Решение б/н Решение № 707-ж/2018 по жалобе на действия заказчика при про... от 26 ноября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу 707-ж/2018

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Резолютивная часть решения оглашена 19 ноября 2018 года

В полном объеме решение изготовлено 22 ноября 2018 года

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

«…»

-

начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

«…»

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

«…».

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

рассмотрев жалобу ООО «Индустрия Чистоты» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг по стирке, глажке белья и спецодежды III степени загрязнения (извещение № 0369300013718000306), в присутствии:

- представителя ГБУЗ «Городская детская больница г. Златоуст» «…», действующего на основании доверенности №312 от 16.11.2018,

- представителя ГБУЗ «Городская детская больница г. Златоуст» «…», действующего на основании доверенности №311 от 16.11.2018,

- представителя ООО «Индустрия Чистоты» «…», действующего на основании доверенности от 29.01.2018,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Челябинское УФАС России 13.11.2018 поступила жалоба ООО «Индустрия Чистоты» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг по стирке, глажке белья и спецодежды III степени загрязнения (извещение №0369300013718000306) (далее – аукцион, закупка).

Согласно представленным документам 06.11.2018 ГБУЗ «Городская детская больница г. Златоуст» объявило о проведении аукциона.

Начальная (максимальная) цена контракта – 270 720,00 рублей.

На момент рассмотрения жалобы ООО «Индустрия Чистоты» контракт не заключен.

Согласно доводам, изложенным в жалобе, заявитель считает, что документация об аукционе не соответствует положениям законодательства о контрактной системе, поскольку не содержит требование к участникам закупке о наличии у них лицензии на выполнение работ по дезинфектологии (мероприятия по дезинфекции, дезинсекции и дератизации).

Представители заказчика с доводами жалобы заявителя не согласились, представили письменные пояснения и на заседании Комиссии указали, что согласно техническому заданию учреждению требуются лишь услуги по стирке, глажке белья и спецодежды III степени загрязнения. Мероприятия по соблюдению бельевого режима, а именно: сбор, хранение, транспортировка, дезобработка, осуществляются заказчиком самостоятельно.

 

Заслушав пояснения заказчика и заинтересованного лица, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.

 

Как следует из пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.

Аналогичные требования к участнику закупки должны находить отражение в документации об аукционе в силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) лицензированию подлежит медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»).

В соответствии с пунктом 3 Положения «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291, медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях (далее - Положение).

Согласно приложению к Положению дезинфектология включена в перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность.

Более того, Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан) является основным актом федерального законодательства, закрепляющим как общие принципы правового регулирования отношений в сфере охраны здоровья граждан, так и особые права отдельных категорий граждан в данной сфере.

Согласно пункту 10 статьи 2 Закона об основах охраны здоровья граждан медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.

Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируются Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения).

В силу статьи 1 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия - организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.

Пунктом 1 статьи 29 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.

Согласно пункту 3.1. СП 3.5.1378-03. «3.5. Дезинфектология. Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности. Санитарно-эпидемиологические правила», утвержденным Главным государственным санитарным врачом РФ 07.06.2003 (далее – СП 3.5.1378-03) дезинфекционная деятельность включает хранение, транспортировку, фасовку, упаковку, приготовление рабочих растворов, приманок и других форм применения, импрегнацию одежды, камерное обеззараживание вещей, санитарную обработку людей, обработку объектов (помещений, транспорта, оборудования), открытых территорий в целях обеспечения дезинфекции, дезинсекции и дератизации, а также дезинфекцию и стерилизацию изделий медицинского назначения и другие мероприятия.

Пунктом 3.6.1. СП 3.5.1378-03 установлено, что дезинфекция включает работы по обеззараживанию помещений, транспорта, оборудования, мебели, посуды, белья, игрушек, изделий медицинского назначения, предметов ухода за больными, пищевых продуктов, остатков пищи, выделений, технологического оборудования по переработке сырья и продуктов, санитарно-технического оборудования, посуды из-под выделений, одежды, обуви, книг, постельных принадлежностей, питьевых и сточных вод, открытых территорий.

Из совокупного толкования требований действующего законодательства следует, что дезинфекционные работы относятся к санитарно-эпидемиологическим мероприятиям, деятельности в области охраны здоровья граждан и включены в понятие медицинская деятельность.

Следовательно, деятельность, связанная с оказанием услуг по дезинфекции подлежит лицензированию.

Согласно выводам судебной коллегии, изложенным в Определении Верховного суда Российской Федерации от 12.01.2018 № 310-КГ17-14344, Определении Верховного суда Российской Федерации от 15.01.2018 № 309-КГ17-12073, выполнение работ (оказание услуг) по дезинфектологии (мероприятия по дезинфекции, дезинсекции и дератизации) должно рассматриваться как деятельность в области охраны здоровья граждан и медицинская деятельность в соответствии с Законом об охранах здоровья граждан, а также как санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в значении, данном в Законе № 52-ФЗ, и в соответствии с Законом о лицензировании отдельных видов деятельности, является лицензируемым видом деятельности.

При этом, правовая позиция Верховного суда Российской Федерации заключается в том, что медицинская помощь - это комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и предоставление медицинских услуг, и должен рассматриваться в системной связи с проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. При этом суд отмечает, что дезинфекционные, дезинсекционные, дератизационные работы (в комплексе или отдельности) не выполняются по отношению к пациенту, они не являются медицинским вмешательством, и, соответственно, медицинской услугой и медицинской помощью, но являясь санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями, включены в понятие «медицинская деятельность».

Таким образом, в случае, если описание объекта закупки включает в себя оказание услуг по дезинфекции в рамках осуществления медицинской деятельности, то получение лицензии на осуществление медицинской деятельности по работе (услуге) «дезинфектология» является обязательным, в силу пункта 3 положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291.

Как следует из извещения и технического задания документации о закупке предметом контракта является оказание услуг по стирке, глажке белья и спецодежды III степени загрязнения.

В извещении и документации о закупке условие применительно к участнику закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, не установлено.

Согласно пояснениям представителя Заказчика ГБУЗ «Городская детская больница г. Златоуст» имеет действующую лицензию на осуществление медицинской деятельности № ЛО-74-01-004773 от 08.10.2018, в соответствии с которой учреждение выполняет все санитарно-эпидемиологические требования, в том числе, касаемые дезинфекции белья.

Так, разделом вторым СанПиНа 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» (далее - СанПиН 2.1.3.2630-10) (п. 1.4) существуют следующие виды дезинфекции: планово-профилактическая и очаговая.

При этом только в ходе текущей и заключительной очаговой дезинфекции производится обеззараживание потенциально контаминированных выделений больного и всех объектов внутрибольничной среды, с которыми больной имел контакт, в том числе, белья, а также в дезинфекционных камерах – постельных принадлежностей, нательного белья и вещей больного, выдаваемых ему перед выпиской.

Согласно пунктам 6.18 и 6.19 СанПиНа 2.1.3.2630-10 обеззараживание загрязненных выделениями и биологическими жидкостями изделий из текстильных материалов (нательного, постельного белья, полотенец, спецодежды медицинского персонала и др.) осуществляют в прачечных путем замачивания в растворах дезинфицирующих средств перед стиркой или в процессе стирки с использованием разрешенных для этих целей дезинфицирующие средства в стиральных машинах проходного типа по программе стирки N 10 (90°С) согласно технологии обработки белья в медицинских организациях. После выписки пациента постельные принадлежности (матрасы, подушки, одеяла), одежду и обувь подвергают камерной дезинфекции.

В иных разделах данного СанПиНа 2.1.3.2630-10 дезинфекция белья не упоминается.

В соответствии с Техническим заданием документации об электронном аукционе белье поступает в стирку к исполнителю обеззараженным, после замачивания в растворах дезинфицирующих средств.

Для осуществления дезинфекции белья собственными силами ГБУЗ «Городская детская больница г. Златоуст» ежеквартально приобретает дезинфицирующие средства для дезинфекции белья. Так, например, согласно договору №457 от 28.08.2018г заказчиком приобретены дезинфицирующие средства «Дезарин», «Русь-хлор», «Ультима». Кроме того, ГБУЗ «Городская детская больница г. Златоуст заказывает работы по производственному контролю по смывам на санитарно-показательную флору с объектов, в том числе, продезинфицированного им белья, а также контроль дезкамер (договор №406 от 16.07.2018). Как следует из пояснений представителя заказчика в структурных подразделениях учреждения трудятся медицинские дезинфекторы.

Таким образом, Заказчик самостоятельно проводит дезинфекцию перед стиркой белья в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими правилами.

Таким образом, заслушав пояснения Заказчика, принимая во внимание наличие контрактов на закупку дезинфицирующих средств и проведения производственного контроля по смывам на санитарно-показательную флору, а также учитывая тот факт, что техническим заданием проекта контракта установлена обязанность Заказчик проводить предварительную дезинфекцию белья своими силами, Комиссия Челябинского УФАС России не усматривает в действиях Заказчика нарушений Закона о контрактной системе в части отсутствия в документации об электронном аукционе и извещении о проведении закупки требования о наличии у участников закупки лицензии на осуществление медицинской деятельности в области дезинфектологии, поскольку объектом закупки являются услуги, не подразумевающие под собой осуществление исполнителем дезинфекции, которая является лицензируемым видом деятельности.

Кроме того, Комиссия отмечает, что фактических препятствий участия в закупке у ООО «Индустрия Чистоты» не имеется, на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих материальную заинтересованность Общества для участия в закупочной процедуре. Более того, из пояснений представителя заявителя следует, что ООО «Индустрия Чистоты» не намерено принимать участие в рассматриваемом аукционе по причине низкой начальной (максимальной) цены контракта.

 

Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Индустрия Чистоты» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг по стирке, глажке белья и спецодежды III степени загрязнения (извещение № 0369300013718000306) необоснованной.

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны