Решение б/н Решение № 702-ж/2017 по жалобе ООО «Стратегия безопасности» ... от 7 декабря 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 702-ж/2017

11 октября 2017 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

 

Председателя Комиссии:

 

-

заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

 

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

 

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

рассмотрев жалобу ООО «Стратегия безопасности», в присутствии:

- представителя Администрации Каслинского муниципального района Лапаева Е.В., действующего на основании доверенности № 19 от 06.10.2017,

- представителя Администрации Каслинского муниципального района Ветровой Е.В., действующего на основании доверенности № 7 от 27.06.2017,

- представителя ООО «Стратегия безопасности» Басанова Ю.Г., действующего на основании доверенности от 09.10.2017,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России 03.10.2017 поступила жалоба ООО «Стратегия безопасности» на действия заказчика при проведении периодической проверки объекта информатизации выделенного помещения (кабинет главы) (извещение № 0169300028117000217) (далее –аукцион).

Извещение о проведении электронного аукциона опубликовано на официальном сайте 27.09.2017.

Начальная (максимальная) цена контракта по аукциону – 39 666, 66 рублей.

На дату рассмотрения жалобы ООО «Стратегия безопасности» контракт не заключен.

В жалобе заявителя указано, что в аукционной документации неправомерно установлено требование о наличии лицензии ФСБ России, так как для оказания услуг по проведению периодической проверки объекта информатизации выделенного помещения (кабинет главы) не требуется выполнять работы по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и в технических средствах.

Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения и указали следующее.

Заказчиком правомерно установлено требование о наличии лицензии ФСБ России на осуществление мероприятий и (или) оказание услуг в области защиты государственной тайны, так как проведение периодической проверки объекта информатизации выделенного помещения (кабинет главы) включает в себя осуществление деятельности по выявлению электронных устройств, что подтверждается нормативными правовыми актами в сфере защиты информации от несанкционированного доступа.

 

Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия пришла к следующим выводам.

 

Как следует из пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Аналогичные требования к участнику закупки должны находить отражение в документации об аукционе в силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

При этом, в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника закупки должны находить отражение в том числе документы, подтверждающие соответствие его единым требованиям, указанным в пункте 1 части 1 статьи 31 Федерального закона.

Согласно системному толкованию указанных положений Закона участник закупки должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки.

В соответствии с абзацем 1 статьи 27 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» (далее – Закон о государственной тайне) допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.

Порядок лицензирования деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм (далее именуются - предприятия) по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, регламентирован Постановлением Правительства РФ от 15.04.1995 № 333 «О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны» (далее – Постановление № 333).

При этом, лицензия на право осуществления мероприятий и (или) оказание услуг по защите государственной тайны не предусматривает отдельные виды деятельности, на осуществление которых выдана лицензия.

Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 314 утверждено положение о лицензировании деятельности по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (далее – Постановление № 314).

Согласно пункту 3 Постановления № 314 лицензируемая деятельность включает в себя:

- выполнение работ по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях;

- выполнение работ по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в технических средствах.

Таким образом, лицензирование деятельности по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации и лицензирование деятельности по осуществлению мероприятий и (или) оказанию услуг по защите государственной тайны представляют собой два самостоятельных вида деятельности, имеющих различную нормативную регламентацию.

Из пунктов 15, 21 информационной карты документации о закупке следует, что в отношении участника закупки установлены единые требования, а также требования к составу второй части заявки в части предоставления документов, подтверждающих соответствие участника закупки пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а именно лицензия ФСБ России на осуществление мероприятий и (или) оказание услуг в области, в части:

- проведение работ по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации в помещениях;

- проведение работ по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в технических средствах;

- проведение специальных исследований технических средств, предназначенных для использования в органах государственной власти РФ.

Так, в документации о закупке установлен лицензируемый вид деятельности по осуществлению мероприятий и (или) оказанию услуг по защите государственной тайны. Однако состав работ по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в технических средствах относится к лицензируемой деятельности по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации.

При этом, из анализа вторых частей заявок также следует, что участники закупки предоставили две разные лицензии: лицензию по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации и лицензию по осуществлению мероприятий и (или) оказанию услуг по защите государственной тайны.

Кроме того, проведение специальных исследований технических средств, предназначенных для использования в органах государственной власти РФ, не относится к лицензируемому виду деятельности в рамках Постановления № 314 и Постановления № 333.

С учетом изложенного, из документации о закупке невозможно сделать однозначный вывод о виде лицензии, которую должен предоставить участник закупки в составе второй части заявки: лицензию по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации и (или) лицензию по осуществлению мероприятий и (или) оказанию услуг по защите государственной тайны, что противоречит пункту 1 части 1, части 5 статьи 31, пункту 2 части 1, части 3 статьи 64, пункту 2 части 5 статьи 66, пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.

На заседании Комиссии также исследована техническая часть документации об аукционе, согласно которой исполнитель должен выполнить следующие виды работ:

- периодическая проверка объекта информатизации – выделенного помещения;

- проведение инструментального контроля акустической защищенности помещения;

- проверка эффективности системы виброакустической защиты с оформлением результатов в протоколе;

- подготовка и оформление отчетной документации, оценка результатов и оформление заключения по результатам периодического контроля.

Вместе с тем, из технического задания не следует, что работы по периодической проверке объекта информатизации включают в себя выполнение работ по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации в помещениях и в технических средствах.

Из письменных пояснений заказчика следует, что периодическая проверка объекта информатизации включает в себя мониторинг уровня защиты информации в информационной (автоматизированной) системе, документирование процедур и результатов контроля (мониторинга) состояния защиты информации на объекте информатизации, принятие решения по результатам управления конфигурацией проведения возможных дополнительных аттестационных испытаний, анализ технических каналов утечки информации и угроз безопасности информации, связанных с несанкционированным доступом, возникновение которых возможно в случае планируемых изменений в базовой конфигурации объекта информатизации. Вместе с тем, указанные виды работ не нашли своего отражения в документации о закупке, в связи с чем антимонопольный орган критически относится к необходимости выполнения указанных работ в рамках исполнения контракта.

При этом, следует отметить, что специфика выполнения работ по обеспечению защиты информации от несанкционированного доступа обусловлена в том числе секретностью документов, определяющих порядок проведения указанных работ, в том числе инструкция по обеспечению режим секретности в Российской Федерации, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 05.01.2004 № 3-1, указанная в техническом задании, имеет гриф секретности, то есть указанный документ отсутствует в свободном доступе. В связи с чем в документации о закупке должны быть максимально полно указаны перечень и виды работ, которые должны составлять описание объекта закупки.

Кроме того, из ответа (от 10.10.2017 исх. №129/6513) на запрос (от 04.10.2017 исх. № 12596/09) антимонопольного органа в Управление Федеральной службы безопасности по Челябинской области о необходимости лицензирования деятельности, предусмотренной в документации об аукционе, следует, что исходя из технического задания документации о закупке лицензия на оспариваемые заявителем виды деятельности, не требуется.

На основании изложенного, условия пунктов 15, 21 информационной карты документации о закупке в части требований к участнику закупки и к составу второй части заявки на участие в аукционе о наличии лицензии ФСБ России на осуществление мероприятий и (или) оказание услуг в части проведения работ по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации в помещениях, в технических средствах, проведения специальных исследований технических средств, предназначенных для использования в органах государственной власти РФ, противоречит пункту 1 части 1, части 5 статьи 31, пункту 2 части 1, части 3 статьи 64, пункту 2 части 5 статьи 66, пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.

Согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

Вместе с тем, заявитель не предоставил ни нормативного, ни документального подтверждения доводов жалобы, с точки зрения достаточности представленных доказательств, которые бы позволяли сделать вывод об ограничении конкуренции в виду установления в документации об аукционе лицензии ФСБ России на право осуществления мероприятий и (или) оказание услуг по защите государственной тайны.

Кроме того, в жалобе также не указаны нормы действующего законодательства, регламентирующие порядок проведения периодической проверки объекта информатизации, нормы лицензионного законодательства, что свидетельствует о немотивированности доводов жалобы.

 

Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать доводы жалобы ООО «Стратегия безопасности» на действия заказчика необоснованными в силу недоказанности.

2. По результатам внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения пункта 1 части 1, части 5 статьи 31, пункта 2 части 1, части 3 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику, аукционной комиссии, электронной площадке предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе*.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

* Предписание размещено в единой информационной системе во вкладке «реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний» - поиск по № извещения – № жалобы - вкладка «документы»

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 702-ж/2017

об устранении нарушений законодательства

о контрактной системе

11 октября 2017 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

 

-

заместителя руководителя Челябинского УФАС России,

 

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

-

ведущего специалиста-эксперта отдела закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

главного специалиста-эксперта отдела закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

на основании решения Челябинского УФАС России от 13.10.2017, вынесенного по итогам рассмотрения жалобы ООО «Стратегия безопасности» на проведение периодической проверки объекта информатизации выделенного помещения (кабинет главы) (извещение № 0169300028117000217) (далее – аукцион), с целью устранения нарушений законодательства о контрактной системе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Администрации Каслинского муниципального района со дня размещения в единой информационной системе в сфере закупок (далее – единая информационная система) и/или получения предписания не заключать контракт по итогам аукциона, проведенного с нарушением законодательства о контрактной системе до исполнения настоящего предписания.

 

2. Аукционной комиссии в срок до 18.10.2017:

2.1 принять решение об отмене протоколов, составленных в ходе проведения аукциона;

2.2 передать решение, оформленное по итогам исполнения пункта 2.1 настоящего предписания, заказчику для размещения в единой информационной системе.

3. Администрации Каслинского муниципального района в срок до 19.10.2017 разместить решение, составленное по итогам исполнения пункта 2.1 предписания, в единой информационной системе.

4. Администрации Каслинского муниципального района в срок до 20.10.2017:

4.1 внести соответствующие изменения в документацию об аукционе с учетом положений законодательства о контрактной системе и с учетом решения Челябинского УФАС России №702-ж/2017 от 11.10.2017, в том числе указать требование к участнику закупки и к составу второй части заявки в части наличия лицензии ФСБ России в соответствии с описанием объекта закупки и в соответствии с действующим законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности;

4.2 разместить документацию о закупке в единой информационной системе и продлить срок подачи заявок на участие в аукционе не менее чем на 5 дней с момента размещения в единой информационной системе документации с внесенными изменениями;

5. АО «ЕЭТП»:

5.1 с 16.10.2017 обеспечить Администрации Каслинского муниципального района возможность исполнения пунктов 1-4 настоящего предписания;

5.2 в течение одного рабочего дня после внесения изменений в документацию об аукционе и размещения ее на сайте информировать участников закупки о том, что протоколы, составленные по итогам аукциона отменены, заказчиком будут внесены изменения в документацию об аукционе, о возможности участников отозвать заявки и подать заново с учетом измененной аукционной документации, о новой дате и времени проведения аукциона, а также о необходимости наличия на счетах для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе.

6. Администрации Каслинского муниципального района в подтверждение исполнения предписания в срок до 25.10.2017 года в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения настоящего предписания, а именно: сведения о незаключении контракта по итогам аукциона согласно пункту 1.1 настоящего предписания (в случае заключения контракта представить надлежащим образом заверенную копию контракта со всеми приложениями), документацию с внесенными изменениями, копию решения, составленного по результатам исполнения пункта 2.1 предписания, документы, подтверждающие размещение указанного решения, а также документации с внесенными изменениями в единой информационной системе (информацию необходимо предоставить на электронном носителе (диск).

7. АО «ЕЭТП» в течение трех дней с даты исполнения пункта 5.2 настоящего предписания представить в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области доказательства исполнения пункта 5 настоящего предписания.

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Обжалование предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает действия предписания.

Связанные организации

Связанные организации не указаны