Решение №ВЛ/13008/22 решение по делу № РНП-74-449/2022 от 20 октября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

9

 

решение по делу № РНП-74-449/2022

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 31» города Магнитогорска

455019, Челябинская область,

г. Магнитогорск,

ул. Рубинштейна, д. 2

 

Муниципальное учреждение дополнительного образования «СОШ № 62» города Магнитогорска

455049, Челябинская область,

г. Магнитогорск,

проспект Карла Маркса, 198/4

 

Индивидуальному предпринимателю «<…>»

 

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва,

набережная Тараса Шевченко, д. 23А,

25 этаж, помещение 1

 

Комиссии по осуществлению закупок

(извещение № 0369300255822000002)

 

РЕШЕНИЕ № 074/06/104-2886/2022

(№ РНП-74-449/2022)

об отказе во включении сведений в Реестр недобросовестных

поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 18 октября 2022 года

В полном объеме решение изготовлено 19 октября 2022 года

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия), в составе:

Председателя Комиссии:

Ливончик В.А.

-

заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

Фадеевой Н.В.

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

Черенковой Е.Б.

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

рассмотрев обращение Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 31» города Магнитогорска (далее – МОУ «СОШ № 31» г. Магнитогорска, заказчик) о включении Индивидуального предпринимателя «<…>» (далее – ИП «<…>», участник закупки, индивидуальный предприниматель, поставщик) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта на поставку светильников аварийного освещения № 039-22 от 29.07.2022, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на поставку светильников аварийного освещения (извещение № 0369300255822000002), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:

- представителя МОУ «СОШ № 31» г. Магнитогорска «<…>», действующего на основании доверенности № 68 от 13.10.2022;

- представителя ИП «<…>», действующего на основании доверенности № 4 от 31.05.2022;

- слушателя «<…>»;

- в отсутствие представителей Муниципального учреждения дополнительного образования «СОШ № 62» города Магнитогорска (организатор совместного аукциона), ходатайство о рассмотрении сведений о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в отсутствие представителей № б/н, б/д.

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России 12.10.2022 поступило обращение МОУ «СОШ № 31» г. Магнитогорска о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ИП «<…>» в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта на поставку светильников аварийного освещения № 039-22 от 29.07.2022, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на поставку светильников аварийного освещения (извещение №0369300255822000002) в порядке, определенном статьей 104 Закона о контрактной системе.

Согласно материалам дела МОУ «СОШ № 31» г. Магнитогорска объявлен аукцион путем размещения организатором совместного аукциона на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) 07.07.2022 в 15:31 извещения о проведении закупки.

Начальная (максимальная) цена контракта – 251 095, 05 рублей.

Протокол подачи ценовых предложений от 15.07.2022.

Снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 45,56 %.

Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по электронному аукциону № 0369300255822000002 от 19.07.2022.

Контракт № 039-22 на поставку светильников аварийного освещения заключен 29.07.2022.

Из обращения МОУ «СОШ № 31» г. Магнитогорска следует, что поставщиком поставлен товар, к которому у заказчика возникли претензии. Заказчиком составлен мотивированный отказ, в котором ИП «<…>» установлен срок для устранения недостатков - 5 дней. Так, по мнению заказчика, емкость аккумуляторной батареи не соответствовала спецификации, отсутствовал сертификат, перевод документов на русский язык. Замена товара на соответствующий в указанный заказчиком срок индивидуальным предпринимателем не осуществлена. МОУ «СОШ № 31» г. Магнитогорска принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно пояснениям представителя ИП «<…>» у поставщика возникли трудности с оплатой товара иностранному производителю, а также с доставкой товара из иностранного госуарства. По причине получения партии товара позже назначенного срока, а также «меньше монтажной нормы предприятия изготовителя», товар был упакован не в индивидуальную упаковку с переводом и техническими характеристиками, которым соответствует товар, а в общую упаковку, которая была у производителя, и доставлен по за истечением срока, определенного контрактом. В целях получения сертификата на товар было заказано проведение испытаний товара, протокол исследований по результатам которого получен 29.09.2022. Результаты исследований в оперативном режиме направлены на электронную почту заказчика.

 

Изучив представленные документы, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Согласно пункта 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Пунктом 2 статьи 450.1 ГК РФ предусмотрено, что в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.

Согласно пункту 1 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров.

Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 13 статьи 95 Закона о контрактной системе).

Согласно пункту 11 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе в реестр контрактов включается информация о расторжении контракта с указанием оснований его расторжения.

Частью 3 статьи 103 Закона о контрактной системе определено, что информация, указанная в пунктах 10, 11 и 13 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе, направляется в порядке, установленном в соответствии с частью 6 статьи 103 Закона о контрактной системе, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в течение пяти рабочих дней с даты соответственно исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта. При этом, что если в соответствии с Законом о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта подписано с использованием единой информационной системы, такой документ, а также информация, содержащаяся в нем и подлежащая включению в реестр контрактов, направляется с использованием единой информационной системы для включения в реестр контрактов в порядке, установленном в соответствии с частью 6 статьи 103 Закона о контрактной системе, не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем подписания решения.

Между МОУ «СОШ № 31» г. Магнитогорска и ИП «<…>» 29.07.2022 заключен контракт № 039-22 на поставку светильников аварийного освещения (далее - контракт).

Согласно пункту 1.1 контракта поставщик обязуется поставить светильники аварийного освещения (далее - товар), а заказчик обязуется принять и оплатить товар в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.

Цена контракта составляет 2 143,65 рублей (две тысячи сто сорок три рубля 65 копеек), НДС не облагается (пункт 2.1 контракта).

В силу пункта 3.1 контракта поставщик самостоятельно доставляет товар заказчику по адресу: 455019, Челябинская область, город Магнитогорск, улица Рубинштейна, дом 2 (место доставки товара), в срок с 05.08.2022 по 19.08.2022г. Поставщик не менее чем за 5 рабочих дней до осуществления поставки товара направляет в адрес заказчика уведомление о времени и дате доставки товара в место доставки. Вид транспорта и условия транспортировки – на усмотрение поставщика.

Порядок приемки товара установлен в пункте 3.1 контракта:

1) поставщик в срок 5 (пяти) рабочих дней с даты подписания заказчиком товарной накладной (универсального передаточного документа), формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика, и размещает в единой информационной системе документ о приемке, который должен содержать: - включенные в контракт в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе идентификационный код закупки, наименование, место нахождения заказчика, наименование объекта закупки, место поставки товара, информацию о поставщике, предусмотренную подпунктами "а", "г" и "е" части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, единицу измерения поставленного товара; - наименование поставленного товара; - наименование страны происхождения поставленного товара; - информацию о количестве поставленного товара; - стоимость исполненных поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, с указанием цены за единицу поставленного товара; - иную информацию с учетом требований, установленных в соответствии с частью 3 статьи 5 Закона о контрактной системе.

2) к документу о приемке, предусмотренному подпунктом 1 пункта 3.1 контракта, прилагаются следующие документы, являющиеся его неотъемлемой частью: - товарная накладная (универсальный передаточный документ), подписанная заказчиком; - товарно-транспортная накладная (или иной документ, подтверждающий факт доставки товара) подписанная заказчиком; - счет; - счет-фактура (в случае если поставщик является плательщиком НДС). При этом в случае, если информация, содержащаяся в прилагаемых документах, не соответствует информации, содержащейся в документе о приемке, приоритет имеет предусмотренная подпунктом 1 пункта 3.1 контракта информация, содержащаяся в документе о приемке. Отсутствие документов, указанных в подпункте 2 пункта 3.1 контракта, является основанием для мотивированного отказа заказчика от подписания документа о приемке.

3) документ о приемке, подписанный поставщиком, не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с подпунктом 1 пункта 3.1 контракта автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику документа о приемке, подписанного поставщиком, считается дата размещения в соответствии с настоящим подпунктом такого документа в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик.

4) в срок не позднее 5 (пяти) рабочих дней, следующих за днем поступления документа о приемке в соответствии с пунктом 3 пункта 3.1 контракта, заказчик осуществляет одно из следующих действий: - подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе документ о приемке; - формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа;

5) в случае создания в соответствии с частью 6 статьи 94 Закона о контрактной системе приемочной комиссии не позднее 10 (десяти рабочих дней), следующих за днем поступления заказчику документа о приемке в соответствии с пунктом 3 пункта 3.1 контракта:

- члены приемочной комиссии подписывают усиленными электронными подписями поступивший документ о приемке или формируют с использованием единой информационной системы, подписывают усиленными электронными подписями мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа. При этом, если приемочная комиссия включает членов, не являющихся работниками заказчика, допускается осуществлять подписание документа о приемке, составление мотивированного отказа от подписания документа о приемке, подписание такого отказа без использования усиленных электронных подписей и единой информационной системы;

- после подписания членами приемочной комиссии в соответствии с абзацем первым подпункта 5 пункта 3.1 контракта документа о приемке или мотивированного отказа от подписания документа о приемке заказчик подписывает документ о приемке или мотивированный отказ от подписания документа о приемке усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает их в единой информационной системе. Если члены приемочной комиссии в соответствии с абзацем первым подпункта 5 пункта 3.1 контракта не использовали усиленные электронные подписи и единую информационную систему, заказчик прилагает подписанные ими документы в форме электронных образов бумажных документов.

В соответствии с пунктом 3.5 контракта документ о приемке, мотивированный отказ от подписания документа о приемке не позднее одного часа с момента размещения в единой информационной системе в соответствии с контрактом направляются автоматически с использованием ЕИС поставщику. Датой поступления поставщику документа о приемке, мотивированного отказа от подписания документа о приемке считается дата размещения документа о приемке, мотивированного отказа в ЕИС в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик.

В случае получения мотивированного отказа от подписания документа о приемке поставщик вправе устранить причины, в течение 10 (десяти) дней, либо в срок, установленный в таком мотивированном отказе, и направить заказчику документ о приемке в порядке, предусмотренном разделом 3 контракта (пункт 3.6 контракта).

Согласно пункту 3.9 контракта оформление и обмен документами о приемке товара по контракту осуществляется в форме электронных документов, подписанных электронной подписью в ЕИС в сфере закупок в порядке, предусмотренном пунктом 5 части 13 Закона о контрактной системе и разделом 3 контракта.

В соответствии с пунктом 4.1 контракта поставщик обязан:

- поставить товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных контрактом и спецификацией (пункт 4.1.1 контракта);

- вместе с поставленным товаром предоставить заказчику в двух экземплярах на бумажном носителе товарную накладную (универсальный передаточный документ), товарно-транспортную накладную (или иной документ, подтверждающий факт доставки товара) (пункт 4.1.2 контракта);

- обеспечить соответствие поставляемого товара требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам), сертификации, лицензирования, установленным законодательством Российской Федерации и контрактом (пункт 4.1.8 контракта);

- предоставлять заказчику по его требованию документы, относящиеся к предмету контракта, а также своевременно предоставлять заказчику достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта (пункт 4.1.контракта).

В силу пункта 4.3.1 контракта заказчик обязуется принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика.

Согласно пункту 4.4.8 контракта заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Пунктом 12.1 контракта установлено, что контракт вступает в силу с момента его подписания обеими сторонами и действует по 28.09.2022 г. Окончание срока действия контракта не влечет прекращения неисполненных обязательств сторон по контракту, в том числе гарантийных обязательств поставщика.

Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном частями 9 - 23 статьи 95 Закона о контрактной системе (пункт 12.2 контракта).

В соответствии со спецификацией поставке подлежат светильники аварийного освещения в количестве 5 шт.

В материалах дела представлена переписка между МОУ «СОШ № 31» г. Магнитогорска и ИП Ходаковской О.С. по вопросам, касающимся исполнения контракта.

Согласно договору-заказу (экспедиторской расписке) ООО «КИТ.ТК» доставка груза получателю осуществлена 08.09.2022.

Согласно требованию об уплате неустоек (штрафов, пеней) № 17 от 14.09.2022 заказчик, сославшись на условия контракта в части срока поставки с 05.08.2022 по 19.08.2022, указал следующее. «При исполнении контракта поставщиком допущена просрочка исполнения своих обязательств. Товар поставлен заказчику 14.09.2022, что подтверждается товарной накладной № 52 от 08.09.2022. Просрочка исполнения поставщиком обязательств по контракту по состоянию на 14.09.2022 составила 26 дней». Расчет пени составил 17,65 рублей. Заказчик указал, что оплата поставленного товара за вычетом пени составит 2126,00 рублей.

Из содержания текста письма от 15.09.2022, составленного по электронной почте, следует, что МОУ «СОШ № 31» г. Магнитогорска уведомил поставщика об обнаруженных несоответствиях поставленного товара условиям контракта в части емкости аккумуляторной батареи, отсутствия сертификата и перевода. Заказчик попросил контрагента пояснить сложившуюся ситуацию.

В ответ на требование заказчика ИП Ходаковской О.С.в письме № 5 от 21.09.2022 выразил согласие на вычет суммы неустойки из суммы оплаты по контракту.

В мотивированном отказе от приемки товара от 21.09.2022 № 29 комиссия заказчика в составе 3 членов комиссии указала индивидуальному предпринимателю на выявленные факторы: отсутствие сертификата на поставленный товар; отсутствие паспорта на русском языке; несоответствующие спецификации технические характеристики (емкость аккумулятора 1000 mAh вместо заявленной 1200 mAh). МОУ «СОШ № 31» г. Магнитогорска потребовано в 5 (пяти) дневный срок с даты получения мотивированного отказа устранить недостатки или заменить товар на товар, соответствующий требованиям контракта.

Необходимо отметить, что факт направления мотивированного отказа заказчика поставщику, а также получение такого отказа последним в материалы дела МОУ «СОШ № 31» г. Магнитогорска не представлено. При этом, согласно сведениям, размещенным в ЕИС, файл «письмо о несоответствии поставленного товара» размещено в ЕИС как прикрепленный файл к решению об одностороннем отказе от исполнения контракта, а также 12.10.2022 во вкладке «Информация об исполнении (о расторжении) контракта» при размещении сведений о расторжении контракта.

Решение № 39 об одностороннем отказе Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 31» города Магнитогорска от исполнения контракта от 29.07.2022 № 039-22 принято заказчиком, а также сформировано с использованием единой информационной системы 28.09.2022.

Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта является 29.09.2022. Контракт расторгнут 10.10.2022, информация о расторжении контракта размещена заказчиком 12.10.2022.

Таким образом, заказчиком соблюден порядок расторжения контракта в связи с односторонним отказом от исполнения обязательств, предусмотренный Законом о контрактной системе.

Представитель МОУ «СОШ № 31» г. Магнитогорска на заседании Комиссии указал, что причиной принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта явилось несоответствие поставленного товара условиям заключенного контракта. Заказчик не смог соотнести указанную на иностранном языке информацию с условиями контракта.

Вместе с тем, необходимо отметить, что условие о наличии вместе с поставляемым товаром паспорта на русском языке в контракте отсутствует. Кроме того, пункт 4.1.8 контракта относительно «обеспечения соответствия поставляемого товара требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам), сертификации, лицензирования, установленным законодательством Российской Федерации и контрактом», по мнению Комиссии Челябинского УФАС России, указывает на неопределенность такого условия, поскольку контрактом не определены требованиям безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам), сертификации, лицензирования. А факт наличия в действующем законодательстве указанных требований представитель заказчика подтвердить не смог. Важно, что в утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.12.2021 № 2425 едином перечне продукции, подлежащей обязательной сертификации, и едином перечне продукции, подлежащей декларированию соответствия светильники аварийного освещения отсутствуют.

Комиссия Челябинского УФАС России считает необходимым отметить, что подпунктом «а» пункта 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе установлена обязанность заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе и (или) поставляемому товару.

Подпунктом «б» пункта 15 порядка рассмотрения обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 определено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом «а» пункта 13 настоящих Правил заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.

Кроме того, исходя из содержания части 3 статьи 307 Гражданского кодекса РФ, при установлении, исполнении обязательства и после его прекращения стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию.

Комиссия антимонопольного органа отмечает, что в рассматриваемом случае, обстоятельства свидетельствуют об отсутствии должного взаимодействия сторон в рамках исполнения контракта, тогда как взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении, изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта, включено в исполнение контракта в силу положений части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе.

При этом, Челябинское УФАС России обращает внимание, что согласно положениям гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Предпринимательские риски, в силу действующего законодательства несет хозяйствующий субъект, принявший решение об участии в закупке и снижении начальной (максимальной) цены контракта.

Так, принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных нужд и подавая соответствующую заявку, индивидуальный предприниматель несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта им как лицом, признанным победителем закупки (поставщиком).

Действуя в рамках заключения и исполнения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически-значимые цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.

Антимонопольный орган обращает внимание, что, подавая заявку, участник закупки выразил согласие на поставку товара на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, снизил цену контракта (на 45,56 %).

Действия ИП «<…>» явились причиной нарушения публичных интересов, поскольку потребность МОУ «СОШ № 31» г. Магнитогорска в светильниках аварийного освещения не удовлетворена.

Принимая во внимание, что в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включается информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, а в рассматриваемом случае факт существенности нарушения поставщиком условий контракта не подтвержден, Комиссия Челябинского УФАС России считает в данной ситуации объективным не принимать решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ИП «<…>»

 

При проведении внеплановой проверки в действиях Заказчика антимонопольным органом выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе.

 

В силу пункта 4 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе).

Статьей 49 Закона о контрактной системе регламентировано проведение электронного аукциона, в том числе порядок рассмотрения заявок на участие в закупке, формирования протокола.

Так, члены комиссии по осуществлению закупок не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе (подпункт «а» пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе).

На основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом «а» пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку, и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер (подпункт «б» пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе).

Согласно извещению о проведении электронного аукциона для закупки №0369300255822000002 объектом закупки является поставка светильников аварийного освещения.

В извещении о закупке установлены ограничения допуска и условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878, Приказом Минфина России от 04.06.2018 № 126н.

Согласно пункту 3 Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подана 1 (или более) удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки заявка, содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, страной происхождения которой являются только государства - члены Евразийского экономического союза.

Подтверждением страны происхождения радиоэлектронной продукции является одно из следующих условий:

а) наличие сведений о такой продукции в едином реестре российской радиоэлектронной продукции (далее – реестре) и соответствие информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации требованиям, установленным для целей осуществления закупок постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации» (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) соответствующих операций (условий);

б) наличие сведений о такой продукции в евразийском реестре промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, правила формирования и ведения которого устанавливаются правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров), и соответствие информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории государства - члена Евразийского экономического союза требованиям, установленным решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. № 105 «Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок» (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) соответствующих операций (условий);

в) наличие сертификата о происхождении товара, выдаваемого уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами (далее - сертификат по форме СТ-1).

В соответствии с пунктом 3 (1) Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 для подтверждения соответствия радиоэлектронной продукции условиям, предусмотренным подпунктами «а» - «в» пункта 3 Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 № 878, участник закупки в составе заявки на участие в закупке представляет следующие документы и (или) информацию соответственно:

- номер реестровой записи из реестра, а также информация о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если такое предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации» (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) соответствующих операций (условий);

- номер реестровой записи из евразийского реестра промышленных товаров, а также информация о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории государства - члена Евразийского экономического союза, если такое предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. № 105 «Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок» (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) соответствующих операций (условий);

- копия сертификата по форме СТ-1.

Как следует из представленных информации и документов, по результатам рассмотрения заявок на участие в закупке комиссией по осуществлению закупок принято решение о соответствии извещению об осуществлении закупки 8 заявок на участие в закупке. При этом три из них содержали предложение о поставке товара, страной происхождения которого является Российская Федерация, и в составе одной заявки (идентификационный номер 112272186) присутствует номер реестровой записи из реестра (3519\22\2021). Указанное обстоятельство свидетельствует об обязанности комиссии по осуществлению закупок при рассмотрении заявок применить пункт 3 Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 и отклонить все заявки, содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.

Однако в протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по электронному аукциону № 0369300255822000002 от 19.07.2022 указано, что комиссией по осуществлению закупок принято решение о соответствии требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки заявок всех участников электронного аукциона, а также победителем электронного аукциона признан участник закупки с идентификационным номером заявки 112274535 (ИП «<…>»), предложивший к поставке товар, страной происхождения которого является Китай.

Принимая во внимание, что заявка участника закупки с идентификационным номером 112274535 содержала предложение о поставке товара, страной происхождения которого является иностранное государство, действия комиссии по осуществлению закупок в части признания заявок участников электронного аукциона, содержащих предложение о поставке товара страной происхождения которого является иностранное государство, соответствующими требованиям извещения о закупке являются нарушением пункта 4 части 12 статьи 48, подпункта «а» пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе, пункта 3 Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 № 878. А также действия комиссии по осуществлению закупок в части признания победителем электронного аукциона участника закупки с идентификационным номером заявки 112274535 являются нарушением пункта 4 части 12 статьи 48, подпункта «б» пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.

Действия членов комиссии по осуществлению закупок могут быть квалифицированы по главе 7 КоАП РФ.

Принимая во внимание, что контракт по результатам рассматриваемой закупки заключен, предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдается.

 

На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь пунктом 5 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»,

РЕШИЛА:

 

1. Сведения, представленные Муниципальным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа № 31» города Магнитогорска об ИП «<…>» (ИНН «<…>»), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.

2. По результатам проведенной внеплановой проверки признать в действиях комиссии по осуществлению закупок нарушение пункта 4 части 12 статьи 48, подпунктов «а», «б» пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе, пункта 3 Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 № 878.

3. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии В.А. Ливончик

 

Члены Комиссии Н.В. Фадеева

 

Е.Б. Черенкова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2022-14054

 

 

Связанные организации

ООО «РТС-тендер»
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
МОУ "СОШ № 31" г. Магнитогорска
ИНН 7445016248, ОГРН 1027402171697
ИП Ходаковская Ольга Семеновна
ИНН 662502809065, ОГРН 321665800077180