Предупреждение б/н Предупреждение № 09-07/21 Министерству сельского хозяйства Ч... от 2 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Министерство сельского хозяйства Челябинской области

ул. Сони Кривой, д. 75, г. Челябинск, 454126

minagro@gov74.ru

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 09-07/2021

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙТСИВЯ), КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

«02» апреля 2021 года г. Челябинск, пр. Ленина, д. 59

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее — Челябинское УФАС России) в ходе рассмотрения заявления ООО «ЮжУралПлемАктив» (далее – Заявитель) на действия Министерства сельского хозяйства Челябинской области (далее – Министерство), выразившиеся в воспрепятствовании осуществления деятельности Заявителя путем отказа в выдаче экспертного заключения об оказании услуг в области племенного животноводства установлено следующее.

Требования к организациям, осуществляющим деятельность в области племенного животноводства, при отнесении их к определенному виду в соответствии с Федеральным законом «О племенном животноводстве», установлены Правилами, утверждёнными Приказом Минсельхоза России от 17.11.2011 № 431 (далее - Правила).

Согласно абзацу 7 пункта 3 Правил в зависимости от направления деятельности организацией по племенному животноводству может быть - организация по учету, контролю, оценке уровня продуктивности и качества продукции, племенной ценности животных (контрольно-испытательная станция животноводства, лаборатория селекционного контроля качества молока, шерсти, лаборатория иммуногенетической экспертизы, центр информационного обеспечения, лаборатория молекулярно-генетической экспертизы).

Из заявления следует, что ООО «ЮжУралПлемАктив» создано в 2020 году, обеспечено штатом специалистов, специальным оборудованием, нормами и правилами по племенному животноводству и методиками испытаний, зарегистрированными в установленном порядке.

Из обращения ООО «ЮжУралПлемАктив» также следует, что общество располагает лабораториями селекционного контроля и качества молока и иммуногенетической экспертизы, укомплектовано современным оборудованием, которое обеспечивает необходимую точность показаний, отвечает минимальным требованиям к оснащению лабораторий, в соответствии с Правилами.

ООО «ЮжУралПлемАктив» указано о том, что в связи с отсутствием на территории Челябинской области независимых лабораторий племенные предприятия направляют пробы молока и крови на исследования в Свердловскую область.

Однако ООО «ЮжУралПлемАктив» осуществляет полный комплекс мероприятий, предусмотренных Правилами, использует многохозяйственный программный комплекс АРМ «Селекс» по всем видам животных, а также программы ФГБУ ВНИИПлем.

Главой VII Правил установлены требования к организации по учету, контролю, оценке уровня продуктивности и качества продукции, племенной ценности животных.

Согласно пункту 37 Правил организация по учету, контролю, оценке уровня продуктивности и качества продукции, племенной ценности животных - вид организации по племенному животноводству, к которой относятся контрольно-испытательные станции животноводства, лаборатории селекционного контроля качества молока, шерсти, лаборатории иммуногенетической или молекулярно-генетической экспертизы, центры информационного обеспечения, осуществляющие учет генотипических и фенотипических признаков племенных животных для использования указанных признаков в селекции животных.

Пунктом 38 Правил установлено, что организация по учету и контролю в племенном животноводстве должна быть обеспечена штатом специалистов, специальным оборудованием, приборами, нормами и правилами по племенному животноводству и утвержденными и зарегистрированными в установленном порядке методиками испытаний (исследований).

В соответствии с пунктом 39 Правил при определении вида организации по племенному животноводству – «организация по учету, контролю, оценке уровня продуктивности и качества продукции, племенной ценности животных» учитываются следующие критерии:

- организация испытаний (исследований) уровня продуктивности (работоспособности) и качества продукции сельскохозяйственных животных в соответствии с действующими правилами и методиками по заявкам (договорам) с юридическими и физическими лицами, осуществляющими сельскохозяйственное производство и разведение племенных животных;

- соблюдение требований действующих норм, стандартов, правил и методик в области племенного животноводства при испытании продукции животноводства;

- проведение генетического контроля достоверности происхождения животных и наличия генетических аномалий;

- проведение испытаний породных продуктивных качеств, а также типов, исходных линий, кроссов сельскохозяйственных животных в оптимальных условиях их содержания, кормления и ухода;

- регистрация проводимых испытаний (исследований), ведение зоотехнического и племенного учета в соответствии с требованиями норм и правил по племенному животноводству; сообщение (выдача) результатов испытаний (исследований) владельцам животных и в системы информационного обеспечения по племенному животноводству;

- обеспечение сохранности документов зоотехнического и племенного учета и результатов испытаний;

- соблюдение установленного порядка использования (утилизации) продукции животноводства, подвергнутой испытаниям (исследованиям).

Приказом Минсельхоза России от 17.11.2011 № 430 утвержден административный регламент Министерства сельского хозяйства Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по определению видов организаций, осуществляющих деятельность в области племенного животноводства (далее - Административный регламент).

Пунктом 16 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем (раздел для лабораторий селекционного контроля качества молока, шерсти, иммуногенетической и молекулярно-генетической экспертизы).

Так, к таким документам отнесены:

- сведения о квалификации работников организации-заявителя, их стаже работы в племенном животноводстве, заверенные печатью заявителя;

- копии дипломов, аттестатов, свидетельств и других документов, подтверждающих образование работников организации-заявителя, заверенные печатью заявителя;

- заключение уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого зарегистрирован заявитель, о соответствии заявителя требованиям, предъявляемым к определенному виду организации по племенному животноводству;

- отчет о работе организации-заявителя в области племенного животноводства за последний календарный год.

Положение об экспертной комиссии по определению соответствия заявителей требованиям, предъявляемым к определенному виду организаций по племенному животноводству утверждено Приказом Министерства от 06.04.2016 № 233 (далее - Положение).

Пунктом 3 Положения установлено, что задачей экспертной комиссии является определение соответствия требованиям Правил хозяйствующего субъекта, претендующего осуществлять разведение племенных животных, производство и использование племенной продукции (материала) в селекционных целях, а также оказание услуг в области племенного животноводства.

В соответствии с пунктом 7 Положения заседания экспертной комиссии проводятся по мере поступления и заявлений от хозяйствующих субъектов.

Согласно пункту 12 Положения на основании представленных заявителем документов, комиссия принимает решение о соответствии или не соответствии деятельности хозяйствующего субъекта требованиям, предъявляемым к определенному виду организации по племенному животноводству, на который претендует заявитель.

Пунктом 14 Положения установлено, что на основании решения экспертной комиссии секретарь готовит по каждому заявлению заключение Министерства о соответствии заявителя требованиям, предъявляемым к определенному виду организации по племенному животноводству, которое направляет в комиссию Министерства сельского хозяйства РФ по рассмотрению материалов заявителей для определения видов организаций по племенному животноводству.

ООО «ЮжУралПлемАктив» в адрес Министерства направлено заявление (исх. № 05 от 29.01.2021) о выдаче экспертного заключения о соответствии деятельности общества, предъявляемые требованиям к региональному информационно-селекционному центру.

Министерством в адрес ООО «ЮжУралПлемАктив» направлено письмо (исх. от 26.02.2020 № 3140), из содержания которого следует, что в целях развития племенного животноводства и племенного дела на территории Челябинской области осуществляет свою деятельность обособленное подразделение АО «Уралплемцентр», действующее в рамках соглашения о сотрудничестве и выполняющее задачи регионального информационно-селекционного центра на территории Челябинской области.

Министерством указано, что АО «Уралплемцентр» соответствует критериям, установленным Правилами и Административным регламентом, в полном объеме выполняет необходимую работу по учету, оценке племенных и продуктивных качеств всех видов сельскохозяйственных животных, располагает современной приборной базой, квалифицированными специалистами и необходимым программным обеспечением, в связи с чем Министерство не имеет претензий к работе АО «Уралплемцентр» в рамках действующего соглашения о сотрудничестве.

Таким образом, в письме Министерства (исх. от 26.02.2020 № 3140) сообщается об отсутствии целесообразности создания на территории Челябинской области организации, дублирующей функции АО «Уралплемцентр».

Вместе с тем, пунктом 21 Правил установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги.

К таким основаниям отнесены:

- количественные и качественные показатели продуктивности и селекционно-племенной работы, предусмотренные в приложениях № 3 - 25 к Административному регламенту, и квалификация работников заявителя не соответствуют требованиям, установленным Правилами;

- заключение уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого зарегистрирован заявитель, не подтверждает соответствие заявителя требованиям, предъявляемым к определенному виду организации по племенному животноводству, и (или) эпизоотическое благополучие хозяйства заявителя;

- заявитель обладает ограниченной правоспособностью и не вправе осуществлять деятельность в области племенного животноводства (для некоммерческих организаций и унитарных предприятий);

- заявитель находится в стадии ликвидации или банкротства;

- отсутствует информация о состоянии племенного учета;

- отсутствуют данные о филиале в полученных документах из других государственных органов и организаций (в случае запроса на получение государственной услуги для филиала заявителя);

- отсутствуют данные о правопреемстве заявителя в полученных документах из других государственных органов и организаций (в случае реорганизации заявителя);

- в соответствии с пунктом 19 Административного регламента принято решение об отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги.

При этом, такое основание для отказа в предоставлении услуги по определению видов организаций, осуществляющих деятельность в области племенного животноводства, как наличие существующей организации, осуществляющей подобные функции не предусмотрено Административным регламентом.

Более того, такой отказ как наличие существующей организации, осуществляющей подобные функции, прямо противоречит целям и смыслу Правил.

Действующим законодательством не предусмотрено количественное ограничение организаций, осуществляющих деятельность в области племенного животноводства.

Необходимо отметить, что в случае непредставления или представления неполного комплекта документов, необходимых для оказания государственной услуги согласно пункту 16 Административного регламента, уполномоченный орган в силу пункта 19 принимает решение об отказе в приеме документов.

Тогда как письмо Министерства (исх. от 26.02.2020 № 3140) не содержит указания о непредставлении или неполном представлении комплекта документов, необходимых для оказания государственной услуги согласно пункту 16 Административного регламента, а также не разъяснено право повторного обращения ООО «ЮжУралПлемАктив» с соблюдением требований Административного регламента.

Тем самым, анализ письма от 26.02.2021 № 3140 позволяет прийти к выводу о фактическом отказе Министерства ООО «ЮжУралПлемАктив» в подготовке заключения о соответствии заявителя требованиям, предъявляемым к виду организации по племенному животноводству.

При этом, Челябинское УФАС России отмечает, что данный отказ Министерства, оформленный письмом от 26.02.2021 № 3140, не способствует развитию конкуренции на соответствующем товарном рынке в области племенного животноводства.

В соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления, иным органам, организациям, осуществляющим функции указанных органов, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, создание дискриминационных условий (пункт 2, 8).

Установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.

Создание конкретному хозяйствующему субъекту преимуществ в осуществлении предпринимательской деятельности является достаточным основанием для признания таких действий нарушающими положения антимонопольного законодательства, в частности, части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции целями закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно пункту 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции определено, что одним из признаков ограничения конкуренции является сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке.

Таким образом, действия Министерства, выразившиеся в принятии решения об отказе ООО «ЮжУралПлемАктив» в выдаче экспертного заключения об оказании услуг в области племенного животноводства, оформленного письмом (от 26.02.2021 № 3140), в нарушение требовании Правил, Административного регламента, Положения приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции при осуществлении деятельности по учету, контролю, оценке уровня продуктивности и качества продукции, племенной ценности животных, в том числе к необоснованному препятствованию осуществления деятельности хозяйствующими субъектами, созданию дискриминационных условий, поскольку фактически указанный хозяйствующий субъект был лишен возможности оказания данных услуг, то есть к ограничению доступа на товарный рынок и содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пунктов 2, 8 названной нормы.

В связи с наличием в рассматриваемых действиях Министерства признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пунктов 2, 8 названной нормы, на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции Челябинское УФАС России предупреждает Министерство о необходимости прекращения действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в срок до 07 мая 2021 года, путем:

1) отзыва письма Министерства (исх. от 26.02.2021 № 3140), направленного в адрес ООО «ЮжУралПлемАктив»;

2) повторного рассмотрения заявления ООО «ЮжУралПлемАктив» (вх. от 29.01.2021 № 1393) и принятия решения в соответствии с Правилами, Административным регламентом, Положением.

О выполнении настоящего предупреждения сообщить в Челябинское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением подтверждающих документов.

В соответствии с частью 5 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении.

Согласно части 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

Частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции установлено, что в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны