Решение б/н ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 074/10/5-3022/2023 об отсутствии оснований для... от 11 января 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 074/10/5-3022/2023 об отсутствии оснований для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков «09» января 2024 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59 Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) рассмотрев обращение МП трест «Теплофикация» (далее — Заказчик) вх. 17492- ЭП/23 от 27.12.2023 о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «ЭнергоТеплоХим» (ИНН 5615015561) в связи с уклонением от заключения договора на Стеклопластик рулонный РСТ-430 Л (извещение № 32312930181), 2024-144 2 УСТАНОВИЛА: В Челябинское УФАС России поступило обращение МП трест «Теплофикация» о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «ЭнергоТеплоХим» (ИНН 5615015561) в связи с уклонением от заключения договора на Стеклопластик рулонный РСТ-430 Л (извещение № 32312930181). Поводом к обращению послужили следующие обстоятельства. МП трест «Теплофикация» провело аукцион в электронной форме на Стеклопластик рулонный РСТ-430 Л (извещение № 32312930181). 20.11.2023 в ЕИС размещен протокол подведения итогов закупки, так победителем аукциона в электронной форме признано ООО «ЭнергоТеплоХим». 22.11.2023 Заказчиком посредством ЭТП направлен проект договора победителю для его подписания. 11.12.2023 ООО «ЭнергоТеплоХим» подписало проект договора, обеспечение исполнение договора не было представлено, 11.12.2023 на электронную почту Заказчика был направлен проект независимой гарантии. 12.12.2023 МП трест «Теплофикация» признало победителя закупки уклонившимся от заключения договора. 25.12.2023 МП трест «Теплофикация» заключило договор с участником, которому присвоено второе место по итогам проведения аукциона. Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к следующим выводам. Частью 1 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) предусмотрено ведение реестра недобросовестных поставщиков, которое осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, на официальном сайте. В соответствии с пунктом 5.3.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331, Федеральная антимонопольная служба ведет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, реестры недобросовестных поставщиков, предусмотренные Законом о закупках. Согласно Приказу ФАС России от 18.03.2013 № 164/13 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Комиссия территориального органа ФАС России по результатам рассмотрения жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров дает соответствующее заключение, которое не позднее двух рабочих дней должно быть представлено руководителю ФАС России для принятия им решения о включении либо отсутствии оснований для включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков. Обращение МП трест «Теплофикация» о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «ЭнергоТеплоХим» направлено в Челябинское УФАС России в сроки и в порядке, предусмотренные Правилами направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными постановлением Правительства 2024-144 3 Российской Федерации от 22 ноября 2012 года № 1211. Из анализа положений Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков является инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения закупок, следовательно, является механизмом защиты заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков). Включение сведений о лице в Реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике, ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности. При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П, от 21.11.2002 №15-П, определения от 07.06.2001 № 139-О, от 07.02.2002 № 16-О). По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. Следовательно, при рассмотрении вопроса о признании участника закупки уклонившимся от заключения (подписания) договора антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения Закона о закупках либо наличием решения заказчика о признании участника уклонившимся от заключения договора, а обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины поставщика (подрядчика, исполнителя), правомерности принятия заказчиком решения об одностороннем расторжении договора и т. д. Термин «уклонение от заключения договора» предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт, в связи, с чем для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения победителя конкурса в электронной форме. Согласно пункту 13 закупочной документации размер обеспечения исполнения договора составляет 5% от начальной (максимальной) цены договора - 45 187 (сорок пять тысяч сто восемьдесят семь) рублей 96 копеек Пунктом 14 закупочной документации Заказчика установлено следующее. В течение пяти дней со дня размещения в ЕИС итогового протокола закупки Заказчик 2024-144 4 (Покупатель) направляет победителю (единственному участнику) заполненный проект договора. Победитель закупки (единственный участник) в течение пяти дней со дня получения проекта договора подписывает договор, а также предоставляет документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения договора (платежное поручение или независимая гарантия) и передает Заказчику (Покупателю). Договор по результатам проведения конкурентной закупки Заказчик (Покупатель) заключает не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола. Договор по результатам осуществления конкурентной закупки в электронной форме заключается Заказчиком (Покупателем) после предоставления обеспечения исполнения договора Победителем (в виде платежного поручения или независимой гарантии), в случае если данное требование установлено настоящей документацией, в указанном ранее порядке и сроки, с учетом особенностей документооборота в электронной форме с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки и подписывается электронной подписью лиц, имеющих право действовать от имени соответственно участника такой закупки, Заказчика (Покупателя). В случае, если победитель конкурса в электронной форме в установленный срок не обеспечивает выполнение условий настоящего пункта, такой победитель признается уклонившимся от заключения договора. Частью 15 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. Следовательно, не позднее 10.12.2023 победитель закупки обязан был подписать проект договора со своей стороны, а также представить обеспечение исполнения договора. В данном случае, ООО «ЭнергоТеплоХим» в срок до 10.12.2023 не подписало договор и не представило Заказчику обеспечение исполнения договора. Общество пояснило, что договор не был подписан в срок по причине нахождения руководителя организации в командировке. Однако, подтверждающих документов не представлено. ООО «ЭнергоТеплоХим» подписало договор со своей стороны лишь на 21 день с даты размещения в ЕИС итогового протокола, Заказчику надлежащее обеспечение исполнения договора не представило. В материалы обращения ООО «ЭнергоТеплоХим» представило независимую гарантию, выданную банком лишь 12.12.2023 на сумму 45 187,96 рублей. По смыслу Закона о закупках, включению в реестр подлежат сведения о поставщике, действовавшем недобросовестно. При этом о недобросовестности поведения лица, не заключившего договор, может свидетельствовать лишь умышленное и намеренное нарушение положений Закона о закупках. Размещение сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения участника от заключения договора, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника закупки отказаться от заключения договора, о направленности его действий на несоблюдение условий договора или уклонение от его исполнения. По результатам рассмотрения обращения Комиссия антимонопольного органа 2024-144 5 приходит к выводу, что у общества отсутствовал умысел для уклонения от заключения договора и его исполнения, что подтверждается фактом несвоевременного подписания договора и получением независимой гарантией. Иных бесспорных доказательств, подтверждающих недобросовестное поведение лица, его умышленное уклонение от заключения договора, в материалах обращения не имеется, МП трест «Теплофикация» не представлено. С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь положениями Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 № 1211, положениями Приказа ФАС России от 18.03.2013 № 164/13 «О введении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Законом о закупках, РЕШИЛА: Направить в Федеральную антимонопольную службу заключение об отсутствии оснований для включения сведений об ООО «ЭнергоТеплоХим» (462407, Оренбургская обл., г. Орск, ул. Гончарова, 1А, ИНН 5615015561, ОГРН 1025602006650) в Реестр недобросовестных поставщиков.

Связанные организации

Связанные организации не указаны