Постановление б/н Постановление № 7.30-4.2/446-2018 от 1 ноября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу 7.30-4.2/446-2018

28 сентября 2018 года Челябинск, пр. Ленина,59

Временно исполняющий обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России), рассмотрев протокол об административном правонарушении № 7.30-4.2/446-2018 от 21.09.2018 и материалы дела об административном правонарушении, возбужденного начальником отдела административного и судебного производства Челябинского УФАС России в отношении руководителя Управления земельными и имущественными отношениями Кусинского муниципального района <…>, в присутствии

  • лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, <…>, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте составления настоящего протокола, личность удостоверена паспортом,
  • ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС <…>.

исследовал материалы дела, разъяснил право знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также положения статьи 51 Конституции РФ и иные процессуальные права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Выявленные должностным лицом Челябинского УФАС России в действиях <...> при проведении электронных аукционов на приобретение жилых благоустроенных помещений в Кусинском городском поселении (извещения № 0169600001918000070, 0169600001918000071, 0169600001918000072) нарушения законодательства о контрактной системе выразились в следующем.

Начальная (максимальная) цена контрактов – 682 110, 00 рублей.

3.1. Согласно части 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) обмен информацией, связанной с получением аккредитации на электронных площадках и проведением электронного аукциона, между участником такого аукциона, заказчиком, оператором электронной площадки осуществляется на электронной площадке в форме электронных документов.

Частью 2 статьи 59 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документы и информация, направляемые в форме электронных документов участником электронного аукциона, заказчиком, должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника такого аукциона, заказчика.

В соответствии с частью 1 статьи 70 Закона о контрактной системе по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 Закона о контрактной системе признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе. При этом, в частях 3-7 статьи 70 Закона о контрактной системе раскрыт порядок заключения контракта между победителем закупки и заказчиком.

Таким образом, проведение электронного аукциона основано исключительно на использовании механизма электронного документооборота, в том числе в части обмена электронными документами между участником закупки и заказчиком.

Так, в силу указанных положения Закона о контрактной системе после подведения итогов электронного аукциона единственной обязанностью участника закупки является предоставление заказчику проекта контракта и документа, подтверждающего предоставление обеспечения исполнения контракта, подписанных усиленной электронной подписью указанного лица.

В технических заданиях документаций о закупке, являющихся Приложениями № 2 к информационной карте электронных аукционов, Приложениями № 3 к муниципальным контрактам, указано, что в течение 2 рабочих дней с момента подведения итогов продавец должен представить следующие документы, в том числе экспертное заключение аккредитованной организации о предмете исследования на соответствие требованиям, установленным Федеральным законом № 52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» необходимо соответствие условий проживания санитарным правилам, установленным СанПиНом 2.1. 2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».

Вместе с тем, обязанность победителя закупки предоставлять дополнительные документы после подведения итогов электронного аукциона, в том числе документы на приобретаемое жилое помещение, не предусмотрена законодательством о контрактной системе, что свидетельствует о нарушении <...> частей 1,2 статьи 59, части 3 статьи 70 Закона о контрактной системе.

Дополнительно должностное лицо антимонопольного органа отмечает, что в соответствии со статьей 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое заключение - документ, выдаваемый в установленных международными договорами Российской Федерации, международными правовыми актами, Законом о контрактной системе, другими федеральными законами случаях федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и удостоверяющий соответствие или несоответствие санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств.

Согласно части 1 статьи 42 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований могут проводиться должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, и экспертами, аттестованными в установленном Правительством Российской Федерации порядке.

В соответствии с частью 2 статьи 42 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований главными государственными санитарными врачами и (или) их заместителями даются санитарно-эпидемиологические заключения, предусмотренные международными договорами Российской Федерации, международными правовыми актами, Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», другими федеральными законами.

В части 4 статьи 42 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» указано, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, и эксперты, аттестованные в установленном Правительством Российской Федерации порядке, которые проводят санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок, несут ответственность за их качество и объективность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, санитарно-эпидемиологическое заключение, а также результаты санитарно-эпидемиологических экспертиз являются документами, порядок предоставления которых предусмотрен частями 1,2,4 статьи 42 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». При этом, из указанных норм следует, что данные документы выдаются различными субъектами, осуществляющими деятельность в санитарно-эпидемиологической сфере.

Вместе с тем, в технических заданиях документаций об аукционах указано, что участник закупки должен предоставить экспертное заключение аккредитованной организации о предмете исследования, при этом в документациях о закупках не конкретизирован вид данного документа. Так, из документаций не представляется возможным сделать вывод, является ли данный документ санитарно-эпидемиологическим заключением, которое выдается должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор - главными государственными санитарными врачами и (или) их заместителями, либо заключением, которое выдается аккредитованными организациями по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы, что свидетельствует о неполноте описания условий контракта в нарушение пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3.2. Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В соответствии с частью 4 статьи 24 Закона о контрактной системе под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта.

Таким образом, правовой механизм реализации указанного способа закупки направлен на выявление победителя закупки, предложившего наименьшую цену товаров (работ, услуг), необходимых для реализации функций и полномочий заказчика.

Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещения о закупках должны содержать краткие изложения условий контракта, в том числе наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

Аналогичная информация должна содержаться в документациях о закупках и проектах контракта в силу пункта 1 части 1, части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Порядок проведения электронного аукциона и определения победителя закупки регламентирован статьями 68, 69 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 4 статьи 68 Закона о контрактной системе электронный аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении такого аукциона, в порядке, установленном настоящей статьей.

Согласно части 18 статьи 68 Закона о контрактной системе протокол проведения электронного аукциона размещается на электронной площадке ее оператором в течение тридцати минут после окончания такого аукциона. В этом протоколе указываются адрес электронной площадки, дата, время начала и окончания такого аукциона, начальная (максимальная) цена контракта, все минимальные предложения о цене контракта, сделанные участниками такого аукциона и ранжированные по мере убывания с указанием порядковых номеров, присвоенных заявкам на участие в таком аукционе, которые поданы его участниками, сделавшими соответствующие предложения о цене контракта, и с указанием времени поступления данных предложений.

При этом, из части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе следует, что протокол подведения итогов электронного аукциона должен содержать информацию о порядковых номерах пяти заявок на участие в таком аукционе (в случае принятия решения о соответствии пяти заявок на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, или в случае принятия аукционной комиссией на основании рассмотрения вторых частей заявок на участие в таком аукционе, поданных всеми участниками такого аукциона, принявшими участие в нем, решения о соответствии более чем одной заявки на участие в таком аукционе, но менее чем пяти данных заявок установленным требованиям), которые ранжированы в соответствии с частью 18 статьи 68 настоящего Федерального закона.

Согласно части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.

С учетом изложенного, исходя из целей осуществления электронных аукционов, а также с учетом положений законодательства о контрактной системе, цены контрактов, предложенные участниками закупок, определяются по итогам электронных аукционов в порядке, предусмотренном статьей 68 Закона о контрактной системе, которые включаются в проекты контрактов при направлении их победителям закупок.

Соответственно, все условия осуществления закупок, указанные в извещениях и документациях об электронных аукционах, не должны противоречить порядку определения победителя закупок, который определен законодательством о контрактной системе.

Согласно пункту 2.6 информационных карт документаций о закупках указано, что продавцу выплачивается стоимость квартиры, исчисляемая из стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения (согласно Постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 25.04.2018 г. № 21/1 «Об утверждении средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по муниципальным образованиям Челябинской области на второй квартал 2018 года» стоимость 1 кв. м общей площади жилого помещения по Кусинскому городскому поселению составляет 20670,00 руб.) (далее - Постановление № 21/1), умноженной на общую площадь квартиры. Если общая площадь квартиры более 33,0 кв. м, стоимость жилого помещения не может превышать начальную (максимальную) цену контракта.

Таким образом, из условий контрактов однозначно следует, что в случае, если участник закупки предложит квартиру площадью не более 33 кв.м, то стоимость жилого помещения будет определяться не по итогам электронных аукционов, а исходя из стоимости 1 кв.м, установленной Постановление № 21/1 с учетом площади предлагаемого помещения.

Таким образом, указанное условие документаций о закупках, утвержденных <...>, в части порядка определения цены контракта прямо противоречит требованиям части 4 статьи 68, части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе, что может привести к заключению контрактов по цене, отличной от предложенной участником закупки по результатам проведения аукциона.

Кроме того, данное условие документаций о закупках противоречит пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и не соответствует правовой цели проведения электронного аукциона, при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта.

Кроме того, в требованиях документаций о закупках также не указано, что в составе первой части заявки участники закупок должны конкретизировать количество комнат предлагаемого жилого помещения.

Утверждение документации об аукционе с нарушением требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок является составом административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, и влечет наложение административного штрафа в размере 3 000 рублей.

Объектом правонарушения по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ являются общественные отношения в сфере осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, является должностное лицо заказчика, в рассматриваемом случае Управления земельными и имущественными отношениями Кусинского муниципального района, а именно <...>

Должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей подлежит административной ответственности (статья 2.4 КоАП РФ).

В соответствии с примечанием к указанной статье под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.

Распоряжением Администрации Кусинского муниципального района Челябинской области от 27.05.2012 № 118-к <...> назначен на должность руководителя Управления земельными и имущественными отношениями Кусинского муниципального района.

Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, составляют действия <...>, направленные на утверждение документаций об аукционах с нарушением требований Закона о контрактной системе.

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат в числе прочих выяснению виновность лица в совершении административного правонарушения, а также обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

Одним из элементов состава административного правонарушения является его субъективная сторона, в числе характерных признаков которой имеется вина.

В соответствии с частью 1 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично.

Частью 2 статьи 2.2 КоАП РФ установлено, что административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

Вина <...> выражена в форме неосторожности.

Местом совершения административного правонарушения является местонахождение Управления земельными и имущественными отношениями Кусинского муниципального района – 456940, Челябинская область, г. Куса, ул. Михаила Бубнова, 23, кабинет 1 (кабинет руководителя).

Временем совершения административного правонарушения является дата утверждения документаций об Аукционе – 11.05.2018 (Закупка № 0169600001918000070), 14.05.2018 (Закупки №№ 0169600001918000071, 0169600001918000072).

На рассмотрении дела об административном правонарушении <...> указал, что допущенные нарушения не повлекли за собой последствия по осуществлению закупки, предписание Челябинского УФАС было исполнено, а также ходатайствовал о признании допущенных им правонарушений малозначительными.

Помимо этого, <...> отметил, что согласно Приказу от 28.12.2016 №68 документация об аукционе была утверждена в 2016 г. Таким образом, по мнению <...> срок давности для привлечения его к административной ответственности за указанное правонарушение истек.

Рассмотрев дело об административном правонарушении, врио руководителя Челябинского УФАС России <…>приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее – Постановление) при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, исполнение предписания, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния (пункт 18.1).

Довод <...> о том, что документация утверждена в 2016 г, не соответствует действительности, так как согласно материалам дела подпись указанного лица, содержащаяся на титульных листах документаций об аукционах, проставлена в 2018 г. Также документации об аукционе, подписанные его электронной цифровой подписью, размещены на официальном сайте ЕИС http://www.zakupki.gov.ru в 2018 г. , что подтверждается скриншотами из карточек закупок.

Таким образом, решение о возбуждении дела об административном правонарушении принято в сроки, предусмотренные ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Состав административного правонарушения, предусмотренный частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, является формальным, т.е. наличие наступивших вредных последствий не является обязательным признаком состава данного административного правонарушения.

Оконченным данное административное правонарушение считается с момента нарушения требований Закона о контрактной системе.

При рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом Челябинского УФАС России исключена возможность прекращения производства по административному делу с вынесением устного замечания <...> по следующим причинам.

Документация об аукционе составлена и утверждена <...> с нарушением требований законодательства о контрактной системе.

Наличие состава административного правонарушения подтверждено решением Комиссии по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России № 332-ж/2018 от 28.05.2018, решением Комиссии по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России № 334-ж/2018 от 28.05.2018, решением Комиссии по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России № 333-ж/2018 от 28.05.2018, протоколом об административном правонарушении от 21.09.2018, документацией об аукционе и иными материалами административного дела.

С учётом личности правонарушителя, его семейного и финансового положения, события административного правонарушения, должностное лицо Челябинского УФАС России приходит к выводу о целесообразности привлечения <...> к административной ответственности в размере 3 000 рублей.

Учитывая обстоятельства дела и руководствуясь статьей 23.66, частью 1 статьи 29.9, статьей 29.10, частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать руководителя Управления земельными и имущественными отношениями Кусинского муниципального района виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

2. Привлечь руководителя Управления земельными и имущественными отношениями Кусинского муниципального района к административной ответственности по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ и подвергнуть наказанию в виде наложения административного штрафа в размере 3000 (три тысячи) рублей.

Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Штраф должен быть перечислен в доход бюджета.

КБК 161 1 16 33050 05 6000 140, ОКТМО 75638101 на счет федерального казначейства: УФК по Челябинской области (Челябинское УФАС России) Отделение Челябинск, г. Челябинск, БИК 047501001, р/с 40101810400000010801, ИНН 7453045147, КПП 745301001, УИН 16188092800001377920.

Оплата штрафа осуществляется в соответствии с УИН.

<...> предлагается в трехдневный срок со дня уплаты штрафа представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области надлежащим образом заверенные копии платежных документов.

Согласно части 5 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.

В соответствии с частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать в течение 10 (десяти) суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Связанные организации

Связанные организации не указаны