Акт внеплановой камеральной проверки №ВЛ/3067/22 Р Е Ш Е Н И Е по делу № 074/06/99-564/2022 (48-ВП/2022) от 25 марта 2022 г.

Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

4

 

 

 

Государственное учреждение – Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации

 

454000, г. Челябинск, ул. Цвиллинга,

д. 22

 

ООО «РТС-тендер»

 

121151, г. Москва, набережная Тараса Шевченко, д. 23А

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 074/06/99-564/2022 (48-ВП/2022)

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 18.03.2022

В полном объеме решение изготовлено 24.03.2022

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

 

 

-

заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

 

 

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

 

 

-

заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», на основании поступившей в адрес Челябинского УФАС России информации о проведении проверки совместного электронного аукциона № 0269100000122000001 на поставку подгузников для взрослых для обеспечения инвалидов в 2022 году (далее – совместный аукцион), при участии в дистанционном режиме:

- представителя Государственного учреждения - Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации  действующего на основании доверенности от 01.02.2022,

- представителя Государственного учреждения - Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации  действующего на основании доверенности от 16.03.2022,

- представителя Государственного учреждения - Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации   действующего на основании доверенности от 01.02.2022,

- представителя Государственного учреждения - Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации  действующего на основании доверенности от 21.03.2022,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Челябинское УФАС России 11.03.2022 поступило обращение ФАС России о проведении проверки совместного электронного аукциона № 0269100000122000001 на поставку подгузников для взрослых для обеспечения инвалидов в 2022 году.

Согласно представленным документам 17.01.2022 Государственное учреждение – Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (организатор аукциона) объявило о проведении совместного аукциона.

Заказчиками выступили - Государственное учреждение - Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу.

Начальная (максимальная) цена контракта по аукциону - 32 188 471, 80 рублей.

Срок окончания подачи заявок на участие в совместном аукционе - 27.01.2022.

На момент рассмотрения обращения контракты № 1745101690522000065 от 11.02.2022, 1450100432422000034 от 08.02.2022, 1890100307222000036 от 09.02.2022 заключены с ООО «Забота».

Представители организатора совместного аукциона представили письменные пояснения и указали, что требования о соответствии изделий ГОСТу Р 55082-2012 «Изделия бумажные медицинского назначения. Подгузники для взрослых. Общие технические условия» установлены, так как указанный нормативный документ распространяется на изделия, закупаемые заказчиком как в части характеристик и размеров подгузников, так и маркировки изделий. При этом, заказчик пояснил, что приемка товара также будет осуществляться на предмет соответствия указанному государственному стандарту.

 

Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) (в редакции, действующей на момент размещения закупки), Комиссия пришла к следующим выводам.

 

1. Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Как следует из пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В материалы дела заказчиком представлены сведения, согласно которым три производителя выпускают подгузники для взрослых в соответствии с ГОСТом Р 55082-2012 «Изделия бумажные медицинского назначения. Подгузники для взрослых. Общие технические условия» (далее - ГОСТ Р 55082-2012) с приложением регистрационных удостоверений:

- регистрационное удостоверение № ФСР 2011/12355 от 03.04.2017 на изделие Tena;

- регистрационное удостоверение № РЗН 2015/2493 от 12.03.2018 на изделие Seni;

- регистрационное удостоверение № РЗН 2017/6295 от 18.09.2019 на подгузники для взрослых по ТУ 5463-001-23335252-2016 (с приложением сертификата соответствия № РОСС RU C-RU.HB63.H08964/21, в котором указано, что данное изделие соответствует требованиям нормативных документов: ГОСТу Р 55082-2012 (вариант исполнения Dailee).

При этом, в составе заявки, поданной участник закупки – ООО «Забота», общество представило сведения о поставке подгузников трех производителей (Tena, Seni, Dailee) для разных типов размеров изделий.

С учетом изложенного, из указанных документов и сведений не представляется возможным сделать вывод о том, что условие о соответствии подгузников ГОСТу Р 55082-2012 привело к ограничению количества участников закупки при проведении совместного аукциона.

 

2. В пункте 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе указано, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при составлении описания объекта закупки должны использоваться показатели, требования, условия обозначения и терминология, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Таким образом, описание объекта закупки, изложенное в извещении о закупке, должно содержать полную и однозначную информацию, соответствующую требованиям действующего законодательства, и позволяющую определить соответствие товара потребности заказчика.

В техническом задании указаны требования о том, что закупаемые изделия должны соответствовать ГОСТу Р 55082-2012 «Изделия бумажные медицинского назначения. Подгузники для взрослых. Общие технические условия» (далее - ГОСТ Р 55082-2012) для подгузников группы малые, средние, большие, сверхбольшие для средней и тяжелой степени недержания.

Пунктом 1 ГОСТа Р 55082-2012 предусмотрено, что настоящий стандарт распространяется на бумажные подгузники (далее - подгузники), предназначенные для впитывания и удерживания мочи (далее - жидкости), используемые для ухода за больными, страдающими недержанием мочи средней и тяжелой степени, лежачими больными, а также в других случаях, и устанавливает требования к их качеству.

Таким образом, описание объекта закупки, в том числе показателей указанных изделий, должно соответствовать положениям указанного государственного стандарта, при этом в случае, если заказчиком используются показатели, требования, условные обозначения и терминология, отличные от установленных в государственном стандарте, то в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В техническом задании установлены следующие показатели подгузников:

- боковые бортики, должны защищать от протеканий жидкости по бокам и не должны содержать латексных элементов;

- система крепления подгузника на теле инвалида: четыре застежки-липучки многократного использования;

- должно быть обязательно наличие индикатора влагонасыщения подгузника.

Вместе с тем, положения ГОСТа Р 55082-2012 предусматривают установление иных показателей и терминологии, отличных от установленных в техническом задании, а именно:

- барьерные элементы: барьеры и боковые оборки в виде дуги через пах со стягивающими их резинками, предотвращающие проникновение жидкости на кожу человека (п. 3.10, 5.2.1);

- фиксирующие элементы: детали подгузника на его передней и задней частях для фиксации его в нужном положении и закрепления на талии человека (застежки-"липучки", эластичный пояс и др.) (пункт 3.11);

- индикатор наполнения подгузника: сигналы в виде цветных полос (или одной полосы) на нижнем покровном слое, а при его отсутствии - на защитном слое, фиксирующие полное наполнение подгузника впитываемой жидкостью (пункт 3.12, 5.2.1).

Таким образом, в техническом задании в отношении указанных показателей предусмотрена терминология, которая отличается от установленной в государственном стандарте (боковые бортики, индикатор влагонасыщения подгузника), а также предусмотрены показатели в части наличия четырех застежек-липучек и латексных элементов, что также не предусмотрено указанным стандартом. При этом обоснование установления указанной терминологии, показателей отсутствует при описании объекта закупки.

В техническом задании также указано, что впитывающий слой должен состоять из распушенной целлюлозы с суперабсорбирующим полимером, превращающим жидкость в гель и обладающим антибактериальными свойствами, что ограничивает появление неприятного запаха, однако из указанного условия не представляется возможным определить, что подразумевает заказчик под неприятным запахом, при этом в государственном стандарте также отсутствует условие о влиянии суперабсорбирующего полимера на появления запаха.

Вместе с тем, Комиссия отмечает, что установление требований к показателям товара является правом заказчика, которое должно быть обосновано с точки зрения необходимости достижения результатов и целей осуществления закупки, в случае, если в извещении о закупке установлены показатели, которые отличаются от установленных в действующих документах стандартизации, которые сам заказчик предусмотрел в качестве обязательных условий исполнения контракта.

Таким образом, в нарушение пункта 2 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчиком не указано обоснование необходимости установления терминологии и показателей, предусмотренных в техническом задании, не соответствующих ГОСТу Р 55082-2012, что не позволяет сделать вывод о соответствии данных требований потребности заказчика в целях удовлетворения государственных нужд.

В связи с допущенными нарушениями в действиях виновного должностного лица содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ.

 

Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,

 

РЕШИЛА:

 

1. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения пункта 2 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

2. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, так как контракт заключен на день проведения внеплановой проверки.

3. Передать материалы внеплановой проверки должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

2022-3386

 

 

Связанные организации

ООО «РТС-тендер»
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
ГУ ЧРО Фонда социального страхования РФ
ИНН 7451016905, ОГРН 1027402317854