Решение №АК/11300/21 решение от 7 сентября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

6

 

решение

 

Администрация Златоустовского городского округа 456200, Челябинская обл., г. Златоуст, ул. Таганайская, д. 1 zlat-go@mail.ru ООО "ИНСТИТУТ ТРАНСНЕФТЕГАЗПРОЕКТ" 117342, г. Москва, ул. Бутлерова, д. 17Б, оф. 110 tngp.msk@mail.ru

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 074/06/104-2318/2021 (№ РНП-74-329/2021)

об отказе во включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 02.09.2021

В полном объеме решение изготовлено 07.09.2021

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

<...>

-

руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<...>

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

<...>

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

рассмотрев обращение Администрации Златоустовского городского округа о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об Обществе с ограниченной ответственностью «ИНСТИТУТ ТРАНСНЕФТЕГАЗПРОЕКТ», о его участнике, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам электронного аукциона на оказание услуг по разработке проекта рекультивации земельного участка, занятого Златоустовской городской свалкой в городе Златоусте Челябинской области (извещение № 0169300003320000071), в присутствии:

- представителей Администрации Златоустовского городского округа (далее – заказчик) <...>, действующих на основании доверенностей от 19.05.2021 № 3288/АДМ, от 19.05.2021 № 3291/АДМ, от 30.12.2020 № 8912/АДМ;

- представителей Общества с ограниченной ответственностью «ИНСТИТУТ ТРАНСНЕФТЕГАЗПРОЕКТ» (далее – ООО «ИНСТИТУТ ТРАНСНЕФТЕГАЗПРОЕКТ», общество, исполнитель) <...>, действующих на основании доверенности от 31.08.2021 № 46/21,

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии со статьями 95, 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области поступило обращение заказчика о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ООО «ИНСТИТУТ ТРАНСНЕФТЕГАЗПРОЕКТ», о его участнике, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа.

Согласно представленным документам 27.03.2020 заказчик и ООО «ИНСТИТУТ ТРАНСНЕФТЕГАЗПРОЕКТ» заключили контракт на оказание услуги по разработке проекта рекультивации земельного участка, занятого Златоустовской городской свалкой в городе Златоусте Челябинской области по цене 7 930 000, 00 рублей.

Исполнитель услуги по контракту не оказал в полном объеме, в связи с чем заказчик отказался от исполнения контракта.

Сведения о включении общества в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) направлены заказчиком в антимонопольный орган 27.08.2021.

 

Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, Комиссия, руководствуясь статьями 95, 99, 104 Закона о контрактной системе, пришла к следующим выводам.

Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе, информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

При этом в силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

В соответствии с пунктом 10.2. контракта заказчиком предусмотрен односторонний порядок отказа стороны от исполнения контракта в качестве основания расторжения контракта.

Таким образом, контрактом предусмотрена возможность заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.

Согласно части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

Из указанных положений Закона о контрактной системе следует, что надлежащим уведомлением является обязательное направление заказчиком решения об одностороннем отказе по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика и с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю).

Из совокупного толкования части 13 статьи 95, части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, информация о котором размещается заказчиком в единой информационной системе в течение пяти рабочих дней с даты расторжения контракта.

Так, заказчиком 01.07.2021 составлено решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, которое 02.07.2021 направлено обществу по почте заказным письмом с уведомлением по адресу, указанному в муниципальном контракте, 02.07.2021 по электронной почте, а также 02.07.2021 размещено в единой информационной системе во вкладке «дополнительная информация о закупках, контрактах».

Согласно материалам дела, информация о расторжении контракта размещена заказчиком в единой информационной системе 24.08.2021 в разделе «информация об исполнении (расторжении) контракта».

Сведения об одностороннем отказе от исполнения контракта направлены заказчиком в антимонопольный орган 27.08.2021.

На дату заседания Комиссии муниципальный контракта, согласно сведениям размещенным в единой информационной системе, считается расторгнутым.

 

При рассмотрении вопроса о включении общества в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольным органом установлено следующее,

 

Между заказчиком и ООО «ИНСТИТУТ ТРАНСНЕФТЕГАЗПРОЕКТ» 27.03.2020 заключен муниципальный контракт № 19 (далее – контракт).

В соответствии с пунктом 1.2 контракта «По настоящему контракту, в соответствии с протоколом №0169300003320000071 от “16” марта 2020г., размещенным в единой информационной системе http://www.zakupki.gov.ru “16” марта 2020г., Исполнитель обязуется оказать услуги по разработке проекта рекультивации земельного участка, занятого Златоустовской городской свалкой в городе Златоусте Челябинской области (далее – услуги), в объемах и на условиях в соответствии с техническим заданием (Приложение 1), а Заказчик обязуется обеспечить оплату этих услуг в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом», что свидетельствует о заключении заказчиком по результатам закупки договора возмездного оказания услуг, порядок исполнения которого регламентирован главой 39 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Согласно статье 783 ГК РФ общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.

Таким образом, в соответствии со статьей 783 ГК РФ к договору возмездного оказания услуг применяются общие нормы, регулирующие отношения по договору подряда.

Согласно пункту 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).

Таким образом, с учетом положений статей 432, 702, 708 ГК РФ существенными условиями контракта являются предмет и сроки оказания услуг.

В пункте 1.4 контракта заказчиком указан срок оказания услуг:

«1.4. Срок начала оказания услуг: в течение одного рабочего дня с момента заключения настоящего Контракта.

1.4.1. Срок окончания оказания услуг: 01.03.2021 г., в том числе:

Проведение инженерных изысканий, в том числе разработка и согласование с Заказчиком программ инженерных изысканий, разработка проектно-сметной документации, в том числе сопровождение при проведении общественных обсуждений по объекту экологической экспертизы, сопровождение при проведении государственной экологической экспертизы проектной документации,сопровождение при проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, проверки достоверности определения сметной стоимости строительства до получения положительных заключений обязательных государственных экспертиз; разработка и сдача рабочей документации Заказчику.

1.4.2. Срок сдачи Проектной документации на государственную экологическую экспертизу – не позднее 01.08.2020г.

1.4.3. Срок получения положительного заключения государственной экологической экспертизы на проектную документацию – не позднее 05.11.2020г.».

Из пояснений представителей заказчика и из содержания решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 01.07.2021 следует, что в нарушение условий контракта по состоянию на дату принятия решения проектная документация, получившая положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации, государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, заключение о достоверности сметной стоимости строительства, исполнителем заказчику не передана. В соответствии с заключением государственной экологической экспертизы от 26.02.2021 (утверждено приказом Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 04.03.2021 № 329) материалы проектной документации, подготовленные исполнителем, не соответствуют экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды.

В силу пункта 1 статьи 760 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик обязан:

- выполнять работы в соответствии с заданием и иными исходными данными на проектирование и договором;

- согласовывать готовую техническую документацию с заказчиком, а при необходимости вместе с заказчиком - с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления;

- передать заказчику готовую техническую документацию и результаты изыскательских работ.

Согласно пункту 2 статьи 715 ГК РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

В соответствии с пунктом 3 статьи 723 ГК РФ если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.

Пунктом 1.6 контракта предусмотрено, что результатом оказанных услуг по контракту является: проект рекультивации Златоустовской городской свалки, получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации, государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, заключение о достоверности сметной стоимости строительства.

Представители общества на заседании Комиссии пояснили, что заказчиком до момента начала работ своевременно не предоставлен комплект документов, необходимый для начала выполнения работ по проектированию.

В соответствии с частью 6 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если подготовка проектной документации осуществляется индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом на основании договора подряда на подготовку проектной документации, заключенного с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, застройщик, технический заказчик, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, региональный оператор обязаны предоставить таким индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу:

1) градостроительный план земельного участка или в случае подготовки проектной документации линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории, а также случая, предусмотренного частью 11.1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации);

2) результаты инженерных изысканий (в случае, если они отсутствуют, договором подряда на подготовку проектной документации должно быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий);

3) технические условия (в случае, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно обеспечить без подключения (технологического присоединения) такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения).

Представители общества на заседании Комиссии отметили, поскольку сторонами согласованы как промежуточные (01.08.2020 - срок сдачи проектной документации на государственную экологическую экспертизу), так и окончательный срок выполнения работ (в том числе получение положительных заключений государственных экспертиз) - 01.03.2021, то имеет место просрочка кредитора, поскольку:

- градостроительный план утвержденный 01.09.2020 (исх № 5946/АДМ от 10.09.2020) подрядчиком получен только 23.09.2020, то есть только после получения которого у подрядчика, появилась возможность уточнить границы и откорректировать проектные решения,

- в результате проведения инженерных изысканий по условиям контракта, выяснилось, что по территории объекта проходит высоковольтная линия (ВЛ) 6 кВ с кабелем связи, требующие переноса, владелец которых вплоть до 28.10.2020 установлен не был. Технические условия для размещения ВЛ, а также ТУ на подключение к электроснабжению системы активной дегазации до настоящего времени подрядчику не предоставлены, что объективно делает невозможным продолжение работ по проектированию.

Далее, согласно проектной документации обществом определен способ рекультивации путем захоронения.

Вместе с тем, частью 5 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлен императивный запрет на захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Представители общества обратили внимание на то, что земельные участки, в отношении которых разрабатывались проектные решения по рекультивации отнесены к категории земель населенных пунктов, что подтверждается сведениями из единого государственного реестра недвижимости, в связи с чем общество запрашивало у заказчика информацию относительно порядка и сроков соответствующего изменения категории земельного участка (запрос исх. № 355 от 03.06.2021).

Согласно письму № 4088/АДМ от 17.06.2021 заказчик уведомил ООО «ИНСТИТУТ ТРАНСНЕФТЕГАЗПРОЕКТ», что ориентировочный срок утверждения проекта о внесении изменений в Генеральный план Златоустовского городского округа и Правила землепользования и застройки территории Златоустовского городского округа — август 2021 года.

Учитывая данное письмо заказчика относительно изменения категории земель населенных пунктов на иную, обществом, как следует из письменных пояснений, проведены дополнительные мероприятия по устранению замечаний, выявленных при проведении экологической экспертизы, подготовлен измененный проект, проведены повторные общественные слушания (письмо № 3952/АДМ от 10.06.2021), получен счет № 341 от 18.06.2021 на оплату повторной экологической экспертизы на сумму 270 723 руб. (платежное поручение № 277 от 28.06.2021).

Об указанных обстоятельствах заказчик уведомлен письмом № 408 от 24.06.2021.

Заказчиком 01.07.2021 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, о чем ООО «Институт Транснефтегазпроект» было уведомлено письмом № 4981/АДМ от 19.07.2021.

Общество гарантировало исполнение обязательств по контракту письмом № 459 от 13.07.2021.

Письмом от 15.07.2021 исх. № 463 ООО «Институт Транснефтегазпроект» направило в адрес заказчика технические отчеты по инженерным изысканиям, проектную и рабочую документацию, доработанную по замечаниям государственной экологической экспертизы.

Комиссия антимонопольного органа, рассматривающая вопрос о внесении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта одностороннего отказа заказчика, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства.

При таких обстоятельствах действия общества невозможно рассматривать в качестве недобросовестного поведения, при этом сведения, подтверждающие уклонение подрядчика от выполнения работ, в материалах дела отсутствуют, напротив общество предприняло возможные действия по урегулированию ситуации в целях исполнения контракта.

Из материалов дела следует очевидность действий общества, направленная на исполнение контракта. На момент исполнения обязательств в 2021 году контракт является действующим, что подтверждается контрактом и перепиской заказчика с подрядчиком, представленной в материалы дела. В связи с чем исполнение сторонами обязательств должно носить обоюдный, взаимный характер.

Изучив материалы дела, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о том, что обществом представлены доказательства, подтверждающие принятие подрядчиком возможных мер и совершении действий с целью добросовестного оказания услуг, являющихся предметом контракта.

Мера по включению подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков является специальной санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, при этом недобросовестное поведение стороны не тождественно ненадлежащему исполнению обязательств.

В силу подпункта «в» пункта 15 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом «а» пункта 13 настоящих Правил, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.

Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.

Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.

Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения юридического лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П, от 21.11.2002 №15-П).

Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) могут иметь серьезный экономический характер.

Таким образом, учитывая обстоятельства настоящего дела, Комиссия Челябинского УФАС России считает в данной ситуации возможным не принимать решение о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ООО «ИНСТИТУТ ТРАНСНЕФТЕГАЗПРОЕКТ», о его участнике, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа.

 

С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",

 

РЕШИЛА:

 

Сведения, представленные Администрацией Златоустовского городского округа об ООО «ИНСТИТУТ ТРАНСНЕФТЕГАЗПРОЕКТ» (ИНН 7728265372), участнике, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа ООО «ИНСТИТУТ ТРАНСНЕФТЕГАЗПРОЕКТ», в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии: <...>

Члены Комиссии: <...>

 

<...>

 

2021-12205

 

 

Связанные организации

ООО "ИНСТИТУТ ТРАНСНЕФТЕГАЗПРОЕКТ"
ИНН 7728265372, ОГРН 1157746550730
Администрация Златоустовского городского округа
ИНН 7404010582, ОГРН 1027400579777