Решение №ВЛ/2575/22 Р Е Ш Е Н И Е по делу № 074/06/105-460/2022 (№ 81-ж/2022) от 15 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

8

 

 

 

Областное государственное казенное учреждение Челябинской области

«Центр обработки вызовов Системы 112 – Безопасный регион»

 

454113, г. Челябинск, ул. Площадь Революции, 4, эт. 7, каб. 714

 

ООО «ЗДРАВКО»

 

140108, Московская область,

г.о. Раменское, ул. Евсеева, д. 20

 

ООО «РТС-тендер»

 

121151, г. Москва, наб. Тараса Шевченко,

д. 23А, 25 эт., пом. 1

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 074/06/105-460/2022 (№ 81-ж/2022)

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 09.03.2022

В полном объеме решение изготовлено 14.03.2022

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

 

-

заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

Членов Комиссии:

 

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

 

-

заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

рассмотрев жалобу ООО «ЗДРАВКО», при участии в дистанционном режиме представителей Областного государственного казенного учреждения Челябинской области «Центр обработки вызовов Системы 112 – Безопасный регион» , действующих на основании доверенности б/н от 10.03.2021;

в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы,

У С Т А Н О В И Л А:

 

В адрес Челябинского УФАС России 01.03.2022 поступила жалоба ООО «ЗДРАВКО» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по развитию автоматизированной системы фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения в рамках развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный регион» в городе Челябинске (извещение № 0369200037922000010) (далее - аукцион).

Согласно представленным документам 22.02.2022 ОГКУ Челябинской области «Центр обработки вызовов Системы 112 – Безопасный регион» объявило о проведении аукциона.

Начальная (максимальная) цена контракта 15 260 000, 00 рублей.

Согласно сведениям, указанным в извещении о проведении закупки, аукцион осуществляется в рамках национального проекта «Безопасность дорожного движения» (КБК 0620409464R346130244)

Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 02.03.2022.

На момент рассмотрения жалобы ООО «ЗДРАВКО» контракт не заключен.

Доводы жалобы заявителя заключаются в следующем.

  1. Пунктом 4.1.3.1 «Состав и количественные значения показателей надежности» Технического задания предусмотрено требование, согласно которому средняя наработка на отказ должна составлять не менее 20 000 часов и превышать гарантийный срок. Данное требование относится к функционированию Системы, включающей в себя несколько объектов.

По мнению Заявителя, у каждого объекта имеется свой индивидуальный гарантийный срок, указываемый изготовителем, и учитывая невозможность определения гарантийного срока Системы, необходимо указание конкретного значения гарантийного срока Системы, либо исключение данного требования.

  1. Пунктом 4.1.3.2 «Перечень аварийных ситуаций» Технического задания установлено, что сохранение работоспособности должно обеспечиваться при возникновении локальных отказов компонентов Системы, в том числе включающей отказ оборудования. Вместе с тем обращаем внимание, что в случае выхода из строя какого-либо оборудования корректная работоспособность Системы не представляется возможным, в связи с чем не удаётся объективно оценить потребность заказчика.

В Таблице 1 Приложения 1 к Техническому заданию, указаны метрологические и технические характеристики технического средства автоматической фото-видеофиксации (ФВФ) нарушений ПДД, которым комплексы фотовидеофиксации должны соответствовать. Так, комплексы фотовидеофиксации, поставляемые по данному электронному аукциону, должны быть выпущены не ранее 2022 года.

По мнению Заявителя, комплексы фотовидеофиксации, изготовленные ранее 2022 года, также могут соответствовать указанным в Таблице 1 метрологическим и техническим характеристикам.

Заявитель в доводах жалобы ссылается на Письмо от 10 марта 2016 г. N ОГ-Д28-3661 Минэкономразвития России, в котором указано следующее: согласно пункту 7 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться в том числе правилом, согласно которому поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства). Вместе с тем Законом N 44-ФЗ не предусмотрено право заказчика устанавливать в документации о закупке требования о дате выпуска товара. При этом возможно указать минимальный срок годности закупаемого товара.

  1. В составе документации заказчиком опубликовано обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Вместе с тем, как указывает Заявитель, Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2021 г. № 1432 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» в Постановление Правительства Российской Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление № 878) внесены изменения, в том числе, в порядок обоснования невозможности соблюдения ограничений, установленных данным постановлением.

В соответствии с пунктом 5 постановления № 878 (в редакции постановления № 1432) отсутствие аналогичной продукции подтверждается разрешением на закупку иностранного товара, выданным в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

В доводах жалобы Заявитель также указывает, что Минпромторгом разъяснено, что поскольку отсутствует порядок выдачи разрешений, при любой закупке радиоэлектронной продукции из перечня, указанного в Постановлении №878, данный нормативный акт подлежит применению.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения, в которых указал следующее.

  1. Техническое задание выполнено в соответствии с национальным стандартом ГОСТ 34.602-2020 «Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы».

Согласно национальному стандарту ГОСТ 34.602-2020 в подразделе технического задания «Общие технические требования к АС» следует указывать требования к надежности (п. 4.6.4.).

В соответствии с п. 4.6.4.1 ГОСТ 34.602-2020 в требованиях к надежности следует указывать состав и количественные значения показателей надежности для автоматизированной системы в целом или ее подсистем (составных частей).

Пунктом 4.1.3.1. Технического задания предусмотрен раздел «Должны быть обеспечены следующие значения показателей надежности, в том числе:

- система должна быть рассчитана на круглосуточную работу во всепогодном режиме;

- срок службы Системы в целом должен составлять не менее 6 лет;

- средняя наработка на отказ должна составлять не менее 20 000 часов и превышать гарантийный срок».

Согласно ч. 1 и 2 ст. 477 ГК РФ если иное не установлено законом или договором купли-продажи, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при условии, что они обнаружены в сроки, установленные настоящей статьей. Если на товар не установлен гарантийный срок или срок годности, требования, связанные с недостатками товара, могут быть предъявлены покупателем при условии, что недостатки проданного товара были обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю либо в пределах более длительного срока, когда такой срок установлен законом или договором купли-продажи. Срок для выявления недостатков товара, подлежащего перевозке или отправке по почте, исчисляется со дня доставки товара в место его назначения.

Следовательно, по мнению Заказчика, 20 000 часов наработки на отказ составляет в среднем 2,3 года, что превышает срок, установленный ст. 477 ГК-два года, но является соизмеримым.

  1. Согласно национальному стандарту ГОСТ 34.602-2020 в подразделе технического задания «Общие технические требования к АС» следует указывать требования к надежности (п. 4.6.4.).

В соответствии с п. 4.6.4.1 ГОСТ в требованиях к надежности следует включать перечень аварийных ситуаций, по которым должны быть регламентированы требования к надежности, и значения соответствующих показателей.

В Техническом задании перечислен конкретный перечень аварийных ситуаций с требованиями к функционированию оборудования, а именно:

- При нарушении или выходе из строя внешних каналов связи системы должны работать в автономном режиме, подразумевающим выполнение тех функций, которые предусматривают использование периодического обмена информацией (т.е. комплекс записывает и хранит информацию локально).

- Импульсные помехи, сбои или прекращение электропитания не должны приводить к выходу из строя технических средств и/или нарушению целостности данных.

- Прекращение электропитания на короткое время не должно приводить к прекращению функционирования Системы (после возобновления электропитания комплексы фото-видеофиксации должен продолжить работу).

3. Техническим заданием предусмотрено, что комплексы фото-видеофиксации должны быть выпущены не ранее 2022 года.

По мнению Заказчика, требование установлено в соответствии с потребностями, соответствует требованиям пункта 7 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и не ограничивает конкуренцию, поскольку Закон о контрактной системе не содержит норм, обязывающих заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.

Заказчик считает, что Заявитель в своей жалобе не привел доказательств того, что данное требование заказчика ограничивает выбор потенциальных товаров (например, статистику количества выпущенных за период январь-февраль 2021 и 2022 годов в России специальных технических средств) ограничивает конкуренцию в целом и препятствует участию в закупке Заявителю.

Кроме того, Заказчик отмечает, что ограничена не конкретная дата выпуска товара, а год выпуска. С учетом сроков заключения контрактов период выпуска оборудования, необходимого для проведения работ по контрактам, может увеличиться от 4 до б месяцев.

3. Заказчик в ходе проведения закупки не установил никаких ограничений и запретов как с использованием функционала ЕИС, так и документацией о закупке.

Объектом закупки является выполнение работ по развитию автоматизированной системы фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения в рамках развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный регион» в городе Челябинске.

Заказчик поясняет, что данная Система, как и любая другая ИС, состоит из совокупности аппаратных и программных средств, которые в ходе исполнения государственного контракта (развития Системы) должны быть объединены в единую автоматизированную информационную систему.

Стадии создания и развития АС перечислены в пункте 2.1 ГОСТ 34.601-90 «Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создания».

В соответствии с данным ГОСТом 7ой этап создания называется «Ввод системы в действие». На данном этапе подлежат выполнению следующие виды работ: 7.1.Подготовка объекта автоматизации к вводу АС в действие; 7.2.Подготовка персонала; 7.3.Комплектация АС поставляемыми изделиями (программными и техническими средствами, программно-техническими комплексами, информационными изделиями); 7.4.Строительно-монтажные работы; 7.5.Пусконаладочные работы; 7.6.Проведение предварительных испытаний; 7.7.Проведение опытной эксплуатации; 7.8.Проведение приемочных испытаний.

Этап 8 «Сопровождение АС». На данном этапе подлежат выполнению: 8.1.Работы в соответствии с гарантийными обязательствами. 8.2.Послегарантийное обслуживание.

По мнению Заказчика, на основании указанных положений ГОСТ 34.601-90 в единую закупку целесообразно объединить разработку технического проекта, рабочей документации, приобретение, монтаж, пуско-наладку оборудования, программного обеспечения, входящего в состав автоматизированной системы, послегарантийное обслуживание, как неотъемлемые этапы их создания, которые технологически и функционально связаны между собой.

Согласно пункту 17 Приложения 1 (справочное) Содержание работ к ГОСТ 34.601-90 на этапе "Комплектация АС поставляемыми изделиями" обеспечивают получение комплектующих изделий серийного и единичного производства, материалов и монтажных изделий. Проводят входной контроль их качества.

Соответственно, по мнению Заказчика, приобретение, монтаж, пусконаладка оборудования (в данном случае - комплексов ФВФ, видеокамер и коммутационного оборудования), входящего в состав автоматизированных информационных систем, является неотъемлемым этапом их создания или развития.

Кроме того, Заказчик отмечает, что объект закупки предусмотрен кодом позиции ОКПД: 62.01.12.000 «Услуги по проектированию и разработке информационных технологий для сетей и систем», который не входит в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, утвержденный Постановлением № 878.

Заказчик поясняет, что оборудование необходимо для выполнения работ по созданию информационной системы, однако самостоятельным объектом закупки не является, не передается по товарной накладной или акту передачи и не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (Письмо ФАС ИА/53616/20 от 25.06.2020).

Из условий контракта (пункты 1.1, раздел 4 проекта контракта) следует, что заказчиком по результатам закупки заключается договор подряда его иждивением (его силами, средствами, материалами), что предусмотрено частью 1 статьи 704 ГК РФ. При этом, проектом контракта не предусмотрено, что оборудование, которое предоставляет подрядчиком, является товаром, который заказчик приобретает отдельно от приемки и оплаты выполненных работ.

Заказчик также поясняет, что документ «Обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» размещен в качестве дополнительной информации, содержащий перечень СТС, включенных в реестр российской промышленной продукции.

Кроме того, заказчик пояснил, что в соответствии с требованиями по уровню локализации производства телекоммуникационного оборудования и Методикой оценки уровня локализации производства телекоммуникационного оборудования в целях присвоения телекоммуникационному оборудованию статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения, утвержденными приказом Министерство промышленности и торговли РФ от 20.08.2020 № 2775, минимальный уровень локализации при производстве оборудования должен составлять не менее 60 %. Ежегодно необходимо подтверждать уровень локализации.

Кроме того, Минпромторгом с января 2022 установлено требование для включения в реестр, о наличии в составе комплекса процессора российского производства. При этом, российское происхождение интегральных схем также должно подтверждаться наличием сведений о них в едином реестре радиоэлектронной продукции (далее - РЭП).

В реестр РЭП включено 12 процессоров 2 российских производителей, предназначенных для использования в компьютерных системах.

Так, по мнению заказчика, требование о наличии сведений о комплексе в реестр РЭП влечет не просто многократное снижение уровня конкурентности, но и полную невозможность использования оборудования и, как следствие, достижения результата закупки.

 

Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.

 

1.1 Согласно части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Исходя из положений указанной статьи Закона о контрактной системе и общих принципов законодательства о контрактной системе, можно сделать вывод о том, что целью закупки является достижение заказчиком государственных или муниципальных нужд, выраженных в приобретении товаров, работ, услуг.

В пункте 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе указано, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Частью 4 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее - гарантийные обязательства), к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости.

Таким образом, описание объекта закупки, изложенное в извещении о закупке, должно содержать полную и однозначную информацию, соответствующую требованиям действующего законодательства, и позволяющую определить соответствие товара потребности заказчика.

В приложении № 3 содержится техническое задание, которое описывает порядок и условия выполнения работ по развитию автоматизированной системы фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения в рамках развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный регион» в городе Челябинске.

В пункте 4.1.1.1 технического задания содержатся требования к структуре системы, которая включает в себя следующие компоненты: посты видеонаблюдения по линии ГИБДД на дорогах, состоящие из:

- специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, предназначенных для обеспечения контроля за дорожным движением, в том числе для фиксации административных правонарушений в области дорожного движения (далее - специальные технические средства автоматической фото-видеофиксации (ФВФ) нарушений ПДД или СТС);

- стационарные (обзорные) видеокамеры, конструктивно не входящие в состав технических средств автоматической фото-видеофиксации (ФВФ) нарушений ПДД, устанавливаемых дополнительно, которые предназначены для охраны общественного порядка и контроля обстановки на улично-дорожной сети в местах установки технических средств автоматической фото-видеофиксации (ФВФ) нарушений ПДД. Данные со стационарных видеокамер поступают в программный комплекс «SecurOS Astra» подсистемы видеонаблюдения (производитель ООО «Интеллектуальные Системы Безопасности»);

- сетевое оборудование - коммутационное оборудование, линии связи;

- электрооборудование - учетно-распределительные устройства (приборы учета электроэнергии, автоматические выключатели для защиты электрической сети от коротких замыканий и перегрузок), электрокабель.

В пункте 4.1.3.1 указаны состав и количественные значения показателей надежности системы, в том числе указано, что должны быть обеспечены следующие значения показателей надежности:

- система должна быть рассчитана на круглосуточную работу во всепогодном режиме;

- срок службы системы в целом должен составлять не менее 6 лет.

- средняя наработка на отказ должна составлять не менее 20 000 часов и превышать гарантийный срок.

На заседании Комиссии заказчик представил письменные пояснения и указал, что требования к надежности системы установлены с учетом пункта 4.6.4.3 ГОСТа 34.602-2020 «Информационные технологии (ИТ). Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы», в котором указано на необходимость указания показателей надежности на автоматизированную систему в целом или на ее подсистемы (составные части).

При этом установление в пункте 4.1.3.1 технического задания средней наработки на отказ, которая должна составлять не менее 20 000 часов, составляет примерно 2,3 года, что является необходимым условием надежности системы для заказчика и соответствует статье 477 ГК РФ.

При этом, в жалобе заявитель оспаривает возможность соблюдения данного условия, так как каждый компонент системы имеет свой индивидуальный гарантийный срок, вместе с тем, в жалобе не приводятся доказательства невозможности предоставления сведений о гарантийном сроке системы, в том числе сведения о том, что объекты системы имеют отдельные гарантийные сроки, что не позволяет сделать вывод об обоснованности доводов жалобы.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о необоснованности и недоказанности доводов жалобы в части установления гарантийных обязательств заказчиком в качестве количественных показателей надежности системы.

1.2 В пункте 4.1.3.2 технического задания указано, что сохранение работоспособности должно обеспечиваться при возникновении локальных отказов компонентов системы:

- отказ оборудования;

- отказ каналов связи;

- импульсные помехи, сбои или прекращение электропитания.

На заседании Комиссии заказчик пояснил, что в указанном пункте также содержится перечень конкретных аварийных ситуаций и условия функционирования системы, а именно:

- при нарушении или выходе из строя внешних каналов связи системы должны работать в автономном режиме, подразумевающим выполнение тех функций, которые предусматривают использование периодического обмена информацией;

- импульсные помехи, сбои или прекращение электропитания не должны приводить к выходу из строя технических средств и/или нарушению целостности данных;

- прекращение электропитания на короткое время не должно приводить к прекращению функционирования системы.

Вместе с тем в жалобе заявитель также не приводит доказательства невозможности обеспечения корректной работоспособности системы в случае выхода из строя какого-либо оборудования.

Таким образом, в описании объекта закупки указаны конкретные требования к условиям и порядку функционирования системы при возникновении аварийных ситуаций, что соответствует части 2 статьи 33, пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

 

1.3 В приложении № 1 к техническому заданию содержится таблица 1 «метрологические и технические характеристики технического средства автоматической фото-видеофиксации (ФВФ) нарушений ПДД», в том числе указано, что год выпуска технических средств должен быть не ранее 2022 года.

Указанное требование к году выпуска специальных технических средств, входящих в автоматизированную систему фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения, не противоречит правилам описания объекта закупки, указанным в статье 33 Закона о контрактной системе.

Доводы же заявителя, согласно которым указанное требование приведет к ограничению количества участников закупки, документально не обоснованы и не подтверждены.

 

2. Из пункта 5 части 1, пункта 1 части 2 статьи 42, пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что определение предмета контракта, включая наименование и описание объекта закупки, изложенное в извещении и закупке и в проекте контракта, является правом заказчика, с учетом реализации которого определяется необходимость установления условий проведения закупки, в том числе запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств.

Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.

Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» предусмотрено, что при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подана 1 (или более) удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявка (окончательное предложение), содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, произведенной на территориях государств - членов Евразийского экономического союза.

В силу статьи 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Согласно статье 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

Пунктом 1 статьи 703 ГК РФ предусмотрено, что договор подряда заключается на изготовление или переработку (обработку) вещи либо на выполнение другой работы с передачей ее результата заказчику.

Контракт, заключаемый по итогам электронного аукциона, содержит такие признаки подрядного договора, как единство работы и ее результата, где определяющим элементом является работа, которой стороны по контракту придают основную правовую и фактическую нагрузку.

Из извещения о закупке следует, что предметом закупки является выполнение работ по развитию автоматизированной системы фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения, при этом состав работ определен в пункте 5.1 технического задания, а именно:

- исполнитель должен демонтировать оборудование специальных технических средств (далее – СТС) на существующих постах видеонаблюдения по линии ГИБДД, согласно таблице 1, Приложение № 2. На существующих постах установлены СТС «Digital patrol» (ООО «Диджитал патруль») и СТС «Автопатруль Универсал» (ООО «Основа безопасности»).

- исполнитель должен установить и настроить на существующих постах видеонаблюдения по линии ГИБДД новые СТС согласно таблице 2, Приложение № 2. Требования к характеристикам поставляемых СТС указаны в Приложении № 1.

- исполнитель должен обновить функционал демонтированных СТС («Digital patrol») до указанного в приложении № 2, таблица 3.

- исполнитель должен установить и настроить СТС («Digital patrol», «Автопатруль Универсал») на новых постах видеонаблюдения по линии ГИБДД, таблица 3, Приложение № 2. Дополнительно установить на каждом посту по 2 (две) новых обзорных видеокамеры (конструктивно не входят в состав («Digital patrol»). Требования к характеристикам поставляемых видеокамер указаны в Приложении № 1.

Пунктами 5.3.7, 5.3.9, 5.3.12, 5.3.13 технического задания предусмотрено, что исполнитель также должен разработать проектную документацию для установки оборудования

В силу пункта 1.1 проекта контракта заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательство выполнить работы по развитию автоматизированной системы фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения в рамках развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный регион» в городе Челябинске (далее - Работы), а заказчик обязуется принять результаты работ и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.

Согласно пункту 2.4 проекта контракта оплата оказанных услуг заказчиком производится по безналичному расчету, путем перечисления выделенных заказчику бюджетных средств на счет исполнителя на основании предъявляемых исполнителем документов о фактически выполненных объемах в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и в пределах бюджетных обязательств. авансовый платеж не предусмотрен.

В пункте 4.1 проекта контракта указано, что сдача-приемка выполненных работ и их результатов осуществляется заказчиком и исполнителем в установленном настоящим контрактом порядке. Особенности порядка сдачи-приемки выполненных работ установлены техническим заданием (Приложение 1 к настоящему контракту). Сдача-приемка выполненных работ оформляется Сторонами путем подписания Акта о завершении выполнения работ (далее – акт), при этом в пунктах 4.2 – 4.8 проекта контракта определен порядок приемки работ заказчиком.

Таким образом, из извещения о закупке и проекта контракта следует, что результатом закупки, имеющим потребительскую ценность для заказчика, является строительство постов по линии ГИБДД на улично-дорожной сети г. Челябинска, которые являются результатом работ по развитию автоматизированной системы фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения, успешно прошедших приемо-сдаточные испытания.

При этом, из указанных положений проекта контракта не следует, что заказчик будет приобретать какое-либо оборудование в качестве товаров, так как из условий контракта следует, что предмет контракта, права и обязанности сторон, оплата и порядок приемки касаются исключительно обязательств по выполнению работ, что в итоге не позволяет сделать вывод о заключении заказчиком договора, имеющего признаки договора поставки товара.

Таким образом, из извещения о закупке и проекта контракта не следует, что при выполнении работ заказчик приобретает радиоэлектронную продукцию, в том числе не определен порядок приемки и оплаты указанных товаров, не указано, то предмет контракта включает в себя приобретение и поставку товара, что свидетельствует о заключении заказчиком договора подряда без условия о поставке оборудования в качестве товара.

Более того, в пункте 30 информационной карты в требованиях к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе указано, что предложение участника закупки в отношении объекта закупки в части характеристик и страны происхождения поставляемого товара предоставлять не требуется.

При этом, согласно пункту 2 ГОСТа Р 59853-2021 «Информационные технологии. Комплекс стандартов на автом атизированные системы. Автоматизированные системы. Термины и определения» развитие автоматизированной системы (далее – АС) представляет собой целенаправленное улучшение ее характеристик или расширение функций данной АС.

В силу пункта 1.1 ГОСТа 34.601-90 «Информационная технология (ИТ). Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создания» процесс создания АС представляет собой совокупность упорядоченных во времени, взаимосвязанных, объединенных в стадии и этапы работ, выполнение которых необходимо и достаточно для создания АС, соответствующей заданным требованиям. Стадии и этапы создания АС выделяются как части процесса создания по соображениям рационального планирования и организации работ, заканчивающихся заданным результатом. Работы по развитию АС осуществляют по стадиям и этапам, применяемым для создания АС. Состав и правила выполнения работ на установленных настоящим стандартом стадиях и этапах определяют в соответствующей документации организаций, участвующих в создании конкретных видов АС.

Из указанных положений следует, что само понятие «развитие АС», являющееся объектом закупки, предполагает совокупность последовательных и взаимосвязанных работ и услуг, не содержащих требований к товарам, изделиям, в том числе радиоэлектронной продукции, используемым при выполнении данных работ.

Следует отметить, что заказчиком размещено в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, что не предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878, однако данный документ, как пояснил заказчик, опубликован в информационных целях, а не с целью неустановления указанного подзаконного правового акта.

С учетом изложенного, заказчиком правомерно не установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878, так как предметом обжалуемой закупки является выполнение работ по развитию автоматизированной системы фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения, тогда как указанный нормативный правовой акт применяется в случае, если предметом контракта является поставка радиоэлектронной продукции.

 

Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

РЕШИЛА:

 

Признать доводы жалобы ООО «ЗДРАВКО» на действия заказчика необоснованными.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

 

 

 

2022-2828

 

 

Связанные организации

ООО "Здравко"
ИНН 5040111500, ОГРН 1115040010711
ООО "РТС-тендер"
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
ОГКУ «Центр обработки вызовов Системы 112- Безопасный регион»
ИНН 7453261437, ОГРН 1137453011365