Решение №15411/04 Жалоба признана обоснованной от 15 ноября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
 Решение.pdf (1746.18 Кб)

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заявитель:

ООО «Русский Эксперт»

142116, Московская обл.,

г. Подольск, ул. Мраморная,

д.6, оф. 131

info@ruekspert.ru

Заказчик:

АО «Челябинскгоргаз»

454087, г. Челябинск,

ул. Рылеева, 8

A.Pupyshev@chelgaz.ru

general@chelgaz.ru

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 074/07/3-2094/2019

Резолютивная часть решения оглашена 11 ноября 2019 года

В полном объеме решение изготовлено 14 ноября 2019 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия), в составе:

Председатель Комиссии:

<.......>

   

Члены Комиссии:

<.......>    
  <.......>    

рассмотрев жалобу ООО «Русский Эксперт» (далее – Заявитель) на действия АО «Челябинскгоргаз» (далее – Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на заключение договора о проведении сертификации интегрированной системы менеджмента (извещение № 31908403980), в присутствии представителей заказчика по доверенности, в отсутствие подателя жалобы,

УСТАНОВИЛА:

В жалобе Заявитель указывает на включение заказчиком в документацию о запросе предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на заключение договора о проведении сертификации интегрированной системы менеджмента (извещение № 31908378374) (далее – документация о закупке) требований о предоставлении в составе заявки на участие в закупке документов, ограничивающих конкуренцию и указывающих на конкретный орган по сертификации.

Так, Заявитель указывает, что в пункте 7 раздела 3 информационной карты закупки содержатся требования о представлении участником в составе заявки на участие в закупке документов о регистрации системы РР или документов, подтверждающих право проведения работ в системе РР, копии компетентности РР в качестве органа по сертификации СМК и СДС «Интергазсерт».

По сведениям Заявителя, которые также подтвердил представитель заказчика, РР – это сокращенное название Ассоциации по сертификации «Русский Регистр».

Представитель Заказчика по указанному доводу сообщил, что требование о представлении в составе заявок на участие в процедуре закупки указанных заявителем документов направлено на привлечение квалифицированных участников закупки, не приводят к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Указанные требования способны выполнить не только Ассоциация по сертификации «Русский регистр», но и иные органы по сертификации.

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

16.10.2019 на официальном сайте в сети Интернет по адресу: www.zаkuрki.gоv.гu заказчик разместил извещение (№ 31908403980) документацию о закупке.

Дата и время окончания подачи заявок: 28.10.2019 в 15:00 (МСК+2).

В связи с поступившей в Челябинское УФАС России жалобой Заказчик приостановил проведение аукциона в электронной форме в части подписания договора.

Изучив материалы жалобы, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.

1. Согласно части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

По смыслу пункта 11 части 10 статьи 3 Закона о закупках право обжалования действий заказчика сохраняется за возможным участником закупки до момента окончания срока подачи заявок.

ООО «Русский Эксперт» не подавало заявку на участие в закупке.

Дата и время окончания подачи заявок: 28.10.2019 в 15:00 (МСК+2).

Жалоба ООО «Русский Эксперт» подана в Челябинское УФАС России 21.10.2019, то есть с соблюдением установленного срока на обжалование действий заказчика.

Таким образом, Челябинское УФАС России имеет правовые основания для принятия жалобы к рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, в строго определенных случаях, в том числе в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В настоящем случае жалоба ООО «Русский Эксперт» содержит в качестве доводов обстоятельства, приведенные в части 10 статьи 3 Закона о закупках.

2. Согласно доводу заявителя, Заказчиком в документации о закупке неправомерно установлено требование о предоставлении в составе заявки на участие в процедуре закупке документов о регистрации системы РР или документов, подтверждающих право проведения работ в системе РР, копии компетентности РР в качестве органа по сертификации СМК и СДС «Интергазсерт», то есть указан конкретный орган по сертификации – Ассоциация по сертификации «Русский Регистр».

В ходе исследования материалов жалобы установлено следующее.

В соответствии с пунктами 2, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Во исполнение приведенных норм права заказчиком в документации о закупке установлены требования к документам, подтверждающим соответствие участника запроса предложений установленным документацией требованиям.

Предметом договора, заключаемого по результатам закупки, являются услуги по проведению сертификационной проверки и обязательных инспекционных проверок интегрированной системы менеджмента организации заказчика.

Требования о предоставлении документов, указанных заявителем, установлено в разделе 3 документации о закупке «Информационная карта запроса предложений».

Так, участнику необходимо представить в составе заявки на участие в закупке документы о регистрации системы РР или документов, подтверждающих право проведения работ в системе РР, копии компетентности РР в качестве органа по сертификации СМК и СДС «Интергазсерт».

Установлено, что в данном случае РР – Ассоциация по сертификации «Русский регистр».

Указанное требование к участникам закупки относится к исполнению договора. На момент подачи заявок на участие в закупке необходимость предоставления указанных документов отсутствует. В документации о закупке не установлен запрет на привлечение субподрядчиков (соисполнителей) для оказания услуг. Какого-либо объективного обоснования установления заявителем таких требований в закупочной документации им не приведено.

Таким образом, в ходе рассмотрения жалобы Комиссией не установлена обоснованность требований Заказчика о предоставлении участниками закупки в составе заявки документов о регистрации системы РР или документов, подтверждающих право проведения работ в системе РР, копии компетентности РР в качестве органа по сертификации СМК и СДС «Интергазсерт», а также не установлена их относимость к предмету закупки.

В силу части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 данной статьи, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также – закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен подпунктом 1.1.3 пункта 1.1 Положения о закупке товаров, работ, услуг АО «Челябинскгоргаз», которым в силу части 1 статьи 2 Закона о закупках руководствуется в своей закупочной деятельности Заказчик.

Вместе с тем, установление Заказчиком требований о представлении документов о регистрации системы РР или документов, подтверждающих право проведения работ в системе РР, копии компетентности РР в качестве органа по сертификации СМК и СДС «Интергазсерт» на этапе подачи заявки противоречит указанным принципам.

Таким образом, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о том, что вышеуказанные требования являются избыточными, противоречат принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, что является нарушением подпункта 1.1.3 пункта 1.1 Положения о закупке товаров, работ, услуг АО «Челябинскгоргаз», пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, а также нарушает часть 1 статьи 2, пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Допущенные нарушения также содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно пункту 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает организатору торгов, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества, порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.

Допущенное АО «Челябинскгоргаз» нарушение в ходе проведения запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на заключение договора о проведении сертификации интегрированной системы менеджмента (извещение № 31908403980) являются основанием, достаточным для выдачи предписания о возвращении закупки на стадию формирования документации о закупке.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Русский Эксперт» на действия АО «Челябинскгоргаз» при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на заключение договора о проведении сертификации интегрированной системы менеджмента (извещение № 31908403980) обоснованной.

2. Признать действия АО «Челябинскгоргаз», выразившиеся в установлении требований о представлении участниками в составе заявки на участие в запросе предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на заключение договора о проведении сертификации интегрированной системы менеджмента (извещение № 31908403980) документов о регистрации системы РР или документов, подтверждающих право проведения работ в системе РР, копии компетентности РР в качестве органа по сертификации СМК и СДС «Интергазсерт», нарушением подпункта 1.1.3 пункта 1.1 Положения о закупке товаров, работ, услуг АО «Челябинскгоргаз», пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, части 1 статьи 2, подпункта 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать АО «Челябинскгоргаз» обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Федерального закона от 18.07.2011 № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

Председатель Комиссии <.......>

Члены Комиссии <.......>

                          <.......>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны