Решение №ВЛ/4781/22 Р Е Ш Е Н И Е по делу № 074/06/105-1020/2022 (185-ж/2022) от 26 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

5

 

 

 

Федеральное казенное учреждение "Управление федеральных автомобильных дорог "Южный Урал" Федерального дорожного агентства"

 

454080, г. Челябинск, Свердловский проспект, 56

 

АО «ЕЭТП»

 

115114, г. Москва, ул. Кожевническая,

д. 14, стр. 5

 

ООО «СВЕТОСЕРВИС - САНКТ-ПЕТЕРБУРГ»

 

195112, г. Санкт-Петербург, пр-кт Заневский, д. 54, к. 5 лит. а, пом. 310

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 074/06/105-1020/2022 (185-ж/2022)

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 21.04.2022

В полном объеме решение изготовлено 26.04.2022

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

 

-

заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

 

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

 

-

заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

в ходе рассмотрения жалобы ООО «СВЕТОСЕРВИС - САНКТ-ПЕТЕРБУРГ» при участии в дистанционном режиме:

- представителя ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог "Южный Урал" Федерального дорожного агентства» , действующего на основании доверенности № 129 от 27.12.2021,

- представителя ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог "Южный Урал" Федерального дорожного агентства» действующего на основании доверенности № 128 от 27.12.2021,

- представителя ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог "Южный Урал" Федерального дорожного агентства»  действующего на основании доверенности № 13 от 21.03.2021,

- представителя ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог "Южный Урал" Федерального дорожного агентства» , действующего на основании доверенности № 14 от 21.03.2021,

- представителя ООО «СВЕТОСЕРВИС - САНКТ-ПЕТЕРБУРГ»  действующего на основании доверенности № 84/2022 от 19.04.2022,

- представителя ООО «СВЕТОСЕРВИС - САНКТ-ПЕТЕРБУРГ» , действующего на основании доверенности № 82/2022 от 19.04.2022,

- представителя ООО «СВЕТОСЕРВИС - САНКТ-ПЕТЕРБУРГ»  действующего на основании доверенности № 83/2022 от 19.04.2022,

- представителя ООО «СВЕТОСЕРВИС - САНКТ-ПЕТЕРБУРГ»  действующего на основании доверенности № 81/2022 от 19.04.2022,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Челябинское УФАС России 18.04.2022 поступила жалоба ООО «СВЕТОСЕРВИС - САНКТ-ПЕТЕРБУРГ» на действия заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме № 0369100028422000026 на замену светильников электроосвещения с установкой системы управления на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения, находящихся в оперативном управлении ФКУ Упрдор «Южный Урал» (далее - конкурс).

Согласно представленным документам 31.03.2022 ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Южный Урал» Федерального дорожного агентства» объявило о проведении конкурса.

Начальная (максимальная) цена контракта – 243 573 000, 00 рублей.

Срок окончания подачи заявок на участие в конкурсе - 18.04.2022.

На момент рассмотрения жалобы ООО «СВЕТОСЕРВИС - САНКТ-ПЕТЕРБУРГ» контракт не заключен.

На заседании Комиссии представители заявителя поддержали доводы жалобы и указали, что в техническом задании неправомерно установлено требование к диапазону напряжения светильников, так как действующими стандартами предусмотрены иные значения, чем те, которые указаны в извещении о закупке. При этом, заказчик не обосновал в извещении о закупке необходимость установления диапазона от 175 В до 400 В по ГОСТ 29322-2014, при том, что работа светильников в аварийном режиме может быть обеспечена другими возможностями осветительного прибора. Кроме того, в жалобе указано, что под диапазон напряжения, указанный в техническом задании, подходит светильник единственного производителя.

Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения и документы и указали, что в техническом задании установлены значения напряжения светильника с учетом необходимости бесперебойной работы оборудования при аварийных ситуациях, в том числе при обрыве жилы в кабеле, при этом ГОСТ 29322-2014 нормируются показатели только при нормальных условиях работы, что не обеспечивает потребность заказчика. Обоснование необходимости установления данного диапазона обусловлено спецификой закупки, в рамках которой производятся работ по содержанию автомобильной дороги, что требует бесперебойного функционирования всех элементов обустройства автомобильной дороги.

Более того, ограничение количества участников закупки заявителем не доказано, тогда как заказчиком представлено как минимум 6 производителей, готов предложить оборудование, соответствующе требованиям технического задания по диапазону напряжения светильников.

 

Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.

 

Согласно части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Исходя из положений указанной статьи Закона о контрактной системе и общих принципов законодательства о контрактной системе, можно сделать вывод о том, что целью закупки является достижение заказчиком государственных или муниципальных нужд, выраженных в приобретении товаров, работ, услуг.

В пункте 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе указано, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Таким образом, описание объекта закупки, изложенное в извещении о закупке, должно содержать полную и однозначную информацию, соответствующую требованиям действующего законодательства, и позволяющую определить соответствие выполняемых работ потребности заказчика.

В составе извещения о закупке размещено описание объекта закупки, в котором предусмотрено, что информация об объекте закупки указана в техническом задании (приложение № 1 к проекту государственного контракта).

Из технического задания следует, что предметом контракта является замена светильников электроосвещения с установкой системы управления на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения, находящихся в оперативном управлении ФКУ Упрдор «Южный Урал».

В пункте 5 технического задания предусмотрены следующие требования к светильникам:

- осветительные приборы при уровне напряжения 0,4 кВ должны подключаться к групповой сети наружного освещения поочередно, т.е. с чередованием фаз А, В, С;

- светильник должен работать в диапазоне электропитания переменного тока от 175 В до 400 В по ГОСТ 29322-2014.

Пунктом 1 ГОСТа 29322-2014 предусмотрено, что стандарт распространяется:

- на электрические системы переменного тока номинальным напряжением более 100 В и стандартной частотой 50 Гц или 60 Гц, используемые для передачи, распределения и потребления электроэнергии, и электрооборудование, применяемое в таких системах;

- на тяговые системы переменного и постоянного тока;

- на электрооборудование переменного тока с номинальным напряжением менее 120 В и частотой (как правило, но не только) 50 или 60 Гц, электрооборудование постоянного тока с номинальным напряжением не более 1500 В. К такому оборудованию относятся батареи (из элементов или аккумуляторов), другие источники питания переменного или постоянного тока, электрическое оборудование (включая промышленное и коммуникационное) и бытовые электроприборы.

В приложении «А» ГОСТа 29322-2014 содержится таблица А.1, в которой указаны наибольшие и наименьшие значения напряжения на зажимах питания и электроприемников для систем переменного тока с номинальным напряжением от 100 до 1000 В включительно.

В таблице А1 указано, что для трехфазных четырехпроводных или трехпроводных систем номинальной частотой 50Гц наименьшее используемое напряжение - 198 В, наибольшее напряжение питания или используемое напряжение – 253 В.

Более того, заявитель в жалобе указывает, что диапазон электропитания переменного тока от 175 В до 400 В не предусмотрен действующим стандартами в области электроосвещения, что также не отрицается представителями заказчика.

Таким образом, положения ГОСТа 29322-2014 указывают на диапазон напряжения в пределах от 198 В до 253В, вместе с тем, в техническом задании предусмотрен диапазон от 175 В до 400 В, что отличается от значения показателей, установленных в государственном стандарте.

На заседании Комиссии заказчик пояснил, что данный диапазон установлен с учетом необходимости работы в авариной режиме для повышения уровня безопасности дорожного движения, тогда как ГОСТ 29322-2014 предусматривает наименьшее и наибольшее напряжение в режиме нормальных условий (пункты 2.3, 2.3 ГОСТа 29322-2014).

Вместе с тем, обоснование необходимости установления диапазона напряжения от 175 В до 400 В не содержится в техническом задании, что также не позволяет сделать вывод об обоснованности данной характеристики светильников.

С учетом изложенного, в техническом задании содержится показатель диапазона напряжения светильников, не соответствующий требованиям ГОСТа 29322-2014, соблюдение которого является обязательным условием исполнения контракта, при этом обоснование необходимости наличия диапазона, установленного заказчиком, отсутствует в техническом задании, что нарушает пункт 2 части 1 статьи 33, пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

Кроме того, в жалобе заявитель указывает, что данному диапазону напряжения соответствует только светильник марки Street X1 производства ООО «Ледел», сведения о котором содержатся в реестре российской радиоэлектронной продукции.

В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закона о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В соответствии с частью 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Исходя из совокупного толкования указанных положений законодательства о контрактной системе и антимонопольного законодательства следует, что запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к ограничению (устранению, недопущению) конкуренции, как с точки зрения их фактического, так и возможного влияния на конкурентную среду при проведении закупки.

На заседании Комиссии заказчиком представлены сведения (ответы на запросы, коммерческие предложения, паспорта на светильники), согласно которым несколько производителей подтвердили наличие оборудования, которое по диапазону освещения соответствует техническому заданию:

- ООО «Ледел» (Street X-1 М);

- ООО «Клейтон» (СКУ 62-072 X 2)

- ООО «Дорожные технологии» (СКУ 62-072 X 2-МТ-ШБ8-НЛО-140Вт);

- ООО «Светоград-СПБ» (модуль консоль К-2);

- ООО «АЛБ» (ДКУ 28-120-505 М);

- ООО «Завод Опытного Приборостороения» (Pandora LED 345W-100/4000).

Вместе с тем, заявителем не представлены документы и сведения, из которых следует, что техническим требованиям светильников, указанным в описании объекта закупки, соответствуют только светильники производства ООО «Ледел» (Street X-1 М), которое может привести к ограничению количества участников закупки, в связи с чем доводы жалобы являются недоказанными.

Более того, предоставление распечатки из реестра российской радиоэлектронной продукции не может являться безусловным доказательством, свидетельствующим об ограничении количества участников закупки.

Дополнительно антимонопольный орган сообщает, что действия заказчика при осуществлении закупки, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, могут быть обжалованы в рамках Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

При этом заявление о нарушении антимонопольного законодательства подается в соответствии со статьей 44 Закона о защите конкуренции. В заявлении должны быть указаны сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество и адрес места жительства для физического лица, наименование и место нахождения для юридического лица), имеющиеся у заявителя сведения о лице, в отношении которого подано заявление, описание нарушения антимонопольного законодательства, существо требований, с которыми заявитель обращается, перечень прилагаемых документов. В соответствии с частью 2 статьи 44 Закона о защите конкуренции к заявлению прилагаются документы, свидетельствующие о признаках нарушения антимонопольного законодательства. В случае невозможности представления документов указывается причина невозможности их представления, а также предполагаемые лицо или орган, у которых документы могут быть получены.

Комиссия, принимая во внимание, что выявленное нарушение, связанное с описание характеристик светового оборудования, не повлияло на результаты закупки, так как три участника закупки подали ценовые предложения, начальная (максимальная) цена контракта снижена до 219 215 700, 00 рублей, при этом заявки указанных участников закупки признаны соответствующими требованиям извещения о закупке, считает возможным в данной ситуации предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.

В связи с допущенными нарушениями в действиях виновных должностных лиц содержатся признаки составов административного правонарушения, предусмотренных главой 7 КоАП РФ.

Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

РЕШИЛА:

 

1. Признать доводы жалобы ООО «СВЕТОСЕРВИС - САНКТ-ПЕТЕРБУРГ» на действия заказчика обоснованными в части описания объекта закупки с нарушением требований законодательства о контрактной системе.

2. По результатам рассмотрения жалобы признать в действиях заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, так как выявленное нарушение не повлияло на результаты закупки.

4. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

2022-5231

 

 

Связанные организации

ООО "Светосервис-СПб"
ИНН 7806312262, ОГРН 1057810115440
Федеральное казенное учреждение УПРДОР «Южный Урал»
ИНН 7451189048, ОГРН 1027402903637
АО «ЕЭТП»
ИНН 7707704692, ОГРН 1027739521666