Решение б/н Решение по делу № 71-08/2016 от 6 февраля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ

19 января 2017 года                                                                  г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

 

Председатель Комиссии:               <…> – заместитель  

                                                              руководителя Управления -  

                                                         начальник отдела контроля за рекламой и

                                                         недобросовестной конкуренцией;                                                                                                     

 

члены Комиссии:                             <…>, специалист-эксперт 

                                                         отдела контроля за рекламой и

                                                         недобросовестной конкуренцией;

                                                         <…>, главный  специалист-эксперт 

                                                         отдела контроля за рекламой и

                                                         недобросовестной конкуренцией,                                                    

рассмотрев дело № 71-08/2016, возбужденное по факту распространения рекламы 13 сентября 2016 года в социальной сети «ВКонтакте» https://vk.com/im?peers=2353878_c11&sel=52704094&w=wall-54793836_848337 рекламы развлекательных мероприятий клуба «Тайные желания» с признаками нарушения части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела,

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) поступило заявление физического лица о размещении 13 сентября 2016 года в социальной сети «ВКонтакте» https://vk.com/im?peers=2353878_c11&sel=52704094&w=wall-54793836_848337 рекламы развлекательных мероприятий с  нарушением рекламного законодательства.

Специалистами Челябинского УФАС России осуществлен осмотр страницы https://vk.com/im?peers=2353878_c11&sel=52704094&w=wall-54793836_848337, о чем составлен акт осмотра № 134-2016 от 15 сентября 2016 года. В результате осмотра установлено, что на странице группы «Подслушано (Магнитогорск)» социальной сети «ВКонтакте»  13 сентября 2016 года размещены сведения: «Закрытый частный секс клуб «Тайные желания» представляет. Вспоминаем школьные годы. Секс вечеринка  «Плохая училка». В эту ночь разрешается вести себя пошло». Ниже размещен рекламный  баннер со сведениями: «24 сентября, +18 SEXCLUB PRESENTS.  Плохая училка! Закрытая вечеринка  для взрослых….В эту ночь можно вести себя плохо…закрытый частный свингер клуб «Тайные желания»…» и образом полуобнаженной девушки в нижнем белье. В рекламе указан номер телефона 8 (951) **-**9-1.  Здесь же размещены сведения «Афиша сделана и разработана  нашим хорошим другом <…>».

Согласно выписке из реестра Российской системы и плана нумерации, размещенной на официальном сайте Федерального агентства связи www.rossvyaz.ru, телефонный номер <...> (951) **-**9-1 входит в ресурс нумерации оператора связи ООО «Т2 Мобайл».

По сведениям ООО «Т2 Мобайл» на запрос Челябинского УФАС России  телефонный номер <...> (951) **-**9-1 закреплен за физическим лицом <…> (г. Магнитогорск).

Согласно письму ООО «В контакте» вх. № 14103 от 11.10.2016  Интернет-страница по адресу https://vk.com/im?peers=2353878_c11&sel=52704094&w=wall-54793836_848337 является записью на стене сообщества https://vk.com/vkmgn. В руководстве сообщества состоит один пользователь – <…>, он же является автором публикации https://vk.com/im?peers=2353878_c11&sel=52704094&w=wall-54793836_848337. Интернет-страница https://vk.com/id_swing_paty_mgn является персональной страницей пользователя – <…>.

Согласно выписке из реестра Российской системы и плана нумерации, размещенной на официальном сайте Федерального агентства связи www.rossvyaz.ru, телефонный номер <...> -906-***-**-65 входит в ресурс нумерации оператора связи ПАО «ВымпелКом».

По сведениям ПАО «ВымпелКом» на запрос Челябинского УФАС России  телефонный номер <...> -906-***-**-65 закреплен за физическим лицом <…> (г. Магнитогорск).

Согласно выписке из реестра Российской системы и плана нумерации, размещенной на официальном сайте Федерального агентства связи www.rossvyaz.ru, телефонный номер <...> -951-***-**-04 входит в ресурс нумерации оператора связи ООО «Т2 Мобайл».

По сведениям ООО «Т2 Мобайл» на запрос Челябинского УФАС России  телефонный номер <...> -951-***-**-04 закреплен за физическим лицом <…> (г. Магнитогорск).

Челябинское УФАС России возбудило дело по признакам нарушения части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе». От <…>, привлеченного для участия в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства, а также от заинтересованных лиц <…>, <…> запрошенные сведения не поступили.

 

Изучение материалов приводит к следующим выводам.

13 сентября 2016 года в социальной сети «ВКонтакте» в группе «Подслушано (Магнитогорск)» https://vk.com/im?peers=2353878_c11&sel=52704094&w=wall-54793836_848337 размещен баннер со сведениями: «Закрытый частный секс клуб «Тайные желания» представляет. Вспоминаем школьные годы. Секс вечеринка  «Плохая училка». В эту ночь разрешается вести себя пошло». Ниже размещен рекламный  баннер со сведениями: «24 сентября, +18 SEXCLUB PRESENTS.  Плохая училка! Закрытая вечеринка  для взрослых….В эту ночь можно вести себя плохо…закрытый частный свингер клуб «Тайные желания»…» и образом полуобнаженной девушки в нижнем белье. В рекламе указан номер телефона 8 (951) **-**9-1.  Здесь же размещены сведения «Афиша сделана и разработана  нашим хорошим другом <…>».

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно письму ФАС России от 28.08.2015 N АК/45828/15 «О рекламе в сети «Интернет» не является рекламой информация о производимых или реализуемых товарах, размещенная на сайте производителя или продавца данных товаров или на страницах в социальных сетях производителя или продавца данных товаров, если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта или страницы в социальной сети о реализуемых товарах, ассортименте, правилах пользования, также не является рекламой информация о хозяйственной деятельности компании, акциях и мероприятиях, проводимых данной компанией и т.п.  Однако в отдельных случаях, когда размещаемая на сайте информация направлена не столько на информирование потребителя об ассортименте товаров или деятельности компании, сколько на привлечение внимания к конкретному товару и его выделение среди однородных товаров (например, всплывающий баннер), такая информация может быть признана рекламой.

На странице  https://vk.com/im?peers=2353878_c11&sel=52704094&w=wall-54793836_848337 размещен баннер с информацией о развлекательных мероприятиях, которая направлена на привлечение внимания к определенным мероприятиям, в частности закрытой вечеринке для взрослых.

В соответствии с частью 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»  в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

В рекламе присутствует женский образ, указание на определенную социальную категорию, в частности  «…училка», привлекается внимание к развлекательному мероприятию  для лиц возрастной категории «+18», проводимому в ночном клубе «Тайные желания».

Слово «непристойный» в соответствии с Толковым словарем русского языка  С.И.Ожегова означает «неприличный, бесстыдный». Слово «Бесстыдный» согласно вышеуказанному словарю означает противоречащий общественной морали, непристойный». «Неприличный» - противоречащий правилам приличия. «Приличие» - правило поведения, благопристойность.

Следовательно, к непристойным образам, могут быть отнесены такие изображения, которые нарушают общепринятые модели и принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности.

В данном случае, в рекламе содержатся непристойные образы и выражения в отношении пола и социальной категории, поскольку для общепринятых общественных отношений (социума) не является нормой открытая демонстрация женских образов в нижнем белье в совокупности с использованием соответствующих выражений в отношении лиц, осуществляющих трудовую деятельность по специальности «педагогическая деятельность» с целью привлечения внимания к мероприятиям, участие в которых большинство потребителей (граждан) с определенными  нравственными устоями и воспитанием не принимают.

Указанная реклама была рассмотрена 04 октября 2016 года на Экспертном совете при Челябинском УФАС России (далее – Экспертный совет).    

Перед экспертами поставлен вопрос: «Содержит ли реклама развлекательных мероприятий ночного клуба «Тайные желания» непристойные образы и выражения?».

Согласно протоколу № 1 заседания Экспертного совета по применения законодательства о рекламе от 04 октября  2016 года в голосовании приняло участие 16 человек, из них 13 проголосовали за то, что в рекламе присутствуют оскорбительные сравнения и образы, 3- против.

С учетом изложенного, реклама клуба «Тайные желания», размещенная в социальной сети «ВКонтакте» в группе «Подслушано (Магнитогорске)» на странице   https://vk.com/im?peers=2353878_c11&sel=52704094&w=wall-54793836_848337  содержит признаки нарушения  части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

На основании части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель.

Согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Исходя из понятия рекламодателя, изложенного в статье 3 Федерального закона «О рекламе» это, по сути, заказчик рекламы, т.е. то лицо, в чьих интересах осуществляется распространение и размещение рекламы. Соответственно таким лицом могут выступать изготовитель, продавец, фирма, оказывающая услуги, частное лицо и так далее.

Согласно письму ФАС России от 31.05.2016 N АК/36350/16 «О разъяснении отдельных положений Федерального закона «О рекламе» рекламодателем может быть лицо, заинтересованное в реализации объекта рекламирования (изготовитель товара, продавец товара, лицо, оказывающее услуги). При этом отнесение того или иного лица к рекламодателю осуществляется исходя из объекта рекламирования, к которому формируется интерес в рекламе, условий договора о распространении рекламы, а также иных обстоятельств распространения рекламы.

Так, страница https://vk.com/im?peers=2353878_c11&sel=52704094&w=wall-54793836_848337 является записью на стене сообщества https://vk.com/vkmgn. В руководстве сообщества состоит один пользователь – <…>. (7-906-***-**-65), он же является автором публикации https://vk.com/im?peers=2353878_c11&sel=52704094&w=wall-54793836_848337.

Администратором страницы https://vk.com/vkmgn является <…>, что следует из письма ООО «В Контакте» вх. № 14103 от 11.10.2016. По сведениям ПАО «ВымпелКом» телефонный номер <...> -906-***-**-65 закреплен за физическим лицом <…> (г. Магнитогорск).

Таким образом, исходя из обстоятельств распространения рекламы, коммерческий интерес в реализации объектов рекламирования имелся именно у <…>, являющегося администратором страницы в социальной сети «В Контакте» группы «Подслушано (Магнитогорск)». С учетом изложенного, <…> надлежит признать рекламодателем и рекламораспространителем рекламы.

 Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Федерального закона «О рекламе»  антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Материалы, указывающие на принятие <…> мер по прекращению нарушение рекламного законодательства по состоянию на 19 января 2017 года антимонопольным органом не получены. В связи с изложенным, Комиссия считает необходимым выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Руководствуясь  частью  2  пункта  1  статьи  33,  частью  1  статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42  Правил рассмотрения   антимонопольным   органом  дел,  возбужденных  по  признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей, размещенную 13 сентября 2016 года в социальной сети «ВКонтакте» в группе «Подслушано (Магнитогорск)» https://vk.com/im?peers=2353878_c11&sel=52704094&w=wall-54793836_848337, в которой присутствуют оскорбительные образы и сравнения в отношении определенной социальной категории, в частности  «…училка», привлекается внимание к развлекательному мероприятию  для лиц возрастной категории «+18», проводимому в ночном клубе «Тайные желания», поскольку в ней  нарушены требования  части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать <…> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Челябинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении <…>

Решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны