Решение б/н Решение по делу № 73-04/10 от 11 августа 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

                                                                                                                        г. Челябинск

Резолютивная часть решения оглашена «5» марта 2011 г.

 

В полном объеме решение изготовлено «23» марта 2011 г.

            

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

-Семенова Е.Г.– заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии:

-Расторгуева Ю.М. – начальник отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

 

-Волков В.Д. – специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России,

 

рассмотрев дело № 73-04/10 по признакам нарушения ТСЖ «Терем» (Комсомольский проспект, д. 62, г. Челябинск, 454014) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон «О защите конкуренции»).

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

 

В Челябинское УФАС России обратилась <…> с заявлением о нарушении ТСЖ «Терем» антимонопольного законодательства (вх. от 25.05.2010 № 5620).

 

В указанном заявлении сообщается, что <…>, являясь собственником помещения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: 454014, г. Челябинск, Комсомольский проспект д. 62 (далее — Многоквартирный дом), обратилась в ТСЖ «Терем», которое является управляющей компанией, осуществляющей управление Многоквартирным домом, с просьбой выдать ей акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности для заключения договора энергоснабжения с ОАО «Челябэнергосбыт».

 

Ответа на указанный запрос не последовало, а акт выдан не был. По мнению <…>, бездействие ТСЖ «Терем», выразившееся в невыдаче акта разграничения балансовой принадлежности, нарушает требования части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

Как следует из представленной информации, собственники многоквартирного дома выбрали способ управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья, которое было зарегистрировано 13 ноября 2003 года и названо ТСЖ «Терем». 

 

Как видно из представленной в материалы дела копии свидетельства о государственной регистрации права <…> является собственником нежилого помещения № 4, расположенного в подвальном этаже п адресу: Россия, Челябинская область, г. Челябинск, пр. Комсомольский, д. 62 (далее — Нежилое помещение).

 

22.01.2010 <…> направила в ТСЖ «Терем» письмо от 18.01.2010 с просьбой выдать акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электрических сетей на принадлежащее ей Нежилое помещение. В указанном письме <…> сообщает, что акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электрических сетей  необходим ей для заключения договора энергоснабжения с ОАО «Челябэнергосбыт» и что на ТСЖ «Терем» лежит обязанность выдать такой акт, которая закреплена в статье 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее — Закон «Об электроэнергетике»).

 

В ответ, ТСЖ «Терем» направило <…> письмо от 25.01.2010 № 1, в котором сообщило, что <…> незаконно пользуется Нежилым помещением и что для решения вопросов по использованию коллективной собственности необходимо согласие всех собственников жилья дома. Вместе с этим, <…> была оповещена о проведении общего собрания членов ТСЖ «Терем» и была приглашена на него.

 

Как следует из представленного протокола общего собрания членов ТСЖ «Терем» от 13 марта 2010 года № 8 на повестке собрания решался, в том числе вопрос о предоставлении <…> акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.

 

Как следует из протокола <…> заявила на собрании, что ей необходим акт разграничения балансовой принадлежности на Нежилое помещение. В ответ, член правления ТСЖ <…> пояснил, что у ТСЖ «Терем» нет договора энергоснабжения и нет возможности представить акт разграничения балансовой принадлежности.

 

08.03.2010 ТСЖ «Терем» получило письмо ОАО «Челябэнергосбыт» от 03.03.2010 № 1052.

 

В указанном письме сообщалось, что ТСЖ «Терем» в силу пункта 4 статьи 26 Закона «Об электроэнергетике» обязано предоставлять по требованию собственников документы, подтверждающие технологическое присоединение и разграничение балансовой принадлежности. В письме содержалась просьба оформить акт разграничения балансовой принадлежности <…> и направить его в адрес ОАО «Челябэнергосбыт».

 

В ходе рассмотрения дела № 73-04/10 ОАО «Челябэнергосбыт»  в письме от 28.07.2010 № ЧФ-01-363 пояснило, что между ним и <…> заключен договор энергоснабжения от 01.11.2008 № 5901. Указанный договор ежегодно продлевался вплоть до момента рассмотрения дела № 73-04/10. Стороны указанного договора в ходе рассмотрения дела подтвердили, что обязательства по договору энергоснабжения исполнялись на протяжении его действия обеими сторонами.

            

В ходе рассмотрения дела <…> поддержала доводы и требования, изложенные в заявлении, пояснив следующее.

           

По мнению <…> бездействие ТСЖ «Терем», выразившееся в невыдаче акта разграничения балансовой принадлежности, незаконно и нарушает ее права и требования Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям» и статьи 26 Закона «Об электроэнергетике». В соответствии с указанными нормативными актами  владельцы электросетей не вправе препятствовать перетоку электроэнергии на энергопринимающие устройства других потребителей и обязаны составлять и предоставлять по требованию документы, подтверждающие технологическое присоединение и разграничение балансовой принадлежности.

           

Не согласившись с доводами <…>, ТСЖ «Терем» пояснило следующее.

 

По мнению ТСЖ «Терем», <…> владеет помещением без законных оснований и не может считаться собственником Нежилого помещения и энергопринимающих устройств, расположенных в нем, следовательно, у ТСЖ «Терем» нет оснований выдавать ей акт разграничения балансовой принадлежности. Вместе с тем, Многоквартирный дом на время рассмотрения дела № 73-04/10 подключен по временной схеме электроснабжения, и ввиду этого общедомовые сети Многоквартирного дома не могут считаться технологически присоединенными ввиду того, что технические условия на присоединение не исполнены. В результате того, что техусловия не исполнены, ТСЖ «Терем» не имеет возможности определить границы своих сетей и выдавать акты разграничения балансовой принадлежности собственникам помещений в Многоквартирном доме. Кроме этого, по мнению ТСЖ «Терем», в силу требований Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям» <...> обязана была осуществить ряд мероприятий для технологического присоединения, названных в пункте 7 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям. По итогам выполнения указанных мероприятий <…> могла обратиться в ТСЖ «Терем» за выдачей акта разграничения балансовой принадлежности.

 

Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения сторон, Комиссия пришла к выводу об отсутствии нарушения ТСЖ «Терем» части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» по следующим основаниям.

 

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

           

Субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 10 указанного Федерального закона, является хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на соответствующем рынке работ (услуг). Как указано в п. 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 30, условия признания лица занимающим доминирующее положение на рынке определенного товара (ограниченного в силу п. 4 ст. 4 Закона о защите конкуренции, в том числе территориальными пределами) определяются статьей 5 Закона. Установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта производится с учетом его доли на рынке определенного товара. При этом доля признается, если не доказано иное, равной указанной в реестре хозяйствующих субъектов.

           

Также в силу ч. 1, 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

           

На основании п. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» одной их сфер деятельности субъектов естественной монополии является деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии.

           

Согласно статье 3 Закона «Об электроэнергетике» услуги по передаче электрической энергии представляют собой комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно- технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.

           

Как следует из ч. 2 ст. 26 названного Закона обязательным условием оказания услуг по передаче электрической энергии покупателю является его участие в оптовом рынке или наличие у такого покупателя заключенного с производителем или иным поставщиком электрической энергии договора купли-продажи электрической энергии, исполнение обязательств по которому осуществляется надлежащим образом.

           

В соответствии со сложившейся судебной практикой (решение Арбитражного суда Челябинской области от 14.02.2009 по делу № А60-15681/2009-С9, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2010 № 18АП-11755/2010, постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 04.03.2011 № Ф09-735/11-С1) организации, занимающиеся обслуживанием и управлением общего домового имущества, не оказывают услуг по передаче электрической энергии по смыслу, предаваемому этому понятию законодательством об электроэнергетике, поэтому отсутствуют основания для отнесения этого лица к числу субъектов, осуществляющих деятельность в условиях естественной монополии.

           

В соответствии с пунктом 4 статьи 26 Закона «Об электроэнергетике» сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства.

           

Таким образом, бездействие организации, осуществляющей обслуживание и управление общедомовым имуществом, выразившееся в невыдаче акта разграничения балансовой принадлежности собственнику энергопринимающих устройств по его требованию, нарушает требования пункта 4 статьи 26 Закона «Об электроэнергетике», но не может нарушать требования статьи 10 Закона «О защите конкуренции» ввиду отсутствия у названной организации статуса субъекта, занимающего доминирующее положение.

           

Учитывая отсутствие доминирующего положения у ТСЖ «Терем», Комиссия приходит к выводу об отсутствии факта нарушения части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» в бездействии ТСЖ «Терем», выразившемся в невыдаче акта разграничения балансовой принадлежности электрических сетей <…>.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 48 Закона «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Прекратить рассмотрение дела № 73-04/10 по признакам нарушения ТСЖ «Терем» части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях ТСЖ «Терем».

  

Председатель Комиссии 

 

Е.Г. Семенова

 

 

Члены Комиссии

 

Ю.М. Расторгуева

 

В.Д. Волков

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Челябинской области в течение трех месяцев со дня его принятия. Днем принятия решения считается день изготовления решения в полном объеме.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством  Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны