Решение б/н Решение по делу № 7-2014 в отношении ООО «Соседи» от 18 июля 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

13 февраля 2014 года г. Челябинск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

председатель Комиссии:

Л.Н. Галичина – заместитель руководителя — начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией,

 

члены Комиссии:

Н.В. Соболь – ведущий специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией,

Л.Р. Штепа – специалист 1 разряда отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией,

 

рассмотрев дело № 7-2014, возбужденное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Соседи» (далее – ООО «Соседи») по факту размещения в информационно-рекламном еженедельнике «Соседи» № 46 (754) от 28 ноября 2013 года рекламы бальзама «Ёрш здоровья», в которой содержатся сведения о том, что указанный бальзам обладает лечебными свойствами, и рекламы биологически активной добавки «СПУЛАН», в которой отсутствует предупреждение о том, что «СПУЛАН» не является лекарственным средством, с признаками нарушения пункта 6 части 5 статьи 5, части 7 статьи 5 и части 1.1 статьи 25 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,

в присутствии представителей ООО «Соседи» <...>, <...> по доверенности от 10 февраля 2014 года (личности удостоверены по паспортам),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области поступило заявление жителя г. Челябинска о размещении в информационно-рекламном еженедельнике «Соседи» № 46 (754) от 28 ноября 2013 года рекламы бальзама «Ёрш здоровья» и биологически активной добавки «СПУЛАН». По мнению заявителя, реклама указанного бальзама создает впечатление, что он обладает лечебными свойствами, так как присутствуют ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения бальзама, а в рекламе биологически активной добавки «СПУЛАН» предупреждение, о том, что «СПУЛАН» не является лекарственным средством, не читаемо.

Издателем указанной газеты является ООО «Соседи» (454091, г. Челябинск, ул. Васенко, 63, оф. 403). По факту распространения рассматриваемой рекламы Челябинским УФАС России возбуждено дело в отношении ООО «Соседи».

Из объяснений представителей ООО «Соседи» следует, что рассматриваемая реклама размещена в информационно-рекламном еженедельнике «Соседи» № 46 (754) от 28 ноября 2013 года в связи с представленными рекламодателями макетов рекламы, заверенных обеими сторонами. Представитель ООО «Соседи» считает, что реклама бальзама «Ёрш здоровья» не формирует впечатление о том, что данный бальзам обладает лечебными свойствами, поскольку присутствует предупредительная надпись о том, что бальзам не является лекарственным средством. Относительно неразборчивости шрифта предупредительной надписи в рекламе биологически активной добавки «СПУЛАН» представитель ООО «Соседи» объяснил, что при согласовании макета рекламы, предупреждение было напечатано отчетливо, но в печать реклама вышла с преобладающим темным цветом.

Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.

В информационно-рекламном еженедельнике «Соседи» № 46 (754) от 28 ноября 2013 года размещена реклама бальзама «Ёрш здоровья», в которой содержатся сведения: «…Десятки тысяч людей с помощью «Ерша здоровья» справились со своими недугами. Это остеохондроз и радикулит, холецистит и почечнокаменная болезнь, расстройство щитовидной железы и большое количество случаев онкологических заболеваний. Высокоэффективен «Ёрш здоровья» при лечении сердечно-сосудистых заболеваний. Случалось он помогал и больным рассеянным склерозом… грипп и паралич… НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЛЕКАРСТВЕННЫМ СРЕДСТВОМ…».

Указание в рекламе на заболевания создает впечатление, что бальзам «Ерш здоровья» обладает лечебными свойствами. Вместе с тем, указанный бальзам не зарегистрирован в государственном реестре лекарственных средств.

Согласно пункту 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинских изделий.

В связи с тем, что бальзам «Ёрш здоровья» не является лекарственным средством, указание на его лечебные свойства, несмотря на наличие предупредительной надписи о том, что бальзам не является лекарственным средством, противоречит требованиям пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

В данной газете также размещена реклама биологически активной добавки «СПУЛАН».

По данным Реестра свидетельств о государственной регистрации (единая форма Таможенного союза, российская часть), размещенном на сайте: http://www.consultpharma.ru/index.php?option=com_wrapper&view=wrapper&Itemid=86&lang=ru, продукция «СПУЛАН» зарегистрирована в качестве биологически активной добавки под № RU.77.99.11.003.Е.039658.09.11 от 23.09.2011, следовательно, реклама биологически активной добавки «СПУЛАН» должна соответствовать требованиям статьи 25 Федерального закона «О рекламе».

В силу части 1.1 статьи 25 Федерального закона «О рекламе» реклама биологически активных добавок в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством.

В рекламе присутствует предупреждение о том, что «СПУЛАН» не является лекарственным средством, но оно представлено в сером цвете на черном фоне, текст при этом очень сужен и не содержит межбуквенные и межсловесные интервалы, что затрудняет его прочтение.

При оценке данной рекламы учитывается то, что, исходя из понятия рекламы, она предназначается для распространения среди неопределенного круга лиц, в связи с чем вся информация, включая обязательные к указанию сведения, должна быть доступна для потребителей при ознакомлении с рекламой без специальных усилий и применения специальных средств.

При этом то обстоятельство, что нормами ФЗ «О рекламе» не установлен размер и форма шрифта, не свидетельствует о том, что размер и форма шрифта могут быть любыми, поскольку, как следует из положений статьи 5 ФЗ «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.

Таким образом, представленное в данном случае предупреждение в таком шрифтовом и цветовом оформлении приравнивается к его отсутствию, что противоречит требованиям части 1.1 статьи 25 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Отсутствие в рекламе существенной информации о том, что биологически активная добавка «СПУЛАН» не является лекарственным средством, искажает смысл информации о свойствах и назначении рекламируемого объекта и вводит потребителя в заблуждение, что противоречит требованиям части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

На основании частей 6, 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение требований части 1.1 статьи 25 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель и рекламораспространитель, ответственность за нарушение пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно договорам от 01 октября 2013 года и 25 ноября 2013 года, представленным ООО «Соседи», рекламодателем рекламы бальзама «Ёрш здоровья» является индивидуальный предприниматель <...> (618131, Пермская область, Осинский район, с. Комарово, ул. Школьная, д. 7), рекламодателем рекламы биологически активной добавки «СПУЛАН» является ООО «Путь к здоровью» (194044, г. Санкт-Петербург, пр. Б. Сампсониевский, д. 42, литер А, оф. 113).

Указанные рекламодатели не были привлечены Челябинском УФАС России для участия в рассмотрении дела, поскольку информация о них стала известна при рассмотрении настоящего дела.

Рекламораспространителем указанной рекламы является ООО «Соседи» (454091, г. Челябинск, ул. Васенко, 63, оф. 403) как издатель газеты «Соседи».

Руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-43, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей размещенную в информационно-рекламном еженедельнике «Соседи» № 46 (754) от 28 ноября 2013 года рекламу бальзама «Ёрш здоровья», которая создает впечатление о том, что бальзам обладает лечебными свойствами, чем нарушено требование пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

2. Признать ненадлежащей размещенную в информационно-рекламном еженедельнике «Соседи» № 46 (754) от 28 ноября 2013 года рекламу биологически активной добавки «СПУЛАН», в которой предупреждение о том, что «СПУЛАН» не является лекарственным средством, представлено в нечитаемом виде, что приравнивается к его отсутствию, чем нарушены требования части 1.1 статьи 25 и части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

3. Выдать ООО «Соседи» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Соседи» и его должностного лица, ООО «Путь к здоровью» и его должностного лица, ИП Занина И.Ф.

Решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение изготовлено в полном объеме 27 февраля 2014 года.

 

Председатель Комиссии

Л.Н. Галичина

Члены Комиссии

Н.В. Соболь

Л.Р. Штепа

Связанные организации

Связанные организации не указаны