Решение б/н Решение по делу № 69-2014 в отношении индивидуального предпр... от 23 июля 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

23 июня 2014 года г. Челябинск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

 

председатель Комиссии:

Л.Н. Галичина – заместитель руководителя - начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией;

члены Комиссии:

Н.В. Соболь – ведущий специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией,

И.П. Баранова – ведущий специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией,

рассмотрев дело № 69-2014, возбужденное по признакам нарушения требований пункта 4 части 5 статьи 5, пункта 6 части 5 статьи 5, статьи 16, части 8 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» по факту размещения в газете «Троицкий вестник» рекламы препаратов, не являющихся лекарственными средствами с указанием на их лечебные свойства, рекламы медицинской услуги по приему врача терапевта-эндокринолога и отсутствия сопроводительной надписи «реклама» на первой полосе указанной газеты при размещении на ней рекламы, в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, ИП <...>, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела и заявившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России поступило заявление ООО «Редакция газеты «Вперед» о размещении в 2014 году в газете «Троицкий вестник» рекламы масла «Сибирское», бальзама «Егерь», эликсиров «Медвед», «Гепар ПРО+», «Сустав», «Кардио», «Имунно», «Грация», «Детокс», «Авапарин», а также растирок для наружного применения «Медвед», «Серебрянный», «БиоГель», сока «Ксанго» и коктейля «Монави», не являющихся лекарственными средствами с указанием на их лечебные свойства, рекламы медицинской услуги по приему врача-терапевта, а также об отсутствии сопроводительной надписи «реклама» на первой полосе указанной газеты при размещении на ней рекламы, что противоречит рекламному законодательству.

В своих объяснениях учредитель и издатель газеты «Троицкий вестник», ИП <...> указал, что признает нарушение рекламного законодательства. Также пояснил, что рекламодателями сока «Ксанго», коктейля «Монави» являются физические лица, которые представили готовый макет рекламы и оплатили её размещение в газете наличными денежными средствами. Контактные данные этих лиц у него отсутствуют. Указал, что рекламодателем рекламы масла «Сибирское», бальзама «Егерь», эликсиров «Медвед», «Гепар ПРО+», «Сустав», «Кардио», «Имунно», «Грация», «Детокс», «Авапарин», а также растирок для наружного применения «Медвед», «Серебрянный», «БиоГель» является ИП <...>, а рекламодателем рекламы медицинских услуг по приему врача терапевта-эндокринолога –<...>.

Рассмотрев заявление и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.

1. В газете «Троицкий вестник» № 11 (360) от 28 марта 2014 года на странице 4 размещена рекламная статья под заголовком «Азбука здоровья», в которой присутствуют сведения о бальзаме «Егерь», эликсирах «Медвед», «Гепар ПРО+», «Сустав», «Кардио», «Имунно», «Грация», «Детокс», «Авапарин», а также растирках для наружного применения «Медвед», «Серебрянный», «БиоГель». Указано, что данные препараты эффективны при лечении и профилактике сердечнососудистых заболеваний, таких как: сердечных приступов, аритмии, ишемии, стенокардии или «Грудной жабе», атеросклерозе, гипертонии, постинсультных состояниях, варикозной болезни и тромбофлебитов, а также при лечении заболеваний опорно-двигательной системы: артрозе, артрите, остеохондрозе, ревматизме, неврите, пяточной шпоре, вывихах и радикулите и заболеваний мочевыделительной и половой систем: простатите, аденоме, импотенции, фригидности и многих других заболеваниях.

Присутствующие в рекламе медицинские термины: лечение, профилактика, а также широкий перечень заболеваний указывают на лечебные свойства бальзама «Егерь», эликсиров «Медвед», «Гепар ПРО+», «Сустав», «Кардио», «Имунно», «Грация», «Детокс», «Авапарин», а также растирок для наружного применения «Медвед», «Серебрянный», «БиоГель», то есть положительное влияние на течение болезни.

Вместе с тем, перечисленные в рекламе бальзамы, эликсиры и растирки не зарегистрированы в качестве лекарственных средств, так как в Государственном реестре лекарственных средств, размещенном на Интернет-сайте www.grls.rosminzdrav.ru, сведения об этом отсутствуют. Следовательно, рекламируемые препараты не являются лекарственными средствами.

В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течении болезни, объекта рекламирования за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.

С учетом изложенного, указание в рекламе бальзама «Егерь», эликсиров «Медвед», «Гепар ПРО+», «Сустав», «Кардио», «Имунно», «Грация», «Детокс», «Авапарин», а также растирок для наружного применения «Медвед», «Серебрянный», «БиоГель», которые не являются лекарственными средствами, на их лечебные свойства противоречит требованиям пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

2. В другом номере этой же газеты № 13 (362) от 11 апреля 2014 года на странице 2 размещена статья под тем же заголовком с рекламой масла «Сибирское», а также бальзама «Егерь», эликсиров «Медвед», «Гепар ПРО+», «Сустав», «Кардио», «Имунно», «Грация», «Детокс», «Авапарин», а также растирок для наружного применения «Медвед», «Серебрянный», «БиоГель», в которой присутствуют следующие сведения: «Как удалось воссоздать рецептуру масла «Сибирского»… мы обратились к доктору медицинских наук С.Н. Лазареву… в основе метода лежат широко используемые Сибиряками методики лечения…все зависит от стадии заболевания…при хронических заболеваниях…100 % натуральные комплексы: масла «Сибирское», бальзам «Егерь», эликсиров «Медвед», «Гепар ПРО+», «Сустав», «Кардио», «Имунно», «Грация», «Детокс», «Авапарин», а также растирок для наружного применения «Медвед», «Серебрянный», «БиоГель»… при язве желудка и двенадцатиперстной кишки, кишечных расстройствах, болезнях печени, геморрое, запорах, гнойно-инфекционных ранах. У больных наблюдается быстрое восстановление при ожогах, переломах, вывихах, ушибах, растяжениях, ревматизме, радикулите, остеохондрозе, головной боли, мигрени и головокружении…»

Присутствующие в рекламе медицинские термины: хронические, комплексы, лекарство, а также широкий перечень заболеваний указывают на лечебные свойства масла «Сибирское», бальзама «Егерь», эликсиров «Медвед», «Гепар ПРО+», «Сустав», «Кардио», «Имунно», «Грация», «Детокс», «Авапарин», а также растирок для наружного применения «Медвед», «Серебрянный», «БиоГель», то есть положительное влияние на течение болезни.

Вместе с тем, перечисленные в рекламе масло, бальзамы, эликсиры и растирки не зарегистрированы в качестве лекарственных средств, так как в Государственном реестре лекарственных средств, размещенном на Интернет-сайте www.grls.rosminzdrav.ru сведения об этом отсутствуют. Следовательно, рекламируемые препараты не являются лекарственными средствами.

Использование в рекламе масла «Сибирское», бальзама «Егерь», эликсиров «Медвед», «Гепар ПРО+», «Сустав», «Кардио», «Имунно», «Грация», «Детокс», «Авапарин», а также растирок для наружного применения «Медвед», «Серебрянный», «БиоГель» медицинских терминов и названий заболеваний создает впечатление о том, что указанный продукт обладает лечебными свойствами, что противоречит пункту 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускается использование образов медицинских и фармацевтических работников, за исключением такого использования в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены, в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники, в рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, в рекламе, размещенной в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников;

Реклама содержит изображение врача и интервью с профессором С.Н. Лазаревым, что свидетельствует об использовании визуального и текстового образа врача в рекламе указанных препаратов и признаках нарушения пункта 4 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

3. В газете «Троицкий вестник» № 7 (365) от 28 февраля 2014 года размещена реклама сока «Ксанго», в которой присутствуют сведения: «…витаминный комплекс с лечебными свойствами!..».

В рекламе указано на лечебные свойства сока «Ксанго», который не является лекарственным средством, что противоречит пункту 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

4. В газете «Троицкий вестник» № 12 (361) от 4 апреля 2014 года размещена реклама коктейля MonaVie (Монави), в которой присутствуют сведения: «Тщательно сбалансированный коктейль из 19 замечательных плодов, каждый из которых специально отобран за свои лечебные свойства. Укрепляет иммунную систему…нормализует кровяное давление, регулирует избыточный вес…».

Указание в рекламе коктейля MonaVie, который не является лекарственным средством, на его лечебные свойства противоречит пункту 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

5. В газете «Троицкий вестник» № 7 (365) от 28 февраля 2014 года и № 12 (361) от 4 апреля 2014 года размещена реклама о приеме врача терапевта-эндокринолога, в которой присутствуют сведения: «Консультативный прием врача терапевта- эндокринолога 1 категории Артамоновой Татьяны Евгеньевны…».

Согласно Номенклатуре медицинских услуг, утвержденной приказом Минздавсоцразвития РФ от 27.12.2011 № 1664н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг» прием (осмотр, консультация) врача-терапевта, врача-эндокринолога является медицинской услугой.

В соответствии с частью 8 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» (в редакции Федеральных законов от 23.07.2013 N 200-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ) реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.

С учетом изложенного, реклама медицинской услуги по приему врача терапевта-эндокринолога, размещенная в периодическом печатном издании газете «Троицкий вестник» противоречит части 8 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».

6. В указанных номерах газеты «Троицкий вестник» на первой и второй полосе размещается реклама разных фирм и организаций, которая не сопровождается пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы».

Согласно статье 16 Федерального закона «О рекламе» размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы».

Газета «Троицкий вестник» не специализируется на сообщениях и материалах рекламного характера, а зарегистрировано как информационное издание, что подтверждается сведениями, размещенными на сайте Управления Роскомнадзора по Челябинской области www.rkn.gov.ru в реестре зарегистрированных СМИ, в связи с чем отсутствие на первой и второй полосе пометки «реклама или «на правах рекламы» при размещении на нах рекламы противоречит статье 16 Федерального закона «О рекламе».

Частями 6, 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» (в редакции от 28.12.2013 № 416-ФЗ) установлено, что за нарушение требований пункта 6 части 5 статьи 5, части 8 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» ответственность несет рекламодатель и рекламораспространитель, за нарушение пункта 4 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» предусмотрена ответственность рекламодателя, а за нарушение статьи 16 Федерального закона «О рекламе» - рекламораспространителя.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, рекламораспространитель — это лицо, осуществляющее распространение любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Рекламодателем рекламы масла «Сибирское», бальзама «Егерь», эликсиров «Медвед», «Гепар ПРО+», «Сустав», «Кардио», «Имунно», «Грация», «Детокс», «Авапарин», а также растирок для наружного применения «Медвед», «Серебрянный», «БиоГель» является ИП <...>, а рекламодателем рекламы медицинских услуг по приему врача терапевта-эндокринолога – <...>..

Рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ИП <...> как лицо осуществившее размещение рекламы в газете «Троицкий вестник».

Руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей, размещенную в газете «Троицкий вестник»:

в № 11 (360) от 28 марта 2014 года рекламу бальзама «Егерь», эликсиров «Медвед», «Гепар ПРО+», «Сустав», «Кардио», «Имунно», «Грация», «Детокс», «Авапарин», а также растирок для наружного применения «Медвед», «Серебрянный», «БиоГель», не являющихся лекарственными средствами, с указанием на их лечебные свойства, что противоречит требованиям пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»,

в № 13 (362) от 11 апреля 2014 года рекламу масла «Сибирское», бальзама «Егерь», эликсиров «Медвед», «Гепар ПРО+», «Сустав», «Кардио», «Имунно», «Грация», «Детокс», «Авапарин», а также растирок для наружного применения «Медвед», «Серебрянный», «БиоГель» не являющихся лекарственными средствами, с указанием на их лечебные свойства, что нарушает пункт 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» и которая содержит изображение врача и интервью с профессором С.Н. Лазаревым с нарушением пункта 4 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»,

в № 7 (365) от 28 февраля 2014 года рекламу сока «Ксанго», который не является лекарственным средством, с указанием на его лечебные свойства, что противоречит пункту 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»,

в № 12 (361) от 4 апреля 2014 года рекламу коктейля MonaVie (Монави), не являющегося лекарственным средством, с указанием на его лечебные свойства, что нарушает пункт 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»,

в № 7 (365) от 28 февраля 2014 года и № 12 (361) от 4 апреля 2014 года рекламу медицинских услуг по приему врача терапевта-эндокринолога, поскольку в ней нарушены требования части 8 статьи 24 Федерального закона «О рекламе»,

и в которой отсутствуют на первой и второй полосе пометки «реклама или «на правах рекламы», поскольку в ней нарушены требования статьи 16 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать ИП <...> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ИП <...>, ИП <...>, <...>.

Решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение изготовлено в полном объеме 26 июня 2014 года.

 

Председатель Комиссии

Л.Н.Галичина

Члены Комиссии

Н.В. Соболь

И.П. Баранова

Связанные организации

Связанные организации не указаны