Решение б/н ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 074/10/5-2380/2023 об отсутствии оснований для... от 12 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

№ 074/10/5-2380/2023 об отсутствии оснований для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков «11» октября 2023 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59 Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия рассмотрев обращение АО «Челябоблкоммунэнерго» вх. № 13128/23 от 03.10.2023 о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «Система-Сервис» (ИНН 7453270103) в связи с уклонением от заключения договора на «Поставка прав на программу для ЭВМ: Kaspersky Endpoint Security для бизнеса Расширенный, согласно Спецификации» (извещение № 32312762990), 2023-16057 2 УСТАНОВИЛА: В Челябинское УФАС России поступило обращение АО «Челябоблкоммунэнерго» о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «Система-Сервис» (ИНН 7453270103) в связи с уклонением от заключения договора на «Поставка прав на программу для ЭВМ: Kaspersky Endpoint Security для бизнеса Расширенный, согласно Спецификации» (извещение № 32312762990). Поводом к обращению послужили следующие обстоятельства. АО «Челябоблкоммунэнерго» провело запрос котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на «Поставка прав на программу для ЭВМ: Kaspersky Endpoint Security для бизнеса Расширенный, согласно Спецификации» (извещение № 32312762990). В соответствии с протоколом № 192/23-ЗЦ от 21.09.2023 победителем закупки признано ООО «Система-Сервис». Обеспечение исполнения договора в данной закупке не предусмотрено. Закупочной документацией предусмотрен следующий порядок заключения договора. Договор по результатам проведения конкурентной закупки Заказчик заключает не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. В течение пяти дней со дня размещения в ЕИС итогового протокола закупки Заказчик передает победителю (единственному участнику) два экземпляра заполненного проекта договора. Победитель закупки (единственный участник) в течение пяти дней со дня получения двух экземпляров проекта договора подписывает их, скрепляет печатью (при наличии) и передает Заказчику. Заказчик не ранее чем через 10 дней со дня размещения в ЕИС протокола закупки, на основании которого заключается договор, подписывает и скрепляет печатью (при наличии) оба экземпляра договора и возвращает один из них победителю закупки (единственному участнику). В материалах обращения имеется письмо ООО «Система-Сервис», направленное в адрес Заказчика о невозможности поставки программного обеспечения по закупке, в связи с изменением производителем условий поставки, письмо Письмо с аналогичным содержанием также ООО «Система-Сервис» направило на электронную почту Заказчика. Документарного подтверждения невозможности поставки товара победителем закупки представлено не было, в материалах обращения не имеется. 03.10.2023 ООО «Система-Сервис» признано уклонившимся от заключения договора на «Поставка прав на программу для ЭВМ: Kaspersky Endpoint Security для бизнеса Расширенный, согласно Спецификации» по итогам проведения закупки. Челябинским УФАС России в соответствии с уведомлением (от 06.10.2023 исх. № СК/13798/22) запрошены письменные пояснения о причинах уклонения ООО «СистемаСервис» от заключения договора на «Поставка прав на программу для ЭВМ: Kaspersky Endpoint Security для бизнеса Расширенный, согласно Спецификации». Однако, письменных пояснений общество не представило, явку на рассмотрение Комиссией Челябинского УФАС России обращения о включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков не обеспечило, ходатайств, в т.ч. об отложении рассмотрении жалобы и отводов не заявляло. При этом, надлежащим образом уведомлено по адресу электронной 2023-16057 3 почты директора общества (d.bedov@systema.pro) (указана в анкете при подачи заявки на участие в закупке), что подтверждается материалами обращения. Изучив представленные документы, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к следующим выводам. Частью 1 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) предусмотрено ведение реестра недобросовестных поставщиков, которое осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, на официальном сайте. В соответствии с пунктом 5.3.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331, Федеральная антимонопольная служба ведет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, реестры недобросовестных поставщиков, предусмотренные Законом о закупках. Согласно Приказу ФАС России от 18.03.2013 № 164/13 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Комиссия территориального органа ФАС России по результатам рассмотрения жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров дает соответствующее заключение, которое не позднее двух рабочих дней должно быть представлено руководителю ФАС России для принятия им решения о включении либо отсутствии оснований для включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков. Обращение АО «Челябоблкоммунэнерго» о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «Система-Сервис» направлено в Челябинское УФАС России в сроки и в порядке, предусмотренные Правилами направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 года № 1211. Из анализа положений Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков является инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения закупок, следовательно, является механизмом защиты заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков). Включение сведений о лице в Реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике, ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности. При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, 2023-16057 4 должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П, от 21.11.2002 №15-П, определения от 07.06.2001 № 139-О, от 07.02.2002 № 16-О). По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. Следовательно, для возникновения таких правовых последствий как признание заявителя недобросовестным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) антимонопольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоблюдения положений законодательства, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков. Частью 15 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. Указанные сроки также регламентированы закупочной документацией. Согласно статье 28 Закона о закупках договор по результатам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства заключается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки и должен быть подписан электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника такой конкурентной закупки, заказчика. В случае наличия разногласий по проекту договора, направленному заказчиком, участник такой закупки составляет протокол разногласий с указанием замечаний к положениям проекта договора, не соответствующим извещению, документации о конкурентной закупке и своей заявке, с указанием соответствующих положений данных документов. Протокол разногласий направляется заказчику с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки. Заказчик рассматривает протокол разногласий и направляет участнику такой закупки доработанный проект договора либо повторно направляет проект договора с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания. Предельный срок заключения договора в соответствии с Законом о закупках и закупочной документацией 11.10.2023, т. е. 20 день с даты размещения итогового протокола. 03.10.2023 победитель закупки признан уклонившимся от заключения договора на поставку металлопродукции по итогам проведения закупки, следовательно общество было лишено 8 дней на возможность подписания договора, установленных законодательствам о закупках. Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о невозможности принятия решения о включении поставщика в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с нарушением Заказчика порядка заключения договора, 2023-16057 5 выразившимся в признании участника закупки, уклонившимся от заключения договора до окончания срока заключения договора, что нарушает требования части 15 статьи 3.2 Закона о закупках. Указанная позиция также находит свое подтверждение в Решении Арбитражного суда города Москвы по делу № А40-7515/20-120-49 от 16.07.2020 и Постановлении 18 Арбитражного апелляционного суда по делу № А76-7376/2022 от 24.10.2022. Комиссия, руководствуясь положениями Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 № 1211, положениями Приказа ФАС России от 18.03.2013 № 164/13 «О введении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Законом о закупках, РЕШИЛА: Направить в Федеральную антимонопольную службу заключение об отсутствии оснований для включения сведений об ООО «Система-Сервис» (454016 г. Челябинск, ул. Братьев Кашириных, 85А, ком. 12, пом. 83, ИНН 7453270103, ОГРН 1147453006513, КПП 744701001) в реестр недобросовестных поставщиков.

Связанные организации

Связанные организации не указаны