Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНО... от 28 мая 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Челябинск «Доктор Ост»

ул. Косарева, д. 63, пом. 1,
г. Челябинск, 454018

________________________________________________________________________________________________________________________________

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

№ 074/05/5-1185/2020

28 мая 2020 года г. Челябинск

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия), <…>, рассмотрев материалы по факту распространения рекламы профилактики коронавируса, не соответствующей требованиям Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

УСТАНОВИЛА:

Антимонопольным органом установлено, что по адресу: г. Челябинск,
ул. Университетская Набережная, д. 34, размещена реклама медицинской организации ООО «Доктор ОСТ», с образом врача, следующего содержания: «Антивирусная профилактика за 5 сеансов», «А ты готов встретить коронавирус?».

На сайте ООО «Челябинск «Доктор Ост» https://dr-ost.ru/ содержится следующая информация: «УКРЕПЛЕНИЕ ИММУНИТЕТА - ЛУЧШАЯ ЗАЩИТА ОТ ВИРУСА! Крепкий иммунитет способен противостоять атаке вирусов и инфекций. Он защищает нас ежедневно, не только в период эпидемий. Доктор Ост внедряет беспрецедентные меры профилактики коронавируса. Мы приглашаем незамедлительно пройти курс аппаратного повышения иммунитета методом накожного лазерного освечивания крови (НЛОК). Уже за 5 сеансов можно оказать значительную поддержку иммунной системе и всему организму. За это время можно улучшить кровоснабжение, очистить кровь от токсинов, повысить функцию лейкоцитов, которые, как известно, повышают устойчивость к вирусам и бактериям. И все это, заметьте, без токсичного влияния лекарствами! НЛОК стимулирует естественные защитные функции».

Так, согласно свободной энциклопедии «ВикипедиЯ» терапевтическое освечивание крови - процедура, при которой кровь подвергается воздействию электромагнитных волн оптического (преимущественно ультрафиолетового и видимого) диапазона в лечебных целях. «Освечивание крови» иногда относят к альтернативной (нетрадиционной) медицине, несмотря на то, что нетрадиционная медицина представляет собирательное название методов, которые претендуют на способность лечить (или предупреждать) болезни и эффективность и безопасность которых не была доказана научным методом. В настоящее время облучение крови широко используется в медицинской практике и эффективность и безопасность этой процедуры при правильном применении подтверждена на практике.

Согласно Приказу Минздрава России от 13.10.2017 № 804н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг» расшифровка кода медицинской услуги A22.13.001 Лазерное облучение крови, относится к разделу медицинских услуг, представляющих собой определенные виды медицинских вмешательств, направленные на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющие самостоятельное законченное значение.

Вместе с тем, в настоящее время не подтверждена эффективность влияния лазерного освечивания крови (ВЛОК/НЛОК) на предупреждение коронавируса нового типа. Факт того, что НЛОК является мерой по профилактике коронавируса, не подтвержден.

Более того, основным направлением медицинской деятельности ООО «Челябинск «Доктор Ост» является лечение позвоночника и суставов.

Однако коронавирус – заболевание дыхательной системы человека.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закон о рекламе реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация, в силу статьи 3 Закона о рекламе является рекламой, поскольку, адресована неопределенному кругу лиц – направлена на привлечение внимания и формирование интереса со стороны потребителей к медицинским услугам, предоставляемым ООО «Доктор Ост».

В соответствии с пунктами 2, 6 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит несоответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара, гарантийных обязательствах изготовителя или продавца товара.

Так, Всемирная Организация здравоохранения 30.01.2020 признала вспышку нового коронавируса чрезвычайной ситуацией в области общественного здравоохранения, имеющей международное значение. 11 февраля 2020 года заболевание получило название нового коронавирусного заболевания (COVID-2019). Китайские учёные выделили возбудителя — новый коронавирус и установили генетическую связь последовательности его генома. Вирус не менее чем на 70 % похож по генетической последовательности на вызывающий тяжёлый острый респираторный синдром (известный также как атипичная пневмония) вирус SARS-CoV и поэтому получил название SARS-CoV-2.

В настоящее время на территории Российской Федерации выявлено около четырехсот тысяч заболевших коронавирусом, из них около четырех тысяч человек признано умершими от COVID-19.

Согласно словарю Ожегова С.И. слово «встретить» означает принять, испытать.

Соответственно, из указанной рекламы следует о необходимости проведения антивирусной профилактики во избежание заболевания коронавирусом.

Так, реклама ООО «Челябинск «Доктор Ост» с указанной информацией привлекает внимание потребителей, создает впечатление о том, что оказываемая услуга является мерой профилактики коронавируса, а также о необходимости прохождения антивирусной профилактики в период пандемии COVID-19 в медицинском центре «Доктор ОСТ» в целях недопущения заболевания коронавирусом.

Кроме того, указанная реклама создает впечатление о гарантии отсутствия угрозы заражения коронавирусом после прохождения антивирусной профилактики в медицинском центре «Доктор ОСТ».

Однако лазерное освечивание крови (ВЛОК/НЛОК) не является 100 % гарантией предотвращения заболеваемости коронавирусом (COVID-2019).

Более того, прохождение антивирусной профилактики создает уверенность у лица, прошедшего данную процедуру в маловероятности заражения и может способствовать к ослаблению им соблюдения санитарно-эпидемиологических норм и требований, направленных на предотвращение заражения COVID-19.

Вместе с тем, меры и средства защиты от нового коронавируса находятся на этапе разработки и создания специалистами разных стран. В настоящее время отсутствуют зарегистрированные профилактические средства от нового коронавируса.

Тем самым, указанная реклама содержит недостоверные сведения, что может повлечь введение в заблуждение потребителей рекламы и не соответствовать их ожиданиям.

Таким образом, в рекламе медицинской организации «Доктор Ост» содержатся недостоверные сведения относительно природы оказываемой услуги, о гарантии для всех потребителей рекламной информации об отсутствии угрозы заражения коронавирусом после прохождения антивирусной профилактики в медицинском центре «Доктор ОСТ», что содержит признаки нарушения пунктов 2, 6 части 3 статьи 5 Закона о рекламе

Кроме того, реклама медицинской организации ООО «Доктор ОСТ», расположенная по адресу: г. Челябинск, ул. Университетская Набережная, д. 34, содержит лишь указание «антивирусная профилактика за 5 сеансов».

Однако в рекламе медицинской организации ООО «Доктор ОСТ», расположенной по адресу: г. Челябинск, ул. Университетская Набережная, д. 34, не указан конкретный способ антивирусной профилактики.

Информация об указанном способе антивирусной профилактике - лазерное освечивание крови (ВЛОК/НЛОК) размещена исключительно на сайте ООО «Челябинск «Доктор Ост» https://dr-ost.ru/.

Отмечаем, что оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными медицинскими знаниями.

Соответственно, потребитель лишен полной информации о применяемых медицинской организации способах, направленных на профилактику коронавируса нового типа.

Вместе с тем, в силу части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Таким образом, неуказание в рекламе медицинской организации ООО «Доктор ОСТ», расположенной по адресу: г. Челябинск, ул. Университетская Набережная, д. 34 существенной информации о способе антивирусной профилактики, может ввести в заблуждение потребителей рекламы, что не соответствует части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

Кроме того, согласно протоколу № 1 заседания заочного Экспертного совета по применению законодательства о рекламе от 31.03.2020 члены Экспертного совета пришли к выводу о том, что указанная реклама создает впечатление о необходимости прохождения антивирусной профилактики в период пандемии COVID-19 в медицинском центре «Доктор ОСТ», а также создает впечатление о гарантии отсутствия угрозы заражения коронавирусом после прохождения антивирусной профилактики в медицинском центре «Доктор ОСТ».

Согласно статье 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение пунктов 2, 6 части 3 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе рекламодатель.

В силу статьи 3 Закона о рекламе рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Исходя из понятия рекламодателя, изложенного в статье 3 Закона о рекламе это, по сути, заказчик рекламы, т.е. то лицо, в чьих интересах осуществляется распространение и размещение рекламы. Соответственно, таким лицом могут выступать изготовитель, продавец, фирма, оказывающая услуги, частное лицо и так далее.

В рассматриваемом случае рекламодателем является ООО «Челябинск «Доктор Ост» (ИНН 7452059933, ОГРН 1087452001108).

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ОПРЕДЕЛИЛА:

1. Возбудить производство по делу 074/05/5-1185/2020 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

2. Назначить дело № 074/05/5-1185/2020 к рассмотрению на 10 июня 2020 года в 15:00 по адресу: г. Челябинск, пр. Ленина, 59, каб. 328.

3. Признать лицами, участвующими в деле:

заявитель – физическое лицо;

лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства: ООО «Челябинск «Доктор Ост» (ИНН 7452059933, ОГРН 1087452001108, г. Челябинск, ул. Косарева, д. 63, пом. 1).

4. ООО «Челябинск «Доктор Ост» представить в Челябинское УФАС России в срок до 08 июня 2020 года:

4.1) письменные сведения по факту распространения рекламы следующего содержания: «Антивирусная профилактика за 5 сеансов», «А ты готов встретить коронавирус?», с приложением подтверждающих документов;

4.2) договоры на изготовление и размещение рекламы, указанной в пункте 4.1. настоящего определения, расположенной по адресу: г. Челябинск, ул. Университетская Набережная, д. 34 (с приложением согласованного макета рекламы, документов об оплате рекламы, акта приема-передачи выполненных работ и иное);

4.3) письменные сведения, подтверждающие соответствие действительности сведений, присутствующих в рекламе, указанной в пункте 4.1. настоящего определения, в том числе, что оказываемая услуга является мерой профилактики против коронавируса, о гарантии отсутствия угрозы заражения коронавирусом после прохождения антивирусной профилактики в медицинском центре «Доктор ОСТ», с приложением подтверждающих документов;

4.4) письменные сведения о содержании услуги лазерного освечивания крови (ВЛОК/НЛОК) в том числе о необходимости назначения, показаниях, противопоказаниях, побочных явлениях, с приложением подтверждающих документов;

4.5) иные документы и сведения, имеющие значение для рассмотрения дела.

Все запрошенные документы необходимо представить в копиях, заверенных печатью и подписью, с сопроводительным письмом.

В случае отсутствия документов из приведенного перечня представить письменные объяснения о причинах их отсутствия.

При участии в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе представителей указанных лиц, полномочия представителя должны быть оформлены доверенностью на право представления интересов указанных лиц в антимонопольном органе.

Доводим до вашего сведения, что непредставление в Федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, либо представление недостоверных сведений (информации), влечет наложение административного штрафа в соответствии с частью 6 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Председатель Комиссии <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны