Постановление б/н ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу № 7.30-4.2/12-2018 от 24 января 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу 7.30-4.2/12-2018

09 января 2018 года Челябинск, пр. Ленина,59

Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) <...>, рассмотрев протокол об административном правонарушении № 7.30-4.2/12-2018 от 21.12.2017 и материалы дела об административном правонарушении, возбужденного начальником отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России <...> в отношении заместителя начальника Управления капитального строительства Администрации города Челябинска <...> (______________ года рождения, место рождения - __________________________________________, гражданин Российской Федерации, паспорт <...> серия <...> номер <...> выдан _____________________________________________________________, __________, код подразделения - _________, зарегистрирован по адресу: __________________________________________________________), в присутствии:

лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, <...>,

начальника отдела административного и судебного производства Челябинского УФАС России <...>,

исследовал материалы дела, разъяснил право знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также положения статьи 51 Конституции РФ и иные процессуальные права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Выявленные должностным лицом Челябинского УФАС России в действиях <...> нарушения законодательства о контрактной системе при проведении электронных аукционов:

на оказание услуг по оснащению средствами обучения и необходимым оборудованием модуля гуманитарного направления для объекта: «Строительство школы в микрорайоне № 54 жилого района № 12 Краснопольской площадки № 1 в Курчатовском районе г. Челябинска» (извещение № 0169300000117002152);

на оказание услуг по оснащению средствами обучения и необходимым оборудованием модуля информационных технологий и робототехники для объекта: «Строительство школы в микрорайоне № 54 жилого района № 12 Краснопольской площадки № 1 в Курчатовском районе г. Челябинска» (извещение № 0169300000117002156);

на оказание услуг по оснащению средствами обучения и необходимым оборудованием модуля начальной школы для объекта: «Строительство школы в микрорайоне № 54 жилого района № 12 Краснопольской площадки № 1 в Курчатовском районе г. Челябинска» (извещение № 0169300000117002159);

на оказание услуг по оснащению средствами обучения и необходимым оборудованием модуля естественно-математического направления для объекта: «Строительство школы в микрорайоне № 54 жилого района № 12 Краснопольской площадки № 1 в Курчатовском районе г. Челябинска» (извещение № 0169300000117002158);

на оказание услуг по оснащению средствами обучения и необходимым оборудованием модуля технологии для объекта: «Строительство школы в микрорайоне № 54 жилого района № 12 Краснопольской площадки № 1 в Курчатовском районе г. Челябинска» (извещение № 0169300000117002155);

на оказание услуг по оснащению средствами обучения и необходимым оборудованием модуля доступной среды для людей с ограниченными возможностями для объекта: «Строительство школы в микрорайоне № 54 жилого района № 12 Краснопольской площадки № 1 в Курчатовском районе г. Челябинска» (извещение № 0169300000117002157),

оказание услуг по оснащению средствами обучения и необходимым оборудованием кабинетов музыки и изобразительного искусства для объекта: «Строительство школы в микрорайоне № 54 жилого района № 12 Краснопольской площадки № 1 в Курчатовском районе г. Челябинска» (изв. № 0169300000117002154);

оказание услуг по оснащению средствами обучения и необходимым оборудованием модуля эстетического воспитания для объекта: «Строительство школы в микрорайоне № 54 жилого района № 12 Краснопольской площадки № 1 в Курчатовском районе г. Челябинска» (изв. № 0169300000117002160) выразились в следующем.

Начальная (максимальная) цена контракта по аукциону № 0169300000117002152 – 9 550 441,49 рублей.

Начальная (максимальная) цена контракта по аукциону № 0169300000117002156 – 21 016 434,80 рублей.

Начальная (максимальная) цена контракта по аукциону № 0169300000117002159 – 46 394 734,09 рублей.

Начальная (максимальная) цена контракта по аукциону № 0169300000117002158 – 35 792 616,10 рублей.

Начальная (максимальная) цена контракта по аукциону № 0169300000117002155 – 8 773 238,67 рублей.

Начальная (максимальная) цена контракта по аукциону № 0169300000117002157 – 1 162 922 ,16 рублей.

Начальная (максимальная) цена контракта по аукциону № 0169300000117002154 – 2 589 579 рублей 96 копеек.

Начальная (максимальная) цена контракта по аукциону № 0169300000117002154 – 2 344 329 рублей 73 копейки.

1. Должностное лицо заказчика при осуществлении закупки выбирает код из общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (далее – ОКПД 2) в целях определения предмета контракта.

Правильный выбор кода ОКПД 2, прежде всего, влияет на способ осуществления закупки, на установление требований к участникам закупки, на требования о предоставлении участником закупки тех или иных документов в составе заявки, а также на применение ограничений, запретов и условий допуска отдельных видов товаров, происходящих из иностранных государств.

При проведении закупок <...> установлен код ОКПД2 - 32.99.53.130 «Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные». Из извещения и документации следует, что предметом закупок является «Оказание услуг по оснащению средствами обучения и необходимым оборудованием».

В силу статьи 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Согласно статье 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Таким образом, существенным различием договора поставки и договора оказания услуг является результат. При оказании услуг этот результат не имеет какого-либо материального овеществления, имеет значение конечный результат, выраженный в самом факте оказания услуг, а в договоре поставке всегда имеет значение материальное овеществление результата – предмета поставки.

Необходимо также отметить, что в силу принципа свободы договора, предусмотренного статьей 421 ГК РФ, стороны вправе заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.

Указанные нормы также отражены в Постановлении Пленума Высшего арбитражного суда № 16 от 14.03.2014 «О свободе договора и ее пределах» (далее — Постановление ВАС № 16). Пунктом 5 Постановления ВАС №16 установлено, что при определении сущности договора необходимо оценивать, прежде всего, предмет договора, а именно права и обязанности сторон, а не название такого договора.

При заключении смешанных договоров необходимо учитывать требования части 1 статьи 10 ГК РФ, в которой сказано, что не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

В данном случае, проанализировав извещения и аукционные документации, должностное лицо антимонопольного органа считает необходимым отметить, что между Управлением капитального строительства Администрации города Челябинска, выступающего заказчиком по рассматриваемым аукционам, и победителями аукционов будут заключены договора поставки, а не оказания услуг, несмотря на то, что в таких договорах содержатся некоторые признаки договора оказания услуг.

<...> считает, что заключены контракты на оказание услуг, а не на поставку товаров, поскольку контракты заключаются для достижения определенной цели – оснащение средствами обучения и необходимым оборудованием.

Вместе с тем, факт того, что при осуществлении закупок будут заключены контракты на поставку, подтверждается выбранным <...> кодом ОКПД 2, который именуется как «Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные», что предполагает поставку таких товаров.

Также необходимо отметить, что согласно толковому словарю С.И. Ожегова понятие «оснащение» обозначает снабжение необходимыми техническими средствами, что фактически подразумевает поставку товаров, необходимых Заказчику.

Оснащение средствами обучения и необходимым оборудованием — это непосредственная цель Заказчика, которая будет достигаться путем заключения контрактов на поставку товара.

Исполнитель по контракту фактически выполнит поставку товаров, а не будет оказывать услуги по оснащению средствами обучения и необходимым оборудованием.

Процесс оснащения будет осуществляться образовательным учреждением при помощи тех товаров, который будут закуплены в рамках муниципального контракта.

При этом, для удовлетворения муниципальной нужды имеет значение, то, что товар, указанный в спецификациях, должен функционировать. При этом, какой-либо определенный товар может быть использован отдельно, вне зависимости от наличия/отсутствия других товаров.

Несмотря на то, что указанные товары используются для достижения определенной цели – оснащение средствами обучения и необходимым оборудованием, фактически они являются предметом поставки.

Таким образом, предметами контрактов является не оказание услуг, а поставка товаров.

Неверное определение объектов закупок и предметов контрактов привело к ряду нарушения законодательства о контрактной системе.

1.1. Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.

В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений.

Постановлением Правительства РФ от 26.09.2016 № 968 (далее — Постановление № 968) установлены ограничения и условия допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 (далее — Постановление № 1236) установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 № 155 установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Постановление № 968, Приказ № 155 и Постановление № 1236 приняты в целях повышения конкурентоспособности российской продукции, а также снижения зависимости российского рынка от импортных товаров.

При этом, нормативно-правовые акты, касающиеся импортозамещения в сфере закупок товаров, работ, услуг, направлены на развитие российской экономики, а также преследуют ряд целей, которые являются важнейшими факторами развития рыночных отношений:

1) Рост занятости населения и, как следствие, снижению безработицы и повышению уровня жизни;

2) Повышение уровня научно-технического прогресса и, как следствие, уровня образования. Принятие нормативно-правовых актов в сфере импортозамещения приводит к модернизации и созданию новых технологий;

3) Укрепление экономической и продовольственной безопасности страны;

4) Рост спроса на товары внутреннего производства, что, в свою очередь, стимулирует развитие экономики страны, расширение производственных мощностей;

5) Сохранение валютной выручки внутри страны и, как следствие, росту валютных резервов и улучшению торгового баланса страны и т.д.

Таким образом, указанными нормативно-правовыми актами обозначена необходимость снижения доли иностранных товаров, работ и услуг при осуществлении закупок.

Применение Постановления № 968, Приказа № 155 и Постановления № 1236 позволит использовать продукцию и программное обеспечение отечественных производителей, что, в свою очередь, позволит развить целый ряд других отраслей промышленности.

Объявляя закупку на оказание услуг, при этом, включив в один лот товары, которые являются функционально и технологически не взаимосвязанными, <...> исходил из того, что результатом закупок должно быть получение заказчиком готового образовательного модуля – классов/кабинетов, оснащенных специализированным оборудованием, мультимедийной, интерактивной, компьютерной техникой наглядными пособиями, учебными пособиями, материалами и инструментами, достаточными для ввода в эксплуатацию, получения лицензии и обеспечения в полном объеме учебного процесса в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. При этом оборудование должно быть скомплектовано, при необходимости смонтировано, подключено к инженерным сетям.

Учитывая, что действие Постановления № 968, Приказа № 155 и Постановления № 1236 распространяется только на часть товаров, а при закупке других товаров указанные нормативно-правовые акты не распространяется, то можно сделать вывод о том, что в лоты включены товары, которые не являются функционально и технологически взаимосвязанными.

Указанные действия позволили <...> не устанавливать в извещениях и документациях запреты и ограничения на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.

Согласно Приложению № 1 «Техническое задание» к документации по аукциону № 0169300000117002154 исполнитель обязуется оказать услуги по оснащению кабинетов музыки и изобразительного искусства, строящегося образовательного учреждения оборудованием и средствами обучения в соответствии с перечнем оборудования.

В состав перечня включены, в том числе следующие товары:

- позиции №№ 26, 34 - Моноблок (ОКПД-2 — 26.20.15.00);

- позиции №№ 27, 35 - Планшетный компьютер учителя (ОКПД-2 — 26.20.11.110);

- позиции №№ 28, 36 - Многофункциональное устройство (ОКПД-2 — 26.20.18.000);

- позиции №№ 29, 37 - Документ-камера (ОКПД-2 — 26.40.33.190);

- позиции №№ 30, 38 - Акустическая система для аудитории (ОКПД-2 — 26.40.31.110);

- позиции №№ 31, 39 - Сетевой фильтр (ОКПД-2 — 26.20.40.110);

- позиции №№ 32, 40 - Средство организации беспроводной сети (ОКПД-2 — 26.30.11.110).

Согласно Приложению № 1 «Техническое задание» к документации по аукциону №0169300000117002160 исполнитель обязуется оказать услуги по оснащению модуля эстетического воспитания строящегося образовательного учреждения оборудованием и средствами обучения в соответствии с перечнем оборудования.

В состав перечня включены следующие товары:

- позиции №№ 1, 17, 20 - Компьютер (ОКПД-2 — 26.20.15.000);

- позиции №№ 2, 18, 19 - Монитор широкоформатный (ОКПД-2 — 26.20.17.110);

- позиция №№ 3, 16 - Струйный плоттер (ОКПД-2 — 26.20.16.120);

- позиция №№ 7, 27 - Средство организации беспроводной сети (ОКПД-2 — 26.30.11.110);

- позиция № 8 - Многофункциональное устройство (ОКПД-2 — 26.20.18.000);

- позиции № 21 - Видеокамера полупрофессиональная с телевизионным штативом (ОКПД-2 — 26.30.13.000);

- позиции № 23 - Осветительное оборудование и хромакейный фон (ОКПД-2 — 27.40.39.110).

Согласно Приложению № 1 «Техническое задание» к документации по аукциону № 0169300000117002156 исполнитель обязуется оказать услуги по оснащению кабинетов модуля информационных технологий и робототехники, строящегося образовательного учреждения оборудованием и средствами обучения в соответствии с перечнем оборудования.

В состав перечня включены, в том числе следующие товары:

- позиции №№ 2, 9, 16 - Моноблок (ОКПД-2 — 26.20.15.00);

- позиции №№ 3, 17- Планшетный компьютер учителя (ОКПД-2 — 26.20.11.110);

- позиции №№ 4, 18- Многофункциональное устройство (ОКПД-2 — 26.20.18.000);

- позиции №№ 5, 19 - Документ-камера (ОКПД-2 — 26.40.33.190);

- позиции №№ 6, 20- Акустическая система для аудитории (ОКПД-2 — 26.40.31.110);

- позиции №№ 7, 21 - Сетевой фильтр (ОКПД-2 — 26.20.40.110) и др.

Согласно Приложению № 1 «Техническое задание» к документации по аукциону №0169300000117002152 исполнитель обязуется оказать услуги по оснащению модуля гуманитарного направления строящегося образовательного учреждения оборудованием и средствами обучения в соответствии с перечнем оборудования.

В состав перечня включены следующие товары:

- позиции №№ 11, 25, 33, 47 - Моноблок (ОКПД-2 — 26.20.15.00);

- позиции №№ 12, 26, 48 - Планшетный компьютер (ОКПД-2 — 26.20.11.110);

- позиции №№ 13, 27, 49- Многофункциональное устройство (ОКПД-2 — 26.20.18.000);

- позиции №№ 28, 50 - Документ-камера (ОКПД-2 — 26.40.33.190);

- позиции №№ 15, 28, 51- Акустическая система для аудитории (ОКПД-2 — 26.40.31.110);

- позиции №№ 16, 29, 52 - Сетевой фильтр (ОКПД-2 — 26.20.40.110) и др.

Согласно Приложению № 1 «Техническое задание» к документации по аукциону №0169300000117002159 исполнитель обязуется оказать услуги по оснащению модуля начальной школы строящегося образовательного учреждения оборудованием и средствами обучения в соответствии с перечнем оборудования.

В состав перечня включены следующие товары:

- позиции №№ 2, 74, 92, 102 - Моноблок (ОКПД-2 — 26.20.15.00);

- позиции №№ 3, 75, 93, 115 - Планшетный компьютер (ОКПД-2 — 26.20.11.110);

- позиции №№ 3, 76, 94, 116 - Многофункциональное устройство (ОКПД-2 — 26.20.18.000);

- позиции №№ 3, 77, 95, 117 - Документ-камера (ОКПД-2 — 26.40.33.190);

- позиции №№ 6, 79, 96, 101 ,118- Акустическая система для аудитории (ОКПД-2 — 26.40.31.110);

- позиции №№ 7, 80, 97, 102, 119 - Сетевой фильтр (ОКПД-2 — 26.20.40.110) и др.

Согласно Приложению № 1 «Техническое задание» к документации по аукциону №0169300000117002158 исполнитель обязуется оказать услуги по оснащению модуля естественно-математического направления строящегося образовательного учреждения оборудованием и средствами обучения в соответствии с перечнем оборудования.

В состав перечня включены следующие товары:

- позиции №№ 27, 119, 239, 276, 337, 364, 390, 398 - Моноблок (ОКПД-2 — 26.20.15.00);

- позиции №№ 28, 120, 240, 277, 338, 365, 391, 399 - Планшетный компьютер (ОКПД-2 — 26.20.11.110);

- позиции №№ 29, 121, 241, 278, 339, 336, 392, 400 - Многофункциональное устройство (ОКПД-2 — 26.20.18.000);

- позиции №№ 30, 122, 242, 279, 340, 367, 393, 401 - Документ-камера (ОКПД-2 — 26.40.33.190);

- позиции №№ 31, 123, 280, 368, 402, 394- Акустическая система для аудитории (ОКПД-2 — 26.40.31.110);

- позиции №№ 32, 124, 244, 281, 342, 369, 395, 403 - Сетевой фильтр (ОКПД-2 — 26.20.40.110) и др.

Согласно Приложению № 1 «Техническое задание» к документации по аукциону №0169300000117002155 исполнитель обязуется оказать услуги по оснащению модуля технологии строящегося образовательного учреждения оборудованием и средствами обучения в соответствии с перечнем оборудования.

В состав перечня включены следующие товары:

- позиции №№ 2, 32 - Моноблок (ОКПД-2 — 26.20.15.00);

- позиции №№ 3, 33 - Планшетный компьютер (ОКПД-2 — 26.20.11.110);

- позиции №№ 4, 34 - Многофункциональное устройство (ОКПД-2 — 26.20.18.000);

- позиции №№ 5, 35 - Документ-камера (ОКПД-2 — 26.40.33.190);

- позиции №№ 6, 36 - Акустическая система для аудитории (ОКПД-2 — 26.40.31.110);

- позиции №№ 7, 37 - Сетевой фильтр (ОКПД-2 — 26.20.40.110) и др.

Согласно Приложению № 1 «Техническое задание» к документации по аукциону №0169300000117002157 исполнитель обязуется оказать услуги по оснащению модуля доступной среды для людей с ограниченными возможностями строящегося образовательного учреждения оборудованием и средствами обучения в соответствии с перечнем оборудования.

В состав перечня включены следующие товары:

- позиция № 14 - Джойстик компьютерный адаптированный беспроводной (ОКПД-2 — 26.20.16.170);

- позиции № 20 - Система вызова помощника (ОКПД-2 — 26.30.11.190).

Исходя из анализа положений документаций, следует, что победители аукционов должны поставить товары, которые включены в перечень отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения и условия допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением № 968.

Более того, на части товаров должно иметься установленное программное обеспечение, которое позволит использовать такой товар.

Помимо этого, на часть поставляемой продукции (например, компьютеры и периферийное оборудование) также распространяется действие Приказа Минэкономразвития России от 25.03.2014 № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Приказ № 155).

Вместе с тем, в состав лотов включены также товары, на которые не распространяются действие Приказа № 155, Постановления № 1236 и Постановления № 968.

Например, по аукциону № 0169300000117002154 в состав перечня включены также следующие товары:

- позиция № 22 - Портреты отечественных и зарубежных композиторов;

- позиция № 47 - Комплект гипсовых моделей для натюрморта и др.

Например, по аукциону № 0169300000117002160 в состав перечня включены также следующие товары:

- позиция № 9 - Гильотинный механический резак;

- позиция № 10 - Устройство переплетное на пластик и др.

Вместе с тем, в состав лотов включены также товары, на которые не распространяются действие Приказа № 155, Постановления № 1236 и Постановления №968.

Например, по аукциону № 0169300000117002156 в состав перечня включены также следующие товары:

- позиция № 26 - комплект учебно-методических материалов;

- позиция № 10 - комплект демонстрационных учебных таблиц.

По аукциону № 0169300000117002152 в состав перечня включены также следующие товары:

- позиция № 3 - портреты писателей, литературоведов и лингвистов;

- позиция № 4 - словари языковые фундаментальные.

По аукциону № 0169300000117002159 в состав перечня включены также следующие товары:

- позиция № 48 - комплект демонстрационных пособий;

- позиция № 58 - карты учебные для начальной школы.

По аукциону № 0169300000117002158 в состав перечня включены также следующие товары:

- позиция № 72 - набор капилляров;

- позиция № 73 - цилиндры свинцовые со стругом .

По аукциону № 0169300000117002155 в состав перечня включены также следующие товары:

- позиция № 21 - воск портновский;

- позиция № 22 - оверлок.

По аукциону № 0169300000117002157 в состав перечня включены также следующие товары:

- позиция № 17 - зеркало поворотное;

- позиция № 19 - крючок для костылей.

Таким образом, по аукционам №№ 0169300000117002156, 0169300000117002152169300000117002159, 0169300000117002158, 0169300000117002155 <...> включил в состав лотов радиоэлектронную продукцию, программное обеспечение и иные товары, которые не являются радиоэлектронной продукцией и программным обеспечением, что не позволило <...> установить запрет, определенный Постановлением № 1236, ограничение, предусмотренное Постановление № 968, условия допуска, предусмотренные Приказом № 155.

По аукциону № 0169300000117002157 <...> включил в состав лотов радиоэлектронную продукцию и иные товары, которые не являются радиоэлектронной продукцией, что не позволило <...> установить ограничение, предусмотренное Постановлением № 968, условия допуска, предусмотренные Приказом № 155.

Таким образом, подобное формирование лотов позволило <...> не устанавливать в извещениях и документациях запреты и ограничения на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок, что не соответствует целям и задачам законодательства о контрактной системе, а также целям повышения конкурентоспособности российской продукции и снижения зависимости российского рынка от импортных товаров.

Необходимо отметить, что названные ограничение и запрет могут быть применены только в случае, если предметом контракта является поставка.

Более того, в Постановлении № 968 сказано, что не могут быть предметом одного контракта (одного лота) виды радиоэлектронной продукции, включенные в перечень и не включенные в него. Из толкования указанной нормы следует также, что не могут быть предметом одного контракта (одного лота) радиоэлектронная продукция и товары, которые не являются радиоэлектронной продукцией.

Вместе с тем, неверное определение предмета закупок привело к тому, что <...> не установил в извещениях и документациях о закупках запрет, определенный Постановлением № 1236, ограничение, предусмотренное Постановление № 968, условия допуска, предусмотренные Приказом № 155.

Действия <...> противоречат части 3 статьи 14, пункту 4 статьи 42, пункту 7 части 5 статьи 63, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе

Более того, указанная позиция подтверждается письмом ФАС России от 27.07.2017 № АК/51538/17, в котором сказано, что подобное формирование лотов при проведении закупок не допустимо.

Установленное нарушение законодательства о контрактной системе выявлено при осуществлении <...> следующих закупок: Извещения №№ 0169300000117002154, 0169300000117002160.

1.2. Как следует из содержания пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 64, части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе в документации об аукционе и проекте контракта, являющемся неотъемлемой частью документации об аукционе, должно содержаться краткое изложение условий контракта, в том числе наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных частью 1 статьи 33 настоящего Федерального закона, информация о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к оказываемым услугам, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в аукционе.

При этом, документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.

Таким образом, неопределенность сведений о потребности заказчика в товарах, работах, услугах, являющихся предметом закупки, может привести к тому, что контракт, по которому не определен его предмет может быть признан незаключенным.

1.2.1. Вместе с тем, как видно из наименования аукционов и документаций, Победители аукциона должны оказать услуг по оснащению средствами обучения и необходимым оборудованием.

В технических заданиях указано, что оборудование должно быть скомплектовано, при необходимости смонтировано, подключено к инженерным сетям. Необходимо обеспечить взаимодействие и совместимость оборудования, соответствие его требованиям ФГОС, санитарным нормам и правилам, требованиям к эксплуатационной безопасности, пожарной безопасности.

В силу статьи 779 ГК РФ существенными условиями оказания услуг является:

- предмет, то есть, конкретные действия, которые должен совершить исполнитель;

- объем услуг, то есть, конкретные количественные показатели (количество конкретных действий).

Вместе с тем, из Технических заданий не представляется возможным установить, какое конкретно оборудование должно быть скомплектовано, какие товары нужно смонтировать, подключить к инженерным сетям. Более того, непонятно, каким образом Исполнитель должен обеспечить оснащение средствами обучения и необходимым оборудованием. Иными словами, невозможно определить конкретные действия, которые должен совершить исполнитель, а также количество таких действий.

Более того, невозможно установить, каким санитарным нормам и правилам должна соответствовать оказанная услуга.

Таким образом, не представляется возможным определить предмет оказываемых услуг, а также объем таких услуг, что противоречит пункту 2 статьи 42, пункту 1 части 1 статьи 64, пункту 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Отсутствие в документациях предмета и объема услуг также свидетельствует о том, что предметом закупок является не оказание услуг, а поставка товаров.

Установленное нарушение законодательства о контрактной системе выявлено при осуществлении <...> следующих закупок: извещения №№ 0169300000117002154, 0169300000117002160.

1.2.2. Как видно из Технических заданий на части поставляемого товара должно иметься программное обеспечение:

Например, по аукциону № 0169300000117002154 - позиция № 25 - Интерактивный программно-аппаратный комплекс;

По аукциону № 0169300000117002160 - позиция № 1- Компьютер.

Должностное лицо антимонопольного органа отмечает, что в силу пункта 2 части 1 статьи 1225 ГК РФ программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) являются результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью).

На результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации) признаются интеллектуальные права, которые включают исключительное право, являющееся имущественным правом, а в случаях, предусмотренных ГК РФ, также личные неимущественные права и иные права (право следования, право доступа и другие) (статья 1226 ГК РФ).

Гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (статья 1233 ГК РФ), если ГК РФ не предусмотрено иное.

Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).

Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ.

Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (в том числе их использование способами, предусмотренными ГК РФ), если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную ГК РФ, другими законами, за исключением случаев, когда использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицами иными, чем правообладатель, без его согласия допускается ГК РФ.

В силу части 1 статьи 1235 ГК РФ права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) передаются по лиценизионному договору.

При этом, существенными условиями лицензионного договора является:

- указание идентифицирующих признаков объекта интеллектуальной собственности, исключительное право на который предоставляется по договору (пункт 1 части 6 статьи 1235 ГК РФ),

- исчерпывающий перечень всех необходимых способов использования данного объекта (пункта 2 части 6 ст. 1235 ГК РФ),

Вместе с тем, информация, указанная в документациях не позволяет определить наименование программного продукта, о его правообладателях, а также о способах и условиях его использования Заказчиком и Исполнителем, что противоречит пункту 1 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 33, пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

Установленное нарушение законодательства о контрактной системе выявлено при осуществлении <...> следующих закупок: Извещения №№ 0169300000117002154, 0169300000117002160.

2. Необходимо отметить, что Постановлением № 1236 определены случаи, когда Заказчик вправе осуществить закупку программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд:

а) в реестре отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;

б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.

Однако, в данном случае Заказчик обязан подготовить и разместить в Единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения запрета в соответствии с Постановлением № 1236.

Из совокупности данных норм следует, что в извещении и документации об аукционе необходимо указать запрет, установленный Постановлением № 1236, либо обоснование невозможности соблюдения запрета в случае, если Заказчиком осуществляется закупка иностранного программного обеспечения.

Как видно из извещений и документаций об аукционах, <...> не указал ни запрет, ни обоснование невозможности соблюдения запрета.

Действия <...> противоречат части 3 статьи 14, пункту 4 статьи 42, пункту 7 части 5 статьи 63, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Установленное нарушение законодательства о контрактной системе выявлено при осуществлении <...> следующих закупок: Извещения №№ 0169300000117002154, 0169300000117002160.

3. Должностное лицо Челябинского УФАС России отмечает, что неверное определение <...> объектов закупок, предметов контрактов и неустановление ограничения, предусмотренных Постановлением № 968, привели к нарушениям в части установления требований к составу заявки на участие в аукционе.

Так, в силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно пункту 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов.

В случае применения Постановления № 968 такими документами являются:

- специальный инвестиционный контракт в случае, установленном подпунктом "а" пункта 6 настоящего постановления;

- подтверждение Министерством промышленности и торговли Российской Федерации производства на территории Российской Федерации предложенных в заявке (окончательном предложении) отдельных видов радиоэлектронной продукции, в случае, установленном подпунктом "б" пункта 6 настоящего постановления;

- выданное Министерством промышленности и торговли Российской Федерации уведомление о присвоении статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения и выданное Министерством промышленности и торговли Российской Федерации уведомление о подтверждении статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения (при наличии) в случае, установленном подпунктом "в" пункта 6 настоящего постановления;

- сертификат СТ-1 на предложенные в заявке (окончательном предложении) отдельные виды радиоэлектронной продукции в случае, установленном подпунктом "г" пункта 6 настоящего постановления.

Вместе с тем, в документациях и извещениях не установление требование о необходимости предоставления указанных документов в составе заявки, что привело к нарушению пункта 2 части 1 статьи 64 и пункта 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Установленное нарушение законодательства о контрактной системе выявлено при осуществлении <...> следующих закупок: Извещения №№ 0169300000117002154, 0169300000117002160.

4. Согласно подпункту «б» пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Вместе с тем, как следует из пункта 12 первой части информационных карт документаций Заказчик указал на необходимость указания в первой части заявки только согласия участника такого аукциона на оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, при проведении аукциона на оказание услуг.

При этом, <...> не указал на необходимость указания в заявке конкретных показателей предлагаемого товара, несмотря на то, что в описании объекта закупки установлены значения показателей, который могут быть уточнены участниками при подаче заявки.

Например, по позиции № 8 «Труба» аукциона № 0169300000117002154 могут быть конкретизированы такие характеристики как:

- диаметр ствола (установлено значение не менее 11,68мм);

- диаметр раструба (установлено значение не менее 123мм).

По позиции № 97 «Сетевой фильтр» аукциона № 0169300000117002160 могут быть конкретизированы такие характеристики как:

- количество розеток (установлено значение не менее 3-х розеток);

- суммарная мощность нагрузки (установлено значение не менее 1,3 кВт.).

Таким образом, часть характеристик могла быть уточнена участниками закупок при подаче заявок.

Вместе с тем, <...> не указал в документации о закупках требование о необходимости указания конкретных характеристик поставляемых товаров.

Действия <...> привели к нарушению подпункта «б» пункта 1 части 3 статьи 66, пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Установленное нарушение законодательства о контрактной системе выявлено при осуществлении <...> следующих закупок: Извещения №№ 0169300000117002154, 0169300000117002160.

5. Как следует из содержания пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 64, части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе в документации об аукционе и проекте контракта, являющемся неотъемлемой частью документации об аукционе, должно содержаться краткое изложение условий контракта, в том числе наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных частью 1 статьи 33 настоящего Федерального закона, информация о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к оказываемым услугам, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в аукционе.

При этом, документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.

Таким образом, неопределенность сведений о потребности заказчика в товарах, работах, услугах, являющихся предметом закупки, может привести к тому, что контракт, по которому не определен его предмет может быть признан незаключенным.

5.1. Вместе с тем, как видно из наименования аукционов и документаций, Победители аукциона должны оказать услуг по оснащению средствами обучения и необходимым оборудованием.

В технических заданиях указано, что оборудование должно быть скомплектовано, при необходимости смонтировано, подключено к инженерным сетям. Необходимо обеспечить взаимодействие и совместимость оборудования, соответствие его требованиям ФГОС, санитарным нормам и правилам, требованиям к эксплуатационной безопасности, пожарной безопасности.

В силу статьи 779 ГК РФ существенными условиями оказания услуг является:

- предмет, то есть, конкретные действия, которые должен совершить исполнитель;

- объем услуг, то есть, конкретные количественные показатели (количество конкретных действий).

Вместе с тем, из Технических заданий не представляется возможным установить, какое конкретно оборудование должно быть скомплектовано, какие товары нужно смонтировать, подключить к инженерным сетям. Более того, непонятно, каким образом Исполнитель должен обеспечить оснащение средствами обучения и необходимым оборудованием. Иными словами, невозможно определить конкретные действия, которые должен совершить исполнитель, а также количество таких действий.

Более того, невозможно установить, каким санитарным нормам и правилам должна соответствовать оказанная услуга.

Таким образом, не представляется возможным определить предмет оказываемых услуг, а также объем таких услуг, что противоречит пункту 2 статьи 42, пункту 1 части 1 статьи 64, пункту 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Отсутствие в документациях предмета и объема услуг также свидетельствует о том, что предметом закупок является не оказание услуг, а поставка товаров.

Установленное нарушение законодательства о контрактной системе выявлено при осуществлении <...> следующих закупок:

Извещения №№ 0169300000117002156, 0169300000117002152, 0169300000117002159, 0169300000117002158, 0169300000117002155, 0169300000117002157.

5.2. Как видно из Технических заданий на части поставляемого товара должно иметься программное обеспечение:

Например, по аукциону № 0169300000117002156 - позиция № 13 - Мобильный компьютер учителя(ноутбук);

По аукциону № 0169300000117002152 - позиция № 10- Интерактивный программно-аппаратный комплекс;

По аукциону № 0169300000117002159 - позиция № 5 — документ - камера;

По аукциону № 0169300000117002158 - позиция № 2 — школьная метеостанция;

По аукциону № 0169300000117002155 - позиция № 158 - Комплект числового программного управления для конструктора модульных станков.

Должностное лицо антимонопольного органа отмечает, что в силу пункта 2 части 1 статьи 1225 ГК РФ программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) являются результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью).

На результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации) признаются интеллектуальные права, которые включают исключительное право, являющееся имущественным правом, а в случаях, предусмотренных ГК РФ, также личные неимущественные права и иные права (право следования, право доступа и другие) (статья 1226 ГК РФ).

Гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (статья 1233 ГК РФ), если ГК РФ не предусмотрено иное.

Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).

Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ.

Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (в том числе их использование способами, предусмотренными ГК РФ), если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную ГК РФ, другими законами, за исключением случаев, когда использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицами иными, чем правообладатель, без его согласия допускается ГК РФ.

В силу части 1 статьи 1235 ГК РФ права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) передаются по лиценизионному договору.

При этом, существенными условиями лицензионного договора является:

- указание идентифицирующих признаков объекта интеллектуальной собственности, исключительное право на который предоставляется по договору (пункт 1 части 6 статьи 1235 ГК РФ),

- исчерпывающий перечень всех необходимых способов использования данного объекта (пункта 2 части 6 ст. 1235 ГК РФ),

Вместе с тем, информация, указанная в документациях не позволяет определить наименование программного продукта, о его правообладателях, а также о способах и условиях его использования Заказчиком и Исполнителем, что противоречит пункту 1 части 1 статьи 64, пункту 1 части 1 статьи 33, пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

Установленное нарушение законодательства о контрактной системе выявлено при осуществлении <...> следующих закупок:

Извещения №№ 0169300000117002156, 0169300000117002152, 0169300000117002159, 0169300000117002158, 0169300000117002155.

6. Необходимо отметить, что Постановлением № 1236 определены случаи, когда Заказчик вправе осуществить закупку программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд:

а) в реестре отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;

б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.

Однако, в данном случае Заказчик обязан подготовить и разместить в Единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения запрета в соответствии с Постановлением № 1236.

Из совокупности данных норм следует, что в извещении и документации об аукционе необходимо указать запрет, установленный Постановлением № 1236, либо обоснование невозможности соблюдения запрета в случае, если Заказчиком осуществляется закупка иностранного программного обеспечения.

Как видно из извещений и документаций об аукционах, Заказчик не указал ни запрет, ни обоснование невозможности соблюдения запрета.

Действия <...> противоречат части 3 статьи 14, пункту 4 статьи 42, пункту 7 части 5 статьи 63, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Установленное нарушение законодательства о контрактной системе выявлено при осуществлении <...> следующих закупок:

Извещения №№ 0169300000117002156, 0169300000117002152, 0169300000117002159, 0169300000117002158, 0169300000117002155.

7. Неверное определение предмета закупки и неустановление ограничения, предусмотренных Постановлением № 968, привели к нарушениям в части установления требований к составу заявки на участие в аукционе.

Так в силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно пункту 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов.

В случае применения Постановления № 968 такими документами являются:

- специальный инвестиционный контракт в случае, установленном подпунктом "а" пункта 6 настоящего постановления;

- подтверждение Министерством промышленности и торговли Российской Федерации производства на территории Российской Федерации предложенных в заявке (окончательном предложении) отдельных видов радиоэлектронной продукции, в случае, установленном подпунктом "б" пункта 6 настоящего постановления;

- выданное Министерством промышленности и торговли Российской Федерации уведомление о присвоении статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения и выданное Министерством промышленности и торговли Российской Федерации уведомление о подтверждении статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения (при наличии) в случае, установленном подпунктом "в" пункта 6 настоящего постановления;

- сертификат СТ-1 на предложенные в заявке (окончательном предложении) отдельные виды радиоэлектронной продукции в случае, установленном подпунктом "г" пункта 6 настоящего постановления.

Вместе с тем, в документациях и извещениях не установление требование о необходимости предоставления указанных документов в составе заявки, что привело к нарушению пункта 2 части 1 статьи 64 и пункта 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Установленное нарушение законодательства о контрактной системе выявлено при осуществлении <...> следующих закупок:

Извещения №№ 0169300000117002156, 0169300000117002152, 0169300000117002159, 0169300000117002158, 0169300000117002155, 0169300000117002157.

8. Согласно подпункту «б» пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Вместе с тем, как следует из пункта 12 первой части информационных карт документаций Заказчик указал на необходимость указания в первой части заявки только согласия участника такого аукциона на оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, при проведении аукциона на оказание услуг.

При этом, Заказчик не указал на необходимость указания в заявке конкретных показателей предлагаемого товара, несмотря на то, что в описании объекта закупки установлены значения показателей, который могут быть уточнены участниками при подаче заявки.

Например, по позиции № 9 «Компьютер ученика (моноблоки)» аукциона № 0169300000117002156 могут быть конкретизированы такие характеристики как:

- объем оперативной памяти (установлено значение не менее 4 Гб);

- емкость жесткого диска (установлено значение не менее 500 Гб).

По позиции № 32 «Наушники с микрофоном» аукциона № 0169300000117002152 может быть конкретизирована такая характеристика как:

- длина шнура (установлено значение не менее 1,5 м).

По позиции № 4 «Многофункциональное устройство» аукциона №0169300000117002159 могут быть конкретизированы такие характеристики как:

- скорость печати (установлено значение не менее 20 страниц в минуту);

- разрешение печати (установлено значение не менее 2400 x 600 точек).

По позиции № 8 «Рулетка» аукциона №0169300000117002158 могут быть конкретизированы такие характеристики как:

- длина ленты (установлено значение не менее 20 метров).

По позиции № 42 «Микроволновая печь» аукциона № 0169300000117002155 могут быть конкретизированы такие характеристики как:

- объем камеры (установлено значение не менее 23 литров).

По позиции № 16 «Ресивер 2 для беспроводной связи» аукциона № 0169300000117002157 могут быть конкретизированы такие характеристики как:

- радиус действия (установлено значение не менее 10 метров).

Таким образом, часть характеристик могла быть уточнена участниками закупок при подаче заявок.

Вместе с тем, <...> не указал в документации о закупках требование о необходимости указания конкретных характеристик поставляемых товаров.

Действия <...> привели к нарушению подпункта «б» пункта 1 части 3 статьи 66, пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Установленное нарушение законодательства о контрактной системе выявлено при осуществлении <...> следующих закупок:

Извещения №№ 0169300000117002156, 0169300000117002152, 0169300000117002159, 0169300000117002158, 0169300000117002155, 0169300000117002157.

Утверждение документации об аукционе с нарушением требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок является составом административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, и влечет наложение административного штрафа в размере 3 000 рублей.

Объектом правонарушения по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ являются общественные отношения в сфере осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей подлежит административной ответственности (статья 2.4 КоАП РФ).

В соответствии с примечанием к указанной статье под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.

Приказом начальника Управления капитального строительства Администрации города Челябинска <...> назначен на должность заместителя начальника Управления.

Субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, является должностное лицо заказчика, в рассматриваемом случае должностное лицо Управления капитального строительства Администрации города Челябинска, а именно <...>

Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, составляют действия <...>, направленные на утверждение документаций об аукционах с нарушением требований Закона о контрактной системе.

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат в числе прочих выяснению виновность лица в совершении административного правонарушения, а также обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

Одним из элементов состава административного правонарушения является его субъективная сторона, в числе характерных признаков которой имеется вина.

В соответствии с частью 1 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично.

С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

Вина <...> выражена в форме умысла.

Местом совершения административного правонарушения является местонахождение Управления капитального строительства Администрации города Челябинска - <...>

Временем совершения административного правонарушения является дата и время утверждения документаций об аукционах подписью <...> в системе ИД АИС – 13.06.2017 в 17:09, 16:49,17:12, 16:53, 16:54, 16:59, 17:00, 17:02 (указание на часы и минуты).

На рассмотрении дела об административном правонарушении <...> поддержал письменные пояснения, имеющиеся в материалах административного дела и в протоколе об административном правонарушении, просил признать правонарушение малозначительным и прекратить производство по делу об административном правонарушении, поскольку нарушения законодательства о контрактной системе не привели к нарушению прав и интересов участников закупок.

<...>

Рассмотрев дело об административном правонарушении, руководитель Челябинского УФАС России <...> приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее - Постановление) при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния (пункт 18.1).

Решение о возбуждении дела об административном правонарушении принято в сроки, предусмотренные ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Состав административного правонарушения, предусмотренный частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, является формальным, т.е. наличие наступивших вредных последствий не является обязательным признаком состава данного административного правонарушения.

Оконченным данное административное правонарушение считается с момента нарушения требований Закона о контрактной системе.

При рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом Челябинского УФАС России исключена возможность прекращения производства по административному делу с вынесением устного замечания <...> по следующим причинам.

Документации об Аукционах составлены и утверждены <...> с нарушением требований законодательства о контрактной системе.

Наличие состава административного правонарушения подтверждено решениями Комиссии по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России № 169-ВП/2017 от 25.09.2017 (вступило в законную силу, в судебном порядке не обжаловалось), № 143-ВП/2017 от 25.09.2017 (вступило в законную силу, в судебном порядке не обжаловалось), протоколом об административном правонарушении от 21.12.2017, документациями об аукционах и иными материалами административного дела.

Не соблюдение <...> национального режима, установленного статьей 14 Закона о контрактной системе, при осуществлении указанных в настоящем постановлении создаёт угрозу охраняемым данным нормативным правовым актом общественным и государственным интересам, создаёт необоснованные преимущества иностранным производителям.

С учётом личности правонарушителя, его семейного и финансового положения, события административного правонарушения, должностное лицо Челябинского УФАС России приходит к выводу о целесообразности привлечения <...> к административной ответственности в размере 3 000 рублей.

Учитывая обстоятельства дела и руководствуясь статьей 23.66, частью 1 статьи 29.9, статьей 29.10, частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать заместителя начальника Управления капитального строительства Администрации города Челябинска <...> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

2. Привлечь заместителя начальника Управления капитального строительства Администрации города Челябинска <...> к административной ответственности по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ и подвергнуть наказанию в виде наложения административного штрафа в размере 3000 (три тысячи) рублей.

Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Штраф должен быть перечислен в доход бюджета.

<...>

<...> предлагается в трехдневный срок со дня уплаты штрафа представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области надлежащим образом заверенные копии платежных документов <...>

Согласно части 5 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.

В соответствии с частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд, вышестоящему должностному лицу в течение 10 (десяти) суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Связанные организации

Связанные организации не указаны