировку газа, мер по погашению задолженности не принимает. ООО «НОВАТЭК-Челябинск» регулярно направляет исковые заявления в Арбитражный суд Челябинской области о взыскании неоплаченных периодов поставки.

Так, ООО «Котельная поселка Увильды» не оплачены периоды задолженности с декабря 2020 года по судебным делам: № А76-3829/2021, А76-8585/2021, А76-11760/2021, А76-16706/2021, А76-19514/2021, А76-25127/2021, А76-30516/2021, А76-32906/2021, А76-41029/2021, А76-44185/2021, А76-1890/2022, А76-3858/2022, А76-7800/2022, А76-11052/2022, А76-17334/2022, А76-19398/2022, А76-41308/2022, А76-1451/2023, А76-4469/2023, А76-9076/2023, А76-11250/2023, А76-15413/2023, А76-19226/2023. В связи с чем, ООО «НОВАТЭК-Челябинск» 10.11.2022 направлено в суд исковое заявление о расторжении договора на поставку и транспортировку газа № 3-05-26-8087 от 01.10.2018.

ООО «НОВАТЭК-Челябинск» также направлялись письма в прокуратуру Аргаяшского муниципального района, Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, Уральское управление Ростехнадзора, заместителю Губернатора Челябинской области, МВД России по Аргаяшскому району Челябинской области.

От ООО «МЦМиР «Курорт Увильды» поступили письменные пояснения исх. № 256 от 11.09.2023, в которых указано, что правоотношений с ООО «Котельная поселка Увильды» не имелось и не имеется, в том числе по вопросу замещения услуг и использования тарифа.

Администрация Аргаяшского мунипального района Челябинской области в письменных пояснениях вх. № 12195-ЭП/23 от 15.09.2023, вх. № 13708/23 от 16.10.2023, вх. № 14611-ЭП/23 от 02.11.2023 указала, в том числе что ООО «Котельная поселка Увильды» услуги теплоснабжения предоставляет с 01 октября 2014 года, фактические осуществляет деятельность и в отопительном сезоне 2023-2024 года. В подтверждение представлены счета на оплату ООО «Котельная поселка Увильды» за март, апрель 2023 года.

Администрация Кузнецкого сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области в письме вх. № 15139-ЭП/23 от 14.11.2023 по запросу Челябинского УФАС России указала, что правовой документ о присвоении статуса единой теплоснабжающей организации на территории поселка Увильды в Администрации кузнецкого сельского поселения Аргаяшского муниципального района отсутствует.

Рассмотрение заявления и материалов позволяет прийти к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении), теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии(данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).

В соответствии с определением, данным в пункте 8 статьи 2 Закона о теплоснабжении, теплоснабжение представляет собой обеспечение потребителей тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности.

Согласно пункту 4 статьи 2 Закона о теплоснабжении, тепловая сеть – совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.

В соответствии с пунктом 9 статьи 2 Закона о теплоснабжении, потребитель тепловой энергии (потребитель) - лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.

В соответствии с пунктом 18 статьи 2 Закона о теплоснабжении регулируемый вид деятельности в сфере теплоснабжения - вид деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которого расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с настоящим Федеральным законом государственному регулированию, а именно:

а) реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, при которых допускается установление цены реализации по соглашению сторон договора, в том числе установление по соглашению сторон договора цены на тепловую энергию (мощность) не выше предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям единой теплоснабжающей организацией в ценовых зонах теплоснабжения;

б) оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, при которых допускается установление цены на указанные услуги по соглашению сторон договора;

в) оказание услуг по поддержанию резервной тепловой мощности, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, при которых допускается установление цены услуг по соглашению сторон договора.

Согласно пункту 6 статьи 13 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении) оплата горячей, питьевой и (или) технической воды по договору водоснабжения осуществляется по тарифам на горячую воду (горячее водоснабжение), питьевую воду (питьевое водоснабжение) и (или) техническую воду.

Деятельность в сфере теплоснабжения подлежит государственному регулированию в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения.

Тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) (статья 7 Закона о теплоснабжении).

В силу пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие):

10) нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Постановлением № 1070 от 28.09.2018 Администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области определена с 01.10.2018 теплоснабжающая организация в поселке Увильды – ООО «Котельная поселка Увильды».

Согласно схеме теплоснабжения Кузнецкого сельского поселения Аргаяшского района Челябинской области, утвержденной постановлением администрации Аргаяшского муниципального района № 104 от 10.02.2020 (далее – схема) в Кузнецком сельском поселении имеются котельные:

с.Кузнецкое,

с.Губернское,

с. Увильды (для жилых зданий) – котельная № 4, расположена в п.Увильды, построена в 2014 году, принадлежит ООО «Котельная п. Увильды».

В схеме на листе 16 в подпункте к) «Решение о присвоении статуса единой теплоснабжающей организации (организациям) указано: Котельная № 4 является единственным источником тепла. Принадлежит ООО «Котельная п. Увильды».

В схеме на листе 12 указано: «…Котельная № 4 имеет резерв тепловой мощности 15 %. Оплата потребления тепла на отопление потребителями осуществляется по утвержденным тарифам. Тарифы на услуги по передаче тепловой энергии и на тепловую энергию для потребителей теплоснабжающих организаций утверждаются Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области.

В схеме на листе 17 указано: «В настоящее время развитие системы теплоснабжения не планируется».

В схеме на листе 14 указано: 2 «Для существующей котельной № 4, расположенной в поселке Увильды и построенной в 2014 году, решений по реконструкции. Модернизации, не планируется».

В схеме на листе 20 указано: «Существующие схемы теплоснабжения Кузнецкого сельского поселения (в с. Кузнецкое, с.Губернское, п.Увильды) должны быть сохранены. Новые объекты жилищного сектора (индивидуальные жилые дома) предлагается отапливать от индивидуальных газовых нагревателей, основным топливом для которых будет являться природный газ… Существующие тепловые сети в ремонте и реконструкции не нуждаются…».

В силу пункта 28 статьи 2 Федерального закона «О теплоснабжении» единая теплоснабжающая организация в системе теплоснабжения (далее – единая теплоснабжающая организация) - теплоснабжающая организация, которой в отношении системы (систем) теплоснабжения присвоен статус единой теплоснабжающей организации в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 3 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 № 808 статус единой теплоснабжающей организации присваивается теплоснабжающей и (или) теплосетевой организации при утверждении схемы теплоснабжения поселения, городского округа, городов федерального значения решением:

главы местной администрации городского поселения, главы местной администрации городского округа - в отношении городских поселений, городских округов с численностью населения, составляющей менее 500 тыс. человек;

главы местной администрации муниципального района - в отношении сельских поселений, расположенных на территории соответствующего муниципального района, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Каких-либо документов, о том, что после утверждения схемы в 2020 году ООО «Котельная поселка Увильды» решением органа местного самоуправления присвоен статус единой теплоснабжающей организации в материалы дела не представлено.

Правовой документ о присвоении статуса единой теплоснабжающей организации на территории поселка Увильды в Администрации кузнецкого сельского поселения Аргаяшского муниципального района, в Администрация Аргаяшского мунипального района Челябинской области отсутствует, что подтверждается их письменными пояснениями.

Вместе с тем, из материалов по делу усматривается, что коммунальные услуги фактически предоставляются ООО «Котельная поселка «Увильды» с 01 октября 2014 года по настоящее время.

Так, ООО «Котельная поселка «Увильды» в 2023 году поставляет тепловую энергию потребителям в поселке Увильды Аргаяшского района Челябинской области, а именно в адрес:

230 физических лиц,

9 юридических лиц, что подтверждается письмом Администрация Аргаяшского мунипального района Челябинской области вх. № 13708/23 от 16.10.2023.

При этом, ООО «Котельная поселка «Увильды» не обращалось в Министерство с предложением об установлении тарифа и тариф, в том числе на период 2023 год не устанавливался.

Таким образом, в нарушение норм действующего законодательства ООО «Котельная поселка «Увильды» в отсутствие утвержденных тарифов на тепловую энергию и теплоноситель осуществляет в 2023 году начисление платы потребителям данной услуги.

Так, из счетов на оплату ООО «Котельная поселка Увильды» за март, апрель 2023 года в адрес физических лиц усматривается, что общество начисляет и взимает с физических лиц плату за отопление в размере 59, 37 рублей за 1 кв.м.

Указанный размер платы установлен ООО «Котельная поселка Увильды» в отсутствие законных оснований.

Действия по самостоятельному определению размера платы за поставку тепловой энергии и теплоносителя ООО «Котельная поселка Увильды» осуществляет длительное время с 2014 года по настоящее время, то есть более 9 лет.

Так, постановлением № 05-09/2022 от 29.07.2022 Министерства ООО «Котельная поселка Увильды» по обращению ООО «НОВАТЭК-Челябинск» было привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ и ему назначен административный штраф в размере 100 000 рублей по факту осуществления в 2021-2022 гг. деятельности по поставки тепловой энергии и теплоносителя в отсутствие утвержденных тарифов. Из письма ООО «НОВАТЭК-Челябинск» в адрес Министерстваусматривается, что ООО «Котельная поселка «Увильды» продолжает осуществлять свою деятельность и в 2023 году.

Таким образом, попав в поле зрения Министерства в 2022 году, общество даже будучи привлеченным к ответственности к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ, продолжило в 2023 году осуществлять деятельность, подлежащую государственному регулированию, с нарушением порядка ценообразования, что указывает о злоупотреблении доминирующим положением.

В данном случае, в действиях ООО «Котельная поселка «Увильды» содержится нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

В соответствии с пунктом 11 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» антимонопольным законодательством запрещается монополистическая деятельность - злоупотребление хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определённого товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (статья 5 Закона о защите конкуренции).

Доминирующим в силу законодательства признается также положение хозяйствующего субъекта, являющегося субъектом естественной монополии на товарном рынке.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147- ФЗ «О естественных монополиях» к сферам деятельности субъектов естественных монополий относятся услуги по передаче (поставке) тепловой энергии.

По смыслу абзаца первого части 1 статьи 10 Закона во взаимосвязи с пунктами 3, 4 статьи 1 и абзацем вторым пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них:

недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов);

причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам-потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка.

ООО «Котельная поселка «Увильды» является теплоснабжающей организацией, осуществляющей поставку тепловой энергии потребителям в поселке Увильды Аргаяшского района Челябинской области, то есть субъектом естественной монополии на рынке поставки тепловой энергии и на основании части 4 статьи 4.2 Закона о теплоснабжении занимает доминирующее положение на рынке поставки тепловой энергии.

Таким образом, ООО «Котельная поселка «Увильды» в силу своего доминирующего положения на рынке обязано соблюдать запреты, установленные в статьи 10 Закона о защите конкуренции.

ООО «Котельная поселка Увильды» самостоятельно определяя размер платы за поставку тепловой энергии и теплоносителя извлекает монопольную выгоду и ущемляет интересы потребителей – физических и юридических лиц.

Действия ООО «Котельная поселка Увильды» также ущемляют интересы поставщика газа ООО «НОВАТЭК-Челябинск» ввиду задолженности за поставленный газ, что экономически невыгодно для указанного контрагента в результате взаимодействия с обществом.

Частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ ООО «Котельная поселка «Увильды» (ИНН 7460003074, КПП 746001001, ОГРН 1127460004264) зарегистрировано 18.07.2012 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 17 по Челябинской области. Директор и учредитель общества Русаков К.В.

Основным видом деятельности общества является 35.30.14 Производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными.

Дополнительные виды деятельности 35.30.3 Распределение пара и горячей воды (тепловой энергии).

По результатам исследования состояния конкуренции на указанном рынке, установлено:

1) Временной интервал определен с 01.01.2022 по 24.11.2023.

2) Продуктовые границы: поставка тепловой энергии.

3) Географические границы: учитывая особенности предоставления услуг определены как границы муниципального образования - поселок Увильды Аргаяшского района Челябинской области.

Доминирующее положение: установлено, что в границах поселка Увильды Аргаяшского района Челябинской области за период 01.01.2021 по 24.11.2023 доминирующее положение занимает ООО «Котельная поселка «Увильды».

Указанное подтверждается аналитическим отчетом Челябинского УФАС России, который приобщен к материалам дела № 074/01/10-1546/2023.

По результатам рассмотрения дела № 074/01/10-1546/2023 в действиях ООО «Котельная поселка «Увильды» установлено нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Заключение об обстоятельствах дела в порядке статьи 48.1 Федерального закона «О защите конкуренции» принято 24 ноября 2023 года (исх. № СК/16778/23 от 05.12.2023), получено сторонами по делу.

Так, ООО «Котельная поселка Увильды» получило заключение об обстоятельствах дела 14 декабря 2023, 13:49 456890, Увильды, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80085691589306.

Так, ООО «Котельная поселка Увильды» получило определение об отложении рассмотрения дела № 074/01/10-1546/2023 на 18.12.2023 в 13 часов 30 минут (исх. № СК/16780/23 от 05.12.2023) 14 декабря 2023, 13:49 456890, Увильды, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80085691589306.

От ООО «Котельная поселка Увильды» возражения на заключение об обстоятельствах дела не поступили.

От Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области поступило письмо вх. № 16913-ЭП/23 от 18.12.2023, в котором указано о том, что выводы, изложенные в заключении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

От иных лиц, участвующих в деле, возражения на заключение об обстоятельствах дела не поступили.

По запросу Челябинского УФАС России от первого заместителя Губернатора Челябинской области поступило письмо вх. № 16800/23 от 14.12.2023, в котором. В том числе указано следующее.

Вопрос бесперебойного функционирования системы теплоснабжения поселка Увильды был рассмотрен 20 октября 2023 года на заседании комиссии по поддержанию устойчивого функционирования организаций Челябинской области в чрезвычайных ситуациях и в условиях военного времени (далее - Комиссия) под председательством заместителя Губернатора Челябинской области С.В. Шаля при обсуждении вопроса «О подготовке муниципальных образований Челябинской области к отопительному сезону 2023 - 2024 годов и устойчивом функционировании объектов ЖКХ в осенне-зимний период».

Главе Аргаяшского муниципального района Челябинской области (далее -Аргаяшский район) И.В. Ишимову было рекомендовано под личным контролем обеспечить устранение замечаний Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, выявленных по итогам проведенных проверок готовности муниципальных районов Челябинской области к отопительному сезону 2023 - 2024 годов, и обеспечить постоянный контроль за работой котельных в отопительный период; принять меры, обеспечивающие бесперебойное теплоснабжение жителей поселка Увильды в соответствии с законодательством.

По итогам заседания комиссии главой Аргаяшского района И.В. Ишимовым была утверждена «дорожная карта» по строительству блочно-модульной котельной и капитальному ремонту тепловых сетей в поселке Увильды, предполагающая строительство новой котельной к отопительному сезону 2024 - 2025 годов.

Вопрос исполнения указанной «дорожной карты» взят на контроль Министерством строительства и инфраструктуры Челябинской области.

Таким образом, исполнительными органами Челябинской области проведены мероприятия в целях решения вопроса теплоснабжения потребителей поселка Увильды.

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 24.06.2009 № 11-П необходимым элементом общего понятия состава правонарушения и предпосылкой возложения юридической ответственности является вина привлекаемого к ней лица. Административный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения установленных законом правил, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства, в том числе наличие или отсутствие вины соответствующих субъектов.

Действующее законодательство определяет вину юридического лица как наличие у него возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и непринятии всех зависящих от него мер по их соблюдению.

Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения норм законодательства, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина ООО «Котельная поселка Увильды» выражается в том, что в нарушение норм действующего законодательства ООО «Котельная поселка «Увильды» в отсутствие утвержденных тарифов на тепловую энергию и теплоноситель осуществляет в том числе в 2023 году начисление платы потребителям данной услуги, что является нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

ООО «Котельная поселка Увильды» не доказано, что нарушение антимонопольного законодательства вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвидимыми, непредотвратимыми препятствиями, находящимися вне контроля данных юридических лиц, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от них в целях надлежащего исполнения обязанностей по соблюдению требований действующего законодательства.

Комиссия Челябинского УФАС России считает вину ООО «Котельная поселка Увильды» в нарушении антимонопольного законодательства доказанной.

Статья 15 ГК РФ и часть 3 статьи 37 Закона о защите конкуренции позволяют пострадавшему от нарушения антимонопольного законодательства лицу взыскать как реальный ущерб, так и упущенную выгоду.

В соответствии с разъяснением Президиума ФАС России от 11.10.2017 № 11 «По определению размера убытков, причиненных в результате нарушения антимонопольного законодательства» указанные разъяснения могут быть использованы в целях определения размера ущерба, причиненного нарушениями антимонопольного законодательства, как обстоятельства, отягчающего в установленных законом случаях административную ответственность (статьи 14.31, 14.31.2, 14.32, 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

 

Согласно поручению Федеральной антимонопольной службы (далее – ФАС России) № СП/67357/17 территориальным управлениям при производстве по делам о нарушении антимонопольного законодательства необходимо устанавливать размер выручки хозяйствующего субъекта, в действиях (бездействии) которого установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В рамках приоритетного проекта «Реформа контрольно-надзорной деятельности» и исполнения Сводного плана Приоритетного проекта «Внедрение системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности», утвержденного протоколом заседания проектного комитета от 21 февраля 2017 года № 13(2), для оценки эффективности и результативности контрольно-надзорной деятельности антимонопольным органом рассчитывается показатель группы «А» «Показатели результативности, отражающие уровень безопасности охраняемых законом ценностей, выражающийся в величине причинения им вреда (ущерба)».

Показатель группы «А» «Причиненный ущерб, в результате злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением, соглашений (картелей) и

согласованных действий, сговоров на торгах, фактов недобросовестной конкуренции, выявленных и пресеченных в результате действий антимонопольного органа» (далее — показатель «А») рассчитывается следующим образом:

- E – Причиненный ущерб, в результате злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением, соглашений (картелей) и согласованных действий, сговоров на торгах, фактов недобросовестной конкуренции, выявленных и пресеченных в результате действий антимонопольного органа, млн. руб.;

- 0.1 - снижение цены в результате вмешательства антимонопольного органа;

- Q - объем выручки хозяйствующего субъекта, в действиях (бездействии) которого установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо объем закупки (начальная максимальная цена, для нарушений связанных со сговором на торгах или порядком их проведения), млн. руб.;

- t - временной интервал существования нарушения, (должен составлять не менее одного года или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год).

По данным https://basis.myseldon.com, где размещена информация о ООО «Котельная поселка Увильды», в том числе о его выручке, выручка общества за 2022 год составила 5, 92 млн.рублей.

 

А = 0.1 * 5 920 000 *1= 592 000 рублей или 592 тысячи рублей.

Определенный в соответствии с данными рекомендациями ущерб не может быть применен для целей взыскания убытков с нарушителей антимонопольного законодательства в судебном порядке.

Согласно постановлению Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» антимонопольный орган не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые споры хозяйствующих субъектов. В частности, он не полномочен защищать субъективные гражданские права потерпевшего от такого нарушения путем вынесения предписания нарушителю о возмещении понесенных убытков.

Согласно части 1 статьи 50 Федерального закона «О защите конкуренции» по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание Ответчику по делу.

Документов, указывающих, что в 2023 году ООО «Котельная поселка Увильды» обратилось за установлением тарифа в Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, у Челябинского УФАС России не имеется, от Ответчика не поступило. В связи с этим у Челябинского УФАС России имеются основания для выдачи предписания Ответчику.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать действия ООО «Котельная поселка Увильды» (ИНН 7460003074, КПП 746001001, ОГРН 1127460004264 дата регистрации 18.07.2012, юридический адрес: 456890, Россия, Челябинская область, Аргаяшский мр-н, Кузнецкое сельское поселение, п. Увильды, пер. Лесхозовский, д. 13А, кв. 1), выразившиеся в оказании услуг по теплоснабжению (поставка тепловой энергии посредством централизованной системы теплоснабжения) потребителям в поселке Увильды Аргаяшского района Челябинской области без установления в предусмотренном законодательством порядке цен (тарифов), нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

2. Выдать ООО «Котельная поселка Увильды» предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Челябинского УФАС России для возбуждения дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Котельная поселка Увильды» и его должностного лица.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения.

Председатель Комиссии <…>

Члены Комиссии <…>

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны