Решение б/н Решение по делу № 70-07/14 о нарушении антимонопольного зако... от 15 декабря 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Резолютивная часть решения оглашена «02» декабря 2014 года

В полном объеме решение изготовлено «12» декабря 2014 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя

Комиссии:

Сапрыкиной Н.В.

-

заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Членов

Комиссии:

Заводской М.А.

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;

 

Перовской Н.О.

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

рассмотрев дело № 70-07/14, возбужденное по признакам нарушения Администрацией Аргаяшского муниципального района Челябинской области (далее – Администрация) части 1 статьи 15  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России поступило обращение жителей д. Уразбаева Аргаяшского муниципального района Челябинской области на неправомерные действия Администрации, выразившиеся в предоставлении <…> в аренду земельного участка с кадастровым номером 74:02:1212002:1241 при отсутствии публикации в СМИ информации о предстоящем предоставлении указанного земельного участка в пользование.

Администрацией представлены письменные пояснения от 04.09.2014 исх.                       № 2495, от 24.11.2014 исх. № 3472 и на заседании Комиссии отмечено следующее.

Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности регламентирован статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее – Закон о КФХ). Названная норма является специальной и устанавливает процедуру предоставления земельного участка, отличную от общего порядка предоставления земельных участков, предусмотренного статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ). В связи с этим отсутствует необходимость опубликования в СМИ информации о предоставлении земельных участков в пользование.

 

Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя  ответчика, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 81 ЗК РФ (в редакции от 12.12.2011) гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с ЗК РФ, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.

В адрес Администрации 03.02.2012 поступило заявление <…> о предоставлении в аренду земельного участка площадью 0,32 га, находящегося возле д. Уразбаева для организации крестьянского фермерского хозяйства.

Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 04.04.2012                              № 7400/101/12-75785 земельный участок с кадастровым номером 74:02:1212002:1241 поставлен на кадастровый учет 04.04.2012, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.

Администрацией принято Постановление № 773 от 11.05.2012 «О предоставлении земельного участка в аренду для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства» и заключен с <…> договор № 152 аренды земельного участка от 11.05.2012, сроком на 49 лет до 01.05.2061.

1. Согласно статье 5 Закона о КФХ фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 12 Закона о КФХ граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления.

1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение);

2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);

3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);

4) срок аренды земельных участков;

5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);

6) предполагаемое местоположение земельных участков.

К заявлению должно быть приложено соглашение, заключенное между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 названного закона.

По смыслу названной нормы правом на предоставление земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в целях создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности обладают глава фермерского хозяйства и другие его члены.

Материалами дела установлено, что на момент обращения с заявлением о предоставлении рассматриваемого земельного участка в пользование <…> был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.

Документов, подтверждающих создание <…> фермерского хозяйства, на момент рассмотрения в материалы дела № 15-07/14 не представлено.

Кроме того, заявление <…> о предоставлении в аренду земельного участка не содержит указание на срок аренды земельного участка, обоснование размеров предоставляемого земельного участка, что не соответствует требованиям статьи 12 Закона о КФХ.

Соответственно, у Администрации отсутствовали правовые основания предоставления земельного участка с кадастровым номером 74:02:1212002:1241  <…>, который не отнесен законодательством к крестьянскому (фермерскому) хозяйству, и при условии несоответствия заявлений о предоставлении указанных земельных участков статье 12 Закона о КФХ.

Действия Администрации по принятию решения о предоставлении <…> земельного участка с кадастровым номером 74:02:1212002:1241 путем принятия Постановления от 11.05.2012 № 773 «О предоставлении земельного участка в аренду для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства» и заключению с указанным лицом договора аренды земельного участка № 125 от 11.05.2012, который не отнесен законодательством к крестьянскому (фермерскому) хозяйству, и при условии несоответствия его заявления о предоставлении указанного земельного участка статье 12 Закона о КФХ, могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе путем создания преимущественных условий осуществления предпринимательской деятельности указанному хозяйствующему субъекту, что является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

2. В силу пункта 1 статьи 11 Закона о КФХ для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

При этом следует иметь ввиду особенности предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, предусмотренные Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Закон об обороте земель).

Пунктом 6 статьи 27 ЗК РФ определено, что оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Законом об обороте земель.

В силу пункта 2 статьи 10 Закона об обороте земель передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 ЗК РФ.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной  или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах).

Передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 ЗК РФ, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.

В силу пункта 1 статьи 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Из анализа вышеприведенных норм следует, что порядок и правила предоставления земельных участков гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, регламентируются не только положениями Законом о КФХ, но и положениями ЗК РФ и Законом об обороте земель.

Следовательно, установленный статьей 12 Закона о КФХ порядок предоставления земельного участка для создания и ведения крестьянского (фермерского) хозяйства не исключает необходимости соблюдения общих принципов предоставления земельных участков, предусмотренных статьей 34 ЗК РФ. Иного порядка предоставления в аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе для крестьянских (фермерских) хозяйств, ни Законом об обороте земель, ни ЗК РФ не предусмотрено.

Однако Администрацией опубликование предварительного и заблаговременного сообщения о наличии предлагаемого для передачи в аренду рассматриваемого земельного участка не осуществлялось, что противоречит  части 2 статьи 10 Закона об обороте земель и части 1 статьи 34 ЗК РФ.

Следовательно, потенциальные граждане, имеющие намерение создать  фермерское хозяйство и осуществлять его деятельность, не обладали информацией о возможности получения рассматриваемого земельного участка в пользование.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

Таким образом, действия Администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области по принятию решения о предоставлении <…> земельного участка с кадастровым номером 74:02:1212002:1241 путем принятия Постановления от 11.05.2012 № 773 «О предоставлении земельного участка в аренду для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства» и заключению с указанным лицом договора аренды земельного участка № 125 от 11.05.2012 в отсутствие предварительной и заблаговременной публикации в средствах массовой информации сообщения о наличии предлагаемого для передачи в аренду земельного участка, могли привести к созданию преимущественных условий осуществления предпринимательской деятельности указанному хозяйствующему субъекту и необоснованному препятствованию осуществления деятельности иным хозяйствующим субъектам посредством ограничения возможности получить рассматриваемый земельный участок в пользование для осуществления предпринимательской деятельности, что приводит или может  привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции и противоречит части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Поскольку на момент рассмотрения дела договор аренды земельного участка с кадастровым номером 74:02:1212002:1241 заключен, в отношении договора проведена государственная регистрация, Комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований для выдачи Администрации предписания.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей  48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции действия Администрации Аргаяшского муниципального района по принятию решения о предоставлении <…> земельного участка с кадастровым номером 74:02:1212002:1241 путем принятия Постановления от 11.05.2012 № 773 «О предоставлении земельного участка в аренду для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства» и заключению с указанным лицом договора аренды земельного участка № 125 от 11.05.2012, который не отнесен законодательством к крестьянскому (фермерскому) хозяйству, и при условии несоответствия его заявления о предоставлении указанного земельного участка статье 12 Закона о КФХ, что могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе путем создания преимущественных условий осуществления предпринимательской деятельности указанному хозяйствующему субъекту.

2. Признать нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции действия Администрации Аргаяшского муниципального района по принятию решения о предоставлении <…> земельного участка с кадастровым номером 74:02:1212002:1241 путем принятия Постановления от 11.05.2012                       № 773 «О предоставлении земельного участка в аренду для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства» и заключению с указанным лицом договора аренды земельного участка № 125 от 11.05.2012 в отсутствие предварительной и заблаговременной публикации в средствах массовой информации сообщения о наличии предлагаемого для передачи в аренду земельного участка, что могло привести к созданию преимущественных условий осуществления предпринимательской деятельности <…> и необоснованному препятствованию осуществления деятельности иным хозяйствующим субъектам посредством ограничения возможности получить рассматриваемый земельный участок в пользование для осуществления предпринимательской деятельности,

3. Предписание Администрации Аргаяшского муниципального района не выдавать.

4. Передать соответствующему должностному лицу Челябинского УФАС России материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным признакам административных правонарушений.

5. Иные меры по устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции не принимать ввиду отсутствия оснований для их принятия.

 

 

Председатель Комиссии                                                                Н.В. Сапрыкина

 

 

Члены Комиссии                                                                             М.А. Заводская

 

 

Н.О. Перовская

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

Примечание.   За  невыполнение  в   установленный   срок  законного  решения антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных правонарушениях      установлена     административная ответственность.

 

 

 

 

 

 

Заводская М.А.

(351) 265-93-79

12.12.2014

Связанные организации

Связанные организации не указаны