Постановление б/н Постановление о наложении штрафа по делу № 7.30-4.2/278-16 от 27 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

28 июня 2016 года                                  Челябинск, пр. Ленина,59

«<…>», рассмотрев протокол об административном правонарушении № 7.30-4.2/278-16 от 14.06.2016 и материалы дела об административном правонарушении, возбужденного «<…>»в отношении «<…>» (____________ года рождения, место рождения - ________________________________, гражданин Российской Федерации, паспорт <...> серия <...> номер <...> выдан _________________________________________________________, __________, код подразделения - _________, зарегистрирован по адресу: ____________________________________) в отсутствие:
- лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, «<…>», ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие,
в присутствии:
- «<…>»,
- «<…>»,
исследовал материалы дела, разъяснил право знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, а также положения статьи 51 Конституции РФ и иные процессуальные права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

    Челябинским УФАС России проведена внеплановая проверка действий Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области, заказчиков совместного Аукциона, аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на приобретение в муниципальную собственность 286 жилых помещений (благоустроенных квартир) общей площадью не менее 10911,12 кв.м. путем участия муниципальных образований в долевом строительстве многоквартирного (ых) жилого (ых) дома (ов) в рамках областной адресной программы «Переселение в 2013 - 2017 годах граждан из аварийного жилищного фонда в городах и районах Челябинской области», в том числе: 229 однокомнатных квартир; 40 двухкомнатных квартир; 14 трехкомнатных квартир; 3 четырехкомнатные квартиры (извещение № 0169200001115000016) (далее - Аукцион).
    Согласно материалам дела, Заказчиками и Организатором Аукциона объявлено о проведении Аукциона путем размещения 20.07.2015 извещения о проведении Аукциона и документаци об Аукционе на официальном сайте в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru.
    Заказчиками по Аукциону выступили Администрация Миасского городского округа, Администрация Чебаркульского городского округа, Администрация Брединского муниципального района, Администрация Еманжелинского муниципального района, Администрация Катав-Ивановского муниципального района, Администрация Коркинского муниципального района, Администрация Кусинского городского поселения Кусинского муниципального района, Администрация Чебаркульского муниципального района, Администрация Уйского муниципального района.
    Начальная (максимальная) цена контракта по Аукциону– 338 244 720 рублей.
    По результатам Аукциона заключены следующие контракты:
1) контракт № 22/15 от 18.08.2015 между ООО «НИКС» и УЖКХ администрации Чебаркульского городского округа на сумму 53 474 380,00 рублей (реестровая запись контракта в Реестре контрактов 3742001470715000029);
2) контракт № 64 от 18.08.2015 между ООО «НИКС» и Администрацией Еманжелинского муниципального района на сумму 17 436 880,00 рублей (реестровая запись контракта в Реестре контрактов 37403001024 15 000074);
3) контракт № 23 от 18.08.2015 между ООО «НИКС» и КИО Администрации Катав-Ивановского муниципального района на сумму 5 038 120,00 рублей (реестровая запись контракта в Реестре контрактов 37410001770 15 000016);
4) контракт № 2015.311459/88 от 18.08.2015 между ООО «НИКС» и Администрацией Кусинского городского поселения на сумму 43 141 770,00 (реестровая запись контракта в Реестре контрактов 37434002814 15 000035);
5) контракт № 2015.310338 от 18.08.2015 между ООО «НИКС» и КУИиЗО Администрации Брединского муниципального района на сумму 74 354 430,00 рублей (реестровая запись контракта в Реестре контрактов 37458001665 15 000014);
6) контракт № 2015.311946 от 18.08.2015 между ООО «НИКС» и Администрацией Миасского городского округа на сумму 61 020 400,00 рублей (реестровая запись контракта в Реестре контрактов 37415031922 15 000109);
7) контракт № 2015.315657 от 18.08.2015 между ООО «НИКС» и МУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом» Уйского муниципального района на сумму 38 172 780,00 рублей (реестровая запись контракта в Реестре контрактов 37441002660 15 000003);
8) контракт № 2015.312746 от 18.08.2015 между ООО «НИКС» и МУ «Администрация Чебаркульского муниципального района» на сумму 20 833 550,00 рублей (реестровая запись контракта в Реестре контрактов 37442003000 15 000023).
    По результатам проведенной проверки вынесено Решение Челябинского УФАС России № 13-ВП/2016 от 29.04.2016, в действиях заказчика выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе.
1.Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе предусмотрено, что запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
    1.1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об Аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
    Пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусматривает, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
    Часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определяет, что документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
    Приложение № 1 к Информационной карте документации об Аукционе (далее - ТЗ) содержит идентичное описание объектов закупок, за исключением требований по количеству квартир и их площади.
    1.1.1. В ТЗ Заказчиками Аукциона определено, что в отделку квартиры должна входит водоэмульсионная окраска стен в ванной комнате и совмещенном сан.узле.
Кроме того, также в ТЗ Заказчиками Аукциона установлено, что должна осуществляться оклейка бумажными обоями жилых комнат, кухни и коридоров, сан.узла (в случае, если сан.узел и ванная комната раздельные).
Из описания данных требований невозможно установить требуется ли Заказчику ванная комната и сан.узел отдельные или совмещенный сан.узел, что не позволяет определить потребность Заказчиков Аукциона.
Наличие ванной комнаты и совмещенного сан.узла фактически невозможно осуществить в рамках закупки рассматриваемых квартир, поскольку у Застройщика возникает обязанность предусмотреть размещение в квартире одной ванной комнаты и совмещенного сан.узла, состоящего из ванны и туалета.
Кроме того, единовременное осуществление водоэмульсионной окраски и оклейки бумажными обоями нецелесообразно.
Таким образом, Заказчиками Аукциона нарушены пункт 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, поскольку описание объекта закупки не носит объективного характера.
1.1.2. Заказчиками Аукциона в нарушение пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе неправомерно в ТЗ установлено требование к наименованию места происхождения входной двери (временной) - КНР.
1.1.3. Заказчиками Аукциона в ТЗ предусмотрено, что остекление и внутренняя отделка балкона (лоджии) не выполняется.
Вместе с тем, представители Организатора Аукциона и Заказчиков Аукциона на заседании Комиссии Челябинского УФАС России не смогли пояснить, по каким причинам не допускается остекление и внутренняя отделка балкона (лоджии), при условии, что произведение Застройщиком указанных действий в рамках ценовой политики, определенной по рассматриваемому Аукциону также будет соответствовать потребности Заказчика и граждан.
Таким образом, описание объекта закупки не носит объективного характера в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
    1.1.4. Заказчиками Аукциона в ТЗ предусмотрено, что должно осуществляться покрытие полов линолеумом в комнатах, коридоре, на кухне.
    Представители Организатора Аукциона на заседании Комиссии Челябинского УФАС России не смогли пояснить, по каким причинам не допускается использование иного материала при покрытии пола, например, ламината или паркета, что свидетельствует о том, что описание объекта закупки не носит объективного характера, не позволяет принять участие Застройщикам, имеющим помещения с иным покрытием полов, в нарушение пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
    1.1.5. Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об энергосбережении) государственные или муниципальные заказчики, уполномоченные органы, уполномоченные учреждения обязаны осуществлять закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с требованиями энергетической эффективности этих товаров, работ, услуг.
    Требования энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 № 1221 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ПП РФ № 1221) вправе установить первоочередные требования в составе указанных правил.
    На основании пункта 2 ПП РФ № 1221 требования энергетической эффективности установлены Приказом Минэкономразвития РФ от 04.06.2010 № 229 «О требованиях энергетической эффективности товаров, используемых для создания элементов конструкций зданий, строений, сооружений, в том числе инженерных систем ресурсоснабжения, влияющих на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений» (далее – Приказ МЭР РФ № 229).
    Согласно пунктам 2,4 Приказа МЭР РФ № 229 устанавливаются следующие требования энергетической эффективности:
1) в отношении водоразборных смесителей и кранов для умывальников, рукомойников, моек, раковин, предназначенных для подачи холодной и/или горячей воды, поступающей из централизованных систем водоснабжения, используемых в местах общественного пользования в здании, строении, сооружении, - наличие функций автоматического прекращения подачи воды, таких как порционные контактные полуавтоматические смесители, краны с локтевым или педальным управлением, порционные бесконтактные полуавтоматические смесители и краны;
2) средства измерений, используемые для учета электрической энергии (мощности), должны иметь класс точности 0,5 и выше и обладать функцией учета электрической энергии, потребленной в различные установленные периоды времени внутри суток.
    В силу пункту 7 ПП РФ № 1221 к первоочередным требованиям энергетической эффективности относятся для бытовых энергопотребляющих устройств, в отношении которых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти определены классы энергетической эффективности, - наличие класса энергетической эффективности не ниже первых двух наивысших классов.
    Таким образом, в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе Заказчиками Аукциона в ТЗ документации об Аукционе не установлены требования энергетической эффективности, предусмотренные пунктами 2,4 Приказа МЭР РФ № 229, пунктом 7 ПП РФ № 1221.
    Ссылка Заказчика в ТЗ на ПП РФ № 1221 не свидетельствует о надлежащем исполнении требований пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, поскольку она не конкретизирует требования к приобретаемым жилым помещениям, средствам измерений, используемым для учета электрической энергии (мощности), смесителям и кранам для умывальников, рукомойникам, мойкам, раковинам, предназначенным для подачи холодной и/или горячей воды, поступающей из централизованных систем водоснабжения, а также не определяет потребность Заказчика в части классов энергетической эффективности в отношении бытовых энергопотребляющих устройств.
    1.1.6. Из материалов дела следует, что в документации об Аукционе Заказчиками Аукциона установлены требования к объектам закупок:
«Количество поставляемого товара: 286 жилых помещений (благоустроенных квартир) общей площадью не менее 10 911,12 кв.м. путем участия муниципальных образований в долевом строительстве многоквартирного (ых) жилого (ых) дома (ов) в рамках областной адресной программы «Переселение в 2013-2017 годах граждан из аварийного жилищного фонда в городах и районах Челябинской области», в том числе: 229 однокомнатных квартир; 40 двухкомнатных квартир; 14 трехкомнатных квартир; 3 четырехкомнатные квартиры.
В том числе:
1.    Администрация Миасского городского округа:
Количество квартир – 59, в том числе
59 однокомнатных квартир.
Площадь – не менее 1968,4 кв.м.
(без учета лоджий)
2.    Администрация Чебаркульского городского округа
Количество квартир – 52, в том числе:
52 однокомнатных квартир.
 Площадь – не менее 1724,98 кв.м. (без учета лоджий)
3.    Администрация Брединского муниципального района
Количество квартир – 68, в том числе:
60 однокомнатных квартир;
6 двухкомнатных квартир;
2 трехкомнатные квартиры.
Площадь – не менее 2398,53 кв.м. (без учета лоджий)
4.    Администрация Еманжелинского муниципального района
Количество квартир – 9
3- однокомнатные квартиры;
1 - двухкомнатная квартира;
2- трехкомнатные квартиры;
3 – четырехкомнатные квартиры.
Площадь – не менее 562,48 кв.м. (без учета лоджий)
5.    Администрация Катав-Ивановского муниципального района
Количество квартир – 4, в том числе:
4 - двухкомнатные квартиры
Площадь – не менее 162,52 кв.м. (без учета лоджий)
6.    Администрация Коркинского муниципального района
Количество квартир – 22, в том числе:
18 однокомнатных квартир;
4 двухкомнатные квартиры.
Площадь – не менее 799,11 кв.м. (без учета лоджий)
7.    Администрация Кусинского городского поселения Кусинского муниципального района
Количество квартир – 27, в том числе:
7 однокомнатных квартир;
 10 двухкомнатных квартир;
10 трехкомнатных квартир.
Площадь – не менее 1391,67 кв.м. (без учета лоджий)
8.    Администрация Чебаркульского муниципального района
Количество квартир – 14, в том числе:
3 - однокомнатные квартиры;
11 - двухкомнатных квартир.
Площадь – не менее 672,05 кв.м. (без учета лоджий)
9.    Администрация Уйского муниципального района
Количество квартир – 31, в том числе:
27 - однокомнатных квартир;
4 - двухкомнатных квартир.
Площадь – не менее 1231,38 кв.м. (без учета лоджий)».
    По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).
Согласно части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ).
Согласно статье 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Статья 32 ЖК РФ регулирует обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд и не исключает действия статьи 57 ЖК РФ о предоставлении жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются гражданам в зависимости от площади ранее занимаемых ими помещений.
Как следует из материалов рассматриваемого дела, Заказчиками по Аукциону в Минстрой ЧО до объявления закупок переданы списки граждан, нуждающихся в переселении из аварийного жилищного фонда, с указанием общей площади жилых помещений по каждому гражданину.
Вместе с тем, отсутствие в документациях об Аукционе требований к площади каждой приобретаемой квартиры в нарушение пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе не позволяет определить площадь каждого жилого помещения (квартиры), приобретаемого по контракту и подлежащего передаче конкретному гражданину по итогам исполнения контракта.
1.2. Законодательство о контрактной системе в силу статьи 2 Закона о контрактной системе основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
    Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
    Перечень нарушений, перечисленный в части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, не является исчерпывающим, и для квалификации действий по организации и проведению торгов как нарушающих требования антимонопольного законодательства необходимы установление и оценка последствий тех или иных нарушений законодательства о контрактной системе с точки зрения их фактического либо возможного влияния на конкурентную среду в конкретном случае.
    Исходя из совокупного толкования указанных положений законодательства о контрактной системе и антимонопольного законодательства, преследующих единые цели и задачи, следует, что запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к ограничению (устранению, недопущению) конкуренции, как с точки зрения их фактического, так и возможного влияния на конкурентную среду при проведении торгов.
    При определении описания объекта закупки Заказчику необходимо учитывать способность потенциальных участников закупки выполнить работы и принять участие в закупке.
    Как следует из пояснений представителей Заказчиков по Аукциону, присутствовавших на заседании Комиссии Челябинского УФАС России до объявления перерыва, в июле 2015 года на совещании в Министерстве строительства и инфраструктуры Челябинской области вынесено предложение для обсуждения о централизованном переселении граждан из аварийных домов в города Челябинск или Магнитогорск, после чего в муниципальные образования высланы формы предоставления гражданами согласия на переселение в город Челябинск, которые впоследствии ими подписаны.
    После получения согласия граждан на переселение в город Челябинск, между Заказчиками Аукциона и Организатором Аукциона подписано Соглашение о проведении совместного Аукциона.
    С учетом информации, отраженной антимонопольным органом в пункте 2.1.6 мотивировочной части настоящего решения, общее количество приобретаемых квартир по Аукциону составило 229 однокомнатных, 40 двухкомнатных, 14 трехкомнатных, 3 четырехкомнатных квартиры.
    Челябинским УФАС России с целью исследования рынка направлен запрос застройщикам города Челябинска, а именно: ООО «Проспект и Ко», ООО «АльфаСтрой», ООО УК «Артель-С», ООО «Гринфлайт», ООО «Легион-С», ООО «Центр управления проектами», ООО «Альтернатива», ОАО «ЮУ КЖСИ», ООО «Речелстрой», ЗАО ФСК «Западный луч» и ООО «ПСО КПД и СК», с целью установления возможности их участия в рассматриваемых закупках и предложения жилых помещений, соответствующих потребности Заказчиков по Аукциону на который получены следующие ответы.
    Конкурсный управляющий ООО «Проспект и Ко» (письмо от 22.04.2016) сообщил, что в отношении указанного лица на основании решения Арбитражного суда Челябинской области от 09.11.2015 по делу № А76-3528/2015 введена процедура банкротства, юридическое лицо хозяйственную деятельность не осуществляет, документами по запросу конкурсный управляющий не обладает.
    Из письма ООО «СК Легион» (исх. № 455 от 12.04.2016) следует, что указанное общество не имела интереса участвовать в закупке в связи с отсутствием экономической заинтересованности и невыгодностью программы.
    ООО «Речелстрой» (письмо исх. № 507/2016 от 22.04.2016) сообщило, что  не имело возможности принять участие в Аукционе, поскольку в соответствии с проектными декларациями на возводимые дома, сроки передачи жилых помещений участникам долевого строительства установлены на более поздние сроки, чем предусмотренные в документации об Аукционе, а также что общество осуществляет строительство микрорайона «Чурилово Lake-City», стоимость одного квадратного метра жилых помещений 20.07.2015 и 24.07.2015 составила от 38000 до 38700 рублей (в зависимости от площади помещений).
    Согласно информации, сообщенной антимонопольному органу в письме от 31.03.2016, ООО «Альтернатива» в настоящее время не выступает застройщиком, по состоянию на 20.07.2015 в собственности ООО «Альтернатива» находились квартиры, расположенные в многоквартирном жилом доме по ул. Лесопарковая, 5 со стоимостью одного квадратного метра 70 000 рублей.
    ООО «Гринфлайт» в письме от 11.04.2016 № 405 сообщило, что стоимость одного квадратного метра составила не менее 43 000 рублей за один квадратный метр, срок предоставления жилых помещений не позднее 31.12.2016.
    ООО «Управляющая компания «Артель-С» (письмо от 18.04.2016) сообщило, что у общества отсутствуют жилые помещения, соответствующие требованиям Заказчика по стоимости одного квадратного метра, отделке жилых помещений.
    Из ответа АО «ЮУ КЖСИ» (письмо от 27.04.2016 № 04-11/650) следует, что данное юридическое лицо не имело возможности предложить квартиры ввиду отсутствия жилых помещений, соответствующих требованиям Заказчика по техническим характеристикам, срокам ввода объектов в эксплуатацию. Причинами отказа от участия в Аукционе послужили значительный размер обеспечения заявки и контракта, отсутствие необходимого количества помещений, невозможность соблюдения условия о сроке ввода объекта в эксплуатацию, реализация жилых помещений в строящихся многоквартирных домах в июле 2015 года осуществлялась по цене одного квадратного метра выше стоимости, установленной в документации об Аукционе.
    ООО «АльфаСтрой» в письме от 29.04.2016 № 101 сообщило, что в ответе Минстрою ЧО в июле 2015 года указывало на возможность реализации нескольких жилых помещений по стоимости 30 000 рублей за одного квадратного метра.
    Указанное юридическое лицо не приняло участие в Аукционе по причине отсутствия в собственности необходимого количества жилых помещений.
    Из заявки ООО «НИКС» на участие в Аукционе следует, что проектные декларации составлены и разрешения на строительство домов по адресам: г. Челябинск, ул. Набережная, 8,10, 11, 12 13, получены указанным юридическим лицом 17.06.2015, фактически за месяц до объявления Организатором Аукциона рассматриваемой закупки.
    Из совокупности полученных антимонопольным органом сведений и выявленных в действиях Заказчиков Аукциона нарушений законодательства о контрактной системе следует, что заключение Соглашений о проведении совместного аукциона и осуществление закупок на общее количество жилых помещений, установление ограниченных сроков передачи помещений Заказчикам Аукциона а также требований к жилым помещениям, привело к невозможности участия в рассматриваемой закупке иных Застройщиков, признанию аукциона несостоявшимися, заключению контрактов без снижения начальной (максимальной) цены.
    Таким образом, Заказчиками Аукциона нарушены требования части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции и созданы преимущественные условия участия в закупках ООО «НИКС».
    2. В силу пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении Аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
    Частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
    Пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе определяет, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
    В извещениях о проведении Аукциона от 20.07.2015Организатором Аукциона установлено, что требования к участникам аукциона указаны в пункте 30 информационной карты аукциона в электронной форме, исчерпывающий перечень документов, предоставляемых участниками в составе заявки, предусмотрен пунктом 31 информационных карт аукционов в электронной форме.
    Пунктом 30 Информационной карты документации об Аукционе регламентировано, что участники закупки должны соответствовать определенным требованиям.
При этом соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки, подтверждается наличием у участника закупки:
- разрешения на строительство многоквартирного (ых) жилого (ых) домов (ов);
     - проектной декларации, соответствующей требованиям ст. 19 Федерального закона от 30.12.2004г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»;
 - правоустанавливающими документами на земельный участок, предоставленными для строительства (создания) многоквартирного (ых) дома (ов) и (или) иных объектов недвижимости, в состав которых будут входить объект долевого строительства (государственная регистрация права собственности или договор аренды) в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.12.2004г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»;
- наличием свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства на выполнение видов работ, по следующим видам работ: работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) Жилищно - гражданское строительство.
    Перечень указанных документов установлен Заказчиками Аукциона для предоставления участниками закупки в составе второй части заявки на участие в Аукционе.
    Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
    Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 52 ГрК РФ, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
    Из содержания частей 2,3 статьи 52 ГрК РФ следует, что застройщик, являясь лицом, осуществляющим строительство, но не выполняющее самостоятельно работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, не обязано иметь допуск саморегулируемой организации на виды работ, предусмотренные Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства», а может привлечь к выполнению данных работ лицо, обладающее таким свидетельством.
    Таким образом, Заказчики Аукциона в нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 2 части 1, части 3 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе неправомерно установили в пункте 30 Информационной карты документации об Аукционе требование к участникам закупки о наличии свидетельства о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или  заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), а также о необходимости представления копии такого свидетельства в составе заявки на участие в Аукционе.
    3. Частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе предусмотрено, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.
    Пунктом 8.1 проекта контракта и заключенных контрактов предусмотрено, что «исполнение контракта в соответствии с Законом № 44-ФЗ может обеспечиваться одним из следующих способов:
либо безотзывной банковской гарантией в размере ______________;
либо передачей Участнику долевого строительства в залог денежных средств в размере _____________, что составляет 10% от начальной (максимальной) цены контракта.
(Нужное подчеркнуть)».
    Вместе с тем, установление требования о передаче денежных средств с залог противоречит положениям части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
    4. Частью 7 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом», но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
    Пунктом 7.4 проекта контракта предусмотрено следующее положение: «Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Застройщиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается в размере 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от Цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных Застройщиком, и определяется по формуле:
П = (Ц - В) x С (где Ц - цена контракта; В – стоимость фактически исполненного в установленный срок Застройщиком обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов; С - размер ставки).
Размер ставки определяется по формуле С = СЦБ х ДП (где СЦБ – размер ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента К; ДП - количество дней просрочки).
Коэффициент К определяется по формуле К =ДП/ДК х 100% (где ДП - количество дней просрочки; ДК - срок исполнения обязательства по контракту (количество дней).
При К, равном 0 - 50 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,01 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При К, равном 50 - 100 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,02 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При К, равном 100 процентам и более, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,03 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени».
    Установление Заказчиками Аукциона в пункте 7.4 проектов контрактов фиксированного размера пени 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации в нарушение части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе не позволит применить формулы расчета пени и применить больший размер такой пени (например, 0,02 или 0,01 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации).
Решением № «<…>» от «<…>»избран на должность «<…>».
    «<…>»является должностным лицом, осуществляющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции.
    Должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей подлежит административной ответственности (статья 2.4 КоАП РФ).
    В соответствии с примечанием к указанной статье под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Местом совершения административного правонарушения является местонахождение «<…>».
    Временем совершения административного правонарушения является дата утверждения документации об аукционе (извещение № 0169200001115000016), с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок– 20.07.2015 (датой утверждения документации об аукционе считается дата опубликования такой документации на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, поскольку на титульном листе документации об аукционе отсутствует информация о дате утверждения такой документации).
    Утверждение документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, является составом административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа.
    На основании изложенного, в указанных действиях «<…>» содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Объектом правонарушения по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ являются общественные отношения в сфере осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, составляют нарушения требований закона о контрактной системе, которые приводят или могут привести к отмене закупки, невозможности удовлетворения потребностей заказчиков.
Объективная сторона правонарушения, совершенного «<…>», выразилась в нарушении указанным должностным лицом при утверждении документации об аукционе на приобретение в муниципальную собственность 286 жилых помещений (благоустроенных квартир) общей площадью не менее 10911,12 кв.м. путем участия муниципальных образований в долевом строительстве многоквартирного (ых) жилого (ых) дома (ов) в рамках областной адресной программы «Переселение в 2013 - 2017 годах граждан из аварийного жилищного фонда в городах и районах Челябинской области», в том числе: 229 однокомнатных квартир; 40 двухкомнатных квартир; 14 трехкомнатных квартир; 3 четырехкомнатные квартиры (извещение № 0169200001115000016) предусмотренных пунктами 1, 2 части 1, частью 3 статьи 64, пунктом 1 части 1, частью 2 статьи 33, частью 2 статьи 8, пунктом 1 части 1 статьи 31, пунктом 6 части 5 статьи 63, пунктом 2 части 5 статьи 66, частью 3 статьи 96, частью 7 статьи 34 Закона о контрактной системе требований.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат в числе прочих выяснению виновность лица в совершении административного правонарушения, а также обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Одним из элементов состава административного правонарушения является его субъективная сторона, в числе характерных признаков которой имеется вина.
В соответствии с частью 1 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично.
С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.
Вина «<…>» выразилась в ненадлежащем исполнении должностных обязанностей при утверждении документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством о контрактной системе.
При утверждении документации об аукционе на приобретение в муниципальную собственность 286 жилых помещений (благоустроенных квартир) общей площадью не менее 10911,12 кв.м. путем участия муниципальных образований в долевом строительстве многоквартирного (ых) жилого (ых) дома (ов) в рамках областной адресной программы «Переселение в 2013 - 2017 годах граждан из аварийного жилищного фонда в городах и районах Челябинской области», в том числе: 229 однокомнатных квартир; 40 двухкомнатных квартир; 14 трехкомнатных квартир; 3 четырехкомнатные квартиры (извещение № 0169200001115000016) «<…>»должен был исследовать вопрос о соответствии документации требованиям действующего законодательства, принять все возможные меры по недопущению нарушения, в том числе мог высказать возражения, отказаться от подписания и т.д.
В материалы дела об административном правонарушении документов и сведений, подтверждающих, что «<…>»были приняты возможные меры по недопущению нарушения не представлено.
Исходя из изложенного, «<…>»несет ответственность за допущенное нарушение.
«<…>»в силу возложенных на него обязанностей должен был осознавать, что его действия не соответствуют законодательству, т. е. противоправный характер своих действий, мог предвидеть наступление вредных последствий.
Согласно пояснениям защитника «<…>»умысла у заказчика на нарушение требований Закона о контрактной системе не было, вредные последствия не наступили, ущерб не причинен, угрозы общественным отношениям нет, к административной ответственности должностное лицо привлекается впервые.
Устно заявлено ходатайство о применении статьи 2.9 КоАП РФ и вынесении устного замечания.
    «<…>»приходит к следующим выводам.
    Документация об аукционе утверждена с нарушением требований законодательства о контрактной системе.
Вина «<…>»состоит в том, что он, осуществляя административно-хозяйственные и организационно-распорядительные функции в «<…>», не выполнил установленные требования Закона о контрактной системе, а именно: должностным лицом заказчика документация об аукционе на приобретение в муниципальную собственность 286 жилых помещений (благоустроенных квартир) общей площадью не менее 10911,12 кв.м. путем участия муниципальных образований в долевом строительстве многоквартирного (ых) жилого (ых) дома (ов) в рамках областной адресной программы «Переселение в 2013 - 2017 годах граждан из аварийного жилищного фонда в городах и районах Челябинской области», в том числе: 229 однокомнатных квартир; 40 двухкомнатных квартир; 14 трехкомнатных квартир; 3 четырехкомнатные квартиры (извещение № 0169200001115000016) утверждена с нарушением требований, предусмотренных законодательством о Российской Федерацией о контрактной системе в сфере закупок, что подтверждается его подписью с расшифровкой на титульном листе документации об аукционе.
Наличие состава административного правонарушения подтверждено решением Комиссии по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России № 13-ВП/2016 от 29.04.2016, протоколом об административном правонарушении от 14.06.2016, иными документами.
Согласно пункту 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее - Постановление) при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния (пункт 18.1).
Решение о возбуждении дела об административном правонарушении принято в сроки, предусмотренные ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Рассматриваемое административное правонарушение не может быть признано малозначительным, и должностное лицо антимонопольной службы в данном случае не может ограничиться устным замечанием. Довод представителя «<…>»об отсутствии вредных последствий не принимается во внимание должностным лицом антимонопольного органа, поскольку сам факт утверждения документации об аукционе с нарушением требований Закона о контрактной системе обуславливает привлечение должностного лица к административной ответственности. Начальная (максимальная) цена значительная и составляет более 338 млн. рублей.
Состав административного правонарушения, предусмотренный частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, является формальным, т.е. наличие наступивших вредных последствий не является обязательным признаком состава данного административного правонарушения.
Оконченным данное административное правонарушение считается с момента нарушения требований Закона о контрактной системе.
    Учитывая обстоятельства дела и руководствуясь частью 4.2 статьи 7.30, статьей 23.66, частью 1 статьи 29.9, статьей 29.10 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

    1. Признать «<…>»виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
2. Привлечь «<…>» к административной ответственности по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ и подвергнуть наказанию в виде наложения административного штрафа в размере 3000 (три тысячи) рублей.
Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Штраф должен быть перечислен в доход бюджета.
КБК 16111633050056000140, ОКТМО 75657000 на счет федерального казначейства: УФК по Челябинской области (Челябинское УФАС России) Отделение Челябинск, г. Челябинск, БИК 047501001, р/с 40101810400000010801, ИНН 7453045147, КПП 745301001.
«<…>»предлагается в трехдневный срок со дня уплаты штрафа представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области надлежащим образом заверенные копии платежных документов (факс (351) 263-18-39).
    Согласно части 5 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.
    Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.
В соответствии с частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд в течение 10 (десяти) суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

«<…>»

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны