Решение б/н Решение и предписание по делу № 7-03/15 в отношении ОАО «ЭнС... от 23 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

Резолютивная часть решения оглашена 7 сентября 2015 года.

В полном объеме решение изготовлено 18 сентября 2015 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

 

Члены Комиссии:

 

<***> – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

<***> – начальник отдела анализа товарных и финансовых рынков Челябинского УФАС России,

<***> – ведущий специалист - эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

 

 

в присутствии заявителей, а также представителей ответчика МУП «Тепловые системы» г. Коркино по доверенностям,

рассмотрев дело № 7-03/15 по признакам нарушения МУП «Тепловые системы» части 1 статьи 10, в том числе пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

В адрес Челябинского УФАС России поступили заявления жителей города Коркино Челябинской области, проживающих по адресам:

  •  ул. 30 лет ВЛКСМ, д. 45а (вход. от 29.12.2014 № 20192);
  •  ул. 30 лет ВЛКСМ, д. 49 (вход. от 29.12.2014 № 20202);
  •  ул. Дзержинского, д. 8а (вход. от 28.01.2015 № 1308);
  •  ул. Дзержинского, д. 10 (вход. от 28.01.2015 № 1310);
  •  ул. Дзержинского, д. 10а (вход. от 28.01.2015 № 1309);
  •  ул. 30 лет ВЛКСМ, д. 49б (вход. от 05.03.2015 № 3288);
  •  ул. Карла Маркса, д. 14 (вход. от 10.03.2015 № 3529),

на действия МУП «Тепловые системы», выразившиеся в установлении необоснованно высокой цены на установку общедомовых приборов (узлов) учета тепловой энергии и горячей воды на территории города Коркино Челябинской области.

Согласно материалам по заявлениям МУП «Тепловые системы» в указанных многоквартирных домах установило коллективные (общедомовые) приборы учета тепловой энергии (далее – ОПУ) и выставило собственникам помещений счета на оплату услуг по установке ОПУ.  

По мнению заявителей, в стоимость установки ОПУ необоснованно включены расходы на систему автоматизации, возмещение которых за счет собственников помещений многоквартирных домов законодательством не предусмотрено.

        Кроме того, в домах, расположенных по адресам: ул. Дзержинского, д. 8а, 10, 10а, со слов заявителей, принудительная установка ОПУ в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об энергосбережении) не требуется, так как указанные дома относятся к объектам, максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее двух десятых гигакалорий в час.

        Рассмотрение дела по заявлениям жителей указанных домов было предложено выделить в отдельное производство.

На запрос Челябинского УФАС России МУП «Тепловые системы» сообщило, что установило общедомовые приборы (узлы) учета тепловой энергии и ГВС на территории г. Коркино Челябинской области с привлечением сторонней порядной организации ФГУП «НПО автоматики» филиал «ОКБ Автоматика», которая выступала инвестором данного проекта, так как собственных средств для установки ОПУ у предприятия не было.

Согласно письму МУП «Тепловые системы» от 19.02.2015 № 07/154 ФГУП «НПО автоматики» филиал «ОКБ Автоматика» производит узлы учета, за счет собственных средств осуществляет монтаж и наладку общедомовых приборов (узлов) учета тепловой энергии на объектах и предоставляет рассрочку по оплате установки общедомовых приборов учета на 5 лет.

Локальными сметами на установку общедомовых приборов (узлов) учета тепловой энергии и ГВС подтверждается, что стоимость установки таких приборов составила:

  • ул. 30 лет ВЛКСМ, д. 45а – 321 480 руб.;
  • ул. 30 лет ВЛКСМ, д. 49 – 327 310 руб.;
  • ул. 30 лет ВЛКСМ, д. 49б – 341 520 руб.;
  • ул. Карла Маркса, д. 14 – 321 460 руб.

Стоимость  установки общедомовых приборов учета тепловой энергии и ГВС, установленных в указанных домах на территории г. Коркино Челябинской области,  являются выше, чем стоимость установки приборов учета тепловой энергии и ГВС, установленных в многоквартирных домах на территории г. Челябинска, а также в близлежащих регионах (Тюменская, Курганская области).

Так, согласно локальным сметам по установке узлов учета тепловой энергии и теплоносителя в многоквартирных домах г. Челябинска, ресурсоснабжающей организацией которых является МУП «ЧКТС», а подрядной организацией – ЗАО «Интегратор энергетического комплекса», стоимость установки приборов учета тепловой энергии и ГВС в 2015 году составляет от 294 000 до 300 000 рублей.

    По имеющейся информации у Челябинского УФАС России средняя стоимость установки общедомовых приборов учета тепловой энергии на территории Тюменской области составляет 250 000 – 300 000 рублей (ресурсоснабжающая организация - компания «Тепло Тюмени»), на территории Курганской области средняя стоимость установки общедомовых приборов учета тепловой энергии составляет от 220 000 рублей в зависимости от тепловой нагрузки дома (ОАО «Курганская генерирующая компания»).

    Локальные сметы ФГУП «НПО автоматики» филиал «ОКБ Автоматика» состоят из двух разделов (установка узла учета тепла и установка узла учета ГВС), в каждом из которых предусмотрен подраздел «Автоматизация, КИП».

  Данные подразделы содержат следующие виды работ и оборудование:

  1. Автоматизация, КИП при установке узла учета тепловой энергии:

- шкаф (пульт) управления навесной, высота, ширина и глубина до 600*600*350 мм, 1 шт.;

- шкаф КИП – 2 (6300/1, 18/3, 59);

- приборы, устанавливаемые на металлоконструкциях, щитах и пультах, масса до 5 кг, 1 шт.;

- интелекон – Т с GSM – модулем (18600/1, 18/3, 59);

- преобразователь ПРК-01 (8300/1, 18/3, 59);

- преобразователь ПИТ-1W (6450/1, 18/3, 59);

- прибор, устанавливаемый на резьбовых соединениях, масса до 1,5 кг, 1 шт.;

- преобразователь КТПТР (5350/1, 18/3, 59), комплект, 2 шт.;

- датчик давления VIP-RS485 с КМЧ, интелекон (9300/1, 18/3, 59);

- присоединение к приборам электрических проводок под винт с оконцеванием наконечников, 100 концов;

-электрические проводки в щитах и пультах малогабаритных, 100 м.

2) Автоматизация, КИП при установке узла ГВС:

- прибор, устанавливаемый на резьбовых соединениях, масса до 1,5 кг;

- преобразователь КТПТР (5350, 00/1, 18/3, 59), комплект, 2 шт.

      Итоговая стоимость указанного оборудования согласно локальным сметам составила:

- ул. 30 лет ВЛКСМ, д. 45а – на узел тепловой энергии – 56 272 руб.;

                                                - на узел ГВС – 4 831руб.;

- ул. 30 лет ВЛКСМ, д. 49 – на узел тепловой энергии – 56 267 руб.;

                                              - на узел ГВС – 4 831 руб.;

- ул. 30 лет ВЛКСМ, д. 49б – на узел тепловой энергии – 56 267 руб.;

                                                - на узел ГВС – 4 831 руб.;

- ул. Карла Маркса, д. 14 – на узел учета тепловой энергии – 56 267 руб.;

                                             - на узел ГВС – 4 831 руб.

Согласно письмо ФГУП «НПО автоматики» филиал «ОКБ Автоматика» от 31.07.2015 № 050/1040, данная организация выполняет работы по производству приборов учета, а также их монтаж и наладку, договор на изготовление приборов учета не заключается. При определении стоимости работ по изготовлению и установке общедомовых приборов учета учитываются следующие факторы:

- индивидуальные технические характеристики многоквартирного дома (количество вводов, состояния внутренних инженерных сетей);

- наличие или отсутствие отсрочки по оплате работ;

- тип устанавливаемых приборов учета;

- класс точности приборов учета и другие факторы.

Таким образом, ФГУП «НПО автоматики» филиал «ОКБ Автоматика» не может выделить отдельно стоимость прибора учета тепловой энергии без работ по установке и изготовлению данных приборов.

Тем не менее, в адрес Челябинского УФАС России Управляющая компания холдинга «Теплоком» и ЗАО «Взлет» представили информацию о рыночной стоимости общедомовых приборов учета тепловой энергии.

Так согласно письму Управляющей компании холдинга «Теплоком» от 30.07.2015 № 30-07/15-01 рыночные цены на общедомовые приборы учета тепловой энергии производства НПФ Теплоком представлены следующим образом:

- тепловычислитель со свободной конфигурацией схем теплоснабжения, возможностью подключения 8-ми числоимпульсных (частотных расходомеров), 8-ми токовых сигналов и 8-ми датчиков температуры (ВКТ-5) – 24 350 рублей;

- тепловычислитель с автономным питанием и возможностью подключения до 6-ти датчиков расхода и 5-ти температуры, 5-ти датчиков избыточного давления – 15 200 рублей.

Согласно письму ЗАО «Взлет» от 30.07.2015 № ГК/исх-12/15 рыночная стоимость общедомовых приборов учета тепловой энергии составляет:

- тепловычислитель Взлет ТСРВ-024М – 21 320 рублей;

- расходомер счетчик электромагнитный Взлет ЭР модификации ЛайтМ в зависимости от диаметра трубы – от 17 970 рублей до 31 080 рублей.

Директор МУП «Тепловые системы» на заседании Комиссии пояснил, что оборудование, предусмотренное для передачи данных, в том числе Интелекон-Т с GSM-модулем, является составной частью установленного общедомового прибора (узла) учета тепловой энергии и ГВС, без которого теплосчетчик не будет функционировать.

Также директор МУП «Тепловые системы» сообщил, что, хотя функциональное назначение данного оборудования, в частности Интелекон – Т с GSM – модулем, является передача данных с теплосчетчика, тем не менее данное оборудования не оснащено другими сопутствующими комплектующими, в том числе сим-картой, программным обеспечением, без которых передача данных не возможна. Соответственно, по мнению МУП «Тепловые системы», данное оборудование нельзя отнести к автоматизированной системе учета тепловой энергии и ГВС.

  Данные комплектующие (сим-карта, программное обеспечение и прочее) будут приобретены за счет средств МУП «Тепловые системы» и не будут выставлены к оплате жильцам многоквартирных домов. 

  Директор МУП «Тепловые системы» обратил внимание Комиссии на тот факт, что установка более дешевого прибора (узла) учета тепловой энергии и ГВС, без встроенной автоматизированной системы, не представлялась возможным, поскольку кредитные средства предприятию в нужном объеме не были представлены и для оснащения общедомовыми приборами учета были использованы денежные средства инвестора, а именно: ФГУП «НПО автоматики» филиал «ОКБ Автоматика».

  Представитель ФГУП «НПО автоматики» филиал «ОКБ Автоматика» на заседании комиссии пояснил, что организация производит и устанавливает один вид прибора учета тепловой энергии и ГВС со встроенной системой автоматизации, что делает стоимость данного прибора больше по сравнению с другими приборами учета тепловой энергии и ГВС.

Письмом от 19.02.2015 № 07/154 МУП «Тепловые системы» сообщило, что затраты по оборудованию приборов учета средствами телеметрии (диспетчеризации) предприятие МУП «Тепловые системы» оплачивает из собственных средств и собственникам не предъявляет. Стоимость затрат на диспетчеризацию составляет 14 240 рублей.

Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения сторон, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях МУП «Тепловые системы» нарушения части 1 статьи 10, в том числе пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции по следующим основаниям.

  1. Законом о защите конкуренции устанавливаются организационные и правовые основы предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках в Российской Федерации, а также основания и порядок применения антимонопольными органами мер принуждения к хозяйствующим субъектам, допустившим нарушение антимонопольного законодательства.

  Такими нарушениями, в частности, признается злоупотребление хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением, а именно: нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке (пункт 10 части 1 статья 10 Закона о защите конкуренции).

  Таким образом, для установления в действиях хозяйствующего субъекта нарушения, предусмотренного пунктом 10 статьи 10 Закона о защите конкуренции, необходимо установить совокупность двух условий:

-          наличие доминирующего положения у хозяйствующего субъекта, на рынке которого совершено нарушение;

-          хозяйствующим субъектом совершены действия (бездействия), результатом которых является нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определённого товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (статья 5 Закона о защите конкуренции).

Челябинским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции на рынке поставки тепловой энергии в виде горячей воды для нужд теплоснабжения физических лиц на территории Коркинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области в пределах пролегания тепловых сетей МУП «Тепловые системы» по итогам 2014 года и 1 квартала 2015 года, а также на рынке услуг по установке коллективного (общедомового) прибора (узла) учета тепловой энергии на территории Коркинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области в пределах пролегания сетей МУП «Тепловые системы», сети инженерно-технического обеспечения которого имеют непосредственное присоединение к сетям многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО «Комфорт № 2», ООО «Комфорт № 3» по итогам 2014 года и 1 квартала 2015 года.

На основании проведенных анализов положение МУП «Тепловые системы» на указанных рынках было признано доминирующим.

Следовательно, МУП «Тепловые системы» подпадает под сферу регулирования Закона о защите конкуренции и обязано соблюдать запреты, установленные статьёй 10 Закона о защите конкуренции.

2. В соответствии с частью 9 статьи 13 Федерального закона  от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об энергосбережении) организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении установлено, что до 1 июля 2013 года в части оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, организации, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.

В соответствии с частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.

Материалами по делу подтверждается, стоимость установки общедомовых приборов (узлов) учета тепловой энергии и ГВС составила:

  • ул. 30 лет ВЛКСМ, д. 45а – 321 480 руб.;
  • ул. 30 лет ВЛКСМ, д. 49 – 327 310 руб.;
  • ул. 30 лет ВЛКСМ, д. 49б – 341 520 руб.;
  • ул. Карла Маркса, д. 14 – 321 460 руб.

В соответствии с Законом об энергосбережении сумма расходов на установку приборов учета, подлежащая возмещению собственником, определяется в зависимости от доли в праве общей собственности на общее имущество дома. Таким образом, распределение между собственниками подлежащей возмещению суммы производится пропорционально площади квартиры или нежилого помещения.

Кроме этого, определены основные мероприятия, направленные на энергосбережение, внедрение новых энергосберегающих технологий, а также жесткий контроль над потреблением энергоресурсов. Внедрение системы диспетчеризации предназначается для решения задач локального управления потреблением энергоресурсов, а также централизованного сбора и обработки информации о работе общедомового прибора учета тепловой энергии и ГВС и решения задач централизованного управления.

Система диспетчеризации представляет собой комплекс программных и аппаратных средств, который позволяет осуществлять удаленное управление инженерными системами одного или нескольких объектов. Системы, построенные по принципу дистанционного контроля управления за автоматизированным оборудованием, называются системами диспетчеризации или автоматизированными системами диспетчерского управления, то есть управление оборудованием осуществляется автономно от систем диспетчеризации.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что диспетчеризация невозможна без установления соответствующего оборудования, то есть без автоматизации. Кроме того, диспетчеризация, в совокупности с автоматизацией, необходима для удобства управляющей компании и расходы на установку автоматизированной системы диспетчерского управления должны, в соответствии с Законом об энергосбережении лежать на ресурсоснабжающей организации, в частности на МУП «Тепловые системы».

МУП «Тепловые сети» обязано оплатить подрядной организации все расходы, понесенные подрядчиком в связи с установкой общедомового прибора учета тепловой энергии, на основании чего населению должна быть выставлена сумма согласно сводному сметному расчету за минусом расходов по оплате систем диспетчеризации и автоматизации.

Материалами дела подтверждается, что МУП «Тепловые системы» расходы на систему диспетчеризации в сумме 14 240 рублей (на каждый дом) не предъявляет к оплате собственникам помещений многоквартирных домов, а оплачивает указанную сумму самостоятельно.

Однако, предприятие включает в смету на установку общедомового прибора учета тепловой энергии расходы на систему автоматизации, которые потом выставляет собственникам многоквартирных домов к оплате.

При этом, расходы на систему автоматизации представляют собой затраты на оборудование, необходимое для обеспечения процесса диспетчеризации, позволяющего осуществлять сбор, обработку и хранение данных.

В соответствии с пунктом 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, расходы за содержание и ремонт жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. То есть, снятие показаний приборов учета (в том числе и с общедомового прибора учета тепловой энергии) оплачивается собственником.

Данные затраты уже учитываются при выставлении ежемесячно управляющей компанией собственникам счетов на оплату за содержание и ремонт жилых помещений.

Письмом МУП «Тепловые системы» от 19.02.2015 № 07/154 представило положительное заключение негосударственной экспертизы на установку узла учета тепловой энергии в жилом доме г. Коркино, ул. 30 лет ВЛКСМ, д. 45.

        Согласно данной экспертизе показания всех расходомеров, датчиков температуры и датчиков давления сведены в единый тепловычислитель Интелекон, установленный в помещении теплового узла. Прибор учета имеет функцию передачи данных с помощью GSM модема на диспетчерский пункт.

        В Приложении к договору от 23.05.2012 № 2-П № 2, заключенному между ФГУП «НПО автоматики» и МУП «Тепловые системы» для проектирования, монтажа и пуско-наладки узлов коммерческого учета тепловой энергии на объектах МУП «Тепловые системы», указана проектная спецификация по оснащению узлами учета энергоресурсов. Согласно данной спецификации в качестве материалов используется тепловычислитель Интелекон с встроенным модемом, шкаф КИП Интелекон и т.д.

        Таким образом, приборы учета тепловой энергии и ГВС, установленные в многоквартирные дома, расположенные по адресам: г. Коркино ул. 30 лет ВЛКСМ, д. 45а, 49, 49б; ул. Карла Маркса, д. 14, являются многофункциональными приборами учета тепловой энергии и ГВС со встроенной системой автоматизации.

Комиссия Челябинского УФАС России приняла во внимание тот факт, что МУП «Тепловые системы» не нашло инвестора готового установить более дешевый прибор (узел) учета тепловой энергии и ГВС, без встроенной автоматизированной системы, поскольку кредитные средства для оснащения общедомовыми приборами учета тепловой энергии МУП «Тепловые системы» в нужном объеме были предоставлены только ФГУП «НПО автоматики» филиал «ОКБ Автоматика».

ФГУП «НПО автоматики» филиал «ОКБ Автоматика» производит и устанавливает один вид прибора учета тепловой энергии и ГВС со встроенной системой автоматизации, приборы учета тепловой энергии без встроенной функции автоматизации данным предприятием не производятся и не устанавливаются.    Производимый ФГУП «НПО автоматики» филиал «ОКБ Автоматика» прибор является одним из наиболее дорогостоящих на рынке и позволяет сводить действия работника МУП «Тепловые системы» к дистанционному наблюдению за приборами из офиса компании, потому что всем процессом учета тепловой энергии, в том числе температурным режимом система управляет сама. Самое главное преимущество прибора учета тепловой энергии со встроенной системой автоматизации в возможности дистанционного учета потребленной энергии. Если обычный теплосчетчик без системы автоматизации просто считает сколько тепла потреблено многоквартирным домом и позволяет считывать его показания в месте непосредственной его установки, то комбинированный прибор со встроенной системой автоматизации, позволяет вести учет потребленной тепловой энергии, а также регулировать подачу тепла дистанционно. Таким образом, система автоматизации, предусмотренная в комбинированном приборе учета тепловой энергии, является дополнительной опцией удобной и необходимой в первую очередь ресурсоснабжающей компании, но не жителям многоквартирного дома.

Кроме того, стоимость  установки общедомовых приборов учета тепловой энергии и ГВС, установленных в указанных домах на территории г. Коркино Челябинской области,  являются выше, чем стоимость установки приборов учета тепловой энергии и ГВС, установленных в многоквартирных домах на территории г. Челябинска, а также в близлежащих регионах (Тюменская, Курганская области).

Так, согласно локальным сметам по установке узлов учета тепловой энергии и теплоносителя в многоквартирных домах г. Челябинска, ресурсоснабжающей организацией которых является МУП «ЧКТС», а подрядной организацией – ЗАО «Интегратор энергетического комплекса», стоимость установки приборов учета тепловой энергии и ГВС в 2015 году составляет от 294 000 до 300 000 рублей.

    По имеющейся информации у Челябинского УФАС России средняя стоимость установки общедомовых приборов учета тепловой энергии на территории Тюменской области составляет от 250 000 – 300 000 рублей  (ресурсоснабжающая организация - компания «Тепло Тюмени»), на территории Курганской области средняя стоимость установки общедомовых приборов учета тепловой энергии составляет от 220 000 рублей в зависимости от тепловой нагрузки (ОАО «Курганская генерирующая компания»).

        Следовательно, установка прибора учета со встроенной системой автоматизации не дает основания МУП «Тепловые системы» выставлять расходы на такую систему к оплате жильцам многоквартирных домов, так как согласно действующему законодательству, указанные затраты уже оплачиваются собственниками помещений многоквартирных домов в статье затрат на ремонт и обслуживание дома.

        На основании изложенного, Комиссия Челябинского УФАС России, пришла к выводу, что установление такого прибора учета тепловой энергии допустимо, не противоречит действующему законодательству и является правом ресурсоснабжающей организации при условии, что оплата затрат на установку и дальнейшее обслуживание системы автоматизации будут произведены за счет ресурсоснабжающей организации, в частности за счет МУП «Тепловые системы».

3. Согласно части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении граждане - собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанность, предусмотренную частями 5-6.1 указанной статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.

В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета.

Письмом МУП «Тепловые системы» от 14.05.2015 № 07/524 представило в адрес Челябинского УФАС России расчеты платежей по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии и ГВС на каждый указанный дом, согласно которым жильцам многоквартирных домов по оплате установки общедомовых приборов учета предоставляется рассрочка на 5 лет под 8,25 процентов годовых.

Однако, необходимо учесть тот факт, что необоснованное включение в сумму расходов на установку общедомового прибора учета тепловой энергии и горячей воды расходов на систему автоматизации увеличивает сумму процентов за предоставление рассрочки, выставляемую к оплате жильцам многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Коркино ул. 30 лет ВЛКСМ, д. 45а, 49, 49б; ул. Карла Маркса, д. 14.

4. В соответствии с Законом об энергосбережении сумма расходов на установку приборов учета, подлежащая возмещению собственником, определяется в зависимости от доли в праве общей собственности на общее имущество дома.

В локальных сметах по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии и ГВС в многоквартирных домах на территории г. Коркино Челябинской области содержится графа «сметная прибыль».

Сметная прибыль устанавливается подрядной организацией ФГУП «НПО автоматики» филиал «ОКБ Автоматика», закладывается в смете по установке общедомовых приборов учета тепла и оплачивается МУП «Тепловые системы» наряду с остальными расходами по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии.

С точки зрения налогового законодательства расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные хозяйствующим субъектом. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

С точки зрения экономической теории, расходы - это затраты, возникшие в процессе хозяйственной деятельности, приводящие к уменьшению средств предприятия или увеличению его долговых обязательства.

Таким образом, с точки зрения экономики сметная прибыль подрядной организации для РСО является расходами по установке общедомовых приборов учета.

Следовательно, обязанность оплачивать сметную прибыль подрядной организации возникает у того, на ком лежит обязанность по установке ОПУ.

Анализ Закона об энергосбережении позволяет сделать вывод о том, что первично обязанность по установке ОПУ возникает у собственников помещений многоквартирного дома, а в случае невыполнения жильцами своей обязанности в установленный срок, у ресурсоснабжающей организации.

Таким образом, включение МУП «Тепловые системы» сметной прибыли в расходы по установке ОПУ, выставляемые собственникам помещений многоквартирных домов на территории г. Коркино Челябинской области не противоречит действующему законодательству.

С учетом изложенного Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о том, что действия МУП «Тепловые системы», выразившиеся в нарушении порядка ценообразования, установленного Федеральным законом  от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», путем установления и взимания необоснованной платы за установку общедомового прибора учета тепловой энергии с собственников многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Коркино ул. 30 лет ВЛКСМ, д. 45а, 49, 49б; ул. Карла Маркса, д. 14, а именно: во включении в расходы на установку общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячей воды, взимаемые с жильцов указанных многоквартирных домов, расходов на систему автоматизации, а также суммы процентов за предоставление рассрочки, начисляемой на расходы на систему автоматизации, являются нарушением части 1 статьи 10, в том числе пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать положение МУП «Тепловые системы» на рынке поставки тепловой энергии в виде горячей воды для нужд теплоснабжения физических лиц на территории Коркинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области в пределах пролегания тепловых сетей МУП «Тепловые системы» по итогам 2014 года и I квартала 2015 года, а также на рынке услуг по установке коллективного (общедомового) прибора (узла) учета тепловой энергии на территории Коркинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области в пределах пролегания сетей МУП «Тепловые системы», сети инженерно-технического обеспечения которого имеют непосредственное присоединение к сетям многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО «Комфорт № 2», ООО «Комфорт № 3» по итогам 2014 года и I квартала 2015 года, доминирующим;
  2. Признать действия МУП «Тепловые системы», выразившиеся в нарушении порядка ценообразования, установленного Федеральным законом  от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», путем установления и взимания необоснованной платы за установку общедомового прибора учета тепловой энергии с собственников многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Коркино ул. 30 лет ВЛКСМ, д. 45а, 49, 49б; ул. Карла Маркса, д. 14, а именно: во включении в расходы на установку общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячей воды, взимаемые с жильцов указанных многоквартирных домов, расходов на систему автоматизации, а также суммы процентов за предоставление рассрочки, начисляемой на расходы на систему автоматизации, нарушением части 1 статьи 10, в том числе пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
  3. Выделить в отдельное производство дело о нарушении МУП «Тепловые системы» части 1 статьи 10, в том числе пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившимся в установлении и взимании необоснованной платы за установку общедомового прибора учета тепловой энергии с собственников многоквартирных домов, расположенных по адресам г. Коркино ул. Дзержинского, д. 8а, 10, 10а, а именно: во включении в стоимость помимо расходов на установку ОПУ затрат на автоматизацию, а также суммы процентов за предоставление рассрочки, начисляемой на стоимость системы автоматизации;
  4. Выдать МУП «Тепловые системы» г. Коркино предписание о прекращении действий, признанных нарушением части 1 статьи 10, в том числе пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции;
  5.  Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях, для решения вопроса о привлечении МУП «Тепловые системы» г. Коркино к административной ответственности за совершенное правонарушение;
  6. Направить заявления граждан в порядке подведомственности в Главное управление «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» для рассмотрения по существу в части полномочий.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 32

  по делу № 7-03/15

 

7 сентября 2015 года                                                             г. Челябинск, пр. Ленина, 59 

        Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

<***> – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии:

<***> – начальник отдела анализа товарных и финансовых рынков Челябинского УФАС России;

<***> — ведущий специалист – эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

 

 

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 7 сентября 2015 года по делу № 7-03/15 о нарушении МУП «Тепловые системы» части 1 статьи 10, в том числе пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. МУП «Тепловые системы» с даты получения настоящего предписания прекратить нарушение части 1 статьи 10, в том числе пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в нарушении порядка ценообразования, установленного Федеральным законом  от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», путем установления и взимания необоснованно высокой платы за установку общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячей воды с собственников многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Коркино ул. 30 лет ВЛКСМ, д. 45а, 49, 49б; ул. Карла Маркса, д. 14, а именно: во включении в расходы на установку общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячей воды, взимаемые с жильцов указанных многоквартирных домов, расходов на систему автоматизации, а также суммы процентов за предоставление рассрочки, начисляемых на расходы на систему автоматизации;

2. МУП «Тепловые системы» исключить из расходов на установку общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячей воды, взимаемых с жильцов указанных многоквартирных домов, расходы на систему автоматизации, а также сумму процентов за предоставление рассрочки, начисляемую на расходы на систему автоматизации. В случае использования оборудования, установленного в приборах учета тепловой энергии, как для целей автоматизации, так и для целей учета тепловой энергии и горячей воды, исключить из расходов на установку общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячей воды, выставляемых жильцам указанных многоквартирных домов, расходы на оборудование, используемое для целей обеспечения процесса автоматизации общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячей воды;

3. МУП «Тепловые системы» в качестве доказательства исполнения пунктов 1, 2 настоящего предписания в срок до 15 октября 2015 года представить в Челябинское УФАС России доказательства произведения перерасчета суммы расходов на установку общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячей воды, выставляемой собственникам помещений многоквартирных домов, расположенных по адресам:         г. Коркино ул. 30 лет ВЛКСМ, д. 45а, 49, 49б; ул. Карла Маркса, д. 14, а также копии квитанций на оплату расходов на установку общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячей воды, с учетом произведенного перерасчета.

Связанные организации

Связанные организации не указаны