Решение б/н Решение № 711-ж/2017 по жалобе ООО «Профит-плюс» на действия... от 20 октября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

по делу 711-ж/2017

13 октября 2017 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

«<…>»

-

«<…>»;

Членов Комиссии:

«<…>»

-

«<…>»;

 

«<…>»

-

«<…>»,

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Профит-плюс» (далее - ООО «Профит-плюс», заявитель) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по газоснабжению жилых домов частного сектора мкр. Луначарского (3-я очередь) г. Касли, Челябинской области (извещение № 0169300028117000205), в присутствии:

- представителя Администрации Каслинского городского поселения (далее – заказчик) «<…>», действующей на основании доверенности № 27 от 02.10.2017;

- представителя Управления по муниципальному имуществу и земельным отношениям администрации Каслинского муниципального района (далее – уполномоченный орган) «<…>», действующей на основании доверенности № 7 от 27.06.2017;

- представители заявителя о времени и месте проведения Комиссии уведомлены, на заседание не явились, письменных пояснений, ходатайств не представили.

У С Т А Н О В И Л А:

В Челябинское УФАС России 06.10.2017 поступила жалоба ООО «Профит-плюс» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по газоснабжению жилых домов частного сектора мкр. Луначарского (3-я очередь) г. Касли, Челябинской области (извещение № 0169300028117000205) (далее – Аукцион, Закупка).

Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано уполномоченным органом на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 20.09.2017 в 14:36.

Начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по газоснабжению жилых домов частного сектора мкр. Луначарского (3-я очередь) г. Касли, Челябинской области 12 000 000,00 рублей.

Протокол № 0169300028117000205 рассмотрения единственной заявки на участие в аукционе от 09.10.2017.

Аукцион признан несостоявшимся на основании части 8 статьи 67 Закона о контрактной системе.

Доводы жалобы ООО «Профит-плюс» заключаются в следующем.

1. В документации об аукционе отсутствует описание объекта закупки в части требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товаров и материалов, используемых при выполнении работ, что, по мнению заявителя, нарушает требования пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

2. В проекте контракта, в нарушение части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе отсутствует срок приемки выполненных работ на законченном строительством объекте.

3. В проекте контракта не установлена пеня за просрочку исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом.

Представители заказчика, уполномоченного учреждения с доводами жалобы ООО «Профит-плюс» не согласились и пояснили, что поскольку объектом закупки выступает строительство газопровода, которое осуществляется на основании проекта, имеющего положительное заключение государственной экспертизы и указанные проект и заключение размещены в единой информационной системе, заказчиком соблюдены требования, предъявляемые к описанию объекта закупки.

Пункты 7.6, 7.6.1-7.6.3 проекта контракта определяют сроки приемки выполненной работы.

По мнению представителей заказчика, в проекте контракта содержится ссылка на установление ответственности сторон в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

1. В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Как указано в пункте 6 информационной карты документации об аукционе, наименование и описание объекта закупки: «В соответствии со Сводным сметным расчетом, локальными сметами (приложения 1,2,3 к муниципальному контракту)».

Как пояснили представители заказчика, уполномоченного органа, требований к функциональным, техническим и качественным характеристикам товаров и материалов, используемых при выполнении работ не предъявлялось, поскольку работы должны выполняться в соответствии с условиями контракта, технического задания, локальным сметным расчетом, рабочей проектной документацией.

Таким образом, заказчиком соблюдены требования пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 33Закона о контрактной системе.

Довод заявителя не находит своего подтверждения, не обоснован.

2. Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

Проект контракта содержит раздел 7, определяющий порядок приемки выполненных работ. Так, в соответствии с пунктами 7.6, 7.6.1-7.6.3 проекта контракта сдача подрядчиком и приемка заказчиком (приемочной комиссией) результата работ (законченного строительством Объекта) осуществляются в следующем порядке: сдача подрядчиком и приемка заказчиком (приемочной комиссией) результата работ (законченного строительством Объекта) производится в течение 5 рабочих дней. Акт приемочной комиссии подписывается и утверждается заказчиком в срок не более 3 рабочих дней. подрядчик не менее чем за 10 (десять) календарных дней до даты завершения работ обязан: - вручить заказчику уведомление о завершении работ и необходимости приступить к приемке результата работ; - подготовить результаты работ к сдаче заказчику с комплектом необходимой исполнительной документации, а также документов, подготовка которых входит в обязанности подрядчика как лица, осуществляющего строительство, в соответствии со статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Заказчик не позднее чем в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты получения письменного сообщения подрядчика о готовности к сдаче результата работ (законченного строительством Объекта) обязан сформировать и утвердить состав приемочной комиссии и приступить к приемке результата работ.

Таким образом, заказчиком соблюдены требования части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.

Довод заявителя не находит своего подтверждения, не обоснован.

3. В силу части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042 (далее – Постановление Правительства РФ № 1042 от 30.08.2017) утверждены «Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом» (далее – Правила).

В нарушение части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе проект контракта не содержит ответственность заказчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Довод заявителя обоснован. Действия заказчика могут быть квалифицированы по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Антимонопольный орган обращает внимание, что заказчиком в проекте контракта также не установлена ответственность за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Законом о контрактной системе), предложившем наиболее высокую цену за право заключения контракта.

При проведении внеплановой проверки в действиях Заказчика антимонопольным органом выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе.

1. В соответствии с требованиями части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

Кроме того, в силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе требования к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе указываются в документации о закупке.

При этом обязанность заказчика по установлению данных требований продиктована возложенными обязанностями на аукционную комиссию проверять соответствие участника указанным требованиям.

В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

Частью 2.1 статьи 52 ГрК РФ предусмотрено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.

В силу пункта 1 части 2.2 статьи 52 ГрК РФ не требуется членство в саморегулируемых организациях в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе государственных и муниципальных казенных предприятий, государственных и муниципальных учреждений в случае заключения ими договоров строительного подряда с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующей области, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в ведении которых находятся такие предприятия, учреждения, или в случае выполнения такими предприятиями, учреждениями функций технического заказчика от имени указанных федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона, требования к участникам закупки указаны в пункте 15 информационной карты документации об аукционе. Из содержания пункта 15 информационной карты документации об аукционе следует, что участник аукциона должен быть членом СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

СРО, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств; совокупный размер обязательств участника аукциона по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств.

Все перечисленные требования не распространяются: на унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, юрлица с госучастием в случаях, которые перечислены в соответствии ст. 48 ГрК РФ.

По мнению Челябинского УФАС России, описание заказчиком случаев, на которые не распространяется требование о членстве в СРО, не в полной мере соответствует требованиям действующего законодательства.

2. В соответствии с частью 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту. Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 № 570 установлены видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам (далее – Постановление Правительства РФ № 570 от 15.05.2017).

В силу подпунктов «а», «б», пункта 2 Постановления Правительства РФ № 570 от 15.05.2017 установлено, что возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке; конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом «а» пункта 2 Постановления Правительства РФ № 570 от 15.05.2017, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу Постановления Правительства РФ № 570 от 15.05.2017 и до 1 июля 2018 г.

Согласно пункту 19 информационной карты документации об аукционе, на основании Постановления Правительства РФ № 570 от 15.05.2017, возможные виды работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц: - подготовительные работы; - земляные работы; -инженерная подготовка территории; - устройство фундаментов и оснований; - пусконаладочные работы; - устройство наружных сетей газоснабжения.

В силу пункта 5.2.34 проекта контракта подрядчик обязан согласовать с заказчиком конкретные виды и объемы работ, не менее 15 процентов от цены настоящего контракта, которые Подрядчик будет выполнять самостоятельно без привлечения других лиц.

В части 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе указано, что объем выполненных по контракту работ определяется с учетом статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено следующее: подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете.

Таким образом, в нарушение части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе документация об аукционе, проект контракта не содержат возможные объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, установленных проектом контракта, с учетом утвержденных Постановлением Правительства РФ № 570 от 15.05.2017, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту, что не соответствует требованиям Постановления Правительства РФ № 570 от 15.05.2017.

3. В силу части 4 статьи 110.2 Закона о контрактной системе результатом выполненной работы по контракту, предметом которого является строительство, реконструкция объекта капитального строительства, является построенный и (или) реконструированный объект капитального строительства, в отношении которого получено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного и (или) реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Пунктом 5.2.27 проекта контракта установлена обязанность подрядчика одновременно с предъявлением результата работ к приемке предоставить заказчику исполнительную документацию по объекту для проведения технической инвентаризации и последующей регистрации права собственности Каслинского городского поселения на объект.

Таким образом, в нарушение части 4 статьи 110.2 Закона о контрактной системе в проекте контракта не содержится условий о том, что результатом выполненной работы по контракту является построенный объект капитального строительства, в отношении которого получено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Действия заказчика могут быть квалифицированы по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

4. Как следует из положений части 3 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица.

Требованием к банковской гарантии, в соответствии с частью 8 статьи 45 Закона о контрактной системе, является то, что банковская гарантия, предоставляемая участником закупки в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Законом о контрактной системе, или в качестве обеспечения исполнения контракта, информация о ней и документы, предусмотренные частью 9 статьи 45 Закона о контрактной системе, должны быть включены в реестр банковских гарантий, размещенный в единой информационной системе. Такие информация и документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени банка.

Пунктом 10.4 проекта контракта установлено, что в случае, если по каким-либо причинам обеспечение исполнения обязательств по контракту перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение подрядчиком своих обязательств по контракту, соответствующий подрядчик обязуется в течение 10 (десяти) банковских дней предоставить заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение исполнения обязательств по контракту, в соответствии с условиями, которые указаны в настоящем разделе.

По мнению Челябинского УФАС России, законодательство о контрактной системе не содержит требований по замене обеспечения исполнения контракта.

Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Профит-плюс» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по газоснабжению жилых домов частного сектора мкр. Луначарского (3-я очередь) г. Касли Челябинской области обоснованной в части неустановления в проекте контракта пени за просрочку исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, в остальной части необоснованной.

2. По результатам проведенной внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения частей 2, 4 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.

3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с признанием закупки несостоявшейся.

4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны