Решение (комиссия) №ВЛ/1016/23 решение от 30 января 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDF5
решение
Областное государственное казенное учреждение «Центр экологического мониторинга Челябинской области» ogku-m@mail.ru |
Р Е Ш Е Н И Е
по делу № 074/06/99-27/2023 (№ 6-ВП/2023)
г. Челябинск, пр. Ленина, 59
Резолютивная часть решения оглашена 24 января 2023 года
В полном объеме решение изготовлено 27 января 2023 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
<...> | ||
Членов Комиссии: |
<...> | ||
|
<...> |
руководствуясь частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), на основании обращения АСО «Общественный контроль» провела внеплановую проверку по соблюдению законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на поставку автомобиля УАЗ 3163 или его эквивалент (извещение № 0869500000522000081), при участии в заседании Комиссии в дистанционном режиме представителя Областного государственного казенного учреждения «Центр экологического мониторинга Челябинской области» (далее – заказчик) <...>, действующей на основании доверенности от 09.01.2023 № 3,
в отсутствие представителей АСО «Общественный контроль» (далее – заявитель), надлежащим образом уведомленного о дате и времени заседания Комиссии, в том числе публично, путем размещения информации в единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru,
У С Т А Н О В И Л А:
Согласно представленным документам 14.06.2022 объявлено о проведении аукциона путем опубликования в единой информационной системе в сфере закупок извещения № 0869500000522000081 об осуществлении закупки.
Начальная (максимальная) цена контракта – 2 444 000,00 рублей.
На дату заседания Комиссии контракт по итогам закупки заключен и исполнен.
В Челябинское УФАС России 23.12.2022 поступило обращение АСО «Общественный контроль», из содержания которого следует, что описание объекта закупки составлено заказчиком без применения позиции Каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — КТРУ).
Заказчиком в материалы дела представлены письменные пояснения, согласно которым заказчиком не применена позиция КТРУ, товар закупался по коду ОКПД2 и в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в связи с тем, что установленные позицией КТРУ характеристики товара не соответствуют потребности заказчика.
Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам,
В силу части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона (пункт 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в форме электронного документа описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145, заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «г» и «е» - «з» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Пунктом 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145, заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе.
Однако в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога) (пункт 6 Правил).
Как следует из содержания извещения и пояснений заказчика закупка товара осуществлена в соответствии в кодом ОКПД2 29.10.42.111 и без применения позиции КТРУ 29.10.40.000-00000023, поскольку характеристики указанные в позиции КТРУ не соответствуют потребности заказчика.
Так, заказчик пояснил, что автомобиль (транспортное средство) приобретался для определенных целей, а именно буксировать трейлер (прицеп) габаритные размеры которого длина 8,0 м, ширина 2,4 м, соответственно, указание габаритов (длина, ширина, высота) необходимо в целях соответствия буксируемому прицепу. На трейлер (прицеп) грузится транспортное средство - многофункциональная самоходная установка MCY TRUXOR (транспортное средство для осуществления работ по очистке реки Миасс), масса которого составляет без навесного оборудования 1 750 кг, соответственно, масса приобретаемого автомобиля не может быть менее 2 540 кг, иначе цели для которых приобретается указанный автомобиль не могли быть достигнуты и, как следствие, реализация задания в рамках национального проекта «Экология». В связи с этим необходимо наличие тягово - сцепного устройства под квадрат фаркоп для перевозки MCY TRUXOR на трейлере. Характеристика «раздаточная коробка с электромеханическим приводом управления с понижающим рядом передач» обязательна для использования, так как при использовании обычной механической коробки переключения передач для переключения передачи происходит полная остановка транспортного средства, что в нашем случае недопустимо. Автомобиль просто не сможет далее двигаться при полной остановке, так как буксирует прицеп с транспортным средством большой массы. Рабочий объем цилиндров «не более 2 693», номинальная мощность, нетто (л.с.) «не менее 149 (110)» указано в целях соответствия выделенного финансирования на оплату транспортного налога, расхода топлива, так как денежные средства на транспортных налог, ГСМ выделены в определенных объемах.
Вместе с тем, Комиссия обращает внимание заказчика, что код ОКПД2 29.10.42.111, в соответствии с которым заказчик закупает товар, включен в позицию КТРУ 29.10.40.000-00000023. Данная позиция КТРУ является обязательной к применению с 30.04.2021 и действует бессрочно.
Заказчиком на заседание Комиссии не представлено нормативно-правового обоснования неприменения при осуществлении закупки позиции КТРУ 29.10.40.000-00000023.
Напротив, положения пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, пунктов 4, 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145, обязывают заказчика применять информацию, включенную в позицию КТРУ, а в случае включения в описание объекта закупки дополнительных характеристик закупаемого товара, заказчик обязан включить в описание товара обоснование необходимости использования такой информации.
Относительно доводов заказчика о том, что описание объекта закупки включает характеристики товара, являющиеся обязательными к применению согласно позиции КТРУ, Комиссия отмечает, что в соответствии с пунктом 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145, не только наименование характеристик, но и значения, единицы измерения таких характеристик должны соответствовать позиции КТРУ, что в рассматриваемом случае не подтверждается материалами дела.
Таким образом, заказчиком при описании объекта закупки нарушены пункт 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, пункты 4, 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145.
В связи с допущенными нарушениями в действиях должностного лица усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ.
С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ», региональных гарантийных организаций, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576,
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, пунктов 4, 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145.
2. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, поскольку контракт заключен.
3. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
<...> | |
Члены комиссии: |
|
|
|
|
<...> |
|
|
<...> |
2023-1154