Решение б/н Решение по делу № 69-08/2015 в отношении ООО «Эльдорадо» от 25 января 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

15 декабря  2015 года                                                                        г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

 

Председатель Комиссии:               <…> – заместитель  

                                                              руководителя Управления -  

                                                         начальник отдела контроля за рекламой и

                                                         недобросовестной конкуренцией;                                                                                                     

 

члены Комиссии:                             <…>, главный специалист-эксперт 

                                                         отдела контроля за рекламой и

                                                         недобросовестной конкуренцией;

                                                        <…> , специалист-эксперт 

                                                         отдела контроля за рекламой и

                                                         недобросовестной конкуренцией,                                                     

рассмотрев дело № 69-08/2015, возбужденное по признакам нарушения пунктов 2 и 4 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» по факту размещении рекламы ООО «Эльдорадо» о предоставлении рассрочки без переплат,

         в присутствии:

          заявителя <…>, надлежащим образом извещенной о месте и времени рассмотрения дела,

          представителя общества с ограниченной ответственностью «Эльдорадо» (далее – ООО «Эльдорадо»),  <…> по доверенности  № 18219/20/ЮР от 03.03.2014,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступило заявление <…> о том, что в городе Челябинске 07 июля 2015 года в торговом зале магазина № 34 ООО «Эльдорадо» распространялась реклама, содержащая не соответствующие действительности сведения о предоставлении рассрочки без переплат  при покупке товара.

Из заявления следует, что <…> воспользовалась рекламным предложением и приобрела товар: вертикальную вытяжку и пылесос посредством оформления в указанном магазине банковского кредита с ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» (далее  также ООО «ХКФ Банк», Банк), переплата по которому составила более 6 000 рублей, что подтверждается кассовым чеком на покупку товаров, кредитным договором и графиком погашения платежей. По мнению заявителя, в рекламе указывалась информация о рассрочке, а фактически оформлялся кредит с банковской организацией. При указании  в рекламе сведений о продаже товаров в кредит она не приобрела бы товар на таких условиях.

Челябинским УФАС России в отношении ООО «Эльдорадо» возбуждено дело по признакам нарушения  пунктов 2 и 4 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

ООО «Эльдорадо» представило объяснения, в которых указало следующее.

В период с 04.06.2015 по 23.07.2015 во всех магазинах ООО «Эльдорадо»  проходила  кредитная акция «Рассрочка 0-0-24 с ХКФБ» в рамках которой покупатели имели возможность приобрести товар, оформив потребительский кредит на его стоимость в ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк». При этом в рамках акции использовались различные кредитные программы, сроком кредитования 6, 12, 24 месяца и разными процентными ставками. ООО «Эльдорадо» предоставляло покупателям скидку на товар в размере процентов, подлежащих выплате банку за предоставление кредита, в связи с чем, полная сумма, подлежащая выплате банку, не превышала первоначальную стоимость товара до скидки. 

Реклама данной акции распространялась на рекламных конструкциях и с использованием листовок в магазинах ООО «Эльдорадо» в городе Челябинске.  В рекламных материалах применялся термин «рассрочка», но при этом указывалось, что рассрочка предоставляется посредством оформления кредита, а также то, что торговая организация предоставляет скидку на товар, в связи с чем, сумма, подлежащая выплате банку, не превышает первоначальную стоимость товара, при условии, если не приобретаются дополнительные услуги банка. В торговом зале магазина, на который указывает в заявлении гр. <…>, распространялась реклама в формате А4 с текстом следующего содержания:  «Рассрочка 0-0-24…Рассрочка предоставляется посредством оформления кредита. Кредитное предложение действует с 11.06.2015 по 22.07.2015 включительно. Кредит предоставляется ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк»… Первоначальный взнос 0%...Срок кредита 24 месяца. Процентная ставка 16, 23 %. Торговая организация предоставляет скидку на товар, в связи с чем, сумма, подлежащая выплате Банку, не превышает стоимость товара и при условии, что дополнительные услуги банка не приобретаются…».

То обстоятельство, что использованный в рекламе термин «рассрочка» не соотносится с положениями статьи 489 Гражданского Кодекса Российской Федерации, не свидетельствует о том, что данная реклама является недостоверной, так как в рекламном предложении речь идет об оформлении потребительского кредита в банке, а к таким правоотношениям указанная норма не применима, поскольку регулирует оплату товара в рассрочку исключительно между покупателем и продавцом без участия третьих лиц.

<…> 07.07.2015 в магазине ООО «Эльдорадо», расположенном по адресу: г. Челябинск, ул. Сталеваров, д. 5 согласно кассовому чеку от 07.07.2015 приобретены: набор фильтров, гофротруба, шампунь, фильтр для вытяжки, вытяжка, страховка «Экспресс-сервис», набор фильтров, моющий пылесос. Первоначальная стоимость товаров до скидки составляла 40 300, 0 рублей. На каждый товар в чеке ООО «Эльдорадо» предоставило скидку, общая сумма скидки составила 6049, 0 рублей. С учетом предоставленной скидки покупательница приобрела товар за 34 251, 0 рублей  оформив кредитный договор с ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк».

ООО «Эльдорадо» считает, что <…> при заключении кредитного договора в рамках указанной акции воспользовалась не рекламируемой в торговом зале кредитной программой со сроком кредита на 24 месяца, а иной в рамках этой же акции кредитной программой со сроком 12 месяцев, размер процентной ставки по которой составлял 31, 15 %. При этом условия кредитной акции были выполнены, так как выплата банку не превысила первоначальную стоимость приобретенного <…>  товара до предоставленной торговой организацией скидки.  ООО «Эльдорадо» полагает, что присутствующие в рекламе сведения соответствуют действительности и отсутствует нарушение рекламного законодательства.

Рассмотрение заявления и материалов приводит к следующим выводам.

В городе Челябинске по ул. Сталеваров, д. 5 расположен магазин № 34 ООО «Эльдорадо».

Указанное торговое помещение согласно дополнительному соглашению от 01.04.2014 к  договору аренды торговых помещений № 237-07 от 01 ноября 2007 года, заключенному между ОАО «УралНИИстромпроект» и  ООО «Эльдорадо»,  арендует ООО «Эльдорадо»  в целях организации магазина розничной торговли аудио-, видео- и бытовой техникой, сопутствующими товарами, размещения организаций потребительского кредитования, банкоматов и аппаратов экспресс-питания.

В соответствии с распоряжением вице-президента ООО «Эльдорадо» № Р-852/2015 «О запуске кредитной акции Рассрочка 0-0-24 с ХКФБ»  в период с 04 июня по 23 июля 2015 года во всех магазинах введена в действие кредитная акция «Рассрочка 0-0-24 ХКФБ».

В силу договора № АП 240/1 от 31 октября 2007 года, заключенного между ООО «Эльдорадо» и ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк», Банк предоставляет  покупателям «Заемщикам» целевые кредиты для приобретения  товаров в торговой организации. В соответствии с дополнительным соглашением № 244 к договору № АП 240/1 от 31 октября 2007 года в период с 04.06.2015 по 23.07.2015 проводится маркетинговая акция «0-0-24 Вариант_бытовая», в ходе которой каждому из покупателей, в том числе приобретающим товары с использованием кредитов по маркетинговой акции, торговая организация  по собственному усмотрению может предоставить скидку в процентном отношении от цены товара.

В магазине № 34 ООО «Эльдорадо» по адресу: г. Челябинск, ул. Сталеваров, д. 5 07 июля 2015 года распространялась реклама, содержащая сведения: «С 11 июня по 22 июля. Рассрочка без переплат. 0%, 0 рублей переплат, 24 месяца х 2 срок продлен…».

Факт распространения рекламы подтверждается фотоматериалами, представленными заявителем и не оспаривается ООО «Эльдорадо». 

ООО «Эльдорадо» в материалы дела также представило копию рекламного материала в формате А4, который распространялся в торговом зале магазина № 34 ООО «Эльдорадо» по адресу: г. Челябинск, ул. Сталеваров, д. 5.

В рекламе присутствуют сведения об услуге – «Рассрочка». Данная информация выполнена крупным размером шрифта, первоначально в рекламе воспринимается именно данный текст (Рассрочка…0%, 0 рублей переплат…), соответственно такая информация является наиболее привлекательной для потребителей.  При этом в рекламе присутствуют и  иные сведения, выполненные в нижней части рекламного поля гораздо более мелким размером шрифта, в частности «…рассрочка предоставляется посредством оформления кредита. Кредит предоставляется ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк».

Из материалов дела следует, что ООО «Эльдорадо» самостоятельно не предоставляет покупателям рассрочку платежа, а заключило договор о предоставлении кредитов частным лицам - своим клиентам с ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк».

Таким образом, покупатель, воспользовавшийся рекламной информацией о предоставлении рассрочки, принимающий решение о приобретении в магазинах ООО «Эльдорадо» товара, оформляет кредитный договор, становясь при этом заемщиком ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк».

Правовое регулирование обязательств по договору купли-продажи осуществляется нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), в частности главой 30 ГК РФ.

Частью 1 статьи 454 ГК РФ установлено, что  по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).            

Согласно части 1 статьи 489 ГК РФ договором о продаже товара в кредит может быть предусмотрена оплата товара в рассрочку.  К договору о продаже товара в кредит с условием о рассрочке платежа применяются правила, предусмотренные пунктами 2, 4 и 5 статьи 488 настоящего Кодекса.

В силу положений части 3 статьи 500 ГК РФ по договору розничной купли-продажи оплата может производится в кредит, в том числе с условием оплаты покупаемых товаров в рассрочку.

В данном случае, гр. Маркиной Т.А. кредит в виде рассрочки со стороны ООО «Эльдорадо» не предоставлялся.

В сфере банковских отношений правовое регулирование обязательств по кредиту предусмотрено нормами параграфа 2 главы 42 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Из части 1 статьи 819 ГК РФ следует, что по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

Таким образом, к отношениям купли-продажи применяется условие об оплате товара с предоставлением кредита в виде рассрочки, но такие правовые отношения в силу ГК РФ возникают между продавцом и покупателем товара.

Действующее законодательство предусматривает предоставление кредита в виде рассрочки при возникновении  отношений между организацией – продавцом и физическим  лицом.

К отношениям, возникающим между физическим лицом и кредитной организацией  данное положение не применяется, поскольку природа таких договоров различна.

Как установлено материалами дела <…> заключен кредитный договор № № 2219795348 от 07.07.2015. По условиям данного договора ей предоставлен кредит  на сумму 34 251 рубль с условием выплаты  денежных средств по процентной ставке за 12 месяцев в размере  31,15 %  годовых.

Фактически потребителю был предоставлен именно банковский кредит и кредитные обязательства возникли у него перед третьим лицом – банком.

Присутствующие в рекламе сведения «Рассрочка» могут восприниматься потребителями как приобретение товара на условиях его оплаты частями без уплаты процентов продавцу товара. Однако фактически предоставляется финансовая услуга - банковский кредит и договорные отношения   по возврату денежных средств с условием выплаты процентов возникают с кредитной организацией, а не с организацией, реализующей товар.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара (услуги), в том числе о его природе.

Как указывалось выше, природа договоров купли-продажи, включающая продажу с предоставлением кредита в виде рассрочки,  и кредитных договоров, заключаемых с финансовой организацией, различна.

Указанная в рекламе информация «рассрочка» не соответствует природе предоставляемой потребителям услуги при покупке бытовой технике в магазине «Эльдорадо», то есть содержит не соответствующие действительности сведения о характеристике данной услуги.

При условии, что фактически при покупке бытовой техники в магазине «Эльдорадо»  потребителям предоставляется кредит третьим лицом (банком) для оплаты купленного товара, в рекламе должны быть указаны сведения о фактически предоставляемой услуге (кредит).

Как следует из пояснений <…> при восприятии рекламы она воспользовалась именно данной информацией (т.е. «рассрочка»), однако в результате для оплаты приобретенного товара с ней был заключен кредитный договор.

Предоставление кредита финансовой организацией – банком подтверждают и изложенные в рекламе дополнительные сведения «Кредит предоставляется ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк».

Таким образом, при предоставлении финансовой организацией физическому лицу денежных средств для оплаты приобретаемого им товара по договору купли-продажи заключается кредитный договор. Предоставление кредита в виде рассрочки при покупке товаров в магазине «Эльдорадо» как продавцом бытовой техники, так и кредитной организацией не осуществляется.

Присутствующие в рекламе  сведения «рассрочка»  рассматриваются Комиссией как не соответствующие действительности, а реклама является недостоверной, нарушающей пункт 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

По изложенным основаниям не принимаются доводы ООО «Эльдорадо» о том, что в рекламе содержатся сведения исключительно об оформлении потребительского кредита в банке. Указание данных сведений не свидетельствует, что информация  «Рассрочка» соответствует природе заключаемого договора с финансовой организацией при покупке товара  в магазинах «Эльдорадо».

 В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения  о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

Доказательств, указывающих на то, что присутствующие в рекламе сведения  об условиях приобретения товара, а именно: «Торговая организация предоставляет скидку на товар, в связи с чем, сумма, подлежащая выплате Банку, не превышает стоимость товара и при условии, что дополнительные услуги банка не приобретаются» не соответствуют действительности при рассмотрении дела антимонопольным органом не получено. Не получено также материалов о различной стоимости товаров, реализуемых ООО «Эльдорадо» в зависимости от условий приобретаемой потребителем бытовой техники.

Так, согласно товарному чеку № 1256623 от 06.07.2015 и кредитному договору № 2219795348 от 07.07.2015, заключенному между ООО «ХКФ Банк» и Маркиной Т.А., сумма кредита после предоставления торговой организацией скидки в размере 6 049 рублей составила 34 251 рубль.  По условиям договора процентная ставка по кредиту указана 31,15 %  и в соответствии с графиком погашения платежей сумма платежа по кредитному договору составляет 40 633, 12 рублей. Кроме того, при оформлении кредита в банке  <…> подключила платную услугу «СМС пакет» стоимость 29 рублей в месяц на 12 месяцев, что составляет 348 рублей.

С учетом изложенного, нарушение пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не находит документального подтверждения.

Частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» предусмотрена ответственность рекламодателя за нарушение требований пункта 2 части 3 статьи 5 Закона РФ «О рекламе».

Согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержания рекламы лицо, рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Исходя из понятия рекламодателя, изложенного в статье 3 Федерального закона «О рекламе», рекламодатель - это по сути, заказчик рекламы, то есть то лицо, в чьих интересах осуществляется распространение и размещение рекламы. Соответственно, таким лицом могут выступать изготовитель, продавец, фирма, оказывающая услуги, государственный или общественный орган, частное лицо и так далее

Рекламодателем рекламы следует признать ООО «Эльдорадо», как продавца товаров в магазине № 34  в городе Челябинске (ул. Сталеваров, д. 5), в том числе реализующего его с условием предоставления банком кредита для оплаты покупателем приобретаемого им товара.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Федерального закона «О рекламе»  антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Поскольку срок акции истек 23 июля 2015 года и распространение рекламы прекращено, что подтверждается объяснениями ООО «Эльдорадо» и представленными материалами, необходимость в выдаче предписания отсутствует.

Руководствуясь  частью  2  пункта  1  статьи  33,  частью  1  статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42  Правил рассмотрения   антимонопольным   органом  дел,  возбужденных  по  признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу ООО «Эльдорадо»,  в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения «Рассрочка», распространявшуюся 07 июля 2015 года в торговом зале магазина № 34 по адресу: г. Челябинск, ул. Сталеваров, д. 5, поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Челябинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении  ООО «Эльдорадо»  и его должностного лица.

Решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны