Решение б/н Решение и предписание № 686-ж/2018 по жалобе на действия зак... от 22 ноября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу 686-ж/2018

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 07 ноября 2018 года

В полном объеме решение изготовлено 12 ноября 2018 года

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

 

Председателя Комиссии:

<…>

-

начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<…>

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

<…>

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу Регионального экологического общественного фонда «Гражданин» на действия заказчика при проведении запроса котировок на выполнение работ по очистке от снега и противогололедной подсыпке улично-дорожной сети Миньярского городского поселения (изв. № 0169300040018000023) в присутствии:

- представителя Администрации Миньярского городского поселения (далее – заказчик) <…>, действующего на основании доверенности от 09.01.2018 № 4;

- представителя Регионального экологического общественного фонда «Гражданин» (далее – заявитель) <…>, действующего на основании доверенности от 17.10.2018.

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Челябинское УФАС России 30.10.2018 поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении запроса котировок на выполнение работ по очистке от снега и противогололедной подсыпке улично-дорожной сети Миньярского городского поселения (изв. № 0169300040018000023) (далее – запрос котировок, закупка).

Согласно представленным документам, извещение о проведении запроса котировок опубликовано заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 22.10.2018.

Начальная (максимальная) цена контракта 300 000, 00 рублей.

На момент рассмотрения жалобы контракт по итогам закупки не заключен, заключение контракта приостановлено антимонопольным органом до рассмотрения жалобы по существу.

Доводы жалобы заявителя заключаются в следующем.

Заказчиком в техническое задание и проект контракта не включено условие об использовании подрядчиком противогололедного реагента, подтверждающего соответствие реагента требованиям, установленным отраслевым законодательством, а именно предоставление действующего положительного заключения государственной экологической экспертизы федерального уровня на техническую документацию противогололедного реагента.

Представитель заказчика с доводом жалобы не согласился и представил письменные пояснения, согласно которым извещением о проведении запроса котировок не установлено требования как об использовании потивогололедных материалов, так и техники, технологий, применение которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду.

Наименованием объекта закупки является выполнение работ по очистке от снега и противогололедной подсыпке, а не обработке улично-дорожной сети Миньярского городского поселения реагентами.

 

Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

В силу пункта 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в пунктах 1 - 6 (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), пункте 8 (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), пунктах 9 - 11 статьи 42 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

Как следует из пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В силу пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик использует при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Таким образом, заказчик в целях удовлетворения нужд исходя из необходимости достижения результатов и эффективности закупки самостоятельно определяет и описывает объект закупки, в том числе устанавливает требования к товарам, работам, услугам с учетом требований отраслевого законодательства, ГОСТов и иных документов, применяемых в национальной системе стандартизации.

В соответствии с пунктом 3.1-3.4 «ГОСТ 33387-2015. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Противогололедные материалы. Технические требования» (введен в действие Приказом Росстандарта от 31.08.2016 № 1003-ст):

Противогололедные материалы (ПГМ) - это твердые, жидкие или комбинированные материалы, применяемые для борьбы с зимней скользкостью на автомобильных дорогах.

Противогололедные реагенты (ПГР) - это химические вещества, способные плавить снежные, ледяные и снежно-ледяные образования на проезжей части, укрепленных обочинах, площадках отдыха, остановках маршрутного транспорта, тротуарах и пешеходных (велосипедных) дорожках. К примеру, хлориды, формиаты или иные соли, удовлетворяющие требованиям указанного стандарта.

Фрикционные материалы (противогололедные) - это твердые, сыпучие нерастворимые (слаборастворимые) в воде материалы, распределяемые по поверхности дорожного покрытия для ликвидации образования зимней скользкости, путем повышения коэффициента сцепления колес автотранспортных средств, вследствие повышения шероховатости снежно-ледяных отложений.

Комбинированные противогололедные материалы (комбинированные ПГМ) - это многокомпонентные твердые (сыпучие) средства, имеющие в своем составе совокупность не менее одного химического противогололедного реагента и не менее одного фрикционного материала.

Согласно статье 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» любая хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, осуществляется на основе принципов презумпции экологической опасности соответствующей деятельности и обязательности проведения государственной экологической экспертизы федерального уровня (далее - ГЭЭ) проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее - Закон № 174-ФЗ) экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Согласно части 5 статьи 11 Закона № 174-ФЗ проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду, подлежат государственной экологической экспертизе федерального уровня.

Согласно Рекомендациям Р 50-605-80-93, утвержденным Приказом ВНИИ стандарта от 09.07.1993 № 18, новая продукция ‒ продукция, впервые изготовленная в стране, отличающаяся от выпускаемой улучшенными свойствами или характеристиками и получающая новое обозначение. К новой продукции относятся также модернизированная и модифицированная продукция.

Таким образом, новым веществом, согласно статье 11 Закона № 174-ФЗ, являются противогололедные реагенты, техническая документация на которые не имеет действующего положительного заключения ГЭЭ федерального уровня.

В соответствии с пунктом 8 статьи 11 Закона № 174-ФЗ процедуре ГЭЭ подлежат также объекты, указанные в данной статье, в случае внесения изменений в документацию, ранее получившую положительное заключение ГЭЭ федерального уровня, а также в случае реализации такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение ГЭЭ федерального уровня либо в случае истечения срока действия положительного заключения ГЭЭ федерального уровня.

Таким образом, в случае, если объектом закупки являются услуги по содержанию объектов дорожного хозяйства и иных территорий населенных пунктов, оказание которых предполагает использование противогололедных реагентов, то заказчику необходимо установить в проекте контракта условие об использовании противогололедных реагентов, имеющих положительное заключения ГЭЭ федерального уровня, и о предоставлении такого заключения ГЭЭ федерального уровня перед началом выполнения работ.

Статьей 30 Закона № 174-ФЗ установлен перечень нарушений законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе, к которым, в том числе относятся:

- непредставление документации на экологическую экспертизу;

- реализация объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы;

- осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Можно сделать вывод, что использование (применение) противогололедных реагентов, не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы федерального уровня, содержит признаки нарушения законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе.

Данная позиция содержится в письме ФАС России от 06.07.2018 № АГ/52468/18.

Согласно пункту 3.1 извещения о проведении запроса котировок наименованием объекта закупки (предмет контракта) является выполнение работ по очистке от снега и противогололедной подсыпке улично-дорожной сети Миньярского городского поселения Ашинского района Челябинской области в соответствии с Техническим заданием (Приложение № 1 к настоящему извещению).

Как следует из содержания жалобы, заявитель указывает на отсутствие в извещении о проведении запроса котировок, проекте контракта требования о предоставлении подрядчиком до начала работ по контракту положительного заключения государственной экологической экспертизы на противогололедные реагенты.

Кроме того, представитель заявителя пояснил, что сведения, размещенные заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок, не содержат конкретизации относительно использования тех или иных противогололедных материалов, что не исключает использования при выполнении работ противогололедных реагентов.

На заседании Комиссии представитель заказчика пояснил, что противогололедная подсыпка предполагает собой повышение шероховатости покрытия проезжей части путем распределения фрикционные материалов (песок, высевки, щебень, шлак).

Вместе с тем, Комиссия антимонопольного органа отмечает, что ни в извещении о проведении запроса котировок, ни в Техническом задании, ни в проекте контракта не нашло отражение условие об использовании подрядчиком при выполнении работ фрикционных противогололедных материалов, таких как песок, высевки, щебень, шлак.

Более того, из извещения о проведении запроса котировок не следует какой именно противогололедный материал, согласно ГОСТ 33387-2015. «Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Противогололедные материалы. Технические требования», должен использовать подрядчик при выполнении работ, что не соответствует пункту 2 части 1 статьи 33, пункту 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе.

Таким образом, доводы заявителя, в части отсутствия в документации о закупке требования о предоставлении подрядчиком до начала работ по контракту положительного заключения государственной экологической экспертизы на противогололедные реагенты, являются необоснованными в связи с отсутствием в извещении о проведении запроса котировок указания на использование при выполнении работ противогололедных реагентов.

 

По результатам проведения внеплановой проверки в действиях заказчика выявлены следующие нарушения.

 

1. Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

Пунктом 3.4 извещения о проведении запроса котировок предусмотрено, что подробные требования к объему, составу, порядку, сроку и содержанию поставляемых товаров, выполняемых работ, оказанию услуг указаны в Техническом задании (Приложение № 1 к настоящему извещению).

При этом, раздел 1 Технического задания содержит характеристики объекта закупки, в том числе указание на необходимость противогололедной подсыпки улично-дорожной сети Миньярского городского поселения.

Раздел 2 Технического задание содержит требование к объему выполняемых работ в виде таблицы, одним из столбцов которой является «Площадь расчистки, кв.м.».

Однако ни раздел 2 Технического задания, ни Техническое задание в целом не содержат указания на объем, место выполнения противогололедной подсыпки, что не соответствует пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

Помимо прочего, согласно разделу 3 Технического задания работы по очистке от снега улично-дорожной сети Миньярского городского поселения Ашинского района Челябинской области должны выполняться в нормативные сроки, установленные Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", а так же в соответствии с методическими рекомендациями по ремонту и содержанию автомобильных дорого общего пользования, принятых и введенных в действие письмом Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации от 17.03.2004 № ОС-28/1270-ис.

При этом, одновременно раздел 3 Технического задания устанавливает, что снегоочистка производится с момента начала снегопада или метели.

Вместе с тем, в соответствии с таблицами 8.1, 8.4 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» срок устранения отсчитывается с момента окончания снегопада.

На основании изложенного, описание объекта закупки изложено заказчиком в нарушение пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе.

Следует отметить, что раздел 3 Технического задания ссылается на недействующую редакцию ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля.

 

2. Согласно части 20 статьи 22 Закона о контрактной системе методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК), цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

Как следует из пункта 2.1 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567 обоснование НМЦК заключается в выполнении расчета указанной цены с приложением справочной информации и документов либо с указанием реквизитов документов, на основании которых выполнен расчет.

Вместе с тем, в таблице расчета начальной (максимальной) цены контракта (Приложение № 2 к извещению о проведении запроса котировок) не содержатся сведения об источниках информации (конкретных реквизитов коммерческих предложений), а лишь указано на использование информации, полученной от трех хозяйствующих субъектов, то есть обоснование начальной (максимальной) цены контракта сформировано без учета положений Методических рекомендаций.

 

Комиссия антимонопольного органа отмечает, что в связи с допущенным нарушением в действиях виновных должностных лиц усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу Регионального экологического общественного фонда «Гражданин» на действия заказчика обоснованной в части отсутствия в извещении о проведении запроса котировок конкретизации противогололедных материалов, используемых при выполнении работ, в остальной части - необоснованной.

2. Признать в действиях заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 686-ж/2018

об устранении нарушений законодательства

Российской Федерации о контрактной системе

07 ноября 2018 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

<…>

-

начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

Членов Комиссии:

<…>

-

ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

<…>

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

на основании решения Челябинского УФАС России от 07.11.2018, вынесенного по итогам рассмотрения жалобы Регионального экологического общественного фонда «Гражданин» на действия заказчика при проведении запроса котировок на выполнение работ по очистке от снега и противогололедной подсыпке улично-дорожной сети Миньярского городского поселения (изв. № 0169300040018000023) (далее – аукцион), в целях устранения нарушений законодательства о контрактной системе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Администрации Миньярского городского поселения с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок (далее – единая информационная система) или получения* предписания не заключать контракт по итогам запроса котировок.

2. Котировочной комиссии в срок до 16.11.2018 принять решение об отмене протоколов, составленных в ходе проведения запроса котировок, и передать указанное решение Администрации Миньярского городского поселения для размещения в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru.

3. Администрации Миньярского городского поселения в срок до 23.11.2018:

3.1. разместить сведения о решении котировочной комиссии об отмене протоколов в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru;

3.2. принять решение об отмене запроса котировок и разместить сведения об указанном решении в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru;

3. Администрации Миньярского городского поселения в срок до 30.11.2018 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения настоящего предписания (в письме об исполнении предписания указывать номер дела), а именно копию решения об отмене запроса котировок, копию решения котировочной комиссии об отмене протоколов, составленных в ходе проведения запроса котировок, доказательства размещения сведений об указанном решении, а также решения заказчика об отмене запроса котировок в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru (информацию предоставить на электронном носителе (например, диск) для приобщения к материалам дела).

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Обжалование предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает его действие.

 

 

 

 

 

* Предписание подлежит исполнению с момента его получения в случае, если предписание получено заказчиком ранее размещения его в единой информационной системе, в остальных случаях, предписание должно быть исполнению с момента его размещения в единой информационной системе

Связанные организации

Связанные организации не указаны