Решение б/н Решение по делу №381-ж/2010 от 11 августа 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 


 


 

РЕШЕНИЕ

по делу №381-ж/2010 

25 октября 2010 года г.Челябинск, пр.Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия Челябинского УФАС России), в составе:

Председателя

Комиссии:

Сапрыкиной Н.В.

-

заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

Ливончик В.А.

-

начальника отдела контроля государственного и муниципального заказов Челябинского УФАС России;


 

Пастухова П.Г.

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля государственного и муниципального заказов Челябинского УФАС России,


 

рассмотрев жалобу ООО «Черноземный институт мониторинга земель, экосистем и экономики природопользования», в присутствии:

- <...>, представителя ООО «Черноземный институт мониторинга земель, экосистем и экономики природопользования» (паспорт <...> доверенность №17 от 15.10.2010);

- <...>, <...> управления имущественных отношений Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области (паспорт <...> доверенность №1/327 от 25.10.2010);

- <...>, <...> отдела Главного управления материальных ресурсов Челябинской области (служебное удостоверение, доверенность №16 от 28.04.2010);

- <...>, представителя Главного управления материальных ресурсов Челябинской области (паспорт <...> доверенность №22 от 20.07.2010),
 

УСТАНОВИЛА: 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области поступила жалоба ООО «Черноземный институт мониторинга земель, экосистем и экономики природопользования» (далее – Заявитель) на действия заказчика и уполномоченного органа при проведении открытого конкурса №129 «Выполнение работ по созданию цифровых топографических планов масштаба 1:2000 на земли Челябинского, Златоустовского, Копейского, Магнитогорского, Миасского, Чебаркульского городских округов и сельских населённых пунктов Аргаяшского, Еткульского, Красноармейского, Сосновского, Чебаркульского, Троицкого муниципальных районов».

Согласно представленным документам, Главное управления материальных ресурсов Челябинской области (далее – Уполномоченный орган), на основании заявки, поданной Министерством промышленности и природных ресурсов Челябинской области (далее - Заказчик) от 06.09.2010 исх. №1/9362, объявило о проведении открытого конкурса №129 «Выполнение работ по созданию цифровых топографических планов масштаба 1:2000 на земли Челябинского, Златоустовского, Копейского, Магнитогорского, Миасского, Чебаркульского городских округов и сельских населённых пунктов Аргаяшского, Еткульского Красноармейского, Сосновского, Чебаркульского, Троицкого муниципальных районов» (далее – Конкурс).

В соответствии со статьями 16 и 21 Федерального закона от 21 июля 2005 года №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о размещении заказов) извещение о проведении данного открытого Конкурса размещено на официальном сайте Челябинской области (www.chelgumr.ru) в сети «Интернет» (карточка закупки №129).

Состав конкурсной комиссии утверждён приказом начальника Главного управления материальных ресурсов Челябинской области от 16.09.2010 года №526/1.

Конкурсная документация утверждена Министром промышленности и природных ресурсов Челябинской области и согласована Первым заместителем начальника Главного управления материальных ресурсов Челябинской области.

Начальная (максимальная) цена контракта – 400 000 000, 00 руб.

Источник финансирования – бюджет Челябинской области.

Срок оказания услуг – с 19.04.2010 года по 24.05.2010 года.

Обеспечение заявки - 5%.

Обеспечение контракта – 30%.

Дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе – 27 октября 2010 года.

Государственный контракт по результатам объявленного открытого Конкурса Заказчиком не заключен.

Согласно жалобе Заявителя, проект государственного контракта содержит завышенный размер неустойки (10% от общей стоимости работ), подлежащей оплате Исполнителем, а также нереальные минимальные сроки выполнения 1 этапа работ, при предложении которых можно получить наибольшее количество баллов по критерию сроки выполнения работ (от 1 дня с даты заключения государственного контракта). На заседании Комиссии представитель Заявителя указал, что установленный в конкурсной документации порядок оценки заявок по критерию квалификация участника конкурса, создает необоснованные преимущества организациям, которые последние три года выполняли необходимые работы применительно к Челябинской области.

Заявитель не выполнял работы на территории Челябинской области, в связи с чем для него, а также для иных организаций, которые в последние три года не выполняли работы применительно к Челябинской области, созданы дискриминационные условия участия в данном Конкурсе.

Представители Заказчика, Уполномоченного органа с доводами Заявителя не согласились, считают жалобу необоснованной, на заседании Комиссии и в своих письменных возражениях пояснили следующее.
 

Размер неустойки, установленный в проекте государственного контракта, являющего неотъемлемой частью конкурсной документации, полностью соответствует положениям части 11 статьи 9 Закона о размещении заказов. Кроме того, Законом о размещении заказов установлен только минимальный предел размера неустойки, что не ограничивает Заказчика в действиях по её увеличению.

По мнению представителей Заказчика и Уполномоченного орган довод ООО «Черноземный институт мониторинга земель, экосистем и экономики природопользования» о том, что в документации установлен нереальный минимальный срок выполнения работ, не соответствует обстоятельствам данного дела.

Так, согласно пункту 54 постановления Правительства РФ от 10.09.2009 №722 «Об утверждении правил оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Правила), в случае применения нескольких сроков (периодов) поставки, устанавливаются максимальный срок поставки по каждому сроку (периоду) поставки и минимальный срок поставки по каждому сроку (периоду) поставки в единицах измерения срока (периода) поставки (в годах, кварталах, месяцах, неделях, днях, часах) с даты заключения государственного (муниципального) контракта.

Разделом 7 («Место, сроки (периоды) выполнения работ») Информационной карты конкурсной документации определены минимальный и максимальный сроки выполнения работ:

-в первом периоде минимальный срок выполнения работ 1 день с даты заключения государственного контракта, максимальный срок – 60 дней;

- во втором периоде минимальный срок выполнения работ 60 дней с даты заключения государственного контракта, максимальный срок – 360 дней.

Кроме того, на заседании Комиссии представители Уполномоченного органа указали на то, что при применении пункта 60 Правил участникам размещении заказа, предложившим срок (период) равный менее половины срока (периода), установленного конкурсной документацией, будет присвоен рейтинг по данному критерию, равный 50, т.е. равное количество баллов.

Соответственно, одинаковое количество баллов получат те участники, которые предложат выполнить работы за 1 день, а также те участники, которые предложат выполнить работы за 30 дней.

Представитель заказчика и уполномоченного органа не представили пояснений относительно обстоятельств по которым для заказчика наиболее предпочтительным является наличие у участника размещения заказа опыта создания действующей ГИС, работающей на основе цифровых карт М 1:2000 и создания цифровых топографических планов М 1:2000 (на площади не менее 200 кв.км) применительно к Челябинской области.

По мнению представителя Заказчика, наличие у участника данного Конкурса такого опыта позволит ему быстрее выполнить работы, являющиеся предметом контракта, так как такой участник обладает необходимым информационным ресурсом и опытом общения с муниципальными органами власти на территории Челябинской области.

Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, Комиссия, руководствуясь статьей 17 Закона о размещении заказов, пришла к следующим выводам. 
 

1.Согласно части 11 статьи 9 Закона о размещении заказов размер неустойки устанавливается государственным контрактом в размере не менее одной трёхсотой действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Следовательно, пункт 7.3 проекта государственного контракта, согласно которому «при несоблюдении срок выполнения работ, Исполнитель уплачивает Заказчику неустойку в размере 10% от общей стоимости работ по контракту…», соответствует положениям Закона о размещении заказов.
 

2.Согласно статье 2 Закона о размещении заказов законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов.

Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г.ода №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе к созданию участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах. 

Согласно пункту 21 Информационной карты конкурсной документации показателями при оценке и сопоставлении заявок участников размещения заказа по критерию «Квалификация участника конкурса» являются:

«наличие опыта создания действующей ГИС, работающей на основе цифровых карт М 1:2000 в Челябинской области за последние 3 года», при наличии опыта – 30 баллов, при отсутствии – 0 баллов;

«наличие опыта выполнения работ по созданию цифровых топографических планов М 1:2000 (на площади не менее 200 кв.км) для муниципальных образований Челябинской области за последние 3 года», при наличии опыта – 70 баллов, при отсутствии – 0 баллов.

Подтверждающими документами по данному показателю являются копии договоров, контрактов, актов приёма-передачи.

Таким образом, установленный в конкурсной документации порядок оценки заявок предусматривает, что участники конкурса, имеющие опыт создания действующей ГИС, работающей на основе цифровых карт М 1:2000 на территории иных субъектов РФ за последние 3 года, и опыт создания цифровых топографических планов М 1:2000 (на площади не менее 200 кв.км) для муниципальных образований иных субъектов РФ, должны получить на 100 баллов меньше, чем участники, выполнявшие указанные работы применительно к Челябинской области.

Тем самым установленный в конкурсной документации порядок оценки заявок по критерию «Квалификация участника конкурса» по показателям « опыт создания действующей ГИС …» и «опыт создания цифровых топографических планов…» создаёт преимущественные условия участия в данных торгах для участников, выполнявших за последние три года указанные работы в отношении Челябинской области.

Указанный показатель может явиться решающим при оценке заявок участников Конкурса и выборе победителя данного Конкурса. Так, в случае предложения наименьшей цены контракта и сроков выполнения работ, участник Конкурса, имеющий соответствующий опыт работы применительно к иным субъектам РФ должен, согласно конкурсной документации, получить на 100 балов меньше, чем участник, имеющий такой опыт применительно к Челябинской области.

Доводы представителя Заказчика о том, что наличие указанного опыта выполнения работ на территории Челябинской области позволит участнику быстрее выполнить работы, не может быть принят Комиссией во внимание, так как сроки выполнения работ являются самостоятельным критерием оценки заявок. Иных мотивов установления указанного содержания критерия оценки «квалификация участник конкурса», на заседании Комиссии Заказчиком и Уполномоченным органом не указано.

Таким образом, в результате установления Заказчиком данного содержании критерия «Квалификация участника конкурса», не обеспечивается соблюдение принципов размещения заказов, предусмотренных частью 1 статьи 1 Закона о размещении заказов, а участникам размещения заказа, имеющим опыт выполнения данных работ на территории Челябинской области, являющихся предметом Конкурса, созданы преимущественные условия участия в данных торгах, что запрещено частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

С учётом того, что участники размещения заказа, не имеющие указанного опыта работы в Челябинской области, должны соревноваться лишь по цене контракта, уменьшая её со значительными для себя финансовыми потерями. Так, например, из пояснений представителя Заявителя на заседании Комиссии, следует, что ООО «Черноземный институт мониторинга земель, экосистем и экономики природопользования» находится в г.Воронеже и имеет опыт данной работы в г.Москве, но не имеет его в Челябинской области.

Следовательно, исходя из изложенного, и принимая во внимание довод Уполномоченного органа о том, что используя пункт 60 Правил, участникам размещении заказа, предложившим срок (период) равный менее половины срока (периода), установленного конкурсной документацией, конкурсной комиссией будет присвоен рейтинг по данному критерию (45%), равный 50, т.е. равное количество баллов, заявки участников размещения заказа будут оцениваться лишь по критериям «Цена контракта» (35%) и «Квалификация участника конкурса» (20%).

3.В нарушение пункта 15 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказа в конкурсной документации по критерию «Сроки выполнения работ» не содержится сведений о том, что участникам размещении заказа, предложившим срок выполнения работ с суммарным сроком, равным менее половины суммарного срока выполнения работ по всем периодам выполнения работ, установленным в конкурсной документации, присваивается рейтинг по данному критерию, равный 50.

Тогда как указанные сведения являются ни чем иным как порядком оценки заявок и в силу положений пункта 15 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказа обязательно должны содержаться в конкурсной документации.

Наличие указанной информации в пункте 60 Правил, не освобождает Заказчика и Уполномоченный орган от соблюдения указанных ранее положений Закона о размещения заказов.
 

Согласно абз.5 пункта 54 Правил в случае применения нескольких сроков выполнения работ разница между суммой максимальных сроков выполнения работ каждого этапа работ и суммой минимальных сроков поставки каждого этапа работ не может составлять меньше 25 процентов суммы максимальных сроков поставки каждого периода с даты заключения государственного (муниципального) контракта.

Однако, в нарушение указанного положения Правил разница между суммой максимальных сроков поставки каждого периода поставки (420 дней = 360 60) и суммой минимальных сроков поставки каждого периода (61 день = 60дней 1 день) составляет меньше 25 процентов суммы максимальных сроков поставки каждого периода с даты заключения государственного (муниципального) контракта, а именно 14 %. 
 

Комиссия, руководствуясь статьями 17, 60 Закона о размещении заказов и приказом ФАС России от 14.11.2007 №379 «Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»,
 

РЕШИЛА: 

1.Признать доводы жалобы ООО «Черноземный институт мониторинга земель, экосистем и экономики природопользования» на действия заказчика и уполномоченного органа при проведении открытого конкурса №129 «Выполнение работ по созданию цифровых топографических планов масштаба 1:2000 на земли Челябинского, Златоустовского, Копейского, Магнитогорского, Миасского, Чебаркульского городских округов и сельских населённых пунктов Аргаяшского, Еткульского, Красноармейского, Сосновского, Чебаркульского, Троицкого муниципальных районов» в части содержания в проекте государственного контракта завышенного размера неустойки, противоречащего положениями законодательства о размещении заказов, необоснованными.

2.Признать в действиях Главного управления материальных ресурсов Челябинской области и Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области при проведении открытого конкурса №129 «Выполнение работ по созданию цифровых топографических планов масштаба 1:2000 на земли Челябинского, Златоустовского, Копейского, Магнитогорского, Миасского, Чебаркульского городских округов и сельских населённых пунктов Аргаяшского, Еткульского, Красноармейского, Сосновского, Чебаркульского, Троицкого муниципальных районов» нарушения положений части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, части 1 статьи 1, пункта 15 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов и абз.5 пункта 54 Правил.

3.Выдать Главному управлению материальных ресурсов Челябинской области и Министерству промышленности и природных ресурсов Челябинской области предписание об устранении нарушений положений законодательства Российской Федерации о размещении заказов.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия (часть 9 статьи 60 Закона о размещении заказов).
 

Председатель Комиссии Н.В.Сапрыкина

Члены Комиссии В.А.Ливончик
 
 П.Г.Пастухов

ПРЕДПИСАНИЕ

об устранении нарушений законодательства

Российской Федерации о размещении заказов

по делу №381-ж/2010 

25 октября 2010 года г.Челябинск, пр.Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия Челябинского УФАС России), в составе:

Председателя Комиссии:

Сапрыкиной Н.В.

-

заместителя руководителя Челябинского УФАС России;


 

Членов Комиссии:

Ливончик В.А.

-

начальника отдела контроля государственного и муниципального заказов Челябинского УФАС России;


 


 

Пастухова П.Г.

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля государственного и муниципального заказов Челябинского УФАС России,

на основании решения Челябинского УФАС России от 25 октября 2010 года по результатам рассмотрения жалобы ООО «Черноземный институт мониторинга земель, экосистем и экономики природопользования»,
 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Министерству промышленности и природных ресурсов Челябинской области и Главному управлению материальных ресурсов Челябинской области в срок до 12 ноября 2010 года внести изменения в конкурсную документацию №129 «Выполнение работ по созданию цифровых топографических планов масштаба 1:2000 на земли Челябинского, Златоустовского, Копейского, Магнитогорского, Миасского, Чебаркульского городских округов и сельских населённых пунктов Аргаяшского, Еткульского, Красноармейского, Сосновского, Чебаркульского, Троицкого муниципальных районов», а именно:

-установить в конкурсной документации содержание критерия «Квалификация участника конкурса» с учётом положений части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», т.е. без использования в содержании критерия словосочетания «Челябинской области»;

-установить в конкурсной документации по критерию «Сроки выполнения работ» порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе в соответствии с Правилами, утв. постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 №722;

-продлить срок подачи заявок на участие в конкурсе не менее чем на 10 дней с момента размещения изменений (дополнений) в конкурсную документацию на официальном сайте Челябинской области в сети «Интернет».

2. Главному управлению материальных ресурсов Челябинской области в адрес Челябинского УФАС России представить в срок до 18 ноября 2010 года доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания, в том числе надлежащим образом заверенные копии извещения о проведении конкурса и конкурсной документации (с внесёнными изменениями и дополнениями), а также сведения, подтверждающие размещение указанной информации на официальном сайте в сети «Интернет».
 

Председатель Комиссии Н.В.Сапрыкина

Члены Комиссии В.А.Ливончик

П.Г.Пастухов

Предписание может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны