Решение б/н Решение № 70-07-18.1/16 по жалобе МУП «ПОВВ» от 12 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Решение

по жалобе № 70-07-18.1/16

 

«30» ноября 2016 года                                                                 г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Комиссия Челябинского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее  –  Комиссия), в составе:

 

Председателя

Комиссии:

<…>

-

заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<…>

-

специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;

 

<…>

-

специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

рассмотрев жалобу муниципального унитарного предприятия «Производственное предприятие водоснабжения и водоотведения г. Челябинска» (далее – Заявитель, МУП «ПОВВ») на неправомерные действия Администрации Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района (далее – Администрация, организатор торгов) при организации и проведении  конкурса на право заключения концессионного соглашения, объектом которого является система водоснабжения и водоотведения п. Рощино и д. Новое Поле, включающее – внутриплощадочные сети водопровода пос. Рощино, водопровод в д. Новое Поле 3069 м, канализационная насосная станция № 48 п. Рощино, канализационные сети на жилые дома пос. Рощино, напорная канализация жилого пос. Рощино, напорный канализационный коллектор 200*833,5 п. Рощино, канализационная насосная станция № 5 (далее – сети водоснабжения и водоотведения), извещение № 101016/0389471/01 (далее – Конкурс, торги),

УСТАНОВИЛА:

 

  В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) поступила жалоба Заявителя на неправомерные действия Администрации, выразившиеся в нарушении порядка организации и проведения Конкурса.

 

В качестве доводов Заявитель указал следующее.

В нарушение пункта 26 части 1 статьи 23 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон о концессиях) в Конкурсной документации отсутствует порядок предоставления доступа на объект концессионного соглашения.

На объекты концессионного соглашения отсутствуют правоустанавливающие документы, тогда как имеется только ссылка на Решение Собрания депутатов Сосновского муниципального района № 215 от 19.04.2006 «Об утверждении перечней объектов муниципальной собственности Сосновского муниципального района, предлагаемых к передаче в муниципальную собственность МО Рощинское сельское поселение Сосновского муниципального района» (далее – Решение Собрания депутатов Сосновского муниципального района № 215 от 19.04.2006).

Полномочия концедента не подтверждаются обязательными документами, устанавливающими полномочия лица, имеющие право подписывать концессионное соглашение, в нарушение пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о концессиях.

Проект концессионного соглашения не соответствует статье 10 Закона о концессиях, а именно в нем отсутствуют следующие существенные условия:

- отсутствуют технико-экономические показатели, сведения о техническом состоянии, сроке службы, начальной, остаточной и восстановительной стоимости передаваемого объекта, на момент заключения, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 10 Закона о концессиях;

- отсутствуют обязательства концедента и (или) концессионера по подготовке территории, необходимой для создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения и (или) для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, в соответствии с подпунктом 6.4 пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о концессиях;

- отсутствуют сведения об объеме валовой выручки, получаемой концессионером в рамках реализации концессионного соглашения, в том числе на каждый год срока действия концессионного соглашения, если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктом 11 части 1 статьи 4 Закона о концессиях, в соответствии с подпунктом 6.5 пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о концессиях;

- отсутствуют значения долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера (долгосрочных параметров регулирования тарифов, определенных в соответствии с нормативными правовыми актами РФ в сфере водоснабжения и водоотведения, долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, определенных в соответствии с нормативными правовыми актами РФ в сфере теплоснабжения), в соответствии с подпунктом 1 пункта 1.2 части 7 статьи 10 Закона о концессиях.

Права и интересы Заявителя нарушаются тем, что МУП «ПОВВ» является ресурсоснабжающей организацией и имеет намерения получить сети водоснабжения в порядке заключения концессионного соглашения.

Отсутствие обязательной информации в Конкурсной документации, а также в проекте концессионного соглашения не позволяет Заявителю принять решение об участии в торгах.

Кроме того, в результате нарушения законодательства при передаче имущества МУП «ПОВВ» затруднены возможности по взысканию задолженности за поставляемые ресурсы в связи с бесконечной сменой владельца сетей.

 

Администрацией представлены письменные пояснения и на заседании Комиссии пояснено следующее.

Право муниципальной собственности на объекты инженерной инфраструктуры – внутриплощадочные сети водоснабжения и водоотведения поселка Рощино, д. Новое поле, КНС № 48, КНС № 5, напорная канализация жилого фонда пос. Рощино, напорный канализационный коллектор 200*833,5 у Администрации возникло на основании Решения Собрания депутатов Сосновского муниципального района № 215 от 19.04.2006.

В соответствии с пунктом 4 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указанное имущество было передано Администрации и включено в реестр муниципальной собственности Рощинского сельского поселения. В настоящее время право собственности на данные объекты не зарегистрировано.

Кроме того, по мнению Администрации, права и интересы Заявителя не нарушены в связи с тем, что МУП «ПОВВ» не подавало заявок на участие в Конкурсе и не может являться концессионером в силу закона, следовательно, не может являться заявителем. Приведенный довод подтверждается практикой территориальных органов ФАС России (решения Московского УФАС России от 13.04.2016 по делу № 1-00-651/77-16, от 02.03.2016 по делу № 1-00-340/77-16, от 26.10.2015 по делу № 1-00-1779/77-15, решение Саратовского УФАС России от 15.08.2016 по делу № 108-16/ж, решение Курганского УФАС России от 25.04.2016 по делу № АМЗ-25/2016-18.1).

 

Изучив представленные материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.

Порядок проведения открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения регулируется положениями Закона о концессиях.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статья 4 Закона о концессиях объектами концессионного соглашения являются в том числе централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, отдельные объекты таких систем.

На официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов – www.torgi.gov.ru, 10 октября 2016 года опубликовано извещение о проведении торгов (извещение № 101016/0389471/01).

В соответствии с извещением о проведении торгов, даты начала и окончания подачи заявок на участие в Конкурсе – 10.10.2016 и 10.11.2016 соответственно, дата подведения итогов Конкурса – 01.12.2016.

До окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе поступила единственная заявка от ООО «Рощинская Водоканализационная Компания», с которым подписано концессионное соглашение о передаче во владение и пользование, с целью реконструкции в ходе эксплуатации (включая ремонт и замену участков водопроводной сети), муниципального имущества Рощинского сельского поселения: системы водоснабжения и водоотведения п. Рощино и д. Новое Поле № 1 от 14.11.2016.

 

1. Согласно пункту 26 части 1 статьи 23 Закона о концессиях конкурсная документация должна содержать порядок предоставления концедентом информации об объекте концессионного соглашения, а также доступа на объект концессионного соглашения.

В соответствии с пунктом 10 Конкурсной документации информацию об объекте концессионного соглашения, доступ к объекту концессионного соглашения с целью ознакомления заявителей (заинтересованных лиц) с данным объектом можно получить по письменному заявлению (в произвольной форме) любого заинтересованного лица на участие в открытом конкурсе, подавшего заявку на участие в конкурсе (при наличии подтвержденных полномочий на получение Конкурсной документации). Срок рассмотрения заявления о предоставлении конкурсной документации и/или доступа к объекту концессионного соглашения составляет 2 рабочих дня с момента получения заявления. Ответ на заявление о предоставлении доступа к объекту концессионного соглашения и/или конкурсная документация направляются заявителю указанным в заявлении способом.

Указанная в Конкурсной документации информация позволяет сделать вывод о порядке доступа на объект концессионного соглашения, в связи с этим довод Заявителя является несостоятельным.

 

2. В соответствии с частью 4 статьи 3 Закона о концессиях объект концессионного соглашения, подлежащий реконструкции, должен находиться в собственности концедента на момент заключения концессионного соглашения. Указанный объект на момент его передачи концедентом концессионеру должен быть свободным от прав третьих лиц.

Частью 9 статьи 3 Закона о концессиях установлено, что концессионным соглашением может предусматриваться предоставление концедентом во владение и в пользование концессионера имущества, принадлежащего концеденту на праве собственности, образующего единое целое с объектом концессионного соглашения и (или) предназначенного для использования в целях создания условий осуществления концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением.

Из содержания пункта 4 части 1 статьи 22 Закона о концессиях следует, что орган местного самоуправления принимает решение о заключении концессионного соглашения в отношении объектов концессионного соглашения, права собственности на которые принадлежат муниципальному образованию.

Согласно Конкурсной документации основанием возникновения права муниципальной собственности на объекты концессионного соглашения является решение Собрания депутатов Сосновского муниципального района № 215 от 19.04.2006.

Вместе с тем, доказательств подтверждающих право муниципальной собственности на объекты концессионного соглашения Администрацией не представлено.

Письмом ФАС России от 19.04.2016 № ВК/26074/16 установлено, что по концессионному соглашению могут быть переданы только объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, находящиеся в муниципальной собственности.

Централизованная система водоснабжения, отдельные объекты такой системы,  на которые не зарегистрировано право муниципальной собственности не могут быть объектами концессионного соглашения.

В нарушение части 4 статьи 3 Закона о концессиях объекты концессионного соглашения не находятся в собственности Администрации, в связи с чем довод Заявителя является обоснованным.

 

3. Согласно пункту 4 части 1 статьи 10 Закона о концессиях концессионное соглашение должно включать в себя описание, в том числе технико-экономические показатели, объекта концессионного соглашения.

В пункте 3 Письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 10.04.2015 № 10371-АЧ/04 «О требованиях к концессионным соглашениям» указано следующее.

При описании техническо-экономических показателей объектов, входящих в состав объекта концессионного соглашения, следует приводить следующие показатели - сведения о сроке эксплуатации, износе, балансовой стоимости, о проведенных мероприятиях по ремонту.

Кроме того, необходимо указать основные технические характеристики объектов недвижимого имущества, входящих в состав объекта концессионного соглашения, объектов оборудования, которыми оснащены объекты недвижимого имущества.

Аналогичным образом необходимо описывать объекты иного имущества, передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению.

Постановлением Правительства РФ от 05.12.2006 № 748 в соответствии с частью 4 статьи 10 Закона о концессионных соглашениях утверждено примерное концессионное соглашение в отношении систем коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства, в том числе объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, объектов, на которых осуществляется обращение с отходами производства и потребления, объектов, предназначенных для освещения территорий городских и сельских поселений, объектов, предназначенных для благоустройства территорий, а также объектов социального обслуживания населения (далее - примерное концессионное соглашение).

      Пунктом 6 раздела II примерного концессионного соглашения к сведениям об объекте концессионного соглашения отнесены, в том числе сведения о технико-экономических показателях, техническом состоянии, сроке службы, начальной, остаточной и восстановительной стоимости передаваемого объекта Соглашения.

Согласно части 2 статьи 13 Закона о концессиях концессионные соглашения заключаются в соответствии с примерными соглашениями, предусмотренными частью 4 статьи 10 Закона о концессионных соглашениях, должны включать в себя существенные условия, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, и могут включать в себя не урегулированные этими примерными соглашениями и не противоречащие законодательству Российской Федерации и конкурсной документации условия.

В Приложении № 1 к проекту концессионного соглашения указаны сведения о наименовании объектов, их месторасположение и сведения о правоустанавливающих документах.

Таким образом, проект концессионного соглашения, являющийся неотъемлемой частью конкурсной документации,  не соответствует пункту 4 части 1 статьи 10 Закона о концессиях, поскольку не содержит технико-экономические показатели объекта концессионного соглашения, в связи с этим довод Заявителя является обоснованным.

 

4. В соответствии с пунктом 6.4 части 1 статьи 10 Закона о концессиях концессионное соглашение должно включать в себя обязательства концедента и (или) концессионера по подготовке территории, необходимой для создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения и (или) для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением.

Вместе с тем, проект концессионного соглашения, подготовленный организатором торгов, не содержит данного условия.

При этом, в соответствии со статьей 3 Закона о концессиях целью заключения концессионного соглашения является именно создание и (или) реконструкция определенного этим соглашением имущества и осуществление деятельности с использованием объекта концессионного соглашения.

Таким образом, проект концессионного соглашения, утвержденный организатором торгов,  не содержит  существенного условия, предусмотренного пунктом 6.4 части 1 статьи 10 Закона о концессиях, в связи с этим довод Заявителя является обоснованным.

 

5. Согласно пункту 6.5 части 1 статьи 10 Закона о концессиях концессионное соглашение должно включать в себя такое существенное условие, как объем валовой выручки, получаемой концессионером в рамках реализации концессионного соглашения, в том числе на каждый год срока действия концессионного соглашения, если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктом 11 части 1 статьи 4 названного закона, а именно системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты тепло-, газо- и энергоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, объекты, на которых осуществляются обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий, а также объекты социального обслуживания населения.

В нарушение пункта 6.5 части 1 статьи 10 Закона о концессиях проект концессионного соглашения, являющийся неотъемлемой частью Конкурсной документации, не содержит условий об объеме валовой выручки, получаемой концессионером в рамках реализации концессионного соглашения, в том числе на каждый год срока действия концессионного соглашения, в связи с этим довод Заявителя является обоснованным.

 

6. В соответствии с пунктом 1 части 1.2 статьи 10 Закона о концессиях в случае, если объектом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, концессионное соглашение, наряду с предусмотренными частью 1 настоящей статьи существенными условиями,  должно содержать такое существенное условие,  как  значения долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера (долгосрочных параметров регулирования тарифов, определенных в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения, долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, определенных в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения).

В соответствии с пунктом 31 (1) Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановление Правительства РФ от 13.05.2013 № 406  (далее – Основы ценообразования) для регулируемых организаций, владеющих централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения или договора аренды, долгосрочные тарифы устанавливаются на основании значений долгосрочных параметров регулирования тарифов, предусмотренных конкурсной документацией и согласованных с органом регулирования в порядке, установленном Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406, значений долгосрочных параметров регулирования тарифов, указанных в конкурсном предложении концессионера (арендатора).

Согласно пункту 79 Основ ценообразования к долгосрочным параметрам регулирования тарифов, определяемым на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов с использованием метода индексации, относятся:

а) базовый уровень операционных расходов;

б) индекс эффективности операционных расходов;

в) нормативный уровень прибыли (для организаций, которым права владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, переданы по договорам аренды таких систем и (или) объектов или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с законодательством Российской Федерации не ранее 1 января 2014 г.);

г) показатели энергосбережения и энергетической эффективности (уровень потерь воды, удельный расход электрической энергии).

Однако значения долгосрочных параметров регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения не были согласованы с органом тарифного регулирования и в проекте концессионного Соглашения не предусмотрено указание долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера.

Таким образом, в нарушение пункта 1 части 1.2 статьи 10 Закона о концессиях проект концессионного соглашения не содержит долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера (долгосрочные параметры регулирования тарифов, определенных в соответствии с нормативными правовыми актами РФ в сфере водоснабжения и водоотведения, долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, в связи с этим, довод Заявителя является обоснованным.

 

7. Согласно пункту 1 части 2.3 статьи 22 Закона о концессиях в случае, если объектом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, решением концедента о заключении концессионного соглашения наряду с предусмотренной частью 2 статьи 22 Закона о концессиях информацией устанавливается задание, формируемое в соответствии с частью 2.4 статьи 22 Закона о концессиях, и минимально допустимые плановые значения показателей деятельности концессионера.

В соответствии с пунктом 2.4 статьи 22 Закона о концессиях задание формируется на основании утвержденных схем теплоснабжения, схем водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов в части выполнения задач и достижения целевых показателей развития систем теплоснабжения и (или) систем водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов, зон централизованного и нецентрализованного водоснабжения, границ планируемых зон размещения объектов теплоснабжения и (или) объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а также на основании данных прогноза потребления тепловой энергии, теплоносителя и (или) горячей воды, питьевой воды, технической воды, количества и состава сточных вод.

Решением Совета депутатов Рощинского сельского поселения от 26.04.2012 г. № 167 «Об утверждении схемы водоснабжения и водоотведения Рощинского сельского поселения» утверждена схема водоснабжения и водоотведения Рощинского сельского поселения.

Законом о концессиях не предусмотрено представление схемы водоснабжения и водоотведения в качестве обязательного документа к Конкурсной документации.

В соответствии с пунктом 4 Конкурсной документации задание сформировано на основании схемы водоснабжения и водоотведения Рощинского сельского поселения, утвержденной решением Совета депутатов Рощинского сельского поселения от 24.04.2012г. № 167.

Согласно пункту 4.1 Конкурсной документации модернизация или реконструкция существующих сетей водоснабжения осуществляется в соответствии с утвержденной схемой водоснабжения и водоотведения.

Таким образом, поскольку Законом о концессиях не предусмотрено представление схемы водоснабжения и водоотведения в качестве обязательного документа к Конкурсной документации, довод Заявителя о нарушении Администрацией антимонопольного законодательства, в части отсутствия в Конкурсной документации утвержденной схемы водоснабжения и водоотведения не может быть признан обоснованным.

 

8. Проектом концессионного соглашения предусмотрено подписание соглашения со стороны концедента Администрацией Рощинского сельского поселения, в лице Главы поселения.

Статьей 23 Закона о концессиях предусмотрен исчерпывающий перечень сведений и документов, который должна содержать Конкурсная документация.

При этом данной нормой не предусмотрены в качестве обязательных документов – сведения подтверждающие полномочия лица, имеющего право подписи концессионного соглашения.

Таким образом, довод Заявителя о том, что полномочия концедента не подтверждаются обязательными документами, устанавливающими полномочия лица, имеющее право подписывать концессионное соглашение, довод Заявителя является необоснованным.

 

9. Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Из жалобы Заявителя следует, что организатором торгов нарушен порядок организации и проведения торгов на право заключения концессионного соглашения, в результате чего могут быть затронуты законные права и интересы  как Заявителя, так и неопределенного круга лиц, в том числе связанные с возможностью  участия в торгах.

Кроме того, у антимонопольного органа отсутствуют основания  для  принятия решения о возвращении жалобы, в случае отсутствия в ней обоснования возникновения у заявителя права обратиться в антимонопольный орган с соответствующей жалобой, за защитой конкретных нарушенных прав.

Указанная позиция антимонопольного органа также подтверждается судебной практикой. Так, в Постановлении ФАС Уральского округа от 20.05.2014 № Ф09-2863/14 по делу № А07-12265/2013 указано, что Закон о защите конкуренции устанавливает, что лица, не подавшие заявки, имеют право обратиться с жалобой на торги в антимонопольный орган, если их права нарушены действиями (бездействием), которые воспрепятствовали им подать заявку, поскольку именно к такому результату приводят нарушения установленного порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах.  При этом лица, не подавшие заявки на торги, должны указать в жалобе на обстоятельства, свидетельствующие о нарушении установленного порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах. Такие лица не должны доказывать нарушение их прав перечисленными действиями. Для принятия жалобы антимонопольным органом достаточно указания на нарушение порядка.

Поскольку МУП «ПОВВ» является водоснабжающей организацией Рощинского сельского поселения и имеет намерения получить сети водоснабжения в порядке заключения концессионного соглашения, проведение торгов с нарушением действующего законодательства может повлиять на права и интересы Заявителя.

Таким образом, довод Администрации о том, что жалоба не может быть принята к рассмотрению, поскольку МУП «ПОВВ» не является лицом, которое вправе подать жалобу на действия организатора торгов, является необоснованным.

 

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

 

1. Согласно части 6 статьи 27 Закона о концессиях в случае, если по истечении срока представления заявок на участие в конкурсе представлено менее двух заявок на участие в конкурсе, конкурс по решению концедента, принимаемому на следующий день после истечения этого срока, объявляется несостоявшимся.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона о концессиях конверты с заявками на участие в конкурсе вскрываются на заседании конкурсной комиссии в порядке, в день, во время и в месте, которые установлены конкурсной документацией.

Согласно части 6 статьи 28 Закона о концессиях в случае если конкурс объявлен не состоявшимся в соответствии с частью 6 статьи 27 Закона о концессиях, концедент вправе вскрыть конверт с единственной представленной заявкой на участие в конкурсе и рассмотреть эту заявку в порядке, установленном настоящей статьей, в течение трех рабочих дней со дня принятия решения о признании конкурса несостоявшимся.

Согласно извещению о проведении Конкурса срок окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 10.11.2016, дата вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе – 14.11.2016, дата подведения итогов Конкурса – 01.12.2016, срок подписания протокола о результатах Конкурса – 01.12.2016.

Согласно журналу заявок на участие в Конкурсе 09.11.2016 представлена единственная заявка – ООО «Рощинская Водоканализационная Компания».

На основании протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе от 11.11.2016, принято решение о заключении концессионного соглашения с единственным участником Конкурса - ООО «Рощинская Водоканализационная Компания».

Таким образом, Администрацией, в нарушение требований части 1 статьи 28 Закона о концессиях при проведении торгов нарушен порядок вскрытия конвертов с заявками на участие Конкурсе.

 

2. В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 23 Закона о концессиях конкурсная документация должна содержать срок передачи концедентом концессионеру объекта концессионного соглашения и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества.

 

Согласно части 1 статьи 6 Закона о концессиях срок действия концессионного соглашения устанавливается концессионным соглашением с учетом срока создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, объема инвестиций в создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, срока окупаемости таких инвестиций, срока получения концессионером объема валовой выручки, определенных концессионным соглашением, срока исполнения других обязательств концессионера и (или) концедента по концессионному соглашению.

   Пунктом 2.4 статьи 22 Закона о концессиях установлено, что задание формируется на основании утвержденных схем теплоснабжения, схем водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов в части выполнения задач и достижения целевых показателей развития систем теплоснабжения и (или) систем водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов, зон централизованного и нецентрализованного водоснабжения, границ планируемых зон размещения объектов теплоснабжения и (или) объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а также на основании данных прогноза потребления тепловой энергии, теплоносителя и (или) горячей воды, питьевой воды, технической воды, количества и состава сточных вод. Задание должно содержать величины необходимой тепловой мощности, необходимой мощности (нагрузки) водопроводных сетей, канализационных сетей и сооружений на них в определенных точках поставки, точках подключения (технологического присоединения), точках приема, точках подачи, точках отведения, сроки ввода мощностей в эксплуатацию и вывода их из эксплуатации.

Задание не может содержать требования, ограничивающие доступ какого-либо из участников конкурса к участию в конкурсе и (или) создающие кому-либо из участников конкурса преимущественные условия участия в конкурсе.

В соответствии со схемой водоснабжения и водоотведения Рощинского сельского поселения мероприятия по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованных систем водоснабжения Рощинского сельского поселения запланированы на период до 2024 года.

Согласно Конкурсной документации срок концессионного соглашения составляет 11 месяцев с даты заключения концессионного соглашения (при условии, что такой срок не изменен Сторонами в соответствии с законодательством и Концессионным соглашением).

Пунктом 4.1 Конкурсной документации к основным направлениям по созданию и (или) обеспечению необходимого уровня мощностей для достижения целевых показателей развития систем водоснабжения относится модернизация или реконструкция существующих сетей водоснабжения, сроком до 01.09.2017.

Таким образом, установленный организатором торгов срок концессионного соглашения не соответствует сроку выполнения мероприятий для обеспечения развития систем централизованного водоснабжения и водоотведения Рощинского сельского поселения, определенных схемой водоснабжения и водоотведения Рощинского сельского поселения, что является нарушением части 1 статьи 6 Закона о концессиях.

 

3. Согласно пункту 2 части 1.2 статьи 10 Закона о концессиях концессионное соглашение должно содержать, в том числе, задание и основные мероприятия, определенные в соответствии со статьей 22 указанного закона, с описанием основных характеристик таких мероприятий.

Согласно части 2.4 статьи 22  Закона о концессиях задание формируется на основании утвержденных схем теплоснабжения, схем водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов в части выполнения задач и достижения целевых показателей развития систем теплоснабжения и (или) систем водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов, зон централизованного и нецентрализованного водоснабжения, границ планируемых зон размещения объектов теплоснабжения и (или) объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а также на основании данных прогноза потребления тепловой энергии, теплоносителя и (или) горячей воды, питьевой воды, технической воды, количества и состава сточных вод. Задание должно содержать величины необходимой тепловой мощности, необходимой мощности (нагрузки) водопроводных сетей, канализационных сетей и сооружений на них в определенных точках поставки, точках подключения (технологического присоединения), точках приема, точках подачи, точках отведения, сроки ввода мощностей в эксплуатацию и вывода их из эксплуатации. Задание не может содержать требования, ограничивающие доступ какого-либо из участников конкурса к участию в конкурсе и (или) создающие кому-либо из участников конкурса преимущественные условия участия в конкурсе.

В проекте концессионного соглашения задание и основные мероприятия, определенные в соответствии со статьей 22  Закона о концессиях, отсутствуют. Отсутствие данных сведений в составе Конкурсной документации не позволяет потенциальным участникам торгов определить вид и объем работ, подлежащих выполнению по концессионному соглашению.

Таким образом, действия организатора торгов по невключению в проект концессионного соглашения задания и основных мероприятий, определенных в соответствии со статьей 22 Закона о концессиях, с описанием основных характеристик таких мероприятий, не соответствуют пункту 2 части 1.2 статьи 10 указанного закона.

При этом пунктом 11 проекта концессионного соглашения установлено, что концессионер, во исполнение настоящего Соглашения, с целью и в ходе (в процессе) эксплуатации Объекта настоящего Соглашения, осуществляет ремонт, модернизацию и реконструкцию объекта Соглашения, относящихся к расходам Концесионера, если в конкурсном предложении Концессионером не будут предложены лучшие условия.

Из указанного невозможно сделать выводы о мероприятиях, которые необходимо осуществить концессионеру по созданию и (или) реконструкции объектов водоснабжения, о величине необходимой мощности (нагрузки) водопроводных сетей, сооружений на них в определенных точках поставки, точках подключения (технологического присоединения), точках приема, точках подачи, точках отведения, сроках ввода мощностей в эксплуатацию и вывода их из эксплуатации.

Проектом концессионного соглашения определены мероприятия, не нашедшие отражение в схеме водоснабжения и водоотведения Рощинского сельского поселения.

Таким образом, указанная в пункте 11 проекта концессионного соглашения информация не соответствует пункту 2 части 1.2 статьи 10, части 2.4 статьи 22  Закона о концессиях и не является в понимании законодательства о концессии заданием концессионера.

 

4. Пунктом 11 части 1 статьи 23 Закона о концессиях установлено, что конкурсная документация должна содержать указание на способы обеспечения концессионером исполнения обязательств по концессионному соглашению, а в случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, указанное в части 1.2 статьи 10 Закона о концессиях, требование о предоставлении победителем конкурса в целях обеспечения исполнения обязательств по концессионному соглашению безотзывной банковской гарантии в соответствии с требованиями, установленными частями 4 и 4.1 статьи 10 Закона о концессиях, но не менее чем в определенном конкурсной документацией размере.

Согласно части 4.1 статьи 10 Закона о концессиях в случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, указанное в части 1.2 настоящей статьи, безотзывная банковская гарантия должна быть непередаваемой и соответствовать иным утвержденным Правительством Российской Федерации требованиям к таким гарантиям.

Требования к банковской гарантии, предоставляемой в случае, если объектом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем утверждены Постановлением Правительства РФ от 19.12.2013 № 1188.

В соответствии с пунктом 6.1 части 1 статьи 10 Закона о концессиях концессионное соглашение должно включать в себя способы обеспечения исполнения концессионером обязательств по концессионному соглашению (предоставление безотзывной банковской гарантии, передача концессионером концеденту в залог прав концессионера по договору банковского вклада (депозита), осуществление страхования риска ответственности концессионера за нарушение обязательств по концессионному соглашению), размеры предоставляемого обеспечения и срок, на который оно предоставляется.

Согласно Конкурсной документации обеспечение исполнения концессионером обязательств по концессионному соглашению осуществляется путем предоставления безотзывной банковской гарантии в размере, установленном нормативными актами, регулирующими предоставление банковской гарантии в связи с заключением концессионных соглашений в отношении государственного и муниципального имущества, на дату заключения концессионного соглашения.

В соответствии с Конкурсной документацией банковская гарантия должна быть непередаваемой и соответствовать требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 15.06.2009 № 495 «Об установлении требований к концессионеру в отношении банков, предоставляющих безотзывные банковские гарантии, банков, в которых может быть открыт банковский вклад (депозит) концессионера, права по которому могут передаваться концессионером Концеденту в залог, и в отношении страховых организаций, с которыми концессионер может заключить договор страхования риска ответственности за нарушение обязательств по концессионному соглашению», Постановления Правительства Российской Федерации от 19.12.2013 № 1188 «Об утверждении требований к банковской гарантии, предоставляемой в случае, если объектом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем» и другими нормативно-правовыми актами.

В нарушение части 4.1 статьи 10 Закона о концессиях в Конкурсной документации и проекте концессионного соглашения не указано что банковская гарантия является безотзывной.

 

5. Согласно части 4 статьи 36 Закона о концессиях концессионное соглашение заключается в письменной форме с победителем конкурса или иными указанными в частях 2, 3 и 3.2 указанной статьи лицами при условии представления ими документов, предусмотренных конкурсной документацией и подтверждающих обеспечение исполнения обязательств по концессионному соглашению.

Пунктом 20 Конкурсной документации установлено, что концессионное соглашение заключается только после предоставления победителем открытого конкурса обеспечения исполнения обязательств по соглашению.

В соответствии с Конкурсной документации непредставление документов, подтверждающих обеспечение исполнения обязательств по концессионному соглашению, а также представление документов по исполнению обязательств, не соответствующих требованиям, установленным настоящей конкурсной документацией и решением Концедента о заключении концессионного соглашения, однозначно трактуется конкурсной комиссией как уклонение победителя открытого конкурса от заключения концессионного соглашения.

Вместе с тем, Администрацией не представлены документы, подтверждающие предоставление доказательств, подтверждающих обеспечение концессионером исполнения обязательств по концессионному соглашению, что позволяет сделать вывод о заключении концессионного соглашения с нарушением части 4 статьи 36 Закона о концессиях.

 

6. Согласно пункту 4 части 1 статьи 22 Закона о концессиях решение о заключении концессионного соглашения принимается с учетом требований, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации в отношении объектов концессионного соглашения, права собственности на которые принадлежат муниципальному образованию, - органом местного самоуправления.

В соответствии с частью 2 статьи 22 Закона о концессиях решением о заключении концессионного соглашения устанавливаются:

1) условия концессионного соглашения в соответствии со статьей 10 Закона о концессиях;

2) критерии конкурса и параметры критериев конкурса;

3) вид конкурса (открытый конкурс или закрытый конкурс);

4) перечень лиц, которым направляются приглашения принять участие в конкурсе, - в случае проведения закрытого конкурса;

5) срок опубликования в официальном издании, размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сообщения о проведении открытого конкурса или в случае проведения закрытого конкурса срок направления сообщения о проведении закрытого конкурса с приглашением принять участие в закрытом конкурсе определенным решением о заключении концессионного соглашения лицам;

6) орган, уполномоченный концедентом на:

а) утверждение конкурсной документации, внесение изменений в конкурсную документацию, за исключением устанавливаемых в соответствии с решением о заключении концессионного соглашения положений конкурсной документации;

б) создание конкурсной комиссии по проведению конкурса (далее - конкурсная комиссия), утверждение персонального состава конкурсной комиссии.

Согласно пункту 2.3 статьи 22 Закона о концессиях в случае, если объектом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, решением концедента о заключении концессионного соглашения наряду с предусмотренной частью 2 статьи 22 Закона о концессиях информацией устанавливаются:

1) задание, формируемое в соответствии с частью 2.4 статьи 22 Закона о концессиях, и минимально допустимые плановые значения показателей деятельности концессионера;

2) требование об указании участниками конкурса в составе конкурсного предложения мероприятий по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, обеспечивающих достижение предусмотренных заданием целей и минимально допустимых плановых значений показателей деятельности концессионера, с описанием основных характеристик этих мероприятий.

Из представленных письменных пояснений Администрации следует, что организатором торгов решение о заключении концессионного соглашения, соответствующее требованиям статьи 22 Закона о концессиях не принималось, что является нарушением пункта 4 части 1 статьи 22 Закона о концессиях.

 

7. Согласно пункту 1.4 статьи 23 Закона о концессиях в конкурсной документации также устанавливаются по согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, осуществляющими регулирование цен (тарифов) в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере государственного регулирования цен (тарифов), следующие долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера:

1) размер инвестированного капитала, срок возврата инвестированного капитала в случае, если конкурсной документацией предусмотрен метод обеспечения доходности инвестированного капитала или метод доходности инвестированного капитала;

2) иные не являющиеся в соответствии с частью 2.4 статьи 24 Закона о концессиях критериями конкурса долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера (за исключением динамики изменения расходов, связанных с поставками соответствующих товаров, услуг) для предусмотренного конкурсной документацией метода регулирования тарифов в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения.

Вместе с тем, в нарушение пункта 1.4 статьи 23 Закона о концессиях, в Конкурсной документации отсутствует согласованные с органом тарифного регулирования долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера.

 

8. Согласно пункту 14 части 1.2 статьи 23 Закона о концессиях в случае, если объектом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, конкурсная документация должна содержать в том числе размещаемые на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" копии предложений об установлении цен (тарифов), поданных в органы исполнительной власти или органы местного самоуправления, осуществляющие регулирование цен (тарифов) в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов), за три последних периода регулирования деятельности организации, осуществлявшей эксплуатацию передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, в случае наличия таких предложений.

Вместе с тем, в нарушение пункта 14 части 1.2 статьи 23 Закона о концессиях Конкурсная документация не содержит копии предложений об установлении цен (тарифов) за три последних периода регулирования деятельности организации, осуществлявшей эксплуатацию имущества.

 

9. В соответствии с частью 2 статьи 27 Закона о концессиях срок представления заявок на участие в конкурсе должен составлять не менее чем тридцать рабочих дней со дня опубликования и размещения сообщения о проведении конкурса или со дня направления такого сообщения лицам в соответствии с решением о заключении концессионного соглашения одновременно с приглашением принять участие в конкурсе.

Согласно сообщению о проведении Конкурса, размещенному 10.10.2016 на официальном сайте торгов в сети «Интернет» www.torgi.gov.ru дата окончания подачи заявок – 10.11.2016, что составляет 24 рабочих дня.

Таким образом, действия Администрации по сокращению времени приема заявок на участие в Конкурсе являются нарушением части 2 статьи 27 Закона о концессиях.

 

Поскольку между Администрацией и ООО «Рощинская Водоканализационная Компания» заключено концессионное соглашение о передаче во владение и пользование, с целью реконструкции в ходе эксплуатации (включая ремонт и замену участков водопроводной сети), муниципального имущества Рощинского сельского поселения: системы водоснабжения и водоотведения п. Рощино и д. Новое Поле № 1 от 14.11.2016, у Комиссии отсутствуют основания по выдаче предписания, предусмотренного частью 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать доводы жалобы МУП «ПОВВ» обоснованными.

2. Признать в действиях организатора торгов – Администрации Рощинского сельского поселения, при организации и проведении Конкурса, нарушения части 4 статьи 3, части 1 статьи 6, пунктов 4, 6.4, 6.5 части 1 статьи 10, пунктов 1, 2 части 1.2 статьи 10, пункта 4 части 1 статьи 22, части 2.4 статьи 22, части 2 статьи 27, части 1 статьи 28, части 4 статьи 36 Закона о концессиях.

3. Предписание в порядке части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции не выдавать.

4. Передать соответствующему должностному лицу Челябинского УФАС России материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным признакам административных правонарушений.

 

 

         Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны