Решение б/н Решение и предписание № 7-03-18.1/2016 по жалобе ООО «Продсе... от 5 февраля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

       Р Е Ш Е Н И Е

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Резолютивная часть решения оглашена 1 февраля 2016 года.

В полном объеме решение изготовлено 4 февраля 2016 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) в составе:

 

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:

 

*** – вр.и.о.   руководителя Челябинского УФАС России;

*** – начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России;

*** – ведущий специалист - эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

 

 

рассмотрев дело № 7-03-18.1/2016 по жалобе ООО «Продсервис» на действия (бездействие) МУП «Горторг», в присутствии представителей МУП «Горторг»,  действующих по доверенностям, в отсутствие представителя заявителя, надлежаще извещенного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,

УСТАНОВИЛА:

 

           В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступила жалоба ООО «Продсервис» на действия МУП «Горторг» (далее – заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на  поставку овощей (извещение № 31503110576).

          В жалобе  указано следующее.

МУП «Горторг» провел открытый аукцион в электронной форме на право заключения договора на  поставку овощей.

ООО «Продсервис»  была подана заявка на участие в открытом аукционе.

По мнению подателя жалобы, аукционная комиссия неправомерно отказала ООО «Продсервис»  в допуске к участию в открытом аукционе, обосновывая свое решение непредставлением полученной не ранее чем за 6 месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого аукциона выписки из единого государственного реестра юридических лиц.

При этом поданная  заявка содержала выписку  из единого государственного реестра юридических лиц от 30.06.2015, дата размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого аукциона – 18.12.2015.

            На заседании Комиссии Челябинского УФАС России представитель заказчика  пояснил следующее.   

Заявка ООО «Продсервис» была отклонена в связи с ошибочным определением предельного срока получения выписки из единого государственного реестра юридических лиц.

С целью устранения нарушения прав и законных интересов заявителя протоколом аукционной комиссии от 27.01.2016 результаты аукциона признаны недействительными.

Изучив материалы жалобы, заслушав пояснения заказчика, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.

 Заказчик объявил о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на  поставку овощей.

  При проведении открытого аукциона заказчик руководствовался Федеральным законом от 18.07.2011 № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках)   и Положением о закупке МУП «Горторг».         

             Извещение о проведении открытого аукциона 18.12.2015 размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.

             Открытый аукцион проводился с участием оператора электронной площадки АО «ОТС».

               На участие в открытом аукционе поступило 7 заявок (ООО «Первомайский», ООО «СК Массив», ООО  «Продсервис», ИП Щербаков П.В., ИП Додоев Ф.Т., ООО «Урал Инвест-торг», ИП Хакимов С.Г.).

               Согласно протоколу подведения итогов открытого аукциона от 22.01.2016  победителем признано ООО «Первомайский».

           В соответствии с частью 1 статьи 3  Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2)равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен, запроса предложений на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Целями регулирования Закона о закупках, в том числе являются расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупках товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

  1. Как указано в протоколе рассмотрения заявок открытого аукциона от 22.01.2016 аукционная комиссия отказала ООО «Продсервис»  в допуске к участию в открытом аукционе, обосновывая свое решение непредставлением полученной не ранее чем за 6 месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого аукциона выписки из единого государственного реестра юридических лиц.

В пункте 23.6 статьи 23 Положения о закупке МУП «Горторг» указано, что при рассмотрении заявок на участие в аукционе участник закупочной процедуры не допускается закупочной комиссией к участию в аукционе, в том числе, в случае непредставления  обязательных документов либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике закупочной процедуры.

 В соответствии с пунктом 1 информационной карты документации открытого аукциона  вторая часть заявки на участие в открытом аукционе должна содержать сведения и документы об участнике закупочной процедуры, подавшим такую заявку, в том числе, полученную не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении закупки выписки из единого государственного реестра юридических лиц.

                Заявка ООО «Продсервис» содержала выписку из единого государственного реестра юридических лиц от 30.06.2015.

            Таким образом, аукционная комиссия заказчика в нарушение пункта 23.6 статьи 23 Положения о закупке МУП «Горторг», части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции необоснованно отказала ООО «Продсервис» в допуске к участию в открытом аукционе.

2.Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

  Протоколом аукционной комиссии от 27.01.2016 результаты аукциона признаны недействительными, тогда как действующим законодательством заказчик таким правом не наделен. В силу статьи 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны недействительными судом.

 Кроме того, заказчик признал результаты открытого аукциона недействительными после окончания срока подачи заявок.

 При  этом ни в Положении о закупке МУП «Горторг», ни в документации открытого аукциона не предусмотрено право заказчика отказаться от проведения конкурентных процедур на любой стадии их проведения.

    Согласно пункту 4 статьи 448 ГК РФ если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов, опубликовавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения.

     В случае, если организатор открытых торгов отказался от их проведения с нарушением указанных сроков, он обязан возместить участникам понесенный ими реальный ущерб.

   Приняв решение о признании результатов аукциона  недействительными, заказчик отказался от заключения договора с победителем.

      Однако согласно пункту 6 статьи 448 ГК РФ, если иное не установлено законом, лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора.

      Если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, при уклонении организатора торгов от подписания протокола победитель торгов вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, вызванных уклонением от его заключения.

       Следовательно, у заказчика отсутствуют правовые основания для отказа от заключения договора с победителем.

    Таким образом, заказчик в нарушение требований статьи 448, 449 ГК РФ принял решение о признании результатов аукциона  недействительными.

3.В соответствии с пунктами 1, 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

    Также согласно пункту 21.2 Положения о закупке МУП «Горторг» аукционная документация должна содержать, в том числе,  требования к описанию участниками закупочной процедуры товаров, работ, услуг, являющихся предметом закупки, в том числе к функциональным характеристикам (потребительским свойствам), ее количественным и качественным характеристикам.

В спецификации, являющейся приложением № 3 к документации открытого аукциона, в качестве характеристик товара указано следующее:

              - морковь столовая свежая, высший, 1 сорт, фасованная в сетках, ГОСТ 32284-2013;

     - свекла столовая свежая, высший, 1 сорт, фасованная в сетках, ГОСТ 32285-2013.

То есть, из буквального толкования требований аукционной документации заказчику необходим товар, как высшего сорта, так и первого сорта.

 При этом, заказчик не определяет количество товара по каждому сорту.

 Из чего следует, что указанное описание объекта закупки не позволяет определить потребность заказчика и нарушает пункт 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках и подпункта 3 пункта 21.2 Положения о закупке МУП «Горторг».

      Согласно аукционной документации конкретные характеристики закупаемого товара, в том числе сорт товара, должны быть отражены участниками закупки в первой части заявки.

 Нарушение, допущенное заказчиком при описании предмета закупки, затрудняет заполнение первой части заявки участниками закупки, что может привести к увеличению времени, необходимого для подготовки к участию в данной закупке, а также к заполнению первой части заявки в нарушение требований аукционной документации, тем самым к необоснованному отклонению заявок и ограничению количества участников аукциона.

     Так,  при обзоре Комиссией Челябинского УФАС России первых частей заявок установлено, что у всех участников, кроме ООО «Продсервис», в качестве характеристики товара указан как первый, так и высший сорт товара.

      Указанное обстоятельство свидетельствует о неясности требований аукционной документации к оформлению заявок и нарушает пункт 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках и подпункт 2 пункта 21.2  Положения о закупке МУП «Горторг».

4. В пункте 35.3 Положения о закупке МУП «Горторг», определяющем порядок проведения закупочных процедур в электронной форме, указано, что порядок представления документации участникам закупочной процедуры, разъяснения и внесения изменений в документацию, порядок оформления, подачи и рассмотрения заявок на участие в закупках устанавливаются оператором электронной торговой площадки.

      Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).

    Согласно части 3 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке утверждается заказчиком.

     В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и Положением о закупке.

    При этом  согласно  части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, порядок, место, дата начала и дата окончания, формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке, место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

 Обязанность размещения информации, перечисленной в статье 4 Закона о закупках, возложена на заказчика.

 Таким образом, заказчик неправомерно в нарушение части 2 статьи 2 Закона о закупках, установил, что  порядок представления документации участникам закупочной процедуры, разъяснения и внесения изменений в документацию, порядок оформления, подачи и рассмотрения заявок на участие в закупках устанавливаются оператором электронной торговой площадки, тем самым переложил свою обязанность по определению содержания указанной информации на оператора электронной площадки.

  Следовательно, указанный в пункте 35.3 Положения о закупке МУП «Горторг» порядок проведения закупочных процедур в электронной форме, противоречит требованиям части 2 статьи 2 Закона о закупках и нарушает принцип информационной открытость закупки.

  На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

 

1.            Признать жалобу ООО «Продсервис»  на действия (бездействие) МУП «Горторг» при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на  поставку овощей (извещение № 31503110576) обоснованной;

2.             Признать действия аукционной комиссии МУП «Горторг», выразившиеся в отказе ООО «Продсервис» в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме на право заключения договора на  поставку овощей (извещение № 31503110576), нарушением  части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункта 23.6 статьи 23 Положения о закупке МУП «Горторг»;

3.            Признать действия МУП «Горторг», выразившиеся в установлении в аукционной документации характеристик закупаемого товара, не позволяющих сделать вывод о потребности заказчика, нарушением пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, подпункта 3 пункта 21.2 Положения о закупке МУП «Горторг»;

4.               Признать действия МУП «Горторг», выразившиеся в установлении в аукционной документации требований к заявке, не позволяющих сделать вывод о ее содержании, нарушением пункта 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках, подпункта 2 пункта 21.2 Положения о закупке МУП «Горторг»;  

5.            Признать действия МУП «Горторг», выразившиеся в  указании в пункте 35.3 Положения о закупке МУП «Горторг» сведений о том, что оператором электронной торговой площадки устанавливается порядок представления документации участникам закупочной процедуры, разъяснения и внесения изменений в документацию, порядок оформления, подачи и рассмотрения заявок на участие в закупках, нарушением  части 2 статьи 2 Закона о закупках;

6.МУП «Горторг», оператору электронной площадки  обязательное для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов

 

            Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

  ПРЕДПИСАНИЕ № 3

  по делу № 7-03-18.1/2016

 

1 февраля 2016 года                                                           г. Челябинск, пр. Ленина, 59 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) в составе:

 

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:

 

*** – вр.и.о.   руководителя Челябинского УФАС России;

*** – начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России;

*** – ведущий специалист - эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

 

 

 

руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 01.02.2016 № 7-03-18.1/2016 по жалобе ООО «Продсервис» на действия (бездействие) МУП «Горторг» (далее – заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на  поставку овощей (извещение № 31503110576),

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1.   МУП «Горторг» прекратить нарушение  Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), Закона о защите конкуренции, Положения о закупках МУП «Горторг», порядка организации и проведения торгов, установленного решением от 01.02.2016 № 7-03-18.1/2016, а именно:

1.1.      В срок до 9 февраля 2016 года аннулировать результаты открытого аукциона, отменить все протоколы, составленные в ходе проведения открытого аукциона; 

1.2.      В срок до 11 февраля 2016 года разместить на сайте в  www.zakupki.gov.ru решение, принятое при исполнении пункта 1.1 настоящего предписания;

1.3.   С даты размещения настоящего предписания на  сайте  www.chel.fas.gov.ru не заключать договор по итогам открытого аукциона, оформленного протоколом подведения итогов открытого аукциона от 22.01.2016;

1.4.  В срок до 29 февраля 2016 года привести Положение о закупках МУП «Горторг» в соответствие с требованиями Закона о закупках, а именно: указать что размещение сведений, перечисленных в статье 4 Закона о закупках, осуществляется заказчиком;

2.   МУП «Горторг» в срок до 1 марта 2016 года представить в Челябинское УФАС России доказательства исполнения пункта 1 предписания (копию протокола об отмене открытого аукциона, копию Положения о закупках МУП «Горторг» с внесенными изменениями, доказательства размещения указанной информации на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru);

   3. Оператору электронной площадки АО «ОТС» с 5 февраля 2016 года обеспечить заказчику возможность исполнения настоящего предписания.

Связанные организации

Связанные организации не указаны